Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

Марта

48 років, козоріг, познайомиться з хлопцем у віці 50-60 років

art-veter

попередня
наступна

Креатив по-украински – что это?

Творческий кризис на украинском рекламном рынке наступил сразу после дефолта, в 1999 году, когда грохнулся весь рекламный рынок, упали объемы, расценки. Все это было обусловлено многими причинами, и одна из наиболее важных заключается в том, что сегодня крупнейшие рекламодатели и «креативщики» Украины - это западные производители. Реклама и креатив в Украине стоят для них во много раз дешевле, чем в США и Европе, а продукты, которые они здесь продвигают, стоят столько же, сколько и там, поэтому они не следят за качеством рекламы всерьез, не следят за ее переводом. Что касается местных «творцов» то в гонке за копированием всего заграничного и желанием угодить заказчику, насмотревшемуся псевдо иностранных идей, действительно сильные, творческие мозги были давно убиты, либо огрубели настолько, что не в состояния производить креативные идеи способные поразить воображение и выполнить главную требуемую функцию - продавать.

Нет спора, что и в таких условиях реклама необходима. Вопрос в другом. Насколько важен креатив для продвижения товаров в нашей стране. Насколько велик люфт не привязанного к реальной жизни, свободного, а значит, во многом безответственного творчества. Не ради Целевой Аудитории и Уникального Торгового Предложения, а ради других респонсов. Ведь не секрет, что лучшие (по призам и наградам) образцы рекламы страшно далеки от народа. А если и близки, то не как стимулятор покупки, а как «развлекаловка».

У нас сложилась уникальная ситуация. Производители, продавцы, креативщики, рекламщики и рекламоносители «по умолчанию» водят друг друга за нос и при этом бесконечно ставят на повестку дня вопросы креатива и эффективности… Слова избиты, а эффект? Что мы видим в реалиях?

Креативщики и рекламщики в сложившихся условиях могут совершенно спокойно заботиться не о продвижении товара, а лишь о вкусах заказчика. Не о креативе, а о сдаче-приемке работ. А часто они просто вынуждены поступать именно так, а не как должны бы…

Рекламных носителей и СМИ у нас, казалось бы, пруд пруди, но, присмотревшись к ним, мы увидим, что реальных коммуникационных каналов гораздо меньше, чем потребительских групп. А те, что есть, завалены рекламой. Рассчитанная на разную аудиторию, она идет в одном потоке. Естественно, это не служит на пользу. Но носителям все равно. Бюджет пришел, и хорошо. Все равно публика будет смотреть, слушать и читать их: уходить с канала-то некуда…

Продавцам, то есть дилерам и дистрибуторам, или попросту купцам, тоже по большому счету все равно. Хотя бы потому, что реклама ассортимента - одно, а сам купец - это совсем другое: свое реноме мы еще проспонсируем, а о рекламе товаров пусть их коки-пепси, да прокторы с гэмблами или другие какие немцы беспокоятся, еще и крошечка какая никакая перепадет. А если и не все равно, то все равно никаких реальных механизмов управления эффективностью рекламы у них нет, а про креатив им споют…

Производители, то есть сами брэнды, дающие львиную долю бюджетов, тоже реально не озабочены контролем эффективности и качеством креатива (тем более что последний часто уже разработан и апробирован). Во-первых, слишком разряженная атмосфера конкуренции и «ненасытный» рынок, что собственно и определяет объем сбыта. А во-вторых, ведь реклама не только двигатель торговли, она еще и апологет идеологии. Вся реклама в купе - это один большой брэнд западного мира, который продвигается в постсоветское пространство…

Конечно же, есть хорошая реклама, есть отличные творческие идеи, есть и тенденции к изменению ситуации внутри рекламного мира. Но общий фон все-таки ярмарочный. За гранью добра и зла. Реклама и креатив маргинальны. И, как явление, они конкретно отражают картину нашей жизни. Картину купеческой страны, эпохи нового первичного накопления и объективного стремления к разовому контакту с покупателем. Эпохи жизни одним днем. А креативу у нас синоним не эффективность, а, увы, «красивость». Исторический момент все еще позволяет творить как угодно, что угодно и для кого угодно. Зарабатывать деньги и делать имя в ущерб интересам потребителей. Можно круто, можно весело, можно пошло: пройдет все, еще и нахваливать будут.

Но в реалиях рождается совершенно другое, рождаются мега креативные идеи роликов и реклам, вроде тех, где главными героями являются хитроватые, глуповатые и жадноватые вуйки в шароварах и вышиванках непонятно каких регионов… Народные фрики вроде Верки Сердючки в рекламе шкафов «Стерх» и через одну идеи в виде «закоса» под западную бесшабашность. Крики «Вау!» и «Кул!» в потоке классического украинского языка звучат так же искусственно и фальшиво, как и классический украинский язык в устах «оторванных» подростков… Сюда же можно добавить эпидемии «рапидов» в телевизионных роликах, употребление где не попадя фразы «Именно то, что Вам нужно» и прочее. А уж о неэтичности украинского креатива я вообще молчу. У нас повсеместно используются обман потребителя, унижение конкурента, спекуляция на чувствах, использование детей в рекламе «недетских» продуктов и так далее, список можно продолжать до бесконечности. Креатив, который разработан в надежде на то, что его потребитель - олигофрен. Кто сказал, что у женщин в критические дни обостряется желание ходить колесом и в белом? Или пахнуть, так что нарциссы вянут? Кто сбросит любимую девушку в бассейн только для того, чтобы самому съесть всю пачку чипсов? Кто станет стремиться отправить больше SMSок только потому, что они дешевые? Я знаю, это юмор, аллегория. Но это реалии украинского креатива к сожалению.

И плохо не то, что это есть. Это же - данность. Плохо то, что мы не хотим это признать. И в очередной раз примеряем на себя чужой кафтан. Предпосылки перехода к обществу потребления только зарождаются. Но мы трубим, что у нас развитое постиндустриальное общество. Мы говорим не только о креативе, мы уже серьезно рассуждаем о нейролингвистическом программировании и миссии бизнеса!

Мы опять же играем. Играем в игрушки старшего Западного брата. Он уже давно вырос, а мы рефлексируем. И нам претит видеть себя такими, какие мы есть. Мы по-прежнему остаемся колоссом на глиняных ногах. Увальнем. Инициация не наступает. Поэтому более инфантильной, нетоварной и некреативной рекламы, чем в Украине, сыскать трудно.

Творческим людям хорошо: они могут творить. Тусовке хорошо: она может восхищаться. Даже рекламодателям хорошо: их креативят, имиджуют и даже пиарят. А остальным? Может, хватит с нас муляжей рекламы?

Абсурду точка нет

1

Коментарі