Знакомимся с джазом (ч.3)
БЕЙСИ, УИЛЬЯМ "КАУНТ" (Basie, William "Count") (1904-1984), афроамериканский джазовый музыкант, пианист. Уильям Бейси родился в Ред Бэнк (шт. Нью-Джерси) 21 августа 1904 . Стал "Графом" (Count), уже будучи известным музыкантом, хотя, как и Эллингтон ("Герцог"), учился игре на фортепиано с детства.
Каунт Бейси вырос (в отличие от Эллингтона) в Канзас-сити, до 30 лет удовлетворялся ролью пианиста в местном оркестре Бенни Моутена и, если бы не внезапная смерть последнего, возможно, никогда не стал бы руководителем. В 1935 (когда Эллингтон уже успел с триумфом выступить в Европе и завести друзей среди коронованых особ) Бейси еще только набирал людей в свой первый оркестр (от Бенни Моутена он оставил несколько человек, в основном ритм-секцию), однако буквально за два года (при поддержке продюсера Джона Хэммонда) смог создать образцовый коллектив эпохи свинга. По аранжировкам для его коллектива играли и продолжают играть десятки и сотни джаз-оркестров всего мира. Эллингтон стремился к композиторскому самовыражению "через" своих солистов, Бейси, напротив, старался как можно меньше вмешиваться в естественный ход событий. Показательной стала даже его манера игры на фортепиано — он почти никогда не солировал, его редкие аккорды или даже отдельные ноты, казалось, только расставляют знаки препинания в уже сыгранных аранжировках. Эллингтоном и его музыкантами восхищались на расстоянии, у аранжировщиков и солистов Бейси не стеснялись учиться, как у старших товарищей. Легкий и воздушный, скорее подразумеваемый, чем слышимый, аккомпанемент его ритм-секции с неизменной гитарой Фредди Грина (за полвека, кажется, так и не сыгравшего ни одного соло) максимально оттенял импровизации солистов, что не могло не привлечь внимания боперов (от стиля "бибоп" или "боп") — музыкантов современного джаза (впрочем, Чарли Паркер, как и весь оркестр Бейси, тоже был из Канзас-сити), игра саксофониста Лестера Янга и нечастые появления певицы Билли Холидей открывали горизонты стиля "кул", к которому джаз пришел лишь на рубеже 1940-1950-х годов.
Каунт Бейси не считал себя ни композитором, ни даже аранжировщиком, хотя без вещей, написанных для его оркестра и при его участии (например, One O’Clock Jump, Shiny Stockings, Allraight, OK You Win и "привлеченной со стороны" баллады April in Paris), не существовало бы современного биг-бэндового репертуара. Аранжировщики Нил Хефти, Сэм Нестико, Квинси Джоунс начинали у Бейси и становились лучшими мастерами своего дела (Джоунс стал одним из самых известных продюсеров; ему принадлежит музыкальное руководство самым успешным проектом за всю историю поп-музыки — альбомом Thriller Майкла Джексона).
Неудивительно, что коллектив Бейси прекрасно аккомпанировал вокалистам — от блюзменов Джимми Рашинга и Джо Уильямса до вокального трио Ламберт — Хендрикс — Росс и самого Фрэнка Синатры.
Трубач Тэд Джоунс с ударником Мелом Луисом создали собственный оркестр (он гастролировал в СССР в 1972) по образу и подобию биг-бэнда Бейси. Тенор-саксофонист Фрэнк Фостер стал правой рукой самого маэстро и после его смерти возглавил коллектив. Тем оркестром, что приезжал в СССР в середине 1990-х годов, однако, руководил уже другой саксофонист — Гровер Митчелл.
Коментарі
Al KazlOFF
121.08.09, 17:05
gareek
221.08.09, 17:06Відповідь на 1 від Al KazlOFF
таки помнитси ты мне писал, что немного не то слушаешь че я?энто ешо тока начало..надобно будет потом отдельный сайтик склепать...правда времени мля понадобитси
bash17
321.08.09, 17:07
Малацца! В тяпницо вечером порадывал!!!
gareek
421.08.09, 17:07Відповідь на 3 від bash17
а то))
bash17
521.08.09, 17:09Відповідь на 4 від gareek
Лана! Ща!
Al KazlOFF
621.08.09, 17:10
Только самого "графа" не слышно
DrEgor
721.08.09, 17:10
а таки тоже крут... хотя я не большой любитель такого стиля, но...
Al KazlOFF
821.08.09, 17:11Відповідь на 5 від bash17
Мне ссылочку, пжлста. А то я убегаю.
gareek
921.08.09, 17:11Відповідь на 6 від Al KazlOFF
поменять ролик? энто в принципе не долго
Al KazlOFF
1021.08.09, 17:12Відповідь на 2 від gareek
Не надо. Всё уже есть, зачем дублировать?
А здесь внести разнообразие - отличная идея!