Невероятно популярная, признанная и обласканная властями, при этом действительно очень талантливая и любимая театральной публикой, а впоследствии и всем народом огромной страны- Вера Петровна Марецкая. Возможно, она и была символом кино того времени, кино, прославлявшего коммунистический строй, т.н. фильмов в духе соцреализма. Но увидев её однажды в любом из фильмов понимаешь, что не имеет это совершенно никакого значения- она талант, она чудо! Очень здорово, что не настолько ещё зашорено всё тотальной нелюбовью к тому, прошлому, чтобы отказаться от тех прекрасных фильмов, в которых сохранена наша память о таких талантливых людях.
Сегодня В.П.Марецкой исполняется 105 лет, а к 100 летию на телевидении прошел цикл фильмов с этой замечательной актрисой. И вот недавно увидела её опять в "Женитьбе"( 1944), где она в эпизодической роли акушерки Змеюкиной. Это, пожалуй, одна из самых моих любимых - капризная, обворожительная, обольстительная до невозможности. Помните её- "Махайте на меня! Махайте!" и " Дайте мне атмосфэры! Дайте мне бурю!" и удивляешься, что эта самая "Змеюкина" 5 лет назад была "Членом правительства"(1939).
Любые попытки возразить в духе "пропаганда" - не принимаются, возражаю одним- не об этом речь и сейчас это не имеет ровно никакого значения. Видя на трибуне Александру Соколову и слушая её выступление "Вот стою я перед вами- простая русская баба. Мужем битая, попами пуганная, врагами стрелянная- живучая!", чувствуешь, что это можно смотреть бесконечно, ибо за ней мудрость народная и его жизнь. В её фильмотеке много фильмов,
но самые запоминающиеся "Дом на Трубной" ( очень яркая роль Параши) (1928), "Любовь и ненависть" (1935), здесь она сыграла лидера- подбила женщин принять бой против белых. Думаю, именно в этом фильме её увидели в том образе, который был нужен той стране, вряд ли это был выбор, ибо в театре она обожала играть совершенно другие роли- когда её проститутка Бэтти Дорландж в "Школе неплательщиков" Вернейля произносила "Господа, совершенно не с кем жить", зал лежал!(это из воспоминаний Плятта), а на беспризорнице Степке, зал плакал вместе с ней. Но вернемся к кино- 1936- "Поколение победителей" (Варя Плотникова),
1943- "Она защищала Родину" - крестьянка-трактористка, у которой война отняла всё- мужа, детей, друзей, близких. У неё на глазах немецкий офицер бросил её малыша под гусеницы танка и она возглавила партизанский отряд. В конце фильма они встретились с этим палачом. Её взгляд забыть невозможно. А в 1947-м на экраны вышла "Сельская учительница", где Марецкая сыграла учительницу Варвару Васильевну от молоденькой девочки до пожилой женщины и как сыграла!
Родилась В.П. Марецкая в подмосковной Барвихе в 1906 г. Отец её имел буфет в цирке Никитиный и четверо его детей помогали ему во время антрактов. После революции он остался продавцом в этом буфете.Так что заразиться атмосферой театра Вера успела. Она была умна, начитана и отец настоял на серьёзном образовании- философский ф-т МГУ, где она проучилась недолго и втайне поступила в школу-студию при театре Вахтангова, а по окончании поступила в театр Юрия Завадского, который сама же и помогала ему создавать. Завадский обратил внимание на её темперамент и чувство юмора и она с первых дней стала играть практически все ведущие роли. Вскоре они поженились, родился сын Евгений, но когда тому исполнилось 4 года, Завадский влюбился в юную Галину Уланову и они с Верой развелись. Развелись, но не расстались. Она не ушла из театра и помогала ему во всём до последнего дня. Она ещё раз вышла замуж за теперь никому неизвестного актера Троицкого, родила от него дочь Машу, которая и ныне живёт в Лос-Анджелесе, она известный киновед. Троицкий актером был никаким, но имел золотые руки, занимался домом. В 1943-м погиб на фронте.
В 50-60-х Вера Петровна мало снималась в кино, замуж больше не выходила, но театру она не изменяла никогда. Это, пожалуй, была её страсть. Личную жизнь она выставлять напоказ не любила, да и хвалиться ей особо было нечем- удивительное дело, признанная, обсыпанная милостями властей - Народная СССР, Четырежды! лауреат сталинской премии, Кавалер двух орденов Трудового красного знамени, ордена Ленина, зарубежные гастроли ( Румыния, Болгария, Югославия, Франция), грамота Всемирного совета мира- она не могла помочь своим близким. В 1936- м арестовали двух её братьев (они окончили институт красной профессуры и были близки с Бухариным), впоследствии их расстреляли. На второй день войны арестовали младшую сестру. Ей Вера смогла помочь через 2 года, но жить в Москве разрешили только в 60-х. Вроде всё наладилось, но тут новая беда- дочь уже несколько лет была замужем за молодым учёным, была счастлива и вдруг... муж повесился. От такого удара дочь оказалась в неврологическом отделении. Веру Петровну мучили сильные головные боли, она пыталась это скрыть, но самые близкие друзья - Завадский и Плятт буквально отвели её в больницу на обследование. И новый удар- рак головного мозга. Первое время болезнь скрывали, Завадский хотел для неё яркой роли, её последнего прощания. Такая роль была- миссис Сэвидж, но её потрясающе играла Раневская, а когда и она заболела, то уступила её Любови Орловой. Для Орловой эта роль тоже была уже последним шансом. И Завадский параллельно ввел Веру Марецкую. Говорят, что Орлова тоже очень замечательно играла Сэвидж, совершенно непохожую с Раневской, но очень милую и нежную. Я видела только Марецкую в этой роли, ибо именно с ней спектакль сняли для телевидения. Она играла 7 спектаклей подряд, Орлова обижалась и скандалила... Так между двумя великими актрисами пробежала кошка. Перед тем, как в очередной раз лечь на операцию, химию, Марецкая на спектакле вдруг разрыдалась. Слухи по Москве уже пошли и зрители всё знали. Это было прощанием- плакала великая Актриса, рыдал зал и рыдал за кулисами Завадский... Они встретились в правительственной больнице, вернее лежали в одно время в разных палатах. Марецкая передавала приветы Орловой через Завадского, но Орлова молчала. Она ушла первой. Марецкая долго стояла у гроба и, якобы, сказала- "И тут она первая!"- это был 1975-й. В 1976-м к 70-летию Веру Петровну Марецкую пригласили для вручения звезды Героя труда. У неё уже отказывали ноги, но она пошла и потом очень гордилась, что произнесла речь "с одного дубля". В 1977-м не стало и Завадского. Год без него, постоянно находясь в больнице, они с сыном Евгением Завадским писали на магнитофон стихи Пушкина, Некрасова, Цветаевой. Она хотела сделать с сыном поэтическую программу для отца, но не успела. К 100-летию Актрисы на радио "Эхо Москвы" эти стихи звучали. В 1978 году её не стало. Когда-то во Франции ей отдали гримерку Сары Бернар, она тогда произнесла- "Вот бы умереть здесь", а потом добавила-"Или хотя бы в театре..." Она ушла, работая до последней минуты...Она не обладала фарсовым даром Великой Раневской, она не была так миловидна и изысканна, как Орлова, но она была настоящей- простой, наивной и естественной и она заслуживает на нашу память.
Коментарі
анонім
130.07.11, 23:16
aleksandrinna
230.07.11, 23:16
Замечательная заметка! Спасибо, Машенька! Очень интересно и познавательно!
Гість: planeta65
330.07.11, 23:17
Гість: Забанилигады
430.07.11, 23:19
Гість: Тираъ
530.07.11, 23:21
Гість: оазисс
630.07.11, 23:22
u1983
730.07.11, 23:34
Frau Zau
830.07.11, 23:34
Очень эмоционально, Машенька! При упоминании ее фамилии у меня в ушах сразу звучит этот томный голос: "Махайте на меня!...". Так и улыбалась все время, пока о творчестве читала. Еще, конечно, "Сельская учительница"( другие фильмы тоже видела, но как-то не так любимы, что ли). "Странную миссис Сэвидж" тоже видела. Удивительная характерная актриса была. Всегда жаль, что самые блестящие качества Артиста как-то мало используются. И еще я бы добавила - она ведь сниматься начала еще в немом кино. А ведь не все из тех, кто блистал там смогли вписаться в звук. Это ж совсем другое кино.
Ириша Лазур
930.07.11, 23:43
замечательная заметка. не знала о ней ничего.
Val289
1030.07.11, 23:47
Вообще-то я слышал, что у нее были довольно серьезные отношения с Пляттом. Так что наверное насчет того, что у нее личная жизнь была никакой после войны, не все так однозначно.
А так классная статья