1. Что мы видим и как мы видим, или из чего состоит цвет? В колориметрии, науке, которая непосредственно связана с промышленностью, — цвет, это трехмерная векторная величина, которая характеризует группу излучений, визуально неразрозненных в колориметрических условиях наблюдения. - То есть в таких условиях визуального сравнения, при которых будь какие излучения одинакового спектрального состава, становятся неразличимы для нашего глаза. Цвет, в колориметрии однозначно определяется координатами цвета излучения.
Следовательно, нам известно, что цвета с длиной волны 380~450 nm - это фиолетовый диапазон; 450~490 nm — синий; 490~560 nm — зеленый; 560~590 nm — желтый; 590~640 nm — оранжевый; 640~730 nm — пурпурно-красный. Нижняя граница излучения, которое может вызывать зрительное ощущение, обычно лежит между 380 и 400 нм, верхняя — между 760 и 780нм (1 нанометр = 10^9). Таким образом, волны, которые находятся "выше" по волновому диапазону и "ниже" того участка, который мы воспринимаем, находящиеся в приграничной зоне восприятия нами цветовых ощущений, но при этом влияющие на видимый нами свет, - инфракрасные и ультрафиолетовые, - тоже нельзя не учитывать в колориметрии. Длина инфракрасных волн света очень большая и переносит меньшую энергию, а длина ультрафиолетовых волн света очень низкая, зато содержит большую энергию, под воздействием которой возникает возбуждение датчиков восприятия световых фотонов (например матрицы фотокамеры) с очень медленным шагом последующего гашения этого возбуждения, которое воспринимается как шум. Для устранения шумов вводят УФ-фильтры, которые отделяют поступление этих волн на датчик — так называемый фотоэлектронный умножитель.Важнейшим физиологичным фактором наблюдателя цвета, света, является адаптация к разным условиям освещения, то есть изменение свойств органа зрения под воздействием яркости освещения (светлосты, освещённости)* и цветовых стимулов. В ее основе лежит повышение чувствительности рецепторов глаза по мере снижения освещенности анализируемого объекта. Зрительная система работает не на абсолютной, а на относительной основе. Однако, невзирая на работу механизма адаптации, отличия в целом в восприятии есть. Они заключаются, например, в снижении контраста освещения: черное светлеет, становится серым, а белое темнеет, отличия между градациями изображения уменьшаются, а цветовой тон становится менее выраженным. Предельная адаптация связана с изменениями чувствительности сетчатки, вызванная индуктируемыми возбуждениями ее соседних неосвещенных участков. Она способствует различению краев объектов, расположенных на фоне, который мало отличается от их яркости. Этот вид адаптации оказывается также в виде повышения видимого контраста объекта по яркости, когда он размещен на более светлом фоне. Хроматическая адаптация связана с приспособлением механизма восприятия к средней цветности зрительных раздражений. Привыкание, например, к достаточно длительному раздражению красно-желтым цветом лампы накаливания, ведет к определенному истощению красно-чувствительных рецепторов длинноволнового участка. Следовательно, растет и относительная чувствительность коротковолновых — сине-чувствительных рецепторов восприятия. Важным выводом из действия механизма этой адаптации, который менимален, т.е. меньше чем следовало бы того ожидать из рассмотренных выше спектральных представлений, что приводит к зависимости цветового восприятия от вида освещения, которое используется. Нужно помнить, что рецепторы человека различают пурпурный (холодный красный цвет) от зеленого, и синий от желтого, где сам желтый цвет является суммарной разницей между пурпурным и зеленым. Это было открыто и замечено наукой лишь в конце прошлого столетия! Величины трех основных цветов [X, Y, Z для каждого из трех цветов] нужны для получения колориметрического равенства с измеряемым цветом. Координаты цветности — это отношение каждой из трех координат цвета к их сумме: .x=X/(X+Y+Z); y=Y/(X+Y+Z); z=Z/(X+Y+Z); x+y+z=1 это и есть цветоваяТРИАДА. Равно-цветные стимулы в колориметрических условиях наблюдения стимулируют одинаковые цветовые ощущения, равенство цвета может иметь место не только при одинаковом спектральном делении излучения, но и при суммарном разном спектральном делении ряда излучений, воспринимаемых наблюдателем (человеком или прибором) апроксимированно и «усреднено».
Инструментальный стимул — определенный стимул аддитивного колориметра.
Основные стимулы — три произвольных, линейно независимых цветовых стимула, которые используются в колориметрической системе.
Базисный стимул — стандартный стимул (обычно ахроматический), употребляемый для определения единиц основных стимулов будь какой колориметрической системы.
Кардинальные стимулы — четыре стандартных стимула, с помощью которых определяются три основных стимула и базисный стимул, будь какой трехцветной колориметрической системы.
Как кардинальные стимулы МКО (см. примечание) в 1931 г. были приняты монохроматические излучения с длинами волн 700; 546,1; 435,8 нм и излучение стандартного источника D50. Потому измерительные приборы имеют освещение стандарта D50 (5000k).
Большинство изображений, какие мы видим в печатных изданиях, кроме тех иллюстраций, которые были созданы непосредственно в программной среде, проходят похожие технологические пути от оцифровки к полиграфическому выполнению. Сначала, визуальная информация (из фотографической пленки или из рисунка, или готового фото и тому подобное) оцифровывается благодаря сканированию. Современная цифровая фотография — это тоже "сканирование", но во время самой фотографической съемки, где сама принципиальная схема вычисления и считывания света остается той же что и при сканировании, мы лишь избегаем фотохимических составляющих частей процесса обычной фотосъемки. В это время оператор сканера или фотограф получают информацию о состоянии изображения с помощью математически вычисленной модели в результате работы соответствующих программ, и оценивают ее визуально на мониторе или TFT-панели. Для более точного контроля за состоянием цвета, используются шкалы контроля и вспомогательные приборы во время съемки. Дальше специалисты по дизайну и допечатным процессам корректируют изображение (дизайнер-верстальщик, специалист по допечатной подготовке - цветокорректор, художественный редактор и др.), подготавливая его к тому или иному виду отображения (печати). Причем, осуществлять это нужно лишь с помощью соответствующим образом калибрированных и профилируемых специалистами по колорометрии, самих средств визуализации (в нашем случае — мониторов). Следующие технологические процессы — изготовление плёнок-фотоформ… или сразу печатных форм, но нам еще важно задержать свой взгляд на цветной пробе (сухая, цифровая, аналоговая и тому подобное). Цветопроба является утвержденным в письменном виде отпечатком иллюстрации оригинал-макета, который может быть образован различными путями и являет собой указание для колориста, которое контролирует печать на классическом или цифровом печатном стане. Она демонстрирует наглядно, какими должны быть цвета иллюстрации после печати. Утверждение цветной пробы и ее рассмотрение во время печати происходит под специальным утверждающим стандартами освещением (D50 — для прозрачных пленок и отпечатков, которые пересматриваются на просвет, D60, D65 — для обычных печатных оттисков, условия освещения могут быть определены отдельно, исходя из стандартов ISO). В настоящее время, достаточно часто, в течение выполнения заказа печатники осуществляют контроль качества печати с помощью автоматизированных средств и измерительных приборов, которые работают как одно технологическое звено. При этом, где отдельные мотивы изображений корректируются визуально в соответствии с цветной пробой и благодаря измерительным устройствам (денситометры, спектрофотометры и тому подобное), при этом важную роль имеет белизна и другие свойства запечатываемого краской материала (бумага, полимер, пленка, и тому подобное). И уже потом обычные потребители видят результат этого сложного технологического ряда процессов, где главным остается одно — не нарушенное и гармоничное отображение цветов для нашего восприятия. Законы цветовосприятия человеческим зрением были изучены благодаря многим специалистам разных профессий, в результате чего появились цветовые стандарты. Были созданы и описаны системы, которые математически отображают, как видит цвет человек, а также как и в какой системе его отображает то или другое техническое средство. Исследовано и установлено, какими являются правила перехода информации, которая описывает цвет из одной системы в другую без нарушений при вычислении этих данных и тому подобное. Для точного перехода уже оцифрованного цвета из одной системы в другую и для описания восприятия цвета в любой системе существуют табличные описания. Они содержат информацию, записанную в текстовом виде, на которую опирается программа-менеджер системы отображения цветов для выполнения математических действий над ними. Такие файлы описания называются профилями цвета или ICC-профилями. Они показывают, во-первых, как, то или другое техническое средство должно отображать или воспринимать цвет (например, монитор или сканер, которые являются устройствами, которые воспринимают и отображают цвет в системе RGB). Во-вторых, как происходит переход цвета в промежуточную для вычисления систему — Lab, из которой с помощью других профилей, которые описывают СМYК- устройства, и с помощью вычислительного ядра системы ICM (ICC Color Manager) происходит пересчет информации о цветах изображения, которые в дальнейшем уже будут отображаться на другом устройстве (например, фото-принтер или цветопробное цифровое устройство, печатная машина и тому подобное). Как по назначению и принципу работы, оборудования воспроизводящего цвет, так и самих механизмов задействованных в них, для его отображения бывает немало. Но благодаря их пребыванию в соподчинённой системе мы воспринимаем цвет, каким он есть на самом деле, который без описывающих их профилей является абстрактным набором цифр. Что бывает, если эти цифры обозначающие цвет, рассматривать (ассоциировать) независимо от конечной цели цветовоспроизведения, не связывая их значения ни с одной конечной (целевой) системой отображения цвета (монитором, оттиском, зависящим от вида печати, даже если это просто фотосниммок вышедший из минилаба). Сами ICC-профили могут сохраняться как в файле с изображением, так и отдельно, но лишь, тогда когда известно, с какими профилями система должна ассоциировать цвет графического файла, а также в случаях, когда целая система воссоздания цветов работает по единственному стандарту цветов и в единственном цветовом пространстве (например телевидение), но и здесь существуют профили отдельных мониторов, Video-проекторов и других приборов которые воспроизводят и имитируют уже известные общие цвета относительно стандартизированного профиля (например sRGB или NTFS). Вы спросите, зачем нужны профили отдельных приборов, ведь производитель иногда поставляет профили к ним. Да, поставляет, но профили среднестатистических приборов из одной серии, где каждый отдельный прибор имеет лишь свои характеристики и отклонения от общей нормы, потому стандартизации в цветах это не решает и само устройство требует конечного профилирования, которое зависит от ряда параметров. А это, - метод печати, включая его режимы; краска и её свойства; материал, на котором происходит печать и его характеристики. Но об этом позже….
Полный текст статьи находится сейчас в стадии перевода на русский язык. В полном объёме статья была написана в 2004м году и издана в украинском журнале по полиграфии "Палитра друку" в №3 за 2005г. Cаму статью, на украинском языке, вы можете скачать в виде файла PDF 128Kb ( скачать... ).
Целью статьи, было дать полный, ясный и краткий обзор темы колорометрии, охватив, как азы и начальные понятия, так и те проблемы, перед которыми сталкивается эта наука в полиграфической промышленности, на стыке старых и новых технологий. Поэтому , в виде обзора, она задевает многие темы, от фотографии до печати конечного оттиска воспринимаемого нами. На протяжении статьи рассматривается вопрос: Настало ли время "Plug-and-Play" для всего технологического процесса. которое проходит изображения. попадая к конечному пользователю, читателю и зрителю. И не важно воспринимает ли он информацию с телеэкрана или монитора, или воспринимает её с книги, журнала, плаката, фотографии. На то время, резюме было следующим: получить субъективно не вызывающее внутреннего дискомфорта и противоречий, конечное изображение для зрителя возможно, но для этого оно должно пройти согласованный процесс зависящий от слаженной работы ряда специалистов. Сама по себе в автономном режиме, задача цветовоспроизведения ещё пока не разрешена, не смотря на то, что уже есть ряд локальных закольцованных систем для правильного отображения цвета, например в фотографии, где техническое оборудование и его связывание порой имеет минимальную технологическую цепочку, позволяющую достигнуть согласованного цветовоспроизведения. В подобных системах разрешен принцип WYSIWYG. мне было странно увидеть, как моя статья, которая вышла в тираж в те годы имела изменённое название относительно исходного. Видимо так её понял редактор... она называлась ""Plug-and-Play для колориметрии? – Это пока ещё фантастика..." Я же на протяжении всей статьи провёл мысль, что уже есть всё чтобы обеспечить полную сопряжённость на всех этапах для правильного цветовоспроизведения того, что видел фотограф и его фотокамера. Конечно всё зависит и от ограничений конечного цветового пространства (цветового охвата) и ещё от ряда факторов, включая профессионализм всех тех. от кого зависит этот процесс и совершенства самой техники. В более поздние годы я занимался созданием производства по репродукции произведений картин (масляная и акварельная живопись, пастель и гравюры, - от процесса оцифровки до конечного оттиска) и доказал, что это уже реальность.
(Продолжение следует... ) 2005 © Alex Sikorsky (2008г. - перевод с украинсого части статьи по колорометрии.) 2009г. - переиздание статьи на i.ua
Вы занимаетесь фотографией, как любитель или профессионал, но согласны ли вы с одним из утверждений для себя? Ответьте как есть!
Коментарі