Настасья.

Оттолкнувшись от берега и мира
Околоплодных вод, ещё одно чудо
Отправилось в плавание…
Жестокого и прекрасного мира.
Но пока ещё мимо него, сонно,
От пробуждения до пробуждения
Вращаются беззаботные сны
В тихой семейной гавани.
Как вы счастливы, наделённые заботой,
Отстранённые от проблем…
В такие минуты, чего же желать ещё?
– Этому позавидует и бог.
Первое слово – «ле», - высокая нота,
Молочные реки и иные понятия,
Разные интонации, наделённость значимым,
Засыпающим у мамы на руках
В благом изнеможении… от молока.
От суеты городов реки с шепотом уходят в море.
Аскетичные горы, безмолвно стремятся ввысь.
Живём на острове, в этом изменчивом городе,
Мы звучим… две струны, которые свились
В одно «ле»… - Одно дыхание, одно касание,
А за окнами непогода и дождь...
Капля за каплей,
Как по нотам, по клавишам от шеи до виска...
Тихо падает капля – легка,
И сливается с шумом дождя,
А упав, ветреной погоды осени придыхания…
- Плеск в зеркалах мостовых под фонарями,
Где за окнами зашторена ты, любовь моя.
Отражение света неона фар по потолку…
Пробегает… Моею рукой…
Отсветы скользят на изгибах той,
Что так прекрасно нага.. я… Тихо...
Так тихо звучит струна, в каждой улыбке
Почившего чада. Был плодоносным лета конец,
В сумрак непогоды всё окутал октябрь…
Лает собака, но здесь тепло и уют,
Ночь, соловьи спят, а струны поют.
Струны дождей всегда так легки и безмолвны
Отделяя миры, каждый под своим зонтом.
Но звучат лишь те, что в унисон настроены,
Ночь укроет всё, и мы в неё войдём.

Цветоотображение видеофильмов s*RGB на мониторах Wide-Gamut.

Многие наверное сталкивались с проблемой, что при просмотре видеофильмов на новых мониторах с расширенным цветовым охватом, изображения выглядят излишне перенасыщено, цвет лиц искажается до состояния "жаренного рака", а всё изображение либо излишне холодное, либо излишне тёплое. При этом, при просмотре этого же фильма на отрегулированном мониторе стандартного цветового охвата с фирменного диска или в кинотеатре, картинка имела совершенно иные цвета - естественные, не перенасыщенные, без искажений по колориту.

Но стоило фильм оцифровать и на разных мониторах он отображается по разному, а тем более на мониторах с расширенным цветовым охватом. Что же произошло и есть ли решение этой проблемы?

Видеофильмы создаются и оцифровываются согласно заданного стандарта передачи видео-сигнала: NTSC, PAL, SECAM и т.д. Каждая из них имеет разные параметры описания цвета: цветовой охват, гамму, формулы при пересчёте в GrSc. Создавались стандарты под систему телевещания разной частоты (50 и 60Hz) принятой для разных стран. Поэтому и камеры оцифровывают видео порой в разных системах. Т.е. всё зависело от конкурентной рыночной борьбы гигантов индучтрии за рынки сбыта и от принципиально разных методик в оцифровке сигнала, особенно когда телевидение стало цветным. Но на заре цветного телевидения не было расширенного цветового охвата, и телевизоры ориентировались на стандартный цветовой охват (Gamut). Более подробно  о различии форматов и о том, как производить преобразование из одного формата в другой, можно прочитать в статьях:
- SECAM, PAL, NTSC… Что есть что?
- Что
такое настоящее HDTV?   1080i в
сравнении с 720p

- Преобразование видеоформатов
- Перевод видео из одного формата в другой
- Что такое HDTV? 
Теперь на причину проблем нужно посмотреть под иным ракурсом. Цвет пердаются при помощи сигнала в относительном цветовом пространстве RGB, где каждый канал цветности для 8bit описания цвета имеет 256 возможных значений яркости, от 0 до 255. Если мы возьмём точки максимальной насыщенности для RGB стандартного цветового охвата и рассширенного, то окажется что в относительных величинах это всё тот же максимум 255. Но при этом в абсолютных значениях цветности xy - эти значения относительной шкалы будут разными, а в самом описании профиля цветового пространства или стандарта заложены абсолютные значения в равноконтрастном цветовом пространстве XYZ или xyY, которые и маркируют всю шкалу RGB, деля вектор каждого канала цветности от точки чёрного до точки максимального насыщения на равные 255 шагов относительной шкалы. Именно по этой причине, вектор стандартного цветового пространства в своём максимуме может оказаться в средней части (допустим это 75%) для расширенного цветового пространства, после чего там происходит его дальнейшее насыщение до максимального значения описанного в стандарте или устройстве отображения. Это можно соотнести, как 75% и 100% при этом, если фильм снят не в стандарте для расширенного цветового охвата, при его просмотре на мониторах с расширенным цветовым пространством, его шкала которая будет выглядеть как диапазон 0~75% (0-192) для относительного цв. пространства RGB Wide-Gamut но окажется в цифрах изначального цветового пространства s*RGB Gamut (standard gamut color space) 0~100% (0-255) из за чего произойдёт перенасыщение и искажение цветов. Если включить СMS в процесс вещания видео, то проблма может оказаться исчерпанной, но большинство проигрывателей не имеют связи с СMS системы, либо требуют уточнять из какого стандарта и в каком просматривать видео-поток. Есть проигрыватели которые и вовсе имеют абстрактные встроенные регулировки цветности: яркость, контраст, гамма, насыщенность, оттенок. Альтернативных путей решения этой проблемы множество и зачастую за дело принимаются энтузиасты почемучки, которые бы хотели смотреть видеофильмы в том цвете и колорите в котором его сняли для нас операторы и режиссёры, и в том качестве цвето-отображения в котором фильм вышел на большие экраны кинопроката.

Возникает простой вопрос, - Как отобразить уже оцифрованное видео на монитора расширенного цветового охвата?

Читая различные отечественные и зарубежные материалы на эту тему натолкнулся на весьма интересный материал, где изложена методика просмотра фильмов, используя математический пересчёт на уровне шейдоров средствами видео адаптера, алгоритм работы которого задаётся в специальном скрипте обрабатывающем видео во время просмотра и задающего алгоритм математического пересчёта дляя видео-адаптера. По сути использован метод матрицы-хроматической адаптации, который по умолчанию использует СMS cистемы и программ что с ним "дружат". Я перевёл методику на русский язык для популярного проигрывателя Media Player Classic (freeware), оптимизировал и упростил работу калькулятора EXEL задействованного для формирования кода скрипта используемого для подстановки в редактор шейдеров программы. Напомню, что на сегодня последняя версия этой программы умеет работать с цветом и в её настройках вы можете задать метод преобразование и цветовое пространство к которому оно будет происходить. От того в программе у вас есть возможность отследить оба метода - предложенный в статье при помощи шейдеров и заложенный в программе на основе использования СMS.

Руководство по нормализации цвета, для Wide-Gamut Monitors, при просмотре видео заданного стандарта в Media Player Classic и K.M.Player
.



[ Читать методику... ]

Приятного просмотра!

Методика проверки и коррекции гамма-кривых LUT VA (часть 4я)...

"Отвечая на письма читателей..."

Вот фрагмент для исправления в справке программы:

G_TRC_New2=Min+(Max-Min)*[(( FN0-Min) +(FN - F0))/(Max-Min)]^G_TRC – вот и всё, что нам нужно сделать с данными из *.СRV1

Max – максимальное значение, взятое из канала цветности (из файла *.СRV1),
Min – минимальное значение, взятое из канала цветности (из файла *.СRV1),
G_TRC – по сути, наша целевая гамма из главного окна программы, которая и должна быть прописана в теге CRT профиля монитора *.icm, или же это значение может отличаться для каждой точки и берётся из табличного файла для каждого значения отдельно.
FN – данные LUT VA из файла *.СRV1
F0 – обнулённые данные LUT VA, из файла 0*.СRV1

Эта же ошибка заложена и в СLTest, но последняя не меняет крайние точки. От того картина получается следующая:
xTRC_CLTest.txt -> содержит значения G_TRC_New1
G_TRC_New1=MaxF*[( F0+(FN - F0))/MaxF]^G_TRC – согласно программы CLTest, где MaxF:=65535
Pr:=(FN - F0) – значение прироста, согласно программы CLTest
при этом формула имеет вид: Y=f[Maх*((Х+Pr)/Max)^Gamma]

Подробнее к чему приводит эта ошибка можно увидеть из иллюстрации ниже...

395x407, 10.4Kb

Из иллюстрации (красным) показана кривая тонопередачи красного канала, такая, какая она есть в LUT, с высветленными тенями. При пересчёте с ошибкой данные сохраняются, как показано на графике чёрной кривой (именно так считает сейчас СLTest, но его логика не трогает крайнюю точку, а только следующую за ней. К ошибке же это приводит при импорте кривой в программу CLTest и дальнейшем экспорте в *.icm, после правки. Своя логика в этом есть, если читать спецификацию тегов xCRV из ICC, но содержание при єтом нарушается. От того логика имеет место лишь для формата ICC, но не ICM, где скорректированное значение краёв диапазона должно храниться в тегах точки чёрного и белого). Но, кроме крайних значений при таком пересчёте искажаются и ряд промежуточных значений, что хорошо видно из иллюстрации, от того такой подход ошибочный. Эта же проблема незримо присутствует и в точке белого с учётом разрядности LUT, там кривая может упираться в конечное значение 65280 или 65535. Первое идёт по умолчанию в линеаризованной LUT, а вот второе это место для манёвра при правке точки белого, когда яркость увеличивается, но не финальная точка по умолчанию, что тоже ошибочно в ряде продуктов по визуальной калибровке, да и не только.

[ Продолжение... ]

Методика проверки и коррекции гамма-кривых LUT VA (часть 3я)...

ГЛАВНОЕ ОКНО:

В главном окне программы содержатся вкладки, в том количестве, сколько у вас инсталлировано мониторов в системе (в данном случае один). Из главного окна, вкладки конкретного монитора можно попасть в инструментальную панель, которая откроется на экране соответствующего
монитора.

1. Кнопка "настройки программы": содержит вкладки настроек внешнего вида, языка, а самое главное вкладку загрузок в реестр, файла с кривой тонопередачи, который будет должен открываться при старте системы и загружаться в LUT VA. Из єтого же окна можно принудительно перезагрузить все области "автозагрузки" в LUT VA.

2. Поле для установку целевой гаммы на которую калибруется вся видео система, не зависимо от числа мониторов.

3. Информационное поле, в котором видно текущие монитор и видео адаптер, если драйвера проинсталлированы не правильно, в этом поле будет запись "Монитор1" и аналогично для адаптера. Єто значит, что прежде нужно переустановить драйвера для єтих устройств, чтобі их опознавала система.

4. Область кнопок позволяющая: загрузить данные из LUT и из файла, а также сохранить в файл и загрузить в LUT. По центру кнопка обнуления
содержания LUT.

5. Кнопка перехода в инструментальное окно, откуда осуществляется проверка по тестам содержимого LUT VA и при необходимости его редактирования сохраните текущее содержимое LUT в архивный текстовый файл формата *.crv3 и только после этого переходите в инструментальное окно программы.


http://content.foto.mail.ru/list/alex_sikorsky/1752/s-1829.png

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОКНО ПРОГРАММЫ:

Инструментальное окно программы содержит область с графиком отображающим содержимое LUT и его редактирования. На графике видны каналы цветности и общий "суммарный" канал светлоты. На нём же видна основная точка коррекции, отображаемая в генерируемых гамма-адаптированных визуальных тестах, и диапазон точек справа и слева от неё подлежащий коррекции, как правое и левое плечи. Дополнительно можно увидеть точки самого визуального теста. График легко штабируем мышью (нажали и потянули по диагонали... см. справку), по аналогии с увеличением и уменьшением в Google Map.

[ Читать дальше... ]

Методика проверки и коррекции гамма-кривых LUT VA (часть 1я)...

На конференции iXBT есть ветвь с длинным "хоботом", - "Методика самостоятельной проверки гамма-кривых монитора и их коррекции без калибратора." - Начатая ещё 07.09.2007. Началась она с обзора методики работы с программой CLTest. Есть и ответвление от этого длинного поста, где более подробно описана методика для одной из программ визуальной калибровки - Calibrilla: "Визуальная калибровка и настройка мультимониторных видеосистем, автозагрузчик LUT VA." Решил продублировать эту ветвь в своём блоге, дабы сохранить полезную информацию. С учётом ограничения длины названия
Читать 1ю и 2ю части статьи... КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ (Вводные понятия в тему "визкуальная калибровка")   МЕТОДИКА (Краткая и наглядная методика "визуальной калибровки" затрагивающая все основные вопросы) см.  в продолжении... ИНТЕРФЕЙС ПРОГРАММЫ (Полное описание интерфейса Calibrilla v.3.3) ДОПОЛНЕНИЯ (Ответы на письма читателей, исправления)

Из приятных новостей: "Softpedia гарантирует, что Calibrilla 3.3 - 100% ЧИСТЫЙ, что означает, что она не содержит какой-либо форме вредоносных программ, включая шпионское по, вирусы, трояны и бэкдоры. " >>> www.softpedia.com/get/Multimedia/Video/Other-VIDEO-Tools/Calibrilla.shtml 170x116, 9.4Kb

ICC профиля и драйвера для мониторов.

Что делать, если у вас возник вопрос с драйверами и стандартными профилями для вашего монитора?

Профиля *.icm ко многим моделям мониторов можно скачать здесь. Драйвера, не зависимо от комплектации, обычно всегда есть на диске к вашему устройству или на сайте производителя. Спецификации к матрицам можно найти на этом ресурсе .

Как определить какая матрица стоит на вашем дисплее?

Если вы не уверены в том, какая у вас матрица, а в разных ревизиях одной и той же модели возможны изменения по комплектующим. Тогда просто сфотографируйте серое поле своего дисплея в режиме макро.
[ Читать дальше... ]

X-rite Munsell Color Checker Mini


В этом материале вы узнаете, как изготовить прототип шкалы Munsell Color Checker Mini  своими руками


X-rite Munsell Color Checker Mini - шкала весьма универсальная и позволяет оценивать цветопередачу и профилировать, как сканеры и видеокамеры, так и системы цвето-отображения (мониторы и проекторы) и системы печати (принтеры, плоттеры и минилабы). Т.е. способна оценивать разницу цвето-отображения на разных системах между собой. При этом файл с начальными данными, под свой прибор, не сложно создать и самому, добавив тестовую картинку и дополнительные поля.


[ Читать дальше... ]

Что нужно, чтобы использовать 10-битный цвет вашей видеосистемы?

Вы наверное уже слышали про 10-битное видео, которое можно приобрести на дисках, но недоумевали на чём же его можно посмотреть. И как будет выглядеть 10-битный цвет на экране? Такой же вопрос недавно задала компания Nec компании Adobe. - PhotoShope работает с цветом RGB 8bit на канал цветности, 16bit и даже 32bit и 48bit для HDR формата, но готова ли программа к отображению на экране битовой глубины больше чем 8bit? - Компания Adobe обещала разрешить эту задачу в своих новых продуктах. А как готов технический мир для её реализации сегодня? На этот вопрос отвечают специалисты Nec.

Что нужно, чтобы ваша видео система могла показывать видео в 10-битном цветовом представлении?

1) Дисплей, который поддерживает 10-битный видео, такой, как модели мониторов MultiSync PA серии.
2) DisplayPort интерфейс между дисплеем и видеокартой.
3) Видеокарта с поддержкой 10-битного цветового отображения видео (обратитесь к производителю
вашей видеокарты, чтобы увидеть, поддерживает ли она 10-битный видео на
DisplayPort, или см. список ниже)
4) Если необходимо, включите поддержку 10-бит видео, в графическом драйвере вашего видео адаптера.
5) Программное обеспечение, которое поддерживает 10-битный цвет с помощью OpenGL или DirectX в Windows.

Следующий список показывает видеокарты, для поддержки 10 бит (по состоянию на октябрь 2010 года):

ATI FireGL™ - V3600, V5600, V7600, V7700, V8600, V8650;
ATI FirePro™ - V3700, V3750, V5700, V7750, V8700, V8750, V3800, V4800, V5800, V7800, V8800, V9800;
Nvidia Quadro FX - 580, 600, 1800, 3800, 4800, 5800;
Nvidia Quadro - 2000, 4000, 5000, 6000;
Nvidia Quadro CX
Nvidia G94GL
Nvidia G96GL
Nvidia GT200GL

источник: http://www.necdisplay.com/faq/additional-topics/colo…tical-displays/14


Как я могу проверить, есть ли у моей системы правильная поддержки 10-битного видео?

Для этой цели компания NEC выпустило бесплатное приложение. - test/demo-приложения доступен для Windows. Приложение проверит, поддерживается ли 10-битное видео  и включено ли оно в видео вашей графической системы, а за одно покажет сравнение 8-бит против 10-битный видео. http://www.necdisplay.com/documents/Software/NEC_10_…_Windows_demo.zip


Мониторы на каких матрицах поддерживают цвет 10 bit?

На сегодня, матрицы имеют следующую разрядность: 6bit, 6bit+A-FRC (имитирует глубину цвета 8bit), 8bit, 8bit+A-FRC (имитирует глубину цвета 10bit), 10bit. Более подробно о "+A-FRC" технология Frame Rate Control (Управляемая Частота Кадров) читаем здесь.

H-IPS и E-IPS - разница в управлении и повороте на 90градусов самой структуры матрицы. H-IPS имеет на 30% меньшие зазоры чем предшествующие матрицы и её субпиксели обычно окрашены более насыщенно, за счёт чего на ней собираются мониторы с расширенным цветовым охватом. P-IPS - это уже 30-битная глубина цвета (10bit на канал цветности). Все эти матрицы базируются на разработке S-IPS от Hitachi (последняя потом объединила все свои инновации в направлении телевидения с NEC)

[ Читать дальше... ]

X-Rite Color IQ Test

Пройдите Color IQ Test! - Для всех, кто работает с цветом в той или иной мере, но не знает, как он сам воспринимает цвета?!     http://xritephoto.com/ph_toolframe.aspx?action=coloriq

1. В первом окне расположены хроматические растяжки перетасованные построчно. Крайние значения не двигаются. Передвигайте плашки последовательно в каждой растяжке, желательно в обычном темпе (не
медленно, но и не торопясь), в том же темпе что работаете с цветом в редакторе. После того, как вы уверены. что всё в порядке жмите кнопку и переходите к следующему окну.



2. В следующем окне вы увидите сколько значений было выставлено ошибочно и в каком диапазоне цветового
спектра. В этом окне выставьте свою возрастную категорию и пол и переходите в следующее окно.



3. В этом окне вы увидите статистику среди вашей возрастной группы и пола, и то место которое вы занимаете в ней.



Обратите внимание, на результаты теста, когда вы проходили этот тест на не калиброванном и на калиброванном мониторе! Возможно это простое и лучшее доказательство содержать инструменты цвето-отображения, вашу видео систему настроенной. Предложите пройти этот тест своим знакомым!


Аналогичный тест, только на большее число градационных растяжек, проходят скан-мастера и графические редактора (цветокорректоры), перед тем как их допускают к работе в серьёзных издательских домах и рекламных агенствах в Англии. Такие же тесты рекомендуют проходить фотографам и дизайнерам, только требования к ним менее жёсткие. Лучше до начала работы выявить как ты видишь цвет и каково твоё цветовое зрение - острое, приемлемое или имеет заболевания вязанные с цветовосприятием. Компания Eizo даже выпустила монитор, который среди цветовых палитр (пресетов) имеет пресеты для людей с отклонениями зрения - имитация протанопии и дейтеранопии в режиме реального времени. см. http://fotos.ua/eizo/cg243w-bk.html

Профилирование iColor Display 3 и BasICColor Display 4

В этой статье мы будем говорить о мониторах широкого цветового охвата для фотографов и дизайнеров, и о проблемах возникающих при их настройке и эксплуатации по назначению. А так же о том, как разрешить эти проблемы и при помощи каких программно-аппаратных средств. Для этого мы сравним работу профилировщиков iColor Display 3  и BasICColor Display 4 .

Потому рассмотрим матрицы IPS, PVA, MVA и подобные. Среди последних разработок для массового сегмента рынка есть I-IPS и H-IPS. Обе матрицы были совместно разработаны LG и Filips по заказу NEC, выпускаются на заводах LG и могут быть встроены в мониторы NEC, Dell,  LG и т.д. Именно на их базе и выпускаются мониторы ориентированные на графику в ценовом диапазоне 300~600$. При этом матрицы могут быть 6bit + A-FRC, 8bit, 8bit + A-FRC (10bit встроены в более дорогие модели). 6bit + A-FRC - имитирует 8bit, 8bit + A-FRC - имитирует 10bit.

 Уточним про  "A-FRC" : технология Frame Rate Control (Управляемая Частота Кадров) - или временное сглаживание, достигается за счёт мигания 4х кадров из цветов доступных в палитре, в результате чего мы имеем третий видимый нами цветовой тон. Именно так осуществляется расширение до эмулируемой для наблюдателя глубины цвета 8bit для матрицы (6bit +A-FRC).

Рассмотрим на примере трёх мониторов от Dell:

2209WA (уже не в производстве) был настоящим 8bit 1680x1050, 16:10, E-IPS, 22 "экраном.

U2211H является 6bit+A-FRC (имитирует глубину цвета 8bit) 1920x1080, 16:09, E-IPS, 21,5 "экраном.

а вот Dell U2410 имеет H-IPS матрицу (хотя по параметрам схожа с спецификацией от Dell U2412M)...  Читаем спецификацию Dell U2410 http://www.tftcentral.co.uk/reviews/dell_u2410.htm: Размер - 24"WS, Глубина Цвета - 16,7 МЛН. панели (8-бит) из палитры 1.07 млрд. 102% цветовой гаммы и 10-разрядная внутренняя обработка цвета. Яркость - 400 кд/м2
А это говорит о том, что у модели заявлена матрица LM240WU4-SLB3
вот её спецификация >>> http://www.msc-ge.com/download/displays/dabla_allg/lm240wu4-slb3.pdf

Сейчас мониторы делятся ещё и по параметрам цветового охвата матриц обычно на две группы: со стандартным цветовым охватом, они  описывают до 72% цветов NTSC 1976, в палитрах (присетах) таких мониторов есть режим заводской калибровки sRGB; и с расширенным цветовым охватом - до 96% цветов из цветового охвата NTSC 1976, при этом мониторы на этих матрицах имеют палитры sRGB и AdobeRGB. sRGB - это и есть 72% от NTSC.
Кроме того, такие мониторы могут отличаться и по организации подсветки: CCFL, Wide Gamut CCFL, White LED, RGB LED.

Всё это вызвало неожиданные "подводные камни" при калибровке и профилировании этих мониторов и вот почему:
- Приборы и софт к ним, были оптимизированы для стандартного цветового охвата, как и значения для корректирующих матриц этих приборов. При этом дешёвые приборы имеют пластмассовые линзы, а более дорогие стеклянные, что со временем тоже сказывается на показаниях.

- Колоранты в которые окрашены субпиксели матриц с более широкого цветового охвата, которые на разных типах матриц могут ещё иметь и разный вектор цвета (Hue), например на S-PVA и S-IPS . 

- Разные системы опорного белого цвета (чьи спектральные характеристики могут кардинально отличаться) потребовали производить хроматическую адаптацию цветового охвата по большему числу матриц.
А с учётом того, что в такой бюджетной нише в основном профилируют мониторы не спектрофотометрами, а колориметрами. А наш монитор это принципиально тот же  трёх-стимульный колориметр. То потребовалась бы матрица пересчёта  хроматической адаптации, которая учитывает систему отношений (тип матрицы монитора+тип система подсветки монитора+конкретная модель колориметра).

[ Читать дальше... ]

Дополнительно читайте (английский):
"Display Calibration Devices: Methods, Accuracy, and Cost" Karl Lang


[ Продолжение следует! ]