И сам взахлёб творить начнёт...

* * *

Зачем цветами сплошь покрыта 
Земля и нет лесам конца? 
Затем, что мир—переизбыток, 
Перенасыщенность Творца.

Затем и был когда-то создан 
Весь этот бесконечный свет, 
И нет конца на небе звёздам,
И морю окончанья нет.

Быть может, состоится встреча — 
Когда-нибудь родится тот, 
Кто захлебнётся бесконечным 
И сам взахлёб творить начнёт.

З. Миркина


Одеяния



 ОДЕЯНИЯ

      Как-то раз Красота и Уродство встретились на морском берегу и решили искупаться в море.
      Они сняли с себя одежды и поплыли по волнам. Немного погодя Уродство вышло на берег, облачилось в одежды Красоты и пошло своей дорогой.
      Потом Красота вышла из воды, но не нашла своего облачения. Она устыдилась своей наготы, а посему надела одежды Уродства и тоже пошла своей дорогой.
      С того самого дня мужчины и женщины по ошибке принимают одно за другое.
      Впрочем, есть и такие, кто созерцал лик Красоты и узнает ее, в какие бы одеяния она ни обряжалась. Есть и такие, кто знает Уродство в лицо, и никакая одежда не скроет его от их глаз.

      Халиль Джебран

Жемчужина


ЖЕМЧУЖИНА

Одна устрица сказала своей соседке:
– Знала бы ты, какая нестерпимая боль гложет меня. Чувствую, как во мне растет что-то тяжелое и круглое. Прямо не знаю, куда деваться!
– Хвала небесам и морю, я-то никакой боли не чувствую. Грех жаловаться – здоровье у меня отменное, – самодовольно и надменно проронила в ответ вторая устрица.
В это время мимо полз краб. Заслышав разговор двух устриц, он сказал той, которая ни на что не жаловалась:
– Так-то так, здоровье у тебя и впрямь отменное, но страдание, которое терпит твоя соседка, – жемчужина редкостной красоты.

Халиль Джебран

Времена года


У души есть свои времена года, и каждое из них необходимо для её полноценного существования и развития. Потому наши попытки избежать душевной «непогоды» не приносят в итоге ожидаемого облегчения, а всего только временную видимость его. Величайшее заблуждение, которому подвержен человек, состоит в убеждении, что стоит только научиться мыслить-чувствовать-действовать правильным образом и всё ВСЕГДА будет хорошо-позитивно-благополучно-безболезненно. Но к несчастью (или счастью) наш видимый мир - это мир сосуществующих противоположностей, мир, в котором у всего есть начало и конец, верх и низ, «светлая» и «тёмная» сторона. Эти противоположности взаимозависимы и не существуют друг без друга. Иногда они чередуются, но чаще всего присутствуют в нашей жизни ОДНОВРЕМЕННО. УВИДЕТЬ это – значит сделать первый шаг на пути к настоящему счастью.

Женщины - хамелеоны

В начале отношений женщины всегда подстраиваются под мужчин. Как хамелеоны.
А потом (зачастую через несколько лет) возвращаются к своему настоящему цвету и удивляются, почему это мужчины вдруг стали реагировать на них по-другому?!

О первом взгляде, поцелуе, браке

  О Первом Взгляде 

Это тот момент, который отделяет опьянение жизнью от пробуждения. Это первое пламя, которое озаряет внутренние владения сердца. Это первая волшебная нота, взятая на серебряной струне сердца. Это тот краткий миг, который разворачивает перед душой летописи времени и открывает глазам дела ночи и труды совести. Он раскрывает будущие тайны Вечности.

Это семя, брошенное Иштар, богиней Любви, посеянное глазами любимой на поле Любви, взращённое Привязанностью и собранное Душой. 

Первый Взгляд, брошенный глазами любимой, подобен Духу, что сошёл на поверхность вод, порождая небо и землю, когда Господь сказал: "Да будет так".                                             

                                      О Первом Поцелуе

      Это первый маленький глоток из кубка, который богиня наполнила нектаром жизни. Это разделительная линия между Сомнением, которое обманывает дух и огорчает сердце, и Уверенностью, которая наполняет всё внутри радостью. Это начало песни жизни и первое действие в драме Идеального Человека. Это связь, которая соединяет изменчивость прошлого с ярким светом будущего; связь между молчанием чувств и их песней. Это слово, произнесённое двумя парами губ, провозглашающее сердце троном, Любовь - королевой, а верность - короной.      Это нежное прикосновение тонких пальцев лёгкого ветерка к лепесткам роз, источающим долгий вздох облегчения и томный стон.

     Это начало того волшебного трепета, который уносит влюблённых из мира мер и весов в мир снов и откровений.   

     Это союз двух благоухающих цветов и смешение их ароматов навстречу созданию третьей души.

      Как первый взгляд подобен семени, посеянному богиней на поле человеческого сердца, так и первый поцелуй – это первый цветок на кончике ветки Древа Жизни.

                                         О Браке

      В Браке Любовь начинает облекать прозу жизни в гимны и хвалебные оды, на музыку, которая сочиняется ночью, чтобы прозвучать днём.

     В нём томление Любви отодвигает завесу и освещает тайники сердца, создавая счастье, которое не сравнится ни с каким другим, кроме счастья Души, когда она объемлет Бога.

     Брак – это союз двух божеств, чтобы третье могло быть рождено на земле. Это объединение двух душ в сильной любви, устраняющее их разделённость. Это то высокое единство, которое сплавляет вместе два разделённые духовные единства. Это золотое звено в цепи, чьё начало – взгляд, а конец – Вечность. Это чистый дождь, что проливается с незапятнанного неба, дабы оплодотворить землю и благословить поля божественной Природы.

      Как Первый Взгляд, брошенный глазами любимой, подобен семени, посеянному в человеческом сердце, а Первый Поцелуй её губ подобен цветку на ветке Древа Жизни, так и союз двух влюблённых в браке подобен первому плоду первого цветка из этого семени.                          

 Халиль Джебран

(Пер. И. Настич, В. Настич, Н. Смирнова)

О матерных словах

«Потерять себя можно было по-разному. Одним из путей искажения личности была матерщина. Не в среде, где к ней привыкали с детства, а у художника, поэта, артиста. Советский разведчик, попавший в руки к японцам, непрерывно матерился, чтобы выдержать пытку. Ольга Берггольц материлась, чтобы вынести советскую власть. С течением времени это стало модой. Но вот вопрос: не застревает ли в душе привычка к черному слову? В народных вариантах «Хождения Богородицы по мукам» есть такой духовный стих: Христос-Вседержитель дает матери невод и разрешает выловить из ада грешников, ни разу не выругавшихся черным словом. Федор Абрамов передает эту традицию устами старовера, который говорит комсомольцам о тройном кощунстве черного слова: о грехе против родной матери, Богоматери и матери-сырой земли.

От черного слова остается след, подобный въевшейся грязи. Брань помогает в схватке, мобилизует какие-то силы, но это призыв к дьяволу в борьбе с дьяволом, и свой, союзный дьявол укрепляется в уме».

Г.С. Померанц. Дороги духа и зигзаги истории. В два голоса. Верность себе.

Грани и границы

* * *

Весь нынешний день я ходил исключительно по граням. Грань — это линия излома или соприкосновенья двух плоскостей. Писателю положено весь век свой находиться на грани — на грани письменного своего стола.

«Так будь же благословен — лбом, локтем, узлом колен испытанный, — как пила в грудь въевшийся — край стола!» Так сказала, на грани своей пребывая, Марина Цветаева.

Так будь же благословен —

Лбом, локтем, узлом колен

Испытанный, — как пила

В грудь въевшийся — край стола!

Когда надоело мне находиться на грани письменного стола, я отправился шагать по всяким другим граням.

Я вышел через чердак на крышу и сел на ее гребне. Гребень — линия излома крыши — черта между правым ее крылом и левым. Кто ходит по гребню, тот видит оба крыла, обе стороны крыши. Гребень крыши — линия художников и трубочистов.

Я сижу на самом гребне, одна нога по одну его сторону, другая — по другую. Означает ли это, что я балансирую между? Да нет, я просто изучаю границу между ними. Здесь, на грани, сходятся любовь и ненависть двух плоскостей противоположных. Грань — это линия объединяющая и линия, которая разделяет. Два ветра встречаются здесь и кружатся в едином вихре. Два дыма, идущие из труб, которые справа, и тех, которые слева, сходятся здесь, чтобы вместе подняться в небо.

Когда приглядишься повнимательнее и привыкнешь понемногу ходить по этим граням-границам, ты ясно увидишь, что это вовсе не такие уж прямые линии — у них, у граней, тоже свои завихренья и свои изгибы. И даже свои компромиссы — именно здесь, через грань, ржавчина переходит с одной плоскости на другую.

Еще интереснее наблюдать границу двух каких-нибудь жидкостей — вот они встречаются и сливаются воедино, мигом или постепенно проникая друг в друга.

Часами могу смотреть, как встречаются густая синева чернил с прозрачностью воды, как они не спеша проникают друг в друга, изгибаются, образуя причудливую фигуру. Справа одна лишь эта однородная синева, слева однообразная прозрачность, и никакого движенья. Одна лишь граница подвижна.

Граница — линия пограничников и художников.

Я наблюдаю границу. В том месте, где река впадает в море, встречается вода коричневая с водою зеленой, свежая вода морская с земною свежей водою. В том месте, где волна выкатывается на песок, остается линия. Это линия художника, она меняется у нас на глазах, и никогда не скажешь, добежит она до твоих ног или нет.

Или так — идешь у самого края вдоль набегающей волны, почти касаясь ее и все-таки убегая, словно загадывая что-то. Если посмотреть со стороны — смешная детская игра. Но попробуй пробежать вот так, все время у кромки набегающей волны, все время рядом, и ты поймешь, что это — искусство.

Нет никакого искусства в том, чтобы почуять запах меда в горшке с медом. Искусство — это способность различить границу, где начинается запах меда в саду, различить невидимые врата пчелиного царства.

Никакого нет искусства в костре, а вот покажи мне границу, где кончается тьма и начинается свет. Вдоль этой границы снуют одновременно и тени, и маленькие отчетливые отсветы.

Покажи мне границу, где кончается один человек и начинается другой. Эта отчетливо видимая глазу линия — одежда, шапка, ботинки — есть ли это граница? Заканчивается ли человек кончиками своих пальцев?

Покажи мне невидимые границы, которые переходят мужчина и женщина, когда их влечет друг к другу. Никто не сказал ничего, никто ничего не услышал, ни палец никого не коснулся — но чем же они задели друг друга?

Служил ли ты пограничником на невидимых этих границах?

Линия фронта, близость двух людей, запах или предчувствие запаха, смешенье разнородных жидкостей, споры политиков, борьба идей — вдоль этих границ — искусство. В горах и равнинах, в просторе моря и в городской тесноте, даже в одиночестве леса — человек ищет повсюду какую-нибудь границу. Человек ищет границу всегда и повсюду — и в пустоте, и в изобилии, и во множестве множеств.

Это свойство границы — привлекать к себе — оно атавистично, но вековечно и вечно. Именно оно толкает на риск, влечет к женщине, к огню, к искусству.

Не свидетельство ль это величайших возможностей, заключенных в границе?..

С крыши я стал карабкаться в горы. Грани меня влекли и манили. Стоя на первой, я ощущал, что влечет меня следующая, и сколько ни лез я, столько я приближался.

Перед каждой гранью я ощущал, будто кто-то движется мне навстречу с противоположной стороны. Нет, там не было ни единого человека, но это было предчувствие человека. Я карабкался все выше и выше, и чем меньшим мне казался оттуда он, находящийся внизу, тем яснее я чувствовал, каким он в действительности может быть великим.

На каждой грани подстерегало меня это ощущенье. Когда я опускался ниже — мы с ним расставались, но на следующей, более высокой грани, мы встречались снова.

Сперва мне было страшновато — не случится ли со мною так, как сказано было: «И будешь ты все более одинок год за годом...»

Но не стал я более одиноким, ибо когда уставал я по эту сторону, я видел, что тот, с противоположной стороны, уже влез, пот со лба отирает и ждет меня. Я не сделался более одиноким. Ибо когда мы стояли на последней уже грани, он мне сказал:

— То, что мы можем с тобою, — это все они могут. Стоит спуститься обратно вниз.

Я спустился с гор, и у меня немало друзей, и мне даже кажется, что если бы не старался я взбираться на грани, если бы день изо дня ходил бы я вместе с ними по ровной поверхности — было бы у меня их гораздо меньше.

Теперь мне больше всего по нраву глотатели ножей. Хочу, подобно факиру, научиться ходить по граням самым острым из острых — по граням ножей.

Надо учиться, надо тренироваться. Летом я бродил босиком по сосновым шишкам. Зимою я насыпал их, себе в постель — когда не спится, хорошо поворочаться на сосновых шишках.

Женщинам дарю духи только в граненых флаконах.

Покупаю молоко в остроугольных пакетах.

Не желаю читать стихи с круглой трибуны, но если попадется мне другая, с острыми гранями — радуюсь каждой грани.

Все ищу определенье письменного стола, но сказано уже поэтом, пребывавшим на грани:

Так будь же благословен —

Лбом, локтем, узлом колен

Испытанный, — как пила

В грудь въевшийся — край стола!

У моей кровати низкое изголовье. Укладываясь спать, я упираюсь головой в грань моего изголовья, и тогда мне видятся сны — острые, как нож гильотины.

Обожаю глотателей ножей! 

Имант Зиедонис

Тайна любви

"Любовь, которая ищет что-либо помимо раскрытия своей собственной тайны, это не любовь, а расставленные сети, в которые попадается лишь бесполезное".
Джебран Халиль Джебран