Профіль

fan-garden

fan-garden

Україна, Київ

Рейтинг в розділі:

Останні статті

Техники защиты от манипуляций.

  • 28.09.12, 00:44

Техники защиты от манипуляций.

(взято здесь     http://subscribe.ru/archive/psychology.ovni/201007/05100530.html        )

 

После ознакомления со стратегиями манипуляций, распознавать их не составляет большого труда. Обычно, как только человек узнает что-то новое, он сразу начинает это подмечать вовне и давать оценку. Или в нашем случае — начинает прямо указывать на то, что собеседник пытается манипулировать. Но во взаимодействии не всегда есть возможность, да и смысл, прямо указать манипулятору на его манипулятивные действия.

Во-первых, для манипулятора такое общение привычное,  любые указания на манипуляцию не будут поняты, и обвинение вернется к вам. Как уже говорилось ранее, манипулятора обвинять бесполезно, он сам страдает от такого взаимодействия. Возможность конструктивного взаимодействия исчезнет, а то и вообще общение может прекратиться.

Во-вторых, даже если обвинение имеет под собой основание, удовлетворительного диалога все равно уже не последует,так как не каждый готов признаться в манипулировании.

Поэтому иногда достаточно дать понять, что вы заметили манипуляцию, и при этом помочь вашему собеседнику«сохранить лицо». Иными словами – сохранить взаимодействие и пресечь попытки манипулирования.

Для этого существует несколько техник, которые мы и рассмотрим.

Одной из самых распространенных техник является:

Техника переспрашивания или отражение сказанного.

Если исходить из того, что манипулятивное взаимодействие у многих уже стало привычкой, а человек даже не замечает, как это происходит, то самым эффективным выходом на конструктивный диалог является предлагаемая техника переспрашивания.

Как только вы заметили манипулятивное высказывание, необходимо задать вопрос, ссылаясь на это высказывание. Целью такого вопроса станет уточнение того, что на самом деле имел в виду ваш собеседник. Задавая вопрос, вы приглашаете собеседника к более точному формулированию (особенно когда что-то высказано не ясно или есть попытка скрыть прямой смысл) или к критическому пересмотру своих мыслей.

Сделать это можно одним из трех способов:

  • Прямым переспрашиванием.
  • Отражением содержания сказанного.
  • Отражением подразумеваемого.

Давайте рассмотрим на примере.

Манипулятор: «Никто не будет так хорошо относиться к тебе, как я».

Предполагаемый ответ по технике переспрашивания или отображения сказанного: «Я правильно понял, что ты ко мне очень хорошо относишься? И я могу рассчитывать на твое хорошее отношение, даже если я все-таки сделаю по-своему?»

Манипуляция оказывается раскрытой и собеседник уже вынужден пересмотреть свое высказывание и обозначить то, что она самом деле хочет от вас. Инициатива по разрешению ситуации остается за вами.


Следующая техника – Техника игнорирования помогает предупредить вашего собеседника о том, что вы поняли, что он пытается сделать,но не воспринимаете это всерьез. Не серьезное отношение к словам предупреждает вашего собеседника о том, что с вами этот номер не проходит.

Вашей задачей будет пропустить мимо ушей манипулятивное заявление или осуждение (глупая шутка, циничное замечание,повышение тона, подчеркнутое равнодушие и т.п.). Далее выдержать небольшую подчеркнутую паузу и задать вопрос или конструктивное предложение.

Например:

Манипулятор: «Умные и порядочные люди так не поступают!» («Хорошие дочери…», «Так поступают только…» и т.п.).

Ответ по технике игнорирования: «Давайте говорить по существу, не переходя на личности. Вы согласны?»

Если вы пытаетесь о чем-то договориться, но встречаете сопротивление в виде обвинения, в вызове на соревнование, в виде оскорбительного высказывания, не прошеного совета, или в принуждении, в давлении на чувство жалости или вины, то после подчеркнутой паузы можно задать и такой вопрос: «Если вы не против, может быть мы все-таки продолжим...»


Если манипулятор пытается у вас вызвать чувство вины, или отвлекает вас от предмета обсуждения, или пытается изменить достигнутую договоренность, воспользуйтесь техникой «Недоразумение».

Смысл ее – проинтерпретировать попытку манипуляции как недоразумение, которое необходимо устранить прежде, чем продолжить беседу. Этим вы даете понять, что любая попытка манипуляции замечается, при этом вы не обличаете манипулятора, представляя манипулятивное заявление как недоразумение.

Манипулятор:  «Я на тебя всю свою жизнь положила!»

Ответ: «Это ужасно. Ты ни сколько для себя не жила. Если я последую твоему примеру, то и моя жизнь пройдет мимо меня? И потом я буду всем говорить то же самое, что и ты сейчас? Или я что-то не так поняла?»

Манипуляция: «Тебя что, в детстве не учили уступать дорогу старшим?» Ответ: «Ой, простите, я не заметил, наверно потому что вы совсем не старо выглядите».

Если отвлекают от предмета обсуждения: «Я что-то не понял, мы предыдущую тему уже закрыли? По-моему, мы ни о чем не договорились, по крайней мере, я свое мнение не высказал».

При попытке изменить достигнутую договоренность: «Я в замешательстве. Мы ведь с вами уже договорились. Это вы просто высказываете свои мысли вслух?»


В тех случаях, когда манипулятор пытается вам что-то навязать, или к чему-то вынудить, постоянно вас прерывает,не дает выговориться, отвлекает вас от предмета обсуждения, постоянно провоцирует вас на что-то, очень хорошо срабатывает техника «заезженной пластинки».

Она достаточно проста, потому что вашей задачей является вновь и вновь повторять то, что вы хотите (что для вас важно, или, что вы хотите узнать и т.п.). В какой-то момент манипулятор все-таки начнет говорить на нужную вам тему.

Предыдущие техники включают в себя моменты ответной манипуляции, техника «заезженной пластинки» дает вам возможность воспользоваться правом говорить то, что вы на самом деле хотите.


Бывают такие случаи, когда собеседник отказывается понимать вас, настаивает на своем, при этом, не давая вам возможности высказать свое мнение. Здесь уместно не пытаться давить на него, доказывая свою точку зрения или отвечать на попытку манипуляции, а воспользоваться техникой «изменения перспективы». Для этого необходимо собеседнику предложить посмотреть на ситуацию с вашей стороны.

«Хорошо, твои выгоды в данном вопросе понятны. А теперь рассмотри все мои выгоды. Если они действительно так весомы, как ты пытаешься доказать, тогда мы может и договоримся».

Но иногда бывает и так, что манипуляция заходит слишком далеко, ни одна техника прерывания манипуляции не срабатывает.  Тогда лучшим способ будет воспользоваться техникой «выхода из ситуации». Она заключается в том, что вы прерываете разговор с открытым указанием попытки манипулировать вами. И задаете вопрос о том, что дальше –каждый придерживается своего мнения и ситуация не разрешается или начинаем рассматривать возможные варианты решения.

Последним, я бы сказала, худшим вариантом является техника «прерывания общения». К ней прибегают тогда, когда уже нет другого способа защитить себя. Но чтобы прерывание не выглядело как бегство, необходимо применить несколько правил.

  • Первое– прервите разговор первым, чтобы сохранить инициативу.
  • Второе– ясно обоснуйте, почему вы прекратили разговор.
  • Итретье – (при необходимости) наметьте путь к примирению или компромиссу.

«Я не вижу смысла и дальше говорить на эту тему, потому что ты постоянно давишь, а в такой обстановке ничего конструктивного решить нельзя. Давай останемся каждый при своем мнении (как вариант – поговорим об этом, когда оба успокоимся и сможем говорить без эмоций)».

Если вы хотя бы один раз сможете элегантно выйти из манипуляции, вы сохраните свою психику от разрушения. И помните – если вы вступили в борьбу с манипулятором, то это говорит только о том, что вы поддались на манипулятивное действие, и манипуляция достигла цели.

 

С уважением,

Татьяна Ушакова.

 


Шкала эмоциональных тонов Рона Хаббарда (часть 2)

  • 27.09.12, 23:43
Советы по определению тона по Эмоциональной шкале.

1. Положиться на свои ощущения. Некоторое время после общения с низко-тонным человеком мир выглядит мрачновато, а после беседы с высоко-тонным человеком, Вы ощущаете счастье и более оптимистично настроены.

2. Прислушайтесь к его речи. Человеку на высоком уровне нравится слушать и передавать хорошие новости и вдохновляющие идеи. Представители низких уровней предпочитают говорить о плохих новостях и проблемах.

3. Высоко-тонные люди в равной степени говорят и слушают. Поэтому, если мы встречаем кого-то, кто не дает вставить собеседнику слово или, наоборот, упорно молчит, то он с нижних уровней.

4. Низко-тонный человек убеждает остальных, что его проблемы нельзя решить (хотя настоящая проблема – в его тоне). Человеку, находящемуся ближе к вершине, нравится, когда проблемы решаются.

5. Обратите внимание, сколько времени требуется собеседнику для того, чтобы ответить на простые вопросы. Большая задержка указывает на беспорядочное мышление (Апатия и Горе) или поиск подвоха (Скрытая враждебность).

Любовь и тон

Отношение человека к противоположному полу зависит от его тона. Любовь, сама по себе, не является эмоциональным тоном, но энергия любви может повысить, понизить или усилить тон человека.

В Горе и Апатии человек не отдает много любви, он хочет получать ее. Его типичные слова «ты меня на самом деле не любишь» нужно постоянно опровергать и доказывать обратное.

Задабривание обычно женится на ком-то кто «нуждается» в нем, позволяя своему партнеру паразитировать.

Человек в Страхе тоскует и женится для безопасности.

Человек в Сочувствии часто женится на Горе.

Скрытая враждебность неспособна на настоящую привязанность, она может льстить и предавать, она будет пытаться понизить самооценку партнера и наслаждаться тайными романами.

Отсутствие сочувствия не верит в любовь, но ему может понравиться играть в равнодушного сердцееда.

Гнев давит на партнера путем обвинений и грубости.

Антагонизм больше всего жаждет препирающегося партнера.

Любовь высоко-тонных людей – это любовь-дружба. Они способны общаться легко, понимают своего партнера и моногамны.

Какую тактику выбрать при общении с низко-тонными людьми?

Для успешного взаимодействия с низко-тонными людьми рекомендуется прием соответствия тону. Это означает, что нам нужно достичь их тона или быть на один тон выше.

Если вы приспособитесь к тону человека, вы ему больше понравитесь и, если он обычно выше по тону, Вы можете снова поднять его. Если же он находится хронически низко, Вы можете поднять его, но это будет только временно.

Итак, сначала вы можете провести быстрый разговорный тест, чтобы выяснить, о чем ему нравится говорить. Начинайте с высоко-тонных мыслей и переходите ниже по шкале. Когда вы поговорите на его эмоциональном уровне некоторое время, он решит, что вы очень понимающий человек. Вы ему понравитесь. Если он легко движется по шкале, вы можете подняться на тон, и он поднимется с вами. Поднимаясь выше, на один тон за один раз, вы сможете в процессе разговора поднять его по шкале.

Рассмотрим примеры:
Апатия – для начала используйте физический контакт (дотроньтесь до плеча, возьмите за руку), таким образом, заставив его осознать реальность. Если Вам удастся выяснить у человека причину его апатии, то он может разразиться слезами, что означает тон Горе и приведет к тому, что он облегчит свою душу.

Горе – лучше начать общаться в тоне Задабривание или Сочувствие.

Задабривание – нужно принять его предложение и поблагодарить (в противном случае он почувствует себя несчастным).

Сочувствие – в зависимости от ситуации можно пытаться поговорить с ним в тоне Страха. К примеру, осторожно предупредить о возможных последствиях его действий, спросить, готов ли он справиться в будущем с некой проблемой, заставить его задуматься.

Страх – предложить способы справиться с тем, что его пугает.

Скрытая враждебность – рекомендуем подольститься, дать ему знать, что он Вам нравится, в противном случае можно использовать демонстрацию Гнева.

Отсутствие сочувствия – демонстрация Гнева также уместна, но в данном случае Гнев нужно направить не на него, а на внешние обстоятельства или некоего символичного общего врага.

Гнев – не пытайтесь успокоить его. Можете устроить шум, и он отнесется к этому положительно. Или попробуйте переключить Гнев с себя на внешние обстоятельства, либо найти общего абстрактного врага (как в случае с Отсутствием сочувствия).

Антагонизм – изобразите скуку, игнорируйте его вызовы. Как вариант – можете соответствовать его тону, но направить его на другую цель.

Если Ваши неоднократные попытки совладать с низко-тонным человеком терпят неудачу, и Вы чувствуете, что перестаете владеть собой, лучше разрушить эту связь. Не стоит геройствовать, если это никто не ценит. Лучше приложить усилия и самому подняться по шкале и тогда повысится вероятность встреч с высоко-тонными людьми, т.к. подобное притягивает подобное.


Шкала эмоциональных тонов Рона Хаббарда (часть 1)

  • 27.09.12, 23:30

Эта информация почерпнута из просторов инета. По просьбе друзей делюсь своими архивами.


Мы часто ломаем голову над такими вопросами, как: «А действительно ли это любовь?», «Стоит ли доверять этому человеку?», «Будет ли плодотворным сотрудничество с ним?» и многими другими, затрагивающими человеческие взаимоотношения.

Ответы на них можно получить, ознакомившись с Эмоциональной шкалой тонов, разработанной американским исследователем Роном Хаббардом. Он выявил закономерность возникновения эмоций, присвоил эмоциям рейтинги и назвал эту последовательность Эмоциональной шкалой тонов, где каждая эмоциональная позиция называется «тоном» и имеет условное наименование.
Наверху присутствуют самые радостные эмоции, а внизу самые разрушительные. При этом люди постоянно двигаются вверх и вниз по шкале, но большую часть времени проводят в узком диапазоне тонов. Таким образом, длительное наблюдение за человеком покажет обычную для него эмоцию.

Разделяющая линия шкалы тонов – это тон 2.0. Люди, которые находятся выше этого уровня, будут называться «высоко-тонными», а 2.0 и ниже – «низко-тонными». Человек, которого мы называем высоко-тонным, проявляет эмоцию, соответствующую обстоятельству, постоянно двигаясь по всей шкале, но быстро восстанавливается и сохраняет интерес к жизни.

Проявив наблюдательность, легко определить тон, характерный для человека.

Что нам это даст? Мы сможем сделать обоснованный вывод о том, какими будут отношения с этим человеком и что можно ожидать от него. К тому же, чувства, такие как любовь, ненависть и зависть проявляются через призму тона человека. Человек в Сочувствии любит совсем по-другому, нежели человек в Гневе. Завистливый человек может причинить вред сопернику или просто тихо напиться, в зависимости от его тона. Таким образом, зная хронический тон человека, мы можем строить отношения с ним более продуктивно или понять, что их не стоит иметь вовсе.
Краткие характеристики тонов и их проявление:
Сначала рассмотрим опасные эмоции.
Апатия (0.05)
Апатия – это отключение от любви, жизни, надежд, мечтаний и абсолютный пессимизм. В Апатии человек близок к чувству, что он ничем не владеет и думает, что другие тоже ничего не должны иметь. Он позволяет любой собственности разрушаться и портиться. Себя он тоже разрушает тем или иным способом. Наркоманы, алкоголики, хронические игроки – это люди в Апатии.

Заглаживание вины (0.375)
Человек в тоне Заглаживание вины живет, постоянно извиняясь и пытаясь искупить некий вред (даже вымышленный). Он может льстить или унижать свое достоинство, чтобы добиться сочувствия или помощи. В худшем случае это слепое самопожертвование и мученики-самоубийцы.

Горе (0.5)
Горе просит сочувствия, ничего не давая взамен, и помощи, не принимая ее. Это человек, который постоянно чем-нибудь недоволен, и все это обернуто жалостью к себе. Часто он пытается удержаться в прошлом и держится за свои обиды.

Задабривание (0.8)
Человек в Задабривании пытается завязать дружеские отношения, и, кажется, что он ничего не требует взамен. Но в действительности, Задабривание является частью диапазона Страха. Человек в этом тоне не осознает свой страх. Его задабривание предназначено для того, чтобы защитить себя от негативных последствий.

Сочувствие (0.9)
Человек в хроническом Сочувствии – навязчиво «понимающий» и может бесконечно оправдывать неудачи своих друзей, что лишает их ответственности и убивает их стремление к борьбе. Высоко-тонный человек сказал бы: «Да, это неудача, но ты можешь попробовать еще раз». А Сочувствие не помогает восстановиться после поражения и вернуться, чтобы победить.

Страх (1.0)
Хронический страх легко становится косноязычным, избегает людей, подпрыгивает от хлопанья двери. Он постоянно напуган, все кругом опасно. Такой человек боится иметь вещи (ведь он может потерять их). Его решение – быть осторожным в отношении всего в жизни. Он говорит о страшных вещах, действительных или воображаемых.

Скрытая враждебность (1.1)
Это скрытый тон, наиболее трудный для распознания. Он находится между Страхом (который является причиной его тона) и Гневом (который он должен скрывать). На этом уровне мы находим вопиющую ложь и лицемерие. 1.1 притворяется высоко-тонным. Он убеждает в добрых намерениях и манипулирует людьми, всегда стремясь к скрытому контролю.

Отсутствие сочувствия (1.2)
Человек в Отсутствии сочувствия холоден, груб, равнодушен. Кажется, что у него отсутствуют эмоции. Его не касаются чужие проблемы, но он будет ожидать полного понимания и прощения за свои пагубные действия. На этом уровне мы часто встречаем упрямое нежелание говорить.

Гнев (1.5)
Постоянно находясь в состоянии душевного расстройства, человек кричит, злится, раздражается, обвиняет и выражает недовольство.

Боль (1.8)
Боль, сама по себе, не является эмоцией, но здесь имеется в виду именно эмоциональная реакция на боль. Человек не может оставаться в высоком тоне, когда ему больно. Его внимание рассеивается, он несдержан, раздражителен и нетерпелив.

Антагонизм (2.0)
Главная характеристика Антагонизма – опровержение. Эмоция – открытая враждебность. Это уровень колких замечаний и сарказма. Антагонизм не может устоять перед вызовом. Если Вы хотите, чтобы он сделал что-нибудь, попросите его обратное. Дайте ему что-нибудь оспорить, и он это сделает.

Очевидно, что общение с такими низко-тонными людьми следует свести до минимума, а если это не удается, то Вы можете воспользоваться рекомендациями, которые приведены во второй части статьи.

Теперь рассмотрим проявления высоких тонов.

Скука (2.5)
Хроническая скука подразумевает состояние, в котором человек пытается убить время. Иногда это состояние легко спутать с Апатией или Горем, но на самом деле, кардинальное отличие состоит в том, что человек в Скуке не жалуется и не раздражается, его постоянная эмоция – удовлетворенность. К сожалению, у него отсутствует цель в жизни. Он беззаботен и не амбициозен, это приятный и неконфликтный человек.

Консерватизм (3.0)

Его единственный недостаток состоит в том, что он подавляет энтузиазм и изобретательность.
Он движим осторожностью, уравновешен, сдержан, терпелив, не любит выделяться из толпы. Его плюсы – это надежность, честность и неконфликтность. Он может стать очень хорошим родителем.

Интерес – Энтузиазм (3.5 – 4.0 )

Это лучшие из высоко-тонных эмоций, которые мы рассмотрим вместе, т.к. они очень схожи. Люди, пребывающие на вершине эмоциональной шкалы, веселы и жизнерадостны. (Просто у тона 4.0 это более ярко выражено.) Они активны и деятельны, их интересы широкомасштабны, а идеи позитивны и оригинальны. Это не значит, что такой человек постоянно преисполнен радостью, но он благодушен и может воодушевлять других.
Такие личности без усилий притягивают к себе других людей, они популярны и любимы. Хотя зачастую их атакуют низко-тонные люди, высоко-тонные личности отбивают атаку и быстро восстанавливаются.

К самым верхним из высоко-тонных эмоций нужно стремиться, дабы жизнь была приятна и успех не покидал нас.



Манипулирование и ассертивность (часть 3)

  • 27.09.12, 22:14

АССЕРТИВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Новак приводит десять прав.  Я немного изменил их порядок – так выглядит, на мой взгляд, более логично.
1. ВЫ ВПРАВЕ САМИ РЕШАТЬ ВСЁ О СЕБЕ, О ВАШИХ ПОСТУПКАХ И ЦЕЛЯХ, - ЕСЛИ ВЫ САМИ ГОТОВЫ ОТВЕЧАТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ.  Главное право человека.  У Новака: «…и имеете право отвечать за последствия».  Я вижу это более конкретно. Слово «если» - моё.  Тот, кто не может платить по счетам, заставляет платить других. Это – явное манипулирование.
2. ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО МЕНЯТЬ СВОИ ВЗГЛЯДЫ И УБЕЖДЕНИЯ. Как-то нелогично получается: то мы упрекаем кого-то в «измене взглядам», то требуем подчиниться, стать другим – то есть изменить взгляды.  Ах, вот в чём дело: в обоих случаях мы просто отвергаем то, что нам не нравится!
Для человека  важны не прошлые, и не  всеобщие убеждения, а только те, что приведут его к успеху.  А они могут меняться.  Смысл жизни – процветание самой жизни, движение к свободе. Способность менять убеждения ради улучшения жизни – и есть настоящая принципиальность.
Даже договора и обещания нужно соблюдать только до тех пор, пока это не ухудшает вашу жизнь. 

Чтобы сделать то, что вы решили:

3. ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО ПОСТУПАТЬ НЕЛОГИЧНО.  Учитывая 1 и 2, в каждом случае может быть своя логика. И не обязательно - понятная окружающим. Важен общий результат.  Объяснить можно потом: победителей не судят.
4. ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО НЕ ЗАВИСЕТЬ ОТ ДОБРОЙ ВОЛИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.  Особенно от доброй воли ваших близких. Дай Бог им это понять!
Редко кто понимает, что нам нужно, зато многие советуют, как думать и что делать. Часто доброжелатели весьма настойчивы и «спасают» нас без нашего согласия на то. Подчиняясь их советам и просьбам, мы однозначно улучшим их жизнь. Но вряд ли – свою! Не бойтесь отказывать: никто из нормальных людей не обидится на то, что у вас есть свои планы.
5. ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО РЕШАТЬ, ОТВЕЧАТЬ ЛИ, И В КАКОЙ МЕРЕ, ЗА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.   Отвечать за кого-то – смешное требование.  Отвечать – значит полностью понимать и управлять.  Мы не можем  отвечать друг за друга, даже если очень этого захотим.  Мы за себя-то отвечать ещё не научились.
С другой стороны, у человека нельзя отнимать ответственность за самого себя – это делает его беспомощным.
«Отвечать за кого-то» - блеф, манипулирование под этикеткой «ответственности».  Чаще всего «отвечают за других» те, кто не может отвечать за себя.

Не надо бояться поступать по-своему, потому что:

6. ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО ДЕЛАТЬ ОШИБКИ И ОТВЕЧАТЬ ЗА ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ.   Не плохо – ошибаться. Плохо – не отвечать за последствия.  Действительно, не ошибается тот, кто ничего не делает!
7.  ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО НЕ ЗНАТЬ, НЕ УМЕТЬ, И ОТКРЫТО ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ.  Тем паче, если вы педагог, начальник, политик, вообще – ответственное и важное лицо.  Будьте собой – и в вас будут видеть честного человека.  Притворяйтесь кем-то лучше себя – и вы неминуемо начинаете лгать, что хорошо видно со стороны.
8.  ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО НЕ РЕАГИРОВАТЬ НА ЗЛОНАМЕТЕННУЮ КРИТИКУ И УПРЁКИ.  Более того: они вообще не должны вас интересовать. Есть один способ избежать их – полностью игнорировать и продолжать делать дело.  Упрёки – злостное манипулирование.
9.  ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО НИКАК НЕ ОБЪЯСНЯТЬ И НЕ ОПРАВДЫВАТЬ ВАШИ ПОСТУПКИ.  Конечно, те, кому вы доверяете, имеют право  знать, почему вы делаете так или эдак.  Остальным достаточно знать, что вы так решили.  Тем, кто вас уважает, этого достаточно; мнение тех, кто вас не уважает, не стоит принимать в расчёт.

И вот, чтобы избежать сложностей с людьми, которым может не понравиться ваша ассертивность:
10.  ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО СПРОСИТЬ И ПРОЯСНИТЬ ВСЁ, ЧТО НЕДОПОНЯТО.  Добавлю: даже то, что кажется неприличным или не желательным для обсуждения.   Манипуляторы обычно не выражают своих истинных желаний и целей – чтобы потом обижаться, что их не поняли. Не позволяйте проделывать с собой такие штуки – выясняйте всё до конца.

…ИТАК,  вы имеете ПРАВА.  Сразу возникает жуткий образ приверженца этих «заповедей».  НЕ ПУТАЙТЕ ПРАВА С ОБЯЗАННОСТЯМИ.  Права – не заповеди, их вовсе не обязательно постоянно соблюдать.  Они нужны только для того, чтобы защищать своё благополучие.

ЦЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: АССЕРТИВНЫЕ ПРАВА ОКРУЖАЮЩИХ,
ИЛИ КАК НЕ БЫТЬ МАНИПУЛЯТОРОМ

Ей богу, без этого дополнения книга об ассертивности теряет половину практической пользы. Научиться отсекать манипуляторов – ещё не всё. Гораздо труднее осознавать собственное манипулирование – и позволять окружающим защищаться от него.
Вы ведь желаете людям добра? Пусть тогда господь хранит и от вашего навязчивого контроля!  Представим себя в компании ассертивных людей. Они веселы, общительны, обаятельны и свободны, и каждый уверен в своих правах, и это так тяжко!..
Лучше всего читать каждый пункт и налицо, и наизнанку.
1.  КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК, живущий рядом с вами, несмотря ни на какие ваши убеждения, ИМЕЕТ ПРАВО САМ РЕШАТЬ ВСЁ О СЕБЕ И ОТВЕЧАТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ.  Что, круто?..  Вот тут, сейчас, ваша женщина, ваш парень, дочь   или сын   вправе всё сами решать о себе.  Вы можете только поинтересоваться, понять, и показать плюсы другого варианта. Но – не принудить: ведь у него есть все права избегать или игнорировать манипулирование.  Могу квалифицировано заявить: такие отношения с близкими – самые приятные, эффективные и безопасные.
2.  КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО МЕНЯТЬ СВОИ ВЗГЛЯДЫ И УБЕЖДЕНИЯ, в том числе по поводу вас и ваших взглядов.  Здесь вы так же вправе предложить, показать, объяснить, но не принудить.  Если обеща-ние, которое он вам дал, начинает ему вредить – освободите его от обещания.  Я не настаиваю на том, что это применимо для всех финансовых договоров, но на деле часто приходится прощать долги – ведь и ты знал, с кем имеешь дело. 
3.  КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО ПОСТУПАТЬ НЕ ЛОГИЧНО, в том числе по отношению к вам.  Вы можете договориться, как можно поступать, а как нельзя. Но – он имеет право.  Он пытается улучшить свою жизнь – а это не ваша жизнь. Не поняли юмора – имеете право всё прояснить.
4.  НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ЗАВИСЕТЬ ОТ ВАШЕЙ ДОБРОЙ ВОЛИ. То есть – выполнять все просьбы, соглашаться, поддаваться  убеждениям и уговорам, хотеть вашей заботы.  Наши увещевания из самых добрых побуждений нужны именно НАМ – и вовсе не обязательно ИМ. Поняв это, жить намного легче!  Ждать однозначного согласия – значит, ни в грош не ставить чужие планы и желания.
5.  КАЖДЫЙ БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК ВПРАВЕ РЕШАТЬ, ОТВЕЧАТЬ ЛИ, И В КАКОЙ СТЕПЕНИ, ЗА ВАС И ВАШИ ПРОБЛЕМЫ.  Мы верим, что за нас должны отвечать врачи, родители, правительство, начальство.  Ну, и что на деле?..
6.  КАЖДЫЙ БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ДЕЛАТЬ ОШИБКИ. Как раз те, от которых вы сорок раз предостерегали, или те, что больно бьют по вам. Но при этом он должен  ОТВЕЧАТЬ ЗА ПОСЛЕД-СТВИЯ.  Я убедился: это – лучший способ уберечь от дальнейших ошибок.
Мы же делаем наоборот: решаем за человека его проблемы – и наказываем за ошибки! Это – лучший способ посадить человека себе на шею или сбросить его в апатию.  Наказывать за ошибки – значит, наказывать за активность и опыт.  Решать чужие проблемы – значит делать беспомощным.
7.  КАЖДЫЙ ВАШ БЛИЗКИЙ (и особенно – ученик!) ИМЕЕТ ПРАВО НЕ ЗНАТЬ, НЕ УМЕТЬ И ОТКРЫТО ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ.  Двойки в школе – запрет на открытое выражение недопонимания. Значит – запрет на прояснение и понимание.  Хороший учитель всегда знает, что двойки он ставит себе.
8.  НИКТО НЕ ОБЯЗАН НИКАК РЕАГИРОВАТЬ НА ВАШУ КРИТИКУ, УПРЁКИ И ПРЕТЕНЗИИ.  Тяжело услышать от мужа или дочери: «А мне по барабану». Но это нормальная реакция на упрёк.
9.  НИКТО НЕ ОБЯЗАН ОБЪЯСНЯТЬСЯ И ОПРАВДЫВАТЬСЯ ПЕРЕД ВАМИ.  Одно дело – пытаться понять, другое – требовать оправданий.  В первом случае вы признаёте свободу человека, во втором – лишаете его права на свои поступки.
10.  НИКТО НЕ ОБЯЗАН ПОНИМАТЬ ВАС, ЕСЛИ ВЫ ЧЕСТНО И ТОЧНО НЕ ЗАЯВИЛИ О СВОИХ ЖЕЛАНИЯХ ИЛИ ВЗГЛЯДАХ. Каждый вправе спросить вас о них и получить честный ответ.

К этому нечего добавить.  Это трудно соблюдать.  Но очень полезно почаще представлять себя в такой компании, чтобы осознать, что значит – жить среди свободных людей.  Они ничего не должны и не обязаны.  Они всё делают только потому, что сами решили и хотят.  Поэтому они всегда интересны друг другу.  Представьте, насколько вы обаятельнее и богаче, если делаете только то, что хотите! 

Манипулирование и ассертивность (часть2)

  • 27.09.12, 22:07

ТИПЫ МАНИПУЛЯТОРОВ ПО ШОСТРОМУ

Достаточно просто рассмотреть и осознать, как происходит манипулирование, чтобы частично освободиться от него.

ХАМ – давит грубостью и шумом. Слушаются из отвращения и страха.
ДИКТАТОР – не терпящая возражений сталь, наказания за непослушание, подавление.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ПРАВЕДНИКОВ – вызывает чувство вины и неполноценности, обесценивает других, намекая на свои добродетели.
ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ – само благодушие, за которым – лесть с целью подчинить.
СЕРДОБОЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ – страх, тревога и беспокойство, совершенно отнимающие свободу.  Тяжелейшее манипулирование.
БЕДНЯЖКА – жалобы, слёзы, ложь, игра на чужом сочувствии. Самый «бессовестный» и жестокий вид манипулирования, удар ниже пояса.
ПЛЮЩ – взятие измором, безотвязность, надоедливость с целью получить желаемое.
«ОСТАП БЕНДЕР» (в книге – математик) - свободная смена ролей,  фальшь, многоличие на основе расчёта.
Всего типов девять, один я забыл, но суть понятна.  В чём суть манипулирования?  Это -  скрытый страх.
Все манипуляторы скрыто боятся людей. Все они имеют заниженную самооценку, скрытые комплексы.  Им некомфортно, если другие вокруг свободны или успешны.  Они не способны управлять – поэтому используют чувства и страхи людей, жмут на наши кнопки.  Точнее, дёргают за ниточки. Некоторые (праведник, всемилостивейший, Бендер) могут маскироваться под симпатичных и обаятельных людей.  Эти особенно опасны.  О них – в эссе «Спады в жизни».

КАК МЫ СОЗДАЁМ МАНИПУЛЯТОРОВ

Откуда берётся манипулирование?  Мы сердобольно лепим его сами! Более подробно об этом – в эссе об избалованности детей.
Наши дети начинают манипулировать нами с момента приезда из роддома.  Это нормально: главная задача выживания – контроль над окружением.  Ненормально то, что мы тут же покупаемся на их капризы, обиды и рёв.  Включается страх за детёныша – и напрочь исчезает рассудок.  А зря! 
Дело в том, что наши реакции – главная ценность для детёныша.  Какими  бы они ни были, даже злость и побои  – это отклик на нажатие кнопки, подтверждение нашей управляемости.  Человечек будет делать именно то, на что мы бурно реагируем – ведь ему нужно выжить среди нас!   Именно это и станет его ценностями, важными  для выживания.  Именно своими реакциями мы буквально лепим характер человека.
В этом - весь трёхкопеечный секрет избалованности и цинизма детей.   Посмотрите, на что мы реагируем.  Это же тихий ужас. Тишина, игра, улыбки, маленькие победы, попытка помочь или общаться – слава Богу, успокоился! - ноль реакции, а то и «не мешай!».  Плач, истерики, обиды, недомогания и травмы, подначки, провокации – вот тут мы взвиваемся и проявляем «внимание» по полной программе.   Мы награждаем своими реакциями в основном истерики и манипулирование!
Что же делать детёнышу, попавшему в такой идиотский мир?!  Мы  же не оставляем ему выбора.   Став к двум годам мастерским  манипуля-тором, уже лет с двенадцати чадо мается от тоски с насквозь управляемыми родителями.  Братцы!   Кого из взрослых вы уважали в детстве?   Тех, кто не поддавался манипулированию.  Отличное чувство юмора и – полная неуправляемость! Из учителей таких было от силы два на школу. А если такими были родители – вам очень крупно повезло!

 

МАНИПУЛЯТОР – ЭТО РОЛЬ

 Для тех, кто уже прочёл «Успехологию любви», ясно: манипулирование – неразумное поведение.   Это - качество низкого эмоционального тона*.  Немного остановлюсь на этом.

*Тон –  эмоциональное состояние по поводу себя и жизни, эмоцио-нальное самовосприятие.  Эмоции – это точная шкала, от энтузиазма и радости вверху, через скуку посередине,  до злости, страха,  горя и апатии внизу. Именно от тона зависят более двадцати этических и коммуникативных характеристик человека, в том числе и разумность (рациональность, конструктивность). Тон определяет отношение к жизни и людям. Подробнее это рассмотрено в «Успехологии любви».

 Люди в высоких тонах не склонны манипулировать – они умеют договариваться и знают, что это гораздо надёжнее и эффективнее. 
Но я хотел прояснить другое:  как относиться к человеку, если он манипулирует?   Прежде всего, присмотреться к нему повнимательнее.
Наш тон весьма зависит от обстоятельств. Жизнь  постоянно что-то преподносит, и мы можем скакать по шкале, то опускаясь в гнев, страх или горе, то поднимаясь до интереса и веселья.  Тут  нам комфортно, а здесь – плохо; что-то произошло, что-то услышали - бац! – и тон меняется.   А в разных тонах мы – совершенно разные люди. Реально разные. Когда с вами поссорился близкий человек, вы видите – это не он.  И вы правы! Это  действительно другой человек.  Он сменил роль, которую считает собой.
В разных тонах у нас - разные роли.  Лидер вдруг становится подчинённым, весельчак – бедняжкой, а энтузиаст впадает в апатию.  Так вот, в одной роли мы можем быть злостным манипулятором, а в другой – ругать себя за это последними словами.
Одно дело – иногда впадать в манипуляторство (см. типы). Это бывает - крыша съехала, заклинило, зациклился.  Пройдёт - сам исправишь.
Другое дело, если человек - манипулятор по жизни. Не уметь ему противостоять – конец свободе.  А мы не то что противостоять – мы даже понятия не имеем, что  нами уже манипулируют!
Короче говоря, манипулирование весьма полезно осознавать и в других, и в себе.  Мало того - нужно знать, что с ним делать. Для этого Шостром и написал кодекс ассертивных прав человека.

Манипулирование и ассертивность (часть 1)

  • 27.09.12, 21:57
По просьбе друзей публикую информацию из моих архивов (стырено в инете). В данном случае статья Николая Курдюмова, раздел "Успехология жизни"

МАНИПУЛИРОВАНИЕ И АССЕРТИВНОСТЬ*

* Ассертивность (англ: assertoneself – отстаивать свои права) – свобода от чужой  воли, самоопределённость. Это когда ты делаешь то, что ТЫ  хочешь, ни в чём не ущемляя  окружающих людей.

ХОЧЕШЬ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ – ПОЗВОЛЯЙ ЭТО И ДРУГИМ!

Прочёл книгу Каппони и Новака «Как делать то, что вы хотите». Постараюсь воздержаться от подробных комментариев, а перейду к сути.
Все мы понимаем, что ведём себя довольно реактивно – поведение и мышление определяются в основном эмоциями.   Увы, или к счастью – пока не важно. Об этом подробнее – в «Успехологии любви».  Здесь же мы рассмотрим важнейшую часть нашего поведения - управление друг другом.  Это – любимое занятие социальных существ.  Мы заняты этим  почти всегда, когда общаемся, а если есть проблемы – то и в одиночку, и даже во сне.  И, конечно, в большинстве случаев мы совершенно  этого не осознаём.

УПРАВЛЕНИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Вообще, управление – прекрасная, нужная и этичная способность.  Оно не имеет отношения к обязанности, принуждению, вообще к ограничению свободы. Управлять – значит понимать и уметь.  И - всё.  Управление основано на хорошем общении, понимании, добровольном партнёрстве и симпатии.  Вы умеете хорошо общаться? Значит, вы управляете общением. Вы можете помирить драчунов? Значит, вы управляете отношениями. Вы ещё не в кювете? Значит, вы управляете автомобилем. А если в кювете –  он управляет вами. Управление – это когда дети или коллектив поддерживают нужный порядок и делают всё сами, по доброй воле, и будут продолжать делать это, даже если вас нет. Управление всегда служит улучшению жизни.  Если вы нормально живёте, то только потому, что управляете кучей вещей вокруг себя – включая и людей.
Однако, принимая всерьёз свои  страхи и сомнения, мы привыкли подменять управление насилием, принуждением, подавлением, хитростью – то есть  манипулированием.   Мы часто верим, что слушается только тот, кто боится.  Мы верим, что бесстрашный человек опасен, потому что неуправляем.  Поэтому мы чаще всего пытаемся манипулировать друг другом – вместо того, чтобы создать взаимопонимание и управлять.  Мы странным образом путаем эти вещи. 
Плывя по течению  привычной морали,  мы и сами охотно позволяем собой манипулировать. Мы слушаемся кого-то, боимся или стыдимся чего-то, верим в вину и обязанность; чего-то слишком желаем, а что-то ненавидим; мы покупаемся на добрые слова, на родственные связи, на долг и верность, на слёзы, на сочувствие.  А когда жизнь идёт куда-то совсем не в ту степь, ломаем голову: ну почему!?
Да потому, что ты позволил решать за тебя.  Ты отдал свою жизнь другим людям.  Не важно, кто они, и какие они.  Даже если они очень хорошие, даже если – ангелы, они не могут сделать с твоей жизнью то, что ты сам хочешь – у них ведь свои, а не твои представления об этом!  А ведь есть и такие, для которых страшна твоя свобода, опасен твой рост или успех. В любом случае, если у руля не ты, жизнь не станет такой, о которой ты мечтаешь.   Наоборот, она может вообще превратиться в кошмар.  Это  происходит прямо вокруг нас.  Посмотрите на ваших несчастных знакомых.  У всех  одна беда: они не могут решать за себя.
До тех пор, пока Рон Хаббард не нашёл способ убрать страхи из человеческого ума, разницу между манипулированием и управлением очень трудно было заметить.  Манипулирование так древне и естественно для нас, что большинство моральных норм созданы под него.   Можно сказать, что львиная доля морали работает на манипуляторов. Неуверенность, стеснительность, неспособность общаться, долг, вина, стыд, наказание, «надо верить людям», послушание и прочие атрибуты манипулирования давно стали частью морали.  И мы перестали думать о внутренней свободе.
Дейл Карнеги, возможно, был первым, кто показал нормальные, этичные способы управления поведением других людей: приветливость, внимание к собеседнику, способность слушать,  способность принять чужую точку зрения, умение понятно выражать мысли,  искренность и открытость, хорошее общение. Эти способы  оказались непривычно, пугающе эффективными.   Если вы умеете заводить друзей, значит, вы этим процессом и управляете!   
Через несколько лет на учение Карнеги бурно отреагировал Шостром (США). Со слов моего знакомого психолога, он счёл Карнеги манипулятором.  Чтобы уберечь от воздействия свободную волю наивных граждан, он создал своё учение:   рассмотрел и описал типы манипуляторов,  разработал свод ассертивных прав и теорию ассертивного поведения.
В итоге этой «дискуссии» оба  описали и манипулирование, и управление в пользу свободы и самоопределённости.  Спасибо им!