Собственно, это те самые дроны, которые Турция применяла против «Вагнера» в Сирии и Ливии, После этого, насколько я понимаю, Россия поставила туда станцию радиоэлектронной борьбы — это мощная такая глушилка. У этих дронов связь с оператором, она глушит связь с этим оператором, после чего их становится очень легко сбивать. Хотя сама глушилка довольно старая, ее слышно хорошо, ее можно убить ракетой, которая опять же у азербайджанцев есть.
Полное господство азербайджанское в воздухе. Израильские ракеты азербайджанцев, насколько мне говорили, раздолбали два из очень важных стратегических мостов, без которых достаточно сложно снабжать Карабах, причем по одному из мостов шла колонна техники. Это не то чтобы совсем без этих мостов нельзя снабжать Карабах — есть еще старая Лачинская дорога, по ней тоже можно чего возить, — но с учетом того, что со вчерашнего дня бомбят аэродром Степанакерта, это значит, что снабжать Карабах очень сложно.
Захвачены несколько высот. Опять же это не конец, но это очень серьезные подвижки. И, к сожалению, мы видим, что эта война ведется высокоточным оружием. Армия Турции — это XXI век, а армия Армении — это XX век, это Советская армия. И это одна часть сложного положения армян.
Соответственно, Армяне — это страна, у которой меньше населения, меньше денег, меньше всего, более старое вооружение. Конечно, можно сказать, что у армян более высокий боевой дух. Они много раз так и отвечали людям, которые спрашивали: «Чего же у вас такая старая армия?» — «Зато у нас дух лучше, чем у азербайджанцев».
Дух, действительно, лучше, это абсолютная правда. Мы сейчас видим, что азербайджанцы — есть сведения — уклоняются от призыва, в то время, как в Армении люди бегут на призывные пункты, приезжают со всего мира, чуть ли не из Лос-Анджелеса и не из Лос-Анджелеса, чтобы поступить в армянскую армию.
Но видно, что первая атака азербайджанцев захлебнулась. При этом видно, что у них есть техническое преимущество в виде господства в воздухе различных беспилотников, противотанковых систем третьего поколения, и что это война, это не харассмент обстрелами, это не вот «сейчас мы зайдем в два села, а потом будем переговариваться».
Это полномасштабная война с единственной целью, которую может себе ставить страна, которая несколько раз устами своего президента заявляла, что Ереван является исторической азербайджанской территорией при поддержке страны, которая устроила геноцид 1.5 миллионов Армян. То есть это война с целью окончательного решения армянского вопроса, это джихад.
И вот в ходе этого джихада Кремль не шевельнул ни плавником. Тот Путин, который у нас бьется против этих самых исламистских боевиков на службе Турции в Сирии и Ливии, и, кстати, заметим, проигрываем, вот мы живем безумные войны в Донбассе, в Луганске; мы напали на Грузию в 2008 году.
И я только что говорила, чем нам это сейчас отлилось. Начался джихад против армян, и Кремль говорит: «Ой, мы тут ни при чем. Давайте жить дружно. Мы не знаем, чего происходит». Кремль отказывается даже возложить вину за агрессию на Азербайджан. И со смешными словами говорят: «Мы призываем прекратить насилие», что является абсолютным потаканием агрессору.
И эта реакция Кремля поразительная, связана, прежде всего, с тем, что в Армении демократия. Не забудем, между прочим, что Турция — диктатура, Азербайджан — диктатура, а Армения — демократия, там настоящие выборы. Премьер Армении
Никол Пашинян пришел к власти в результате народной революции. И хотя он очень осторожен в проведении своих реформ, Кремль обрадовался возможности проучить армянского Саакашвили, дескать, вот пусть турки решат проблему Нагорного Карабаха, ну, вырежут сколько-то там людей, зато Пашинян после этого проиграет выборы.
То есть если стратегические резоны Кремля считать, они выглядят примерно так: Черт с ним с Нагорным Карабахом. Сейчас его азербайджанцы возьмут. После этого Пашинян потеряет власть. Армения после этого приползет к нам на коленях. Азербайджан будет тоже наш, потому что мы будем в этой ситуации посредники.
И, разумеется, Ничего этого не будет, потому что мы видим тот конфликт цивилизации, в котором Москве не удастся играть роль арбитра, потому что тут надо занимать одну из сторон. И армяне не простят Москве потерю Нагорного Карабаха и вот этого стояния в стороночке.
Точно так же, как в свое время Сталин, когда немцы громили поляков во время Варшавского восстания, тоже, наверное, думал, что это очень хитрая стратегическая комбинация. В результате мы получили то, что поляки нас ненавидят по сей день. Не только за это, но в первую очередь самое недавнее, свежее — это вот хитрая кобминация.
Что касается азербайджанцев, они и так уже становятся колонией Турции. И, конечно, альтернативное объяснение, что Кремль просто боится Эрдогана или там, в Турции пилится столько денег на атомной станции, на «турецком потоке», что эта задача освоения этих денег кажется в Кремле гораздо важнее жизней сколько-то количества христиан, которые будут вырезаны бывшими боевиками, сражавшимися в Сирии и репутации России.
... с одной стороны, азербайджанцам не удалось блицкрига, с другой стороны, они, видимо, продвинулись меньше, чем ожидали. Понятно, почему — потому что, как сказал в свое время академик Сахаров, для армян эта история — вопрос жизни и смерти, а для азербайджанцев — вопрос амбиций.
Но есть неотменяемые вещи, есть то, что азербайджанская армия сражается оружием XXI века, армянская — оружием XX века. Очень сложно воевать с помощью автомата Калашникова, когда против тебя воюет человек, который двигает джойстиком в сотне километров, и он неуязвим, играет фактически в компьютерную стрелялку, а ты умираешь по-настоящему.
Поэтому я хочу расставить точки над «и». Операция заключалась в том, что азербайджанская армия после тотальной подготовки перешла в тщательно спланированное и подготовленное наступление по всем фронтам. Они заняли высоты, которые им позволили господствовать над местностью, они разбомбили склады, они взорвали мосты высокоточными израильскими ракетами и бомбят степанакертский аэродром. У них тотальное господство в воздухе.
Забавно, что это сопровождалось тем, что Азербайджан вырубил свои социальные сети, чтобы не было сведений точных для чужой разведки. Всё это так быстро не вырубается, это реально долгая подготовка, не говоря уже о военной подготовке.
А вот Россия с военными базами в Армении, Россия, без которой Армения не выжила бы еще в XIX веке, то есть, собственно, просто не существовала бы, без которой она, конечно, не выживет и сейчас. И вот когда мы после разговора Путина и премьер-министра Пашиняна узнаем, что Кремль ведет себя просто как папа римский, то есть выражает серьезную озабоченность и призывает не разбираться, кто прав, а кто виноват.
В переводе с кремлевского на русский это значит: «Вы тут у себя реформы проводите, пророссийского главу местного КГБ уволили, по телевизору показываете обращение Навального. Ну, хорошо, вот реформы Саакашвили мы прекратили с помощью военного вторжения, а реформы Пашиняна мы прекратим с помощью турок. Проиграет войну, а за ними выборы, как Саакашвили». Вот, мол, выискался армянский Навальный.
Коментарі