Как понимать определение свободы как
"осознанная необходимость". Есть мнение что свобода реализуется в
первую очередь в творчестве, что, по существу, значит в преодолении границы,
задающей таковость этого нечто. Оно понятно, что снятие границы происходит путем ее осознания, понимания и усвоения. Только так возможно творчество. И что тут
будет результатом творчества, творением? Это будет новый человек.
Но есть и другая
позиция, которую можно выразить с
помощью определения - свобода это любовь. То есть в любви человек становится
свободным, так как "другой", который по определению Сартра есть ад,
по существу не только перестает быть адом, но и, если следовать библейской
максиме, " возлюби ближнего как самого себя", снимается как "другой" и становится
тобой. По природе, разумеется. Потому что личность , конечно же, остается все той же, хотя и другого качества, потому
как в акте любви она сняла как ограниченность со стороны другого, так и со
стороны себя, своего эго. И результатом, как и в первом случае, будет новый
человек, а человек "ветхий" будет преодолен.
Чисто технически
первый путь достаточно ясен. Мы стремимся различить свои цели, ценности,
мотивы, определяем негативные качества и работаем над их исправлением. Что нами движет в этом
случае? Можно сказать, что попытка
избежать страдания от собственной ограниченности, хотя европейцы философы, и та же каббала говорит что
стремление все большего наслаждения. Эти
мотивы формально кажутся тождественными, только с разными знаками, но думаю что
здесь имеет место весьма существенное различие.
В конечном итоге возможно
констатировать некую устремленность к
совершенству. В этом нашем стремлении, какое место занимает
"другой"? В этом случае он
есть просто социальный фон, на котором разворачивается мое развитие в сторону
избегания страдания. Но важно отметить что мое страдание, так или иначе,
все-таки связано с другим, другими, и можно сказать является прямым результатом
моего взаимодействия с этим другим,
который, в качестве именно "моего другого" меня отрицает. Но если я сам становлюсь более толерантным,
терпеливым, внимательным к другому, пусть даже с целью избежать
страдания от отрицания меня с его стороны, разве этому другому, эти мои
качества, в той же мере не облегчают жизнь. Но здесь у меня цель - мое
собственное состояние удовлетворения жизнью.
В случае когда я
должен возлюбить ближнего, то во первых это долженствование напрочь разрушает
саму возможность полюбить, потому что
любовь как сон, чем сильнее ты
стремишься заснуть, тем дальше от тебя убегает сон. Далее не очень понятно как
должна реализоваться эта моя любовь к ближнему, что такого я должен делать в
отношении его, что бы быть уверенным что это именно реализация моей любви
к нему, а не, скажем, наработка заслуг перед лицом Творца? И далее,
откуда я могу знать, что именно будет для другого полезно, даже если я искренне
буду стремится принести ему эту пользу. Даже он сам, точно как и я, или кто
другой, этого не знает. Только Бог знает
что для меня добро, а что зло, и то что мне кажется величайшим для меня благом,
в действительности окажется страшным ядом
для моей души. Тогда получается что я
для другого не могу сделать ничего положительного, потому что даже в случае когда он меня о чем-то просит я
не могу знать это будет ему во благо или во зло. Остается только вариант прощения
другого, когда он, умышленно или не
умышленно делает мне зло. Н такое же
прощение может быть и в том случае, когда я стремлюсь к совершенству, просто
оно будет продиктовано некими
тактическими соображениями, а не моей любовью к другому. Но если мои убеждения для меня очевидны, и в случае необходимости могут быть
подкорректированы, то в случае с любовью
мои мотивы основываются на чувстве, а чувства, как все мы понимаем, штука
непостоянная, они то приходят, то уходят, могут и просто исчезнуть, или, под
влиянием каких то факторов, превратится
в свою противоположность, в данном случае
в ненависть. Не знаю кому как, но
мне все же видится позиция свободы как
осознанной необходимости, как минимум более честной, чем позиция любви к ближнему, которого я
"должен" любить, хотя он, со своей стороны, кажется делает все
возможное для того, что бы я его ненавидел