Когда возродится единая Русь
- 05.04.12, 14:53
То, что будет изложено ниже, кому-то покажется некорректным. У нас так сложилось: дорогое для людей, подобных мне, можно публично отвергать, вышучивать. Можно даже высокомерно ухмыляться. Когда же мы сами решаемся вслух сказать правду о себе, о наших взглядах, на нас испуганно машут руками – это не толерантно! Ухмыляющиеся господа могут обидеться. Со справедливостью в мире проблемы. Однако начнем.
1. О странных перечисленияхВ эстрадной юмористике есть такой приём – в перечисление вещей обыденных и малозначащих включается неизмеримо более значительное, совершенно выпадающее из приведенного ряда. Например: «в спешке он забыл чемодан, билеты на поезд, багажную квитанцию и жену с тремя детьми». Зритель улыбается.
Сегодня, когда речь заходит о восстановлении разрушенного единства Руси, о возрождении и сохранении Русского мира, грустную улыбку вызывают некоторые перечисления. Так, называя основы для объединения некогда единого народа, рожденного в Крещенской купели Днепра, вполне уважаемые люди упоминают общую экономику, историю, культуру, традиции и фольклор. И в этом ряду, как правило во второй его половине, называют и Православную веру. То есть отношения народа со своим Создателем и Спасителем (от воли Которого в сущности и зависит, состоится ли желанное для многих воссоединение) ставится в один ряд с единой валютой, борьбой политиков, танцами и колядками.
2. Откуда такое «неразумие» и каковы его последствия
Не только так называемые простые люди, но и обладатели университетских дипломов чаще всего не представляют себе, о чём они пишут и говорят, употребляя слово «Православие». Или имеют представление искажённое и крайне далёкое от истины. В свете этого искажённого взгляда Православие видится им чем-то умилительно- сказочным, неким древним национальным артефактом, вроде женских кокошников и гармошки-трёхрядки. Тем, что стоит сохранить как общее воспоминание о далёком прошлом.
Такая ситуация приводит к тому, что люди, понимающие губительность разделения и честно желающие восстановления единства Руси, проходят мимо главной ценности Русской цивилизации. Того, что составляет смысл и основу её существования.
Последствия подобного неведения очевидны. Ложное представление о сути утраченного государственного объединения неизбежно приведёт восстановительные усилия к плачевным результатам. Ведь главная цель и высший смысл бытия Руси открываются именно в свете Православной веры. И Ею определяются. Разрешение самых важных вопросов бытия государства и отдельных граждан Русь всегда находила только в глубине своей веры, в словах Самого Бога, обращенных к нам через Евангелие. И этого закона национальной жизни и сегодня никто не отменял.
3. О разумных компромиссах
Но вот стоит заговорить об отношениях ныне разобщённого народа с Богом, о том, что именно от того, как ходит перед Ним этот народ, зависит его настоящее и будущее, тут же являются сторонники разумных компромиссов. Прикладывая руки к груди, они умоляют: давайте не будем отпугивать наших неверующих друзей и союзников! Да, они не верят в Бога, считают, что после них вырастет лишь лопух, что сами они после смерти станут «перегноем». Им безразличен Христос и Богородица. Но они тоже выступают за объединение. Они сторонники Единого экономического пространства. Таможенного союза. Не будем их травмировать, они тоже за Единую Русь.
Но что характерно. Стоит собраться даже небольшому числу искренних, талантливых общественных деятелей и на базе «компромисса по умолчанию» заявить о своей решимости служить делу восстановления Руси, сразу появляются трудности. Возникает непонимание, «неслышание» друг друга, холодность, вспыхивают раздражение и амбиции. Что в итоге? Аналитики пишут, читатели почитывают, комментаторы комментируют…
А может, так незначительны наши достижения именно потому, что мы дерзаем Создателя «выносить из контекста»? Нет уж, вернёмся к нашим неполиткорректным тезисам.
4. О логике восстановления Руси
В наши дни на Украине уже прикладывается немало сил для восстановления правды исторической, правды о едином языке, правды о единой культуре. Но среди этих правд необходимо заявить первейшую: Киевская Русь, Российская империя, Святая Русь, как невидимое мистическое объединение живших на Руси в прошлом и живущих теперь – всегда была и есть, на земле и на Небе, христианским православным государством. И восстанавливать Русь необходимо именно в этом качестве, осознавая, что Православие по-прежнему остаётся душой Руси, её дыханием жизни. Ведь вполне логично, восстанавливая разрушенное, в новом, возрождённом объединении стараться сохранить его сердцевину, жизненно важное, вечное. То, без чего восстановленное уже и не будет собственно Русью.
И если мы дерзаем мечтать о новом государственном объединении, о новом земном воплощении Святой Руси, то нужно помнить: не только это объединение нужно воссоздавать, но и саму цель его бытия. Ту цель, ради которой тысячу лет существовала Русь. Скажем больше: только потому, что Русь эту цель имела, она вообще так долго сохранялась, не стираемой с лица земли (в отличие от других народов, имевших ложные устремления и канувших в небытие). Вот эта самая цель всегда и определялась нашей верой.
5. О том, что есть вера православная
Народ Руси (и царь, и простолюдин, несмотря на все падения и помрачения) всегда верил, что мир людей и ангелов создал Бог Единый в Троице. Что человек, отвернувшись от Бога, отпал от Него как от Источника Жизни и потерял возможность жить в Его Царстве. Что ради спасения людей воплотился от Пречистой Девы и стал Человеком Христос – Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог-Слово, Премудрость Божия. Что из любви к людям Он принёс Себя в жертву за грехи мира. И что, веруя в Него, исполняя Его заповеди, живя по Его Евангелию, соединяясь с Ним в таинствах Им созданной и возглавляемой Церкви, человек может вернуться к Богу и вечно жить в Нём, в Его Царстве. То есть спастись, избежать погибели и вечной жизни в пределах демонского мира.
6. О цели жизни гражданина Единой Святой Руси
Эта цель естественно связана с верой. Независимо от образования и состояния, любой верующий гражданин Руси всегда рассматривал своё земное существование как важную, но быстротечную подготовку к подлинной жизни. Жизни вечной в Небесном Отечестве. В Царстве Небесном с Богородицей, святыми ангелами, со всеми угодившими Богу, с теми, кто составлял и составляет Святую Русь. В этой жизни с Богом гражданин Руси видел высшее блаженство, а в утрате её – вечную муку.
И нужно сказать прямо: от наличия смартфонов и фейсбуков ныне эта цель не переменилась. И если мы, даже ради самой благой толерантности, будем «временно» предлагать иные цели, заменять главную – Царство Небесное – на более прагматичные (единое экономической пространство, славянское единство), мы утаим важнейшее. А значит, уведём от него. Или преступно солжём. А на лжи ничего не восстановишь и не построишь.
7. О цели единого государства
Эта цель также вытекает (и должна будет вытекать впредь) из веры православной, из упования каждого православного христианина. Если отдельный гражданин ищет Царства Небесного и видит в этом своё высшее благо, то его государство должно видеть свою первейшую задачу в том, чтобы создать условия, при которых граждане этой цели, то есть спасения во Христе, смогут достичь, и обязано пресечь то, что мешает достижению этого высшего блага.
Князь, император, президент, государственные институции (и в прошлом, и в будущем, в чаемой Единой Руси) должны считать своим долгом сохранить себя и свой народ от пропаганды порока, от воровства, содомии, развращения молодого поколения, попыток разрушить семью и заменить её блудом. И всё это не ради того, чтобы переизбрали на второй срок, не ради угождения «электорату», а потому что содомия, воровство и разврат мерзки перед Богом, а значит, погибельны.
И добавим: всякое доброе дело, сделанное не ради Христа, не ради встречи с Ним, а на базе «общечеловеческих ценностей и разумного компромисса» (давайте не будем говорить о Боге, сделаем вид, что Его как бы нет) так вот, подобные, даже самые добрые дела перед Небом, перед вечностью не имеют никакой цены. Не может сын одновременно и оскорблять отца, и надеяться на его неизменное расположение.
Единое экономическое пространство, единый язык, история, культура – всё это нужно отстаивать. Но ради высшей цели. Ради той цели, которую только и может реализовать одна Святая Русь – быть пространством спасения, оградой для всех спасающихся. Ведь «Корабль спасения» – одно из высших имён Руси перед Богом.
8. Два слова об украинском патриотизме
Нескромно и нетолерантно утверждаю: подлинные патриоты Украины – православные христиане. Почему? А мы желаем каждому гражданину самого лучшего – спасения и вечной жизни со Христом. О том и просим Бога.
А всякую замену этого подлинного блаженства на нечто иное, скажем, на борьбу за идеи Бандеры или на борьбу за Евразийский союз, считаем опасной, губительной подменой. Заменой Бога на мирского идола. Кто стоит за подменами, нам известно. Обманщик, отец лжи. От сотворения людей он ненавидит нас и завидует нам. И подменяя цель, хочет, чтобы мы промахнулись. Ведь смущающее наших интеллектуалов слово «грех» означает «промах». Мимо чего? Небесного Отечества. А попадание в таком случае куда? Туда, где пребывает обманщик и гнусные ангелы его.
9. Какого объединения не ищу и не желаю
Итак, для чего нужно возрождение Единой Руси, было сказано. И когда сегодня пишут о воссоединении России, Украины и Беларуси как о самоценном благе, обычно говорю: с радостью встречу такое объединение, только скажите, зачем оно нам. Объединяться для единой таможни? Для совместного повышения покупательной способности населения? Для утверждения общечеловеческих ценностей? (В смысле, будем честными согласно европейским хартиям, а не по Евангелию).
Так вот, объединяться для того, чтобы из единого союзного центра наши дети получали «Плейбой», чтобы в едином параде прошагали от Карпат до Владивостока объединённые извращенцы, и при этом по-маниловски воздыхать: ах, мы снова вместе, какая прелесть! – не хочу.
Не ради европейских гей-ценностей нужна нам Единая Русь. И не ради военного союза против НАТО.
Вместе мы должны быть ради Неба. Вместе идти к нему. И вместе верить словам Христовым «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20). А если во Имя Его соберутся на одной шестой части суши? Что тогда? Тогда Бог, как и обещал, а Он никогда не обманывает, придёт и будет жить со Своим народом. Как жил Он среди стана древнего Израиля. Будет жить с государством, созданным ради общения с Ним. Как и прежде, Господь и Богородица будут считать Русь Своим Уделом, Своим Домом и слышать молитвы Своих. И тогда, именно тогда, и единая таможня появится, и с НАТО разберёмся, и всё остальное, нужное нам, появится.
10. Отдельное слово к нашим аналитикам и общественным деятелям
Вы искренне выступаете за правду. Вы ярко описываете абсурд нашей разделённой жизни. Вы убедительно показываете, что от разделения единого народа страдают и ещё могут пострадать миллионы, целые поколения. Но наступает момент, когда взволнованный гражданин замирает в предчувствии – вот сейчас он услышит от вас самую главную правду и узнает, наконец, «в чём смысл происходящего, и что нам всем делать?».
Но тут, если вы сторонник «вынесения Бога из контекста», если вы верите «в прогресс» и в то, что мы все станем «перегноем», если для вас святость Руси – красивая фигура речи, тут, вы уж простите, следует невнятица. Как в советских газетах: «можно сделать вывод, что ситуация чревата последствиями».
И с этой «неопределенностью» связано и наше нынешнее растерянное топтание в деле возрождения Руси. Всё чего-то ждем. Жертвовать собой, идти на подвиг ради Евразийского и Таможенного союза не тянет (маловато будет!), иное не предлагают, ибо «нерационально и не прагматично». Вот и почитываем статьи.
Скажу откровенно. Вы – люди честные и порядочные. Но так уж выходит: предлагаемые вами идеалы и ценности ничем существенно не отличаются от жизненных установок полукриминальных олигархов нашей провинциальной элиты. Почти ничем. Вы предполагаете устроить жизнь разумно, на основе практической выгоды, убедить, что объединение экономически целесообразно, даже прибыльно. И они, элита наша, ориентируются фактически на те же ценности. И там, и тут «Бог не нужен». Вы надеетесь на правильные законы, на справедливые выборы «без всякой мистики». Но что тогда может подвигнуть человека честно жить по этим законам? Неужели уповаете на УК? Неужели думаете, что ради общей экономики и совместного освоения нанотехнологий кто-то согласится пожертвовать личным благополучием, претерпеть гонения? А ведь великое дело требует и великих усилий, и самопожертвования.
Жить по совести, не воровать будет тот, кто любит Бога, кто боится оскорбить Его своей ничтожной жизнью, боится потерять «сокровище на небесех», кто верит Богу, сказавшему, что Он придёт, и нужно будет отвечать перед Ним. Ведь на этой встрече-суде может быть сказано: «отойдите от Меня, проклятые» (Мф.25,41). И не будет для человека большего несчастья, чем услышать подобное. Ну, а если Бога нет (или вместо Него есть некое модное, безличное «дао» или нирвана), то, по слову Алексея Карамазова, – всё дозволено.
И ещё о Достоевском. Сегодня от вас, имеющих влияние на умы, зависят чьи-то взгляды и поступки. И предлагая читателю (народу) своё неверие, не становитесь ли на путь Великого Инквизитора? Это он говорил, встретив Христа: «Зачем ты пришел нам мешать? Ступай и не приходи никогда».
Отвращаясь от веры, отвращать других, честно говоря, страшно. Потому что сказано Христом на все времена, что всякий грех и хула простятся человеку, но хула на Духа Святого (осознанное отвержение Бога и веры) «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12,31-32).
Думается, именно тут, в нашем гордо-упрямом отвращении лица от Истины (а Христос есть Путь и Истина и Жизнь) причина наших нестроений в деле восстановления Руси. Мы – безумные и глупые (простите, это не я так некорректно, а псалмопевец Давид: «говорит безумный в сердце своём “нет Бога”») хулим Творца. Потому что упование на разумные программы и выборы, а не на Бога есть хула на Вседержителя. И потому рискуем уподобиться героям одной сказки – к чему ни прикоснёмся, всё превратится в труху.
11. К неверующему интеллектуалу
Теперь попробуем ответить на вечное хныканье усталого интеллектуала. «Ну, не верю я вашим рассказам о Боге, – стонет он, – я верю, что распадусь на атомы, иногда верю в буддизм или агностицизм. В любом случае от меня не останется ничего, кроме горстки костей и червяков. Короче, неверующий я!»
Голубчик! Быть может, неожиданную для вас мысль прошу обдумать на досуге. В рассуждении о Боге и вере есть два подхода. Один вы знаете: Бога нет, а если «что-то там и есть», оно туманно, недоказуемо и практически ненужно. Но существует и второй взгляд: Живой, Единый, Истинный Бог есть, но лично в вас присутствует нечто такое, из-за чего вы не можете с Ним встретиться. Ощутить Его. Ваше неверие – это Ваша личная ситуация (скажем прямо – неосознанная трагедия). Есть в вас то, что закрывает Истину. Свойства вашей души, ваши дела таковы, что вами Бог не может быть видим. И потому ваша встреча с Ним не состоялась. И потому рассказывать вам о Нём – всё равно, что слепому, живущему в пустыне, описывать, как прекрасно и прохладно море. Бедняга слушает и не верит.
– Хорошо, – говорите вы, – верьте себе в своих церквях, не возражаю. Но почему это обязательно для всех? Зачем это нужно миллионам? Разве нельзя общими усилиями, на основе разумного плана восстановить необходимый нам Русский Мир?
Мой ответ покажется вам по-детски наивным. Хотя сказано: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18,3).
Бог нужен нам, чтобы попросить у Него прощения. Как дети просят прощения у своего отца. Нам нужно снова вступить в родные, близкие отношения с Небесным Отцом. И когда Он простит нас, увидев, что мы как блудный сын вернулись и любим Его, то для кающихся и любимых детей (всегда любимых, даже когда предаём Его) Бог снова откроет Свои объятия. И поможет во всех наших начинаниях, в том числе и восстановлении Руси со всей экономикой, культурой и твердой валютой. Ведь сказал Он в Евангелии «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6,33).
Господа интеллектуалы! Давайте назовём то, что мешает вам просить прощения, пересматривать свою жизнь, отказываться от заблуждений и каяться. Гордость. Ослепляющая, тупая (ох, опять некорректно сказал) погибельная. Всё существо заполняющая, и застилающая собой глаза души. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Теперь понимаете, почему не можете Его узреть?
12. Немного о толерантности
Говорят, нельзя навязывать убеждения. Это недемократично. Авторитарно. Даже если свои убеждения вы считаете правильными и спасительными. А вот человек не признает их. И оставьте его в покое (то есть позвольте погибать на основании демократических ценностей). Ладно. Но всё же согласитесь, если некто плохо пахнет и не знает об этом, то лучше отбросить толерантность и посоветовать ему помыться. От этого всем станет хорошо.
Дорогие сомневающиеся! Здесь не было сказано ничего нового. В миссию Святой Руси верили миллионы достойнейших людей. Как сообщество спасающихся для вечной жизни её мыслили Александр Невский, Ломоносов, Сергий Радонежский, Пушкин, Иоанн Кронштадтский, Гоголь, Павлов, Лосев, Достоевский, тысячи и тысячи принявших муки и смерть за веру православную. И если вы считаете себя умнее, глубже, чище этих людей (только потому, что умеете писать в твиттере), если вы не можете пробиться сквозь своё вечное окаменевшее самодовольство и увидеть свет правды, то это не значит, что они не правы, а значит лишь то, что вы сами (совсем нетолерантно скажу) духовное бревно и самовлюблённый дурак.
13. Оставим недомолвки ещё в одном вопросе
Единственная форма земного бытия, способная воплотить идеалы и цели Святой Руси, есть православная монархия. Где монарх – такой же христианин, как и его подданные. Причащающийся с ними от одной Чаши Христовой. И предстоящий перед Богом от имени своего народа. Такая форма существования у Руси была, но за многолетние грехи и падения была отнята.
Однако, если сегодня мы говорим о возрождении Руси с её подлинными целями и подлинным содержанием, то без всяких обиняков должны указать и на необходимую форму её державного существования.
Никто не говорит, что православная монархия возможна теперь, что она возникнет от одного нашего желания. Утраченное сначала должно быть осознано как необходимость, как потерянное сокровище. Должно быть вымолено новыми людьми, сознающими, о чём они просят. Однако уже теперь, когда жажда единения Руси только выходит из мрака и брезжит в отдельных сердцах, нужно проговаривать всё до конца.
Православная империя, православное государство, имеющее не материальное, но сакральное предназначение потому и было утрачено, что в какой-то момент мирское, секулярное, комфортно-демократическое граждане всех сословий поставили выше вечного, небесного.
Поэтому с самого начала силы, выступающие ныне за возрождение Руси, в списке условий возрождения должны поставить на первое место – объединение ради Неба. В детских учебниках и в душах взрослых мужей должно быть записано убеждение: не материальное изобилие, права «геев», стремление потреблять до отвала, не холодная полезность – цель возрождаемого государства, а святость ради спасения. Хотя, что может быть полезнее святости? Она – путь к вечной радости в Господе.
14. Во что верю
Уверен: только в борьбе за подлинную, не только Единую, но и Святую Русь, при ясном понимании того, что мы выполняем волю Бога, что деяния наши угодны Ему и что мы на Него уповаем (а эта надежда только на Него Им Самим названа главным условием ответа на молитву и получения просимого – «яко на Мя уповах») начнёт что-то получаться в деле нашего возрождения. В преодолении дьявольских помрачений – от укрофашизма до либеральной вседозволенности извращённого, падшего мира.
И только в этом случае найдутся нужные люди и средства. Откуда? А Живой Бог, видя нашу веру Ему, пошлёт их. Обязательно пошлёт, увидев наш искренний труд ради любезной Ему, уповающей на Него Святой Руси, ради сохранения и спасения грядущих поколений от порока и погибели. Бог поможет нам, если увидит, что усилия наши направлены к Нему, что живём мы ради жизни в Нём, ради Его Царства. И что это Царство важнее для нас всех газовых и таможенных соглашений. Что наша цель правильная, и мы не хотим промахнуться.
И последнее. Всем, кто знает меня, и тем, с кем не знакомы, скажу: время умалчивания и политиканства проходит. Приходит время говорить просто – «Господи, прости нас и помоги нам».
Без ложного кривляния (стар, чтобы кокетничать и врать) добавлю: наверное, кто-то более мудрый и уважаемый сказал бы сильнее и убедительнее меня. Но благодарю Бога за то, что Он, видя моё недостоинство, всё же позволил мне, рабу Своему Иоанну, сказать сказанное. И потому дерзаю произнести ещё.
Верую и исповедую: Христос наш Истинный Бог. Ради Него жила и всегда будет жить Русь. Пресвятая Богородица была и есть наша Заступница. Молитв Своей Матери о нас Господь не отвергнет. Больше того, как Любящий Сын, Её просьбы Он исполняет первыми. А Она – наша надежда уже больше тысячи лет. Её молитвами мы сохранились, и надеюсь, возродимся и не погибнем.
Будем же искать спасительной встречи с Богом, и всё остальное приложится. Будем помнить: Святая Русь – это союз верующих во Христа и ищущих вечной жизни в Нём. В таком качестве мы проживём на земле, быть может, ещё не одну тысячу лет. Попытки устроить своё благополучие при иных, урезанных целях обречены на провал. Попытки восстановить Русь без Бога, при всеобщей политкорректности – труд напрасный.
http://srn.kharkov.ua/ru/journalism/45-novosti/208-hsrn.html