Про співтовариство

Болтаем на любые темы, но стараемся придерживаться рамок приличия. ВСЁ, КРОМЕ АДРЕСНОЙ ПОЛИТИКИ!

Вход свободный!

Топ учасників

Вид:
короткий
повний

Курилка

Малков Я.В. План деревянного дома


Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998.         АРХИТЕКТУРА ЖИЛИЩА

Суровый климат Севера вынуждал значительную часть времени и, стало быть жизни, проводить в доме. Это привело к соответственному формированию и внешнего облика дома и его внутреннего устройства, где должны были быть предусмотрены все необходимые жилые и хозяйственные помещения.
За десять веков такой состав северного жилого дома с некоторыми вариациями дошел до наших времен.
Постепенно сложились три внешних конструктива и плана деревянного дома - "брус", "кошель", "глаголь".

"Брус" - самая распространенная форма и планировка дома, где его внутренние помещения располагаются в вытянутом прямоугольном срубе с единой двухскатой крышей. Такой дом был расчитан,как правило, на одну семью. Его архитектуру можно считать классической, "ордерной". Кровля "по потокам и курицам". Под кровлей - резные "причелины", оканчивающиеся резными концами - "полотенцами" и "ветреница" на фронтоне. На кровле - резной "дымник" и "охлупень"со скульптурным резным окончанием над фронтоном*. Под крышей нередко устраивалась летняя светелка, украшаемая резным балконом или на худой конец, декоративным балкончиком - вероятнее всего дарами городской культуры.
Приведем описание внутреннего устройство дома "брусом" в Кадниковском уезде, Вологодской губернии, изученного и обмеренного В.В.Сусловым более ста лет тому назад ([1] с.101-103), изменив лишь написание на современное:
"Все помещение обыкновенно состоит из двух этажей. Первый из них ставился "на пошве", т.е. прямо на земле или на столбах. Сама изба срублена на "подзавалье" с одним "красным" (узорчатым) окном и по бокам двумя волоковыми. Она нагревается глиняной "битой" печкой, устроенной следующим образом: на клетку, состоящую из четырех брусков, настланы доски - "плахи", такие же доски укреплены и по бокам (с четырех сторон в виде плоского ящика), затем на дно такого ящика насыпали небольшой слой песку. Выше клали половинку толстого бревна ("боров"), которое давало объем внутренности печи; на боров и в бока клали глину и утрамбовывали ее, отчего и сама печь получила название "битой".

По изготовлении такой печи и по просушке ее, "боров" вынимался. Чтобы пламя во время топки не направлялось в потолок, над отверстием в печи ("хайлом") приделывался "кожух", имеющий вид сферической поверхности, полая часть которой обращена вниз; иногда такой "кожух" заменялся горизонтальной плитой. Около "хайла" находилась печурка, в которой разжигали уголь во время больших холодов. К печке обыкновенно примыкала лесенка для схода в "голубец" (кладовую для провизии), отделенная легкой невысокой перегородкой, не доходившей до потолка. Пол "мостили на кладях" (прогонах) половыми досками "в причерт с вытесом", т.е. одна доска находила на другую, через посредство вынутых в краях четвертей. Потолок состоял из "матиц" (балок), на которые накатывали "кругляк" или клали "плахи". Около печки во внутренней стене, на высоте двух аршин от пола, делалось отверстие в деревянную трубу - "дымницу" или "дымник", через которую и вытягивался скопившийся в избе дым.
В стены вделывались два или три шеста для устройства колыбелей и хозяйственных приспособлений. Затем вдоль стен ставили лавки, а на высоте 21/2 аршина полати*. Под избой находилось подполье (подклет, или как значится в древних рукописях, по-
Полати играли роль отбивного козырька - ниже их дым не опускался. Поэтому полати и делались на высоте человеческого роста: 2'/2 аршина примерно 180 см. На полатях спали (чаще всего над дверью в избу) (Прим. автора). (с.31)

Дом "кошелем" предназначался для нескольких семей, связанных между собой узами родства. Это родовое гнездо клана. Кошел, кошма - вместилище, большая корзина.
Благодаря устройству музея-заповедника в Кижах стал широко известен дом из села Ошевнева, поражающий своими размерами. Дом имеет два жилых этажа. Такие дома назывались "двужирными" или "двужильными". Над зимним жильем располагался еще третий летний этаж - светелка. В доме объединены четыре избы, два жилых летних помещения, большая клеть, которая могла использоваться как под жилье, так и для хозяйственных нужд, гигантский хозяйственный двор, занимающий примерно 2/3 площади дома. Дом был обстроен с трех сторон открытой галереей с нарядными резными балясинами. Для дома "кошелем" характерна сложная асимметричная прямоскатная кровля.

Там же в Кижах можно увидеть дом типа "глаголь". План этого дома имеет форму буквы Г. Отсюда и название "глаголь". Это дом Елизарова из деревни Середка. Этот дом имеет одну одноэтажную избу и стандартный набор помещений, располагаемых буквой Г. Соответственно и кровля дома - сложный набор прямых скатов, увенчаных над избой резным "дымником".
Аналогичные типы домов, собранные вместе, можно увидеть и в музее под открытым небом Малые Корелы под Архангельском.
Все рассмотренные в данном разделе типы домов дошли до нас в подлинниках, хотя и не слишком старых по возрасту. В основном наиболее древние из них - первая половина XIX века.
В отличие от культовых деревянных сооружений срок службы деревянных жилых домов был сравнительно невелик - максимум полтора - два века. При том, что наиболее "крепкие" хозяева клали "передок" дома из лиственницы, а двор из кондовой сосны. Но уже не раз упоминавшаяся верность традициям в деревянном зодчестве, вековая устойчивость строительных и декоративных приемов позволяют экстраполировать на далекую ретроспективу.


Игорь Кобзев Падение Перуна Жертвоприношение

  • 13.10.11, 13:49
Игорь Кобзев Падение Перуна Жертвоприношение
Много дней Боян по Руси гулял.
А как в Киев прийти случилося,
Подивился мудрый старик гусляр:
Сколько тут чудес приключилося...

Правил Киевом стольным Владимир князь,
Тот, что Русь собирал по зернышкам,
И кого приспешники, умилясь,
Называли вслух «Красным солнышком».
И в боях, и в пирах был тот князь силен:
Дума скорая, речь умелая!
Восемьсот, не меньше, имел он жен,
Сыновей - аж дружина целая!
Смладу князь был язычеством обуян.
Хоть по всей земле зычно кликни-ка:
Ни в своих родных, ни в чужих краях
Не сыскать такого язычника!
Он кумирами изукрасил град,
На холмах заблистали в роскоши
Со своим исконным Перуном в ряд -
Привозные Хорсы да Мокоши.

В дальний край Владимир в поход ходил
На ятвягов, отважных воинов,
И пока соперников победил,
Нагляделся страстей диковинных.
А не зря пословица говорит:
За горами все бубны славятся! -
Коли что-то русского приманит,
Он себе перенять старается.
Князь от тех ятвягов принес закон,
Отродясь на Руси не виданный,
Чтоб по жребию - из мужей и жен -
Брать людей на закланье идолам...
Было жутко людям! Замстился свет!
Русь стонала от скорбной жалости!
Эта злая «казнь» ровно десять лет
На родной земле продержалася...

Жил в ту пору в Киеве дальний гость,
Чай, не ведал такого отроду, -
Как-то выпала роковая кость:
Жертвой стать его сыну-отроку.
Вот явились к дому его послы:
«Дай, мол, сына для дела богова!»
А уже на стогнах дымят костры:
Боги пиршества ждут жестокого.
Тот несчастный крикнул, от горя лют:
- Зря вы тут свои ноги топчете!
Боги сами жертву себе найдут,
Вы напрасно за них хлопочете! -
Он к родному чаду челом приник,
Зароптал над дитем возлюбленным:
- Ваши боги - не боги: пустые пни!
Они все из деревьев рублены!

С превеликим ужасом ждал народ:
Вот-вот рухнут столпы небесные,
Пополам расколется небосвод,
И ударят грома железные!

Но вотще толпу растревожил страх:
Небеса на крик не ответили,
Словно дерзкой ругани в тех словах
Духи вещие не заметили!
Княжьи стражники ворвались с крыльца,
Крикуну защититься не дали:
Тут и сына юного и отца
Наказующей смерти предали!..

Но Владимир долго во гневе был
От молчанья богов подобного:
Он обиду крепкую затаил
На Перуна нерасторопного.

Дмитриев А.Н. Огненное пересоздание климата Земли Введение

  • 12.10.11, 23:47
Дмитриев А.Н. Огненное пересоздание климата Земли Введение
_______________________________________
Когда же ученые найдут время научно исследовать пророчества и сопоставить их исторически?
Озарение, ч. 3, V - 3

В окружающем нас мире нет ничего находящегося в полном покое — "все течет, все изменяется". Все пересоздается, но в каждом участке нашего Космоса это пересоздание подчинено определенным ритмам, или периодам. Причем эта периодичность имеет широчайший спектр своих проявлений, от секундных до миллиардолетних интервалов времени. Да, все, занимающее пространство, занимает и время — и в основе пересоздающих процессов на том или ином эволюционном звене господствуют те или иные преобразующие энергии. Наступила Эпоха Огня, и сейчас пересоздающей силой является преобразующая мощь стихии огня. Поэтому в общем планетофизическом наборе процессов господствует огненная энергия, составляющая часть... психической. Именно поэтому все происходящее сейчас на нашей Земле имеет не только природные (космические) истоки, но и земные (человеческие). И технические системы нашей цивилизации, и суммарная человеческая психофизика вносят огромный вклад в преобразующие силы космического огня. К сожалению, основные силы человеческих устремлений, организованных экономическим сценарием жизни людей, направлены против космических программ пересоздания климата в естественном ходе природных процессов.
Рационально настроенные и скептически заряженные читатели сразу заметят слово "пересоздание", вынесенное в заглавие книги. И они тут же меня отчитают за "снижение уровня научного мировоззрения до какого-то Создателя". Не оставят без критики (если возьмут в руки книгу) это заглавие и церковные служители — узрев в нем "вмешательство в неисповедимые пути Господние". Но что поделаешь, господа критики, ведь реальность-то — такова: на наших глазах происходит огненное пересоздание климата Земли.
Пересоздающая система катастроф (включая и техногенные) уже заявила о себе повсеместно и, размножаясь во времени, вытесняет существовавший климатический режим и заменяет его новым. И все, уже развернувшиеся, процессы по устранению старых климатостабилизирующих факторов на нашей планете следуют космическому планированию организации Будущего Земли. Естественно, что строгой и неустранимой коррекции подвергнутся цели, масштаб и темпы нашей (человеческой) экономико-технической цивилизации. Ведь земляне, как оказалось, уже давно вовлечены в рискованную затею по выведению Земли в режим независимости от законов Солнечной системы. Но добиваться полной независимости от Космоса — смерти подобно.
Да, научно распознаваемые тенденции развития Солнечной системы убеждают нас в том, что космоокрестность Земли устремилась в Новое Будущее, используя сложную систему новых перестроечных процессов. И об этом феномене погружения в Новое качество Солнечной системы представители более высокой цивилизации — Махатмы — оповестили людей более ста лет назад!
Для обстоятельной и всесторонней характеристики процессов, происходящих сегодня в Солнечной системе и, как частный случай, на нашей планете, потребуется много больше книжного места и времени. Поэтому предложу вашему вниманию лишь выборку сведений по данной теме, а не академический отчет. Эта выборка будет иметь одну особенность, которая требует специального пояснения.
В конце XIX века человечество именно через книги "Тайной Доктрины" Е.П. Блаватской было впервые широко оповещено об общих принципах развития Вселенной, Космоса, планет и конкретных жизненных форм, в каких осуществлялась эволюция на планете Земля. Одновременно с этим был дан прогноз развития событий в Солнечной системе. Назовем его опережающей информацией. Данный прогноз имел вид писем Махатм (в основном Махатмы Кут Хуми и Махатмы Мории), адресованных А.П. Синнетту, высокообразованному журналисту и редактору влиятельной индийской газеты "Пионер", а в дальнейшем и автору широко известных книг "Оккультный Мир" и "Эзотерический буддизм".
Несколько десятков лет спустя гиперфизический прием опережающей информации был осуществлен Еленой Ивановной Рерих, женой известного русского художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха. Реализация принятой информации была оформлена в виде серии книг Агни Йоги.
Если первый блок опережающей информации (в виде писем Махатм и "Тайной Доктрины" Е.П. Блаватской) касался грядущих пространственно-энергетических изменений в окружающем Космосе, второй блок (книги Агни Йоги) нес информацию об изменении сознания и принципов общежития человечества. Другими словами, он касался пространственно-энергетических изменений в жизненных процессах биосферы и в самом человеке. Последние изменения, а лучше сказать проявление эволюционных принципов, при их сознательном принятии человечеством, должны обеспечить естественный переход организма человека в новое психофизиологическое качество в соответствии с физическими изменениями в окружающем космическом пространстве и на планете Земля.
Именно под этим углом зрения мы и будем рассматривать сведения, которые поступают в научные центры сегодня (со спутников, наземных измерительных приборов). Из научной периодики, специальных тематических изданий, специализированных исследований можно уяснить характер физических изменений окружающего нас космического и земного пространств.
В качестве одной из сущностных характеристик процесса, происходящего в Космосе, на планете Земля и в пространстве, в котором обитает человечество, Агни Йога называет замену воды огнем (Знаки Агни Йоги, 182). Итак "вода заменяется огнем". Что стоит за этими словами?
Отметим, что в них заключена сущность процесса перехода из одной фазы состояния Солнечной системы в другую, или с одного эволюционного витка на другой. Интересно, в каких конкретных формах и явлениях это будет происходить? Как это происходит сегодня?
Если принять под терминами вода и огонь содержательно нагруженные первоэлементы древних доктрин, все становится на свои места. Мы, естественно, ограничимся традиционным языком науки, которая едва только начинает заниматься "тонкими" градациями материи и подводить под данные понятия физическую и математическую базу. Поэтому будем говорить в основном о понятных современной науке физических явлениях. При этом будем подразумевать, что эти явления связаны с данной трансформацией первоэлементов мироздания или, если хотите, связаны с энергетическими изменениями пространства.
В чисто научной терминологии данный процесс описать пока предельно сложно, ведь наука занимается в основном вещественным миром (см. примеч. *). Поэтому я буду применять термины и Агни Йоги, и науки. Наиболее трудные понятия постараемся оговорить особо, но задача не будет проста. Те события, которые сейчас происходят на Земле и даже в рамках одного отдельно взятого супергорода, изобилуют столь новыми процессами и новыми явлениями, что устоявшаяся версия науки еще не содержит их, как принято говорить, адекватного понимания. Более того, она усматривает только негативные следствия этих процессов и ищет способы их нейтрализации. Причина этого — в односторонне заданном направлении развития научного знания, детерминированного экономической моделью жизни и развития человечества только в трехмерном мире, без учета свойств и законов Тонкого Мира (эфирной материальности).
________________________________________
*) В мае 2002 года в Москве прошел семинар "Смягчение отрицательных последствий изменения климата в России и странах СНГ", в котором приняли участие специалисты многих министерств, академических и общественных организаций.
Как писала газета "Известия" (24 мая 2002 г.), на этом семинаре "академики Юрий Израэль и Георгий Голицын были вынуждены признать растерянность науки — столь многофакторную задачу перед ней природа еще не ставила. Как невесело пошутил один из ученых, задача заранее подготовиться к глобальным климатическим изменениям напоминает старую загадку: поди туда, не знаю куда, приспособься к тому, не знаю к чему".
Упомянутая академиками многофакторная сложность ломки климатической машины — это еще не вся сложность событий. Дело в том, что состояние Солнечной системы оказывается все более чувствительным к тем факторам, которые не берут во внимание академики, а именно — к технической активности человечества и, что особенно важно, к его психологическому состоянию и духовной направленности...
2. Основополагающие события в Солнечной системе
________________________________________
Уже шла речь о том, что очень сложные физикопреобразующие процессы идут сегодня во всей Солнечной системе. Для любых значительных процессов необходима и значительная энергия, а следовательно, требуются дополнительные источники энергии или вещества.
Возвращаясь к результатам полетов беспилотных американских и советских межпланетных зондов серии "Вояджер" и "Пионер", "Маринер" и "Венера", отметим одно весьма существенное открытие, которое они сделали. Как оказалось, увлекшись изучением непосредственно планетных тел нашей системы, ученые почти упустили из вида, что состояние этих тел напрямую зависит от качества окружающего их межпланетного пространства. В большой степени состояние планет Солнечной системы определяется именно энергетическим, вещественным и информационным состоянием того пространства, по которому летит наша Солнечная система. Как установлено, она движется по направлению к созвездию Геркулеса. Как же охарактеризовали межзвездное пространство данные, полученные с помощью зондов?
Наша Солнечная система, двигаясь к созвездию Геркулеса, где-то с середины 1950-х годов и поныне пересекает магнитополосовую галактическую струю, о которой мне довелось впервые услышать из доклада академика В.А. Амбарцумяна на I-м заседании президиума Сибирского отделения Академии наук еще в 1958 году. Уже тогда было сказано, что, согласно данным радиотелескопов, по траектории движения Солнечной системы сосредоточены скопления вещества (ионы водорода, гелия, гидроксилов, кислорода и др.). Эта вещественная и энергетическая неоднородность пространства порождает новые явления в Солнечной системе.
При движении в физической среде машина, пуля или ракета создают впереди себя так называемую ударную волну. Межпланетное пространство, строго говоря, является заполненным сильно разреженным веществом. Относительная разреженность вещества в космическом пространстве имела следствием то, что фоновая толщина ударной волны впереди Солнечной системы до середины 1960-х годов равнялась 3-4 астрономическим единицам (1 а. е. — равна среднему расстоянию от Земли до Солнца, или 150 млн. км). В 1970-х годах ее размеры начали стремительно возрастать, и к середине 1980-х годов ударная волна достигла 43-х астрономических единиц!
По контуру пролета и взаимодействия гелиосферы Солнечной системы с межзвездной средой образовалось сгущение вещества и энергии. Рассеянная плазма начала все в большей степени концентрироваться перед фронтом движения Солнечной системы. Резко возросла интенсивность электромагнитных взаимодействий заряженных частиц в плазме ударной волны, и потоки замагниченной плазмы начали поступать внутрь Солнечной системы. Крупные дотации вещества и энергии в Солнечную систему привели к установлению "нового энергетического порядка", и возникли процессы нарушения в равновесии планет и центрального тела нашей системы — Солнца.

Дионисио Гарсия МИРОВОЗЗРЕНИЕ О категориях

  • 12.10.11, 23:17
Дионисио Гарсия МИРОВОЗЗРЕНИЕ О категориях
                                                         “...Первоначала недоказуемы, поэтому не знание,
                                                         а ум имеет дело с первоначалами”.  
                                                                                                       Аристотель. 

Ни один из человеческих языков не может обходиться без некоторых общеобяза¬тельных слово-понятий, например таких, как бытие и небытие, сильное и слабое, больше и меньше, хорошее, плохое и т. д. Когда такого рода понятия имеют самое широкообъемлющее значение, они называются категориями, которые бывают различной мощности. Например, названные выше понятия “хорошее” и “плохое”, а также “твердое”, “жидкое”, “простое”, “сложное”  и т. д. обнимаются очень мощной категорией качество, а также, несколько иначе, категорией “значение”.
      Невозможно провести четкую границу между категориальными понятиями и всеми другими. Выделяют более полутораста категорий (имеются такие попытки), однако заметно и стремление установить наименьшее количество всеобъемлющих категорий, и это оказывается полезным для возрастания степени нашего понимания. Аристотель, определив вначале десять таких категорий – сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание, – затем свел их к трем, по его мнению всё обнимающим: сущность, состояние, отношение. В излагаемой монадологии предлагаются в качестве коренных категорий Определенность, Деятельность, Страдательность. Это значит, что среди известных мне важнейших категорий, чаще всего обсуждаемых философами, я не нашел более основательных для обозначения и понимания того, что называем “реальной действительностью”. 
      Очень интересен и важен вопрос об установлении категориальных понятий в человеческом мышлении: они не только образуются мышлением, но и навязыва¬ются ему, и значит,  нужно различать категории как наиболее общие человеческие понятия –  элементы и орудия мысли, – и категории как сильно принуждающие обстоятельства жизненного Мира. Слово-понятия – это продукт и орудие особого, мыслительного отношения человека к образовавшимся мировым категориям, которые сами не суть “понятия”. Если бы планеты мыслили, то они открыли бы для своего ума, что их движение по орбитам – категорическое, т.е. принудительное, и обозначили бы для себя понятие “орбитальность”. Речное русло категорично для течения воды (которая не есть русло). Правда, взаимоотношение неживых вещей и отношение живых существ к вещам,  различаются фундаментально: центрирован¬ное в мире живое существо способно избирать отношение к вещами, изменять эти отношения, как и направление движения и т. д. – и категории имеют над ним то большую, то меньшую силу. 
      Различие между категориями Мира и соответствующими категориями мышле, – это то “трудное место”, где “скрещивают шпаги” не только “материалисты” и “идеалисты, но и сами “идеалисты” между собой. Сравните в этом отношении, например, Аристотеля, Канта, Гегеля.
     Существуют категории, которые можно назвать коренными элементами Бытия – пространство, время, движение, масса, притяжение, отталкивание, энергия, форма, качество (значение), количество, ум, восприятие, память, воля... Все такие элементы сопутствуют друг другу и не производны один от другого. Знаменитый “закон перехода количественных изменений в качественные” – это что-то для меня невразумительное. Что некоторое качество находится в зависимости от некоторых количеств – это верно, также как зависит и от формы, положения, воли, восприятия и т. д. Но что может означать “переход” одного коренного элемента в другого? Что же: количество “переходит” не только в качество, но и в форму, энергию, восприятие и т.д.? Качество данной вещи (учтем, что “государство”, “погода” и т.п. – это тоже вещи) изменяется при малейших переменах всякого рода элементов, относящихся к этой вещи, а не только количественных. Вещь изменяется, например, при различном ее восприятии нами (поскольку вещи не существуют и не могут существовать “сами по себе”), – изменяет свое качество, свое значение, свою ценность, свою силу... Многие полагают, что сказанное относится и к самому “фунда¬менту материи”: что параметры в квантовой механике изменяются в зависимости от способа их восприятия человеком – это признают многие из лучших физиков-теоретиков. Нужно признать и то, что определенным качеством для себя обладают только живые существа, неживые же вещи инертно и бесчув¬ственно получают бесчисленные качества (определения, значения) в различных своих отношениях к другим вещам и к живым существам.  
      Все коренные категории равны по своей значительности. Нужно видеть не только количество в качествах, но и качество в количествах (например, логарифм числа), количество во времени и время в количестве, пространство во времени и время в пространстве, форму качества и качество формы, количество при восприятии и восприятие при количестве – и т. д. в любых сочетаниях. Каждый коренной элемент соотносится со всеми другими коренными же и не существует “сам по себе”. 
      Категории – это силы; не “физические” или “психические”, а  вообще силы. Такая «отвлеченнейшая» категория, как невозможность – это категорическая сила, действующая на нас, как сиюминутно – невозможность сделать так-то, принуждает нас сделать иначе, – так и цельножизненно: нам невозможно не умереть, и это влияет на нас очень значительно. То же относится к категории возможности и любым другим категориям. 
      Категории Жизненного Мира образуются и открываются для всего сущего в течение общемирового Существования. Категориальными бывают также и пути генезиса (проистекания, развития). 
      Категории изменчивы. Даже так или иначе определяемые человеком для себя “мировые начала”, нельзя считать вечными, они – действую¬щие категории нашего текущего Жизненного Мира.
      В категориях следует различать три стороны:
      – категорический предмет (мировая определенность, сила);
      – категориальное слово-понятие (символ и орудие мысли);
      – наши  категорические состояния  и категорические отношения.
      По поводу последнего: даже в самом “отвлеченном” и стремительном бессловесном мышлении мы привязаны к некоторому категориальному порядку схватывания и усвоения того, что происходит в общем Мире. Все мы, индиви¬дуально деятельные существа, не ведаем что творим в целом, сообща, и нам приходится усваивать это неведомое общетворимое, которое категорически включается в нашу жизнь, в виде физических, общебиологических, психических, общественных, этических и т.д. категорий-сил. Увидеть жизненные категории, понять их (т.е. определить их силу, их место и значение в личной жизни) – важнейшая наша задача.
     Наши мысли, всякие  наши проявления, во многом определены скрытыми или бегло осознаваемыми жизненными категориями, а многие из них так и остаются для нашего мышления не обозначенными словесно, однако они действуют, правят мыслю наряду с теми, которые уже обозначены, – и такие категории недоступны для обсуждения – вот что важно понять. Эта наша нераскрытая и не изъясненная категоричность волнует нас, управляет нами и создает то напряжение (иногда нездоровое), какое видим во многих наших спорах и противостояниях. Почему данный человек так полагает, так выражается, так “категорично настаивает на своем” – этого он сам не вполне понимает, поскольку находится под воздействием не только явных для себя, но и потаенных категорий.
     Человек с рождения втягивается обществом в мышление определенного склада (язык, запас слов, логика, культура мышления), но все же для него остается нелегким делом согласовать со всем этим свои личные категориальные “пристрастия”, т.е. свое категориальное состояние-в-Мире (не сиюминутное, не случайное). И вот  оказывается, что почти все из наиболее выдающихся мысли-телей, по-разному (иногда принципиально различно) определяют смысл и соотношение важнейших для человека категорий. И это говорит о чем-то очень серьезном, наверное, о незрелости человечества. Один великий мыслитель – Фихте, называет свой труд: “Ясное как солнце сообщение...”, а другой великий мыслитель – Кант, оценивает его как “совершенно несостоятельная философия”. Гегель определяет государство (вообще) как высший продукт объективного духа, а Ницше говорит, что государство – это “самое холодное из холодных чудовищ”. И таких примеров очень много. Категориальными (в той или иной мере) становятся и многие учения. О формах категорического – догматического – противостояния на религиозной почве и говорить нечего: они хорошо всем известны. 
      Лейбниц мечтал о “точном определении понятий” и создании такого языка, овладев которым, можно было бы, вместо того, чтобы спорить, сказать: подсчи¬таем! Однако согласование понятий, а главное – категориальных понятий, есть дело не только очень трудное, но и лишь частично выполнимое. И это потому, что понятия устанавливались людьми неисповедимо сообща, и каждый овладевает ими только по-своему снизу – в связи и текущим обыденным опытом, – и по-своему сверху – в связи с высшими личными интуициями, внушениями, прозрениями.
      Лейбниц дает для примера такой ряд определений: 
      “Справедливость – это милосердие, согласующееся с мудростью; милосердие – всесторонняя благожелательность; мудрость – это наука о высшем счастье, счастье – состояние длительной радости, радость – чувство совершенства, а совершенство – это степень действительности”. 
      Попробуйте сделать что-то подобное по-своему и, увидите как это трудно. При этом вы почувствуете потребность в определении для себя необходимых коренных категорий, без чего мысль оказывается в слабом состоянии,  порождая многослож¬ную и безысходную болтовню.
     Усваивание категорий низших уровней жизни обеспечивает необходимую усто鬬¬¬¬¬чи¬вость и нужные способности индивидуального средо-организма. Усваива¬ние категорий высших уровней дает особые средства для высшего мышления, для умственного господства, для вступления в область высших ценностей, целей и действий.
     Нет более важной заботы для философского мышления, чем всё более основательно и соотносительно стройно определять и усваивать такого рода категории как бытие, небытие, время, пространство, сознание, тело, душа, дух, я, низшее, высшее, качество, этическое, жизнь, смерть, возможное, реальное, должное, человек, Бог... – чтобы нам усиливаться и возвышаться. Люди издревле  занимаются этим и никогда не будут вполне удовлетворены добытым. И такая бесконечная забота – жизненное благо.
      Особое замечание: в данной работе, слова, обозначающие значительнейшие категории, во многих случаях (не систематически), пишутся с заглавной буквой.

Националисты говорят с трибуны Игнат Калинин

  • 12.10.11, 14:05
Националисты говорят с трибуны Игнат Калинин
Московский Комсомолец № 25769 от 12 октября 2011 г.

Власть озаботилась “русским вопросом”?

События 11 декабря 2010 года на Манежной площади заставили государство сосредоточить максимум внимания на проблеме межнациональных взаимоотношений. Эта проблема обсуждалась 11 октября на “круглом столе” под вывеской “Конфликты в молодежной среде: существует ли этническая подоплека?”.
Кроме молодых людей с кавказскими корнями и двух-трех национально обеспокоенных активистов из Москвы по видеомосту вопрос обсуждали также заинтересованные стороны из Чечни и Дагестана.

Большинство выступающих склонялись к точке зрения протоиерея Всеволода Чаплина. Основной вывод заключался в том, что все громкие конфликты прошедшего года были бытовыми, никакой расовой, религиозной или национальной подоплеки не имели, а вытекли из бескультурья сторон, а шумиху из этого сделали безответственные СМИ.

Однако удивительным оказалось то, с какой откровенностью на абсолютно официальной, государственной площадке высказывались по наболевшим проблемам националисты. Так, например, Алексей Михайлов из «Русского образа» конкретно сформулировал раздражающие факторы, беспокоящие русское население:
— Сегодня это агрессивное поведение кавказской молодежи. Дальше — криминал и коррупция, которые тоже небезосновательно, часто связываются с Кавказом. Еще один фактор — ряд северокавказских республик с их показной роскошью, с их непомерными тратами. У людей возникает вопрос: откуда берутся средства? Ну и, наконец, позиция власти, которая была такой: во всем виноваты провокаторы, все нормально, спите спокойно. А те, кто пытался поднять этот вопрос, как-то неадекватно наказывались. Видя такое отношение, русский человек перестает себя чувствовать в своей стране. Мнение, что это некоторые провокаторы, фашисты разжигают межнациональную рознь, постепенно уходит. «Русский вопрос» начинает потихоньку входить в повестку. Дело в том, что Россия — многонациональное государство, и с этим нельзя поспорить. Но при этом еще и русская страна, которая создавалась как русское государство, прежде всего русскими, которые были объединителями этих народов. Такова архитектура построения нашей страны. Соответственно, это тоже должно быть где-то изложено: может, в Конституции государствообразующая роль русского народа при национальном равноправии всех этносов, проживающих здесь. Это должно прозвучать на государственном уровне.

Суд разрешил израильскому писателю быть атеистом

  • 12.10.11, 02:27
Суд разрешил израильскому писателю быть атеистом
Суд в Тель-Авиве удовлетворил иск израильского писателя Йорама Канюка к министерству внутренних дел страны, позволив ему самому определять свою принадлежность к государственной религии. Как пишет "Гаарец", cуд признал за Канюком право требовать от министерства внутренних дел страны, чтобы во всех официальных документах в графе "религия" его статус был изменен с "еврея" на "неверующего". 

 "Свобода от религии является частью права на человеческое достоинство, которое охраняется основными законами Израиля", - заключил судья Гидеон Гинат. Таким образом, создан прецедент, в соответствии с которым гражданин Израиля может оставаться евреем по национальности, не исповедуя иудаизм. 

Хосе Ортега-и-Гассет Восстание масс ПЕРЕХОДЯ К СУТИ ДЕЛА

  • 12.10.11, 00:06
Хосе Ортега-и-Гассет Восстание масс ПЕРЕХОДЯ К СУТИ ДЕЛА

     Суть такова: Европа утратила  нравственность.  Прежнюю массовый человек
отверг не ради новой, а ради того, чтобы, согласно своему жизненному складу,
не придерживаться никакой. Что бы ни  твердила молодежь о "новой морали", не
верьте  ни  единому слову.  Утверждаю, что на всем континенте ни у  кого  из
знатоков  нового  ethos нет  и подобия морали.  И если  кто-то  заговорил  о
"новой", значит, замыслил новую пакость и ищет контрабандных путей[*Не знаю,
найдется  ли сейчас десяток людей, рассеянных по  миру, которые видят воочию
ростки  того, что со временем действительно может стать новой моралью. И, уж
конечно, не эти люди делают погоду].
     Так что наивно укорять современного человека в  безнравственности.  Это
не  только  не  заденет,  но даже  польстит. Безнравственность  нынче  стала
ширпотребом, и кто только не щеголяет ею.
     Если  отвлечься, как мы и  делали, от  пережитков прошлого  - христиан,
идеалистов, старых  либералов и т. д.,  - то среди  современных  альянсов не
найдется ни одного, который не исходил бы  из убеждения, что за ним числятся
все права  и  ни  единой  обязанности.  Не  важно, рядятся  ли  при  этом  в
реакционеров  или революционеров: под  любой  личиной и  при  любом  удобном
случае решительно отбрасывают обязанности и притязают, сами не ведая почему,
на неограниченные права.
     Что  бы ни одушевляло, все сводится к  одному и становится предлогом не
считаться  ни  с кем  и  ни с  чем. Если  кто-то  играет  в  реакционера, то
наверняка  для  того,  чтобы  под  видом спасения  отечества  и  государства
сравнять с землей все остальное и с полным правом топтать ближнего, особенно
если тот  чего-то  стоит.  Но  и  в революционеров играют с  той  же  целью:
наружная одержимость судьбой угнетенных  и социальной справедливостью служит
маской, освобождающей от досадной  обязанности  быть правдивым,  терпимым и,
главное, уважать человеческие достоинства.  Я  знаю  немало  людей,  которые
вступили в  ту или иную рабочую партию  лишь затем, чтобы обрести внутреннее
право презирать интеллигенцию  и  не смотреть  на нее снизу вверх.  Что ж до
диктатур,  то мы уже налюбовались, как  там льстят толпе и  топчут все,  что
выше ее уровня.
     Отвращением к  долгу  отчасти  объясняется и  полусмешной-полупостыдный
феномен нашего  времени - культ молодежи как таковой. Все  от мала до велика
подались   в  "молодые",   прослышав,  что  у   молодых   больше  прав,  чем
обязанностей,  поскольку последние можно отложить в долгий ящик и  приберечь
для зрелости. Молодость как таковую всегда освобождали от тяжести свершений.
Она  жила  в долг.  По-человечески так  и  должно быть. Это мнимое  право ей
снисходительно и ласково дарят старшие. И надо  же было настолько одурманить
ее, что  она и впрямь сочла это  своим заслуженным правом, за которым должны
последовать и все прочие заслуженные права.
     Как ни дико, но молодостью стали шантажировать. Вообще мы живем в эпоху
всеобщего шантажа, у которого два облика с дополняющими друг друга гримасами
-  угрозой насилия  и угрозой  глумления.  Обе служат  одной  цели  и  равно
пригодны для того, чтобы людская пошлость могла не считаться ни с кем и ни с
чем.
     Поэтому не стоит облагораживать нынешний кризис, видя в нем борьбу двух
моралей, или  цивилизаций, - обреченной  и новорожденной.  Массовый  человек
попросту лишен морали, поскольку суть  ее - всегда в  подчинении чему-то,  в
сознании служения и  долга. Но слово "попросту", пожалуй,  не  годится.  Все
гораздо сложнее. Попросту  взять и избавиться  от морали невозможно. То, что
грамматически  обозначено как чистое отсутствие, -  безнравственность  -  не
существует  в  природе. Если  вы  не  расположены  подчиняться  нравственным
устоям, будьте любезны подчиниться иной необходимости и velis nolis[17] жить
наперекор им, а  это  уже не безнравственность, но противонравственность. Не
просто  отрицание, но антимораль, негатив, полый оттиск морали,  сохранивший
ее форму.
     Как же умудрились  уверовать  в  антиморальность  жизни?  Несомненно, к
этому и вела вся современная культура и цивилизация. Европа пожинает горькие
плоды своих  духовных шатаний. Она стремительно катится вниз по склону своей
культуры, достигшей невиданного цветения, но не сумевшей укорениться.
     В  этой  книге  я попытался  обрисовать  определенный  тип  человека и,
главным  образом,  его  взаимоотношения  с   той  цивилизацией,  которой  он
порожден.  Это  было  необходимо потому, что персонаж моей  книги  знаменует
собой не  торжество  новой цивилизации,  а лишь голое отрицание старой. И не
надо путать его психограмму с ответом на главный вопрос - каковы же коренные
пороки современной европейской культуры.  Ведь очевидно, что ими в  конечном
счете и обусловлено сегодняшнее преобладание этой человеческой особи.
     Но  такой  ответ ввиду  непомерной трудности  вопроса  выходит за рамки
книги. Понадобилось бы  развить  во всей полноте ту  концепцию человеческого
существования,  которая  здесь  едва  намечена  и  звучит побочно.  Об  этом
говорится вскользь и вполголоса, а скоро, быть может, придется кричать.

Черняев А.Ф. Что творится с погодой? Мониторинг ситуации Заключе

  • 10.10.11, 23:11
Черняев А.Ф. Что творится с погодой? Мониторинг ситуации Заключение

Я представляю факты и эксперименты, подтверждающие гипотезу, а также предложение тех экспериментов, которые могут облегчить понимание происходящих событий, и настаиваю на быстрейшем проведении этих экспериментов наибольшим количеством физических и климатических лабораторий мира. 
Необходимо максимально быстро, под эгидой ООН, провести комплексный международный мониторинг всех факторов, сопровождающих явление, выяснить природу описываемых событий их характер и последствия, к которым они могут привести, определиться с мероприятиями, способствующими ослаблению возможной разрушительности событий и обеспечивающих максимальную безопасность людей. А это громадный объем работ, который нужно было выполнить еще позавчера.
Прежде всего, следует проанализировать всю имеющуюся информацию (в том числе и закрытую) обо всех, даже самых незначительных изменениях, происходивших за последние 100 лет, как на Земле, так и на земной орбите. Одновременно необходимо убедиться в существовании водяных бугров (возможно расплывшихся и опавших, что будет свидетельствовать о раздроблении гравиболидов и расширении зоны выхода их обломков) и оконтурить поверхность истечения эфира для выявления объема сосредоточенной в них воды. Далее – выяснить, хотя бы достаточно приблизительно, глубину дна океана под буграми на всей площади. Технические средства, типа эхолотов в данном случае неприменимы – они выдадут справочные данные. А какие методы подойдут для измерения глубины - неизвестно. 
Требуется возобновление исследования северной части Гольфстрима и области источника Эль-Ниньо для уточнения тепловых режимов и скоростей течений на всех уровнях от поверхности до дна. С одновременным расширением постоянного приборного наблюдения за стаиванием льдов Гренландии, Северного Ледовитого океана и Антарктиды.
Следует также определить перечень и методики проведения экспериментов, способных отображать динамику функционирования эфира, используя гравитационные, магнитные, временные и другие факторы для одновременного проведения наблюдений во многих международных научных центрах. 
 Для обработки получаемой информации образовать единый международный центр по мониторингу природных явлений и выработке рекомендаций для всех государств.
И, наконец, о парниковом эффекте. Действительно парниковый эффект вносит свой вклад в процесс мирового потепления, но вряд ли этот самостоятельный вклад превышает 10-15% общего поступления тепла. И все же и данный «вклад» делает свое дело не непосредственно, а, похоже, вступая в какую-то форму взаимодействия с эфиром так же, как это происходит с водой, и образуя с ним определенные структуры, усиливающие парниковый эффект. Поэтому попытки государств ограничить выделение углекислого газа в атмосферу необходимо не просто приветствовать, а усиливать с тем, чтобы все государства мира в обязательном порядке сокращали его выделение ежегодно не менее чем на 10%. Это одна из основных задач человечества, конечно при том условии, если человечество желает выжить на меняющейся планете.

Заключение

А ученые продолжают заниматься поисками того «слона», который вызвал потепление климата. Наконец то они заметили, что уже пятнадцать лет над планетой уменьшается количество облаков. И возникает идея: А не этот ли «слон» ответственен за парниковый эффект? И начинается обсуждение: 
«В глобальном потеплении может быть виноват недостаток лучей из открытого космоса
12.02.2007 20:47 | NEWSru.com
Ученые нашли очередное подтверждение гипотезе о том, что роль человека в глобальном потеплении до сих пор переоценивали. По их мнению, космические лучи из открытого космоса оказывают гораздо большее влияние на изменение земного климата, чем выбросы углекислого газа, связанные с деятельностью человека. 
Облака отражают радиоактивные лучи Солнца обратно в космос, благодаря чему планета охлаждается. Группа ученых, которую возглавляет датский климатолог Хенрик Свенсмарк, утверждает, что планета переживает период, когда облачный покров уменьшился из-за недостатка космических лучей, попадающих в атмосферу. Соответственно, солнечная радиация из-за нехватки облаков сильнее нагревает Землю, пишет The Daily Telegraph.
Это, по словам Свенсмарка, и является основной причиной происходящего на наших глазах глобального потепления. Группа, в которую входят более 60 ученых со всего мира, готовится провести масштабный эксперимент с использованием женевского ускорителя частиц, чтобы воспроизвести эффект попадания космических лучей в атмосферу. Они надеются, что это покажет, действительно ли космическая радиация влияет на изменение облачного покрова. Если это так, климатологам, возможно, придется пересмотреть свои представления о механизмах глобального потепления.
Теория датского ученого была опубликована всего через неделю после того, как Межправительственная группа экспертов по изменению климата ООН, состоящая из 2,5 тыс. ученых, опубликовала свой четвертый доклад. В нем сообщается, что выбросы углекислого газа в результате антропогенной деятельности приведут к тому, что к концу века температура повысится на 4,5 градуса по Цельсию. Свенсмарк заявляет, что эти прогнозы почти не учитывают воздействия, которое космические лучи оказывают на облачный покров, то есть влияние деятельности людей на рост температуры может быть меньше.
По результатам исследования Свенсмарка, космические лучи, попадая в атмосферу, создают заряженные частицы, притягивающие молекулы воды из атмосферы, которые конденсируются, образуя облака. Датский ученый утверждает, что количество космических лучей, попадающих на Землю, меняется в зависимости от магнитной активности Солнца. В периоды высокой магнитной активности на Землю попадает меньше космических лучей. Из-за этого формируется меньше облаков и температура повышается. Низкая же магнитная активность приводит к тому, что облаков формируется больше и Земля охлаждается. Свенсмарк обращает внимание на то, что сейчас "солнечная активность выше, чем когда-либо как минимум за последнюю тысячу лет". У новой теории есть свои сторонники и критики».  
Здесь важно не то, что найден еще один фактор, способный влиять на погоду. А то, что ученые не считают Землю целым, не рассматривают весь комплекс явлений способных влиять на погоду как взаимосвязанную систему, а заняты отработкой отделенных друг от друга элементов климата придавая им статус всеобщего воздействия на природу и не только не учитывая, а в большинстве случаев игнорируя все другие элементы (специализация, – однако!). Антинаучный метод, превращающий цельный Мир в лоскутное одеяло научных частностей. 
И это не случайно. Это плоды командно-бюрократического  руководства наукой Российской Академии Наук, и не только Российской. Ортодоксы академики официальными документами, воспроизводя ученых ортодоксов, не разрешили считать научными работами публикации научных результатов не в «элитных» научных журналах, (не опубликуешь в них – не защитишься; по этой причине, например, данная работа научной не является). Запретили ученым критически рассматривать основы науки. Запретили критиковать некоторые теории. Запретили иметь собственное мнение за пределами своей узкой специализации (даже академикам), и в конечном итоге запретили ученым думать. А чтоб в рядах академиков и ученых не появилось еретиков, создали позор академии, внутреннюю научную инквизицию – создали комитет по лженауке. Научным работникам, чтобы не прослыть лжеученым и не лишиться степеней и званий, приходится бояться мыслей, выходящих за пределы запретов, гнать их от себя во избежание… Так что ж удивляться описанным выше провалам в изучении Земли и не только Земли…
Но Бог с ними, с учеными. Время любых научных дискуссий по проблеме климата прошло. В прошлом году теплый период закончился, и начались морозы 15 января, в этом году  в районе 25 января, а в следующем, скорее всего,  в районе 10 февраля. А потом… потом зима в Европе может вообще не наступить. И если человечество собирается существовать на Земле, оно должно понимать, что собой представляет объект, на котором оно находятся, как на нем жить,  и что с этим объектом может происходить. Это главная задача человечества и она требует срочного решения.

Дмитрий Неведимов Религия Денег Эволюция насилия

  • 09.10.11, 23:49
   Дмитрий Неведимов Религия Денег Эволюция насилия 

На первый взгляд, современное западное общество, в котором доминирует религия денег, гораздо более гуманно, чем предыдущие. Свобода у людей вроде бы полная, и внешне она гораздо выше, чем была, например, при социализме. Более того, западное общество агрессивно и жёстко отстаивает формальные права всяческих меньшинств. С другой стороны, в основе Запада лежат античеловеческие принципы. В чём же здесь дело?

Ответ на этот вопрос самого Запада заключается в том, что он не пытается переделать человека, но даёт волю его инстинктам, а благополучие создаёт магическая рука рынка.

Наш ответ в том, что насилие за время развития общества тоже не стояло на месте и постоянно совершенствовало свои методы. Из открытых форм оно перешло в неявные, косвенные, скрытые. В этом разделе мы рассмотрим эту эволюцию.

Насилие и управление
Для начала определим понятие насилия. И насилие, и управление, предполагают принуждение человека действовать определённым образом. Разница в том, что управление осуществляется с желанием принести благо управляемому (хотя оно может принести и вред в силу недостатка знаний). Насилие делается с сознательным желанием принести прямой вред управляемому и/или благо управляющему. И насилие, и управление, могут быть как открытыми, так и скрытыми.

В марксизме есть близкое по смыслу понятие эксплуатации. Мы будем считать, что эксплуатация – частный случай насилия, обычно в экономике. Например, если один конкурент уничтожает другого конкурента – это насилие, но это не есть эксплуатация в привычном понимании.

Четыре вида контроля
Глядя на историю человечества, мы можем выделить четыре характерных этапа в эволюции управления :
1) физический контроль,
2) товарный контроль,
3) финансовый контроль,
4) контроль сознания.

Кроме того, для каждого вида возможен прямой и косвенный контроль.


Физический контроль 
Основан на управлении человеком через физическую боль. Косвенный вариант заключается в создании у человека наркотической зависимости и в управлении им через наркотик.

Физическое насилие – самое простое, и характерно для дикарей и рабовладельцев. На первом этапе оно заключалось в убийстве и съедении своего противника. На втором этапе врага уже не убивали, но делали рабом и принуждали к труду, причиняя ему физическую боль. Время раба иногда контролировали, иногда – нет.
В наши дни физическое насилие сохранилось в основном в преступном мире и для борьбы с преступным миром.

На уровне обществ физическому насилию соответствует война, диверсии, терроризм, локальные конфликты, сепаратизм.

Недостатком является невозможность скрытого физического насилия. Управляемый осознаёт, что им управляют, и нередко сопротивляется. Существует серьёзная опасность, что он может ответить на физическое насилие физическим насилием.


Товарный контроль
Основан на управлении человеком через необходимые для его жизни продукты, вещи или товары. Прямой – контроль над самими товарами, косвенный – над средствами производства товаров. Товарный контроль возможен как в скрытом, так и в открытом виде.

Обычно прямой и косвенной товарный контроль применяются совместно. В феодальном обществе косвенным контролем была собственность на землю, прямым – оброки и натуральные подати. Это был неполный контроль, поскольку большую часть времени крестьянин был предоставлен сам себе.
В рыночной экономике товарный контроль резко усилился, поскольку хозяин контролирует и товары, и средства производства, и время наёмного работника.

На уровне обществ товарный контроль осуществляется через международную торговлю.

Недостатком является необходимость постоянно производить товары как средства контроля и иметь ресурсы для такого производства. По мере насыщения потребностей человека действенность товарного контроля сама по себе ослабевает.


Финансовый контроль 
Является переходным между товарным и контролем сознания (до насыщения минимальных потребностей преобладает товарный, после – сознания). Прямой вариант – контроль движения денег к человеку и от человека. Косвенный – контроль средств создания денег.

Применяется в обществах с высокой степенью разделения труда, где деньги управляют движением товаров (в отличие от натурального хозяйства или бартера). Более скрытен, чем предыдущие виды контроля, вызывает мало сопротивления. Возможен дистанционно, без непосредственного контакта с управляемым.

На уровне обществ финансовый контроль осуществляется через мировую торговлю и финансовые рынки.

Недостаток – ослабевает по мере насыщения потребностей человека, и его можно обойти путём бартера.


Контроль сознания
В прямом виде – отдание приказаний или просьба, в косвенном – управление точками привязки сознания.
В прямом виде возможен либо при согласии управляемого, либо при подкреплении другими видами контроля. В косвенном виде незаметен для управляемого и применяется с момента появления первых культов. Диктатура всегда связана с прямым контролем сознания, демократия – с косвенным .

Косвенное управление сознанием эффективно в любых обществах. С развитием техники стал возможен скрытый дистанционный контроль сознания с отсутствием какой-либо ответственности управляющего.

Недостатком является резкое ослабевание контроля сознания при появлении внутренних противоречий либо при внешней конкуренции.
Следует понимать, что любой вид контроля может применяться и во благо управляемого. Например, при ежедневном воспитании ребёнка применяются все четыре вида.

Физическое управление – сделай уроки, иначе поставлю в угол. Товарное – сделай уроки, иначе заберу любимую игрушку. Финансовое – сделай уроки, тогда получишь деньги на развлечения. Сознания прямое – будь хорошим, сделай уроки; сознания косвенное – если ты не сделаешь уроки, над тобой будут смеяться в школе.

* * *
Любой вид контроля ведётся в условиях конкуренции. Разные виды контроля развивают разные качества человека, которые помогают выиграть борьбу.

Физический развивает владение оружием и физическую силу. Товарный – работоспособность и изобретательность, умение делать товары быстрее, качественнее и дешевле. Финансовый – умение считать, хитрость, изворотливость. Прямой контроль сознания – твёрдость, принципиальность, способность убедить. Косвенный контроль сознания – умение завуалировано лгать и способность подавить психику другого человека.

Переход от одного вида контроля к другому
По мере усложнения общества неизбежно усиливается и степень контроля над людьми. Ослабление одного вида контроля означает лишь то, что усилился другой вид. Если более сложный вид контроля не работает эффективно, немедленно применяется более жёсткий и простой вид.

Это справедливо как для отношений внутри общества, так и для отношений между обществами. Например, если человек не хочет платить налоги, его штрафуют, затем лишают имущества, затем сажают в тюрьму. Если одна страна не подчиняется политике другой страны, то её ставят в финансовую зависимость; если финансовая зависимость не работает, то вводят товарные санкции; и, наконец, ведут прямые военные действия.

Ослабление одного из простых видов контроля обычно преподносится управляемому как полная свобода. В действительности необходимо искать, где был введён новый контроль.

Не имеет смысла говорить о свободе человека или независимости государства, если это только физическая свобода и независимость, а остальные три вида контроля присутствуют. 

* * *
Во времена К.Маркса самым явным был контроль посредством частной собственности на производство товаров. Соответственно, марксизм сосредоточился на анализе именно этого способа контроля и насилия. Отметим основные ограничения такого подхода.

Частная собственность на производство может и не приводить к насилию, если существует множественная конкуренция, либо если собственность невелика и используется для личных нужд. С другой стороны, можно контролировать общество, и не владея производством, например, через распределение или торговлю. Наконец, можно контролировать собственность не через право владения, а через право распоряжения (наёмный директор или управляющий на государственном или на частном предприятии). Таким образом, устранение частной собственности само по себе не ведёт к устранению насилия.

Во времена К.Маркса роль всемирных денег выполняло золото. Никто не мог контролировать процесс создания золота , поэтому усилия сводились к контролю его движения и к контролю его ограниченной добычи. С конца 1960-х годов роль всемирных денег выполняет бумажный и электронный доллар, производство которого происходит просто по желанию его владельцев.

Во времена К.Маркса не существовало и нынешних методов контроля точек привязки сознания. «Частная собственность на сознание» принадлежала в основном церкви. Поэтому освобождение сознания связывалось с уничтожением церкви, а не с уничтожением способов насилия над сознанием как таковых.

Товарный, финансовый и контроль сознания в современной рыночной экономике будет рассмотрен подробно в последующих главах.

Государство – защита и насилие
Поскольку существует насилие, существует и необходимость защиты от него. Для защиты общества от всех видов насилия создаётся система защиты, которую мы называем государством.

Для защиты от большего насилия приходится прибегать к меньшему; часто приходится заставлять людей объединяться помимо их текущего желания, ограничивать их свободу. Для защиты от более сложного и скрытого насилия нередко приходится прибегать к более простому и более открытому принуждению. Например, для защиты от порнографии государство наказывает тюрьмой.

К сожалению, любая власть склонна к злоупотреблению. Злоупотребление властью приводит к тому, что государство вместо защиты начинает заниматься насилием по отношению к своим гражданам. Гражданам начинает казаться, что государство вообще не нужно, и оно только вредит.

О каком человеке идёт речь в следующем описании? Почти все, кто встречался с ним в жизни, становились инвалидами. Одни лишились рук и ног, у многих остались глубокие шрамы на животе и на спине. Нескольких человек он зарезал заживо.

Кто это: палач, убийца, бандит? Это описание среднего хирурга, работающего в больнице. Примерно так же языческая пресса описывает государство, особенно Советское государство.

Важно сводить внутреннее насилие в государстве к минимуму. Но если уничтожать государство, то общество просто скатывается к более простым и диким формам насилия, к господству физической силы .

Государство было бы ненужным, если бы никто из людей не пытался захватить власть над другими людьми с помощью любого вида насилия. Попытки уменьшить роль государства в рыночной экономике просто открывают дорогу как более изощрённому, так и более примитивному насилию.

Государство обязано отслеживать все виды насилия и защищать от них. Чем сложнее система насилия, тем сильнее и организованнее должна быть система защиты. Насилие само по себе никуда и никогда не исчезнет. Если будет существовать возможность насилия одного человека над другим, то обязательно найдётся тот, кто займётся насилием. Поэтому государство будет существовать всегда.