Чанышев А.Н. Борьба христианского и языческого мировоззрений Восстановление христианства
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии Борьба христианского и языческого мировоззрений в 4 в. Восстановление христианства
Восстановление христианства. Антихристианство Юлиана было последней попыткой античной культуры вернуть себе монополию или по крайней мере господ¬ствующее положение в империи. Эта попытка не уда¬лась. Когда Юлиан погиб в войне с персами, процар¬ствовав всего три года (его убил стрелой солдат-христианин), то преемник Юлиана император Иовиан отменил все постановления Юлиана по религиозным вопросам и полностью восстановил господствующее и даже монопольное положение христианской церкви.
После Иовиана императорами были провозглашены на Западе Валентиан, а на Востоке его брат Валент. Валентиан вскоре умер, и его сменил его сын Грациан. И Валенту на Востоке, и Валентиану и Грациану на Западе пришлось вести тяжелую борьбу с пришедшими из Казахстана, подпираемыми сзади гуннами вестгота¬ми, которые нанесли сокрушительное поражение в битве при Адрианополе под Константинополем императору Валенту, погибшему в этом сражении в 378 г. Через тридцать два года вестготы были в Риме! Но пока что вестготы были замирены, поселены на территории Рим¬ской империи в провинции Иллирия и обращены в христианство арианского толка. Решающую роль в этом замирении вестготов сыграл соправитель западного им¬ператора Грациана Феодосии, который после ряда перипетий стал последним единоличным хозяином все еще громадной, но гибнущей империи (379 г.). Будучи правоверным никейцем (афанасьевцем), Феодосии пре¬следовал и язычников, и ариан. В эдикте «О католиче¬ской вере» (380 г.) Феодосии предписал обязательность для всего населения империи принятия христианства. По приказам Феодосия в империи активно разрушались прекрасные античные храмы, разбивались прекрасные статуи великих античных мастеров. Это делали неисто¬вые толпы монахов, бродивших по империи. Позднее под угрозой смертной казни были запрещены языческие жертвоприношения (392 г.). В 393 г. были проведены последние Олимпийские игры (они проводились с 776 г. до н. э., т. е. более тысячелетия), после чего олим¬пийские храмы были разрушены.
Ранее, в 381 г., был созван второй вселенский собор — Константинопольский (или Цареградский), на котором был доработан и дополнен Никейский символ веры. Никеоконстантинопольский (Никео-цареградский) символ веры увековечил антиарианское афанась¬евское понимание Троицы. Этот символ требует от человека беспрекословной веры в сотворение мира и че¬ловека богом. Бог-отец — творец и невидимого (ангелы и т. п.) и видимого (природа и люди) миров. Он предпи¬сывает веру в Троицу в ее никейском понимании (бог един и троичен, выступая в трех ипостасях, лицах, обра¬зах). Никеоконстантинопольский символ предписывает веру в грехопадение первых людей как источник зла, в воплощение бога в лице Христа, в искупление Христом людских грехов, веру в воскресение Христа после его мученической смерти на кресте, веру в вознесение Хри¬ста на небо, веру во второе пришествие Христа, веру в грядущий Страшный суд, веру в вечную награду в раю для праведников и в вечные муки в аду для грешников, т. е. неверующих или недостаточно либо неправильно верующих в Христа.
Окончательное торжество христианства во второй половине IV в., особенно при Феодосии, прозванном христианской церковью «великим», связано с организа¬торской и идеологической деятельностью таких ревно¬стных христиан, как Гиларий Пуатье (310—367 гг.) и Амвросий Медиоланский (340—397 гг.) на Западе.
На Востоке же в IV в. н. э. прославились такие христиан¬ские теологи, как Астерий Амасийский, Григорий Назианский (Григорий Богослов, ок. 329 — ок. 390 гг.), Василий Кесарийский (ок. 330—379 гг.), его брат Гри¬горий Нисский (ок. 335—39'5 гг.), а также Иоанн Златоуст (ок. 347—407 гг.).
Астерий Амасийский. Крупным, но несправедливо забытым теологом второй половины IV в. н. э., совре¬менником Гилария Пуатье, Амвросия Медиоланского, Григория Богослова, Василия Кесарийского, Григория Нисского, был Астерий Амасийский. Выдающийся тео¬лог Астерий родился в 30—40-е годы в столице римской провинций Сирия — в Антиохии. Астерий свою трудо¬вую деятельность начинал в качестве юриста. Затем он стал духовным лицом, клириком, достигшим сана епископа. В течение последней четверти IV в. н. э. Асте¬рий — епископ в Амасии. Город Амасия находился в Малой Азии, в Понте. Это родина древнегреческого географа и историка Страбона (64/63 до' н.э.— 23/24 н. э.). Страбон в своей «Географии» описал и свою родину — Амасию. Время Астерия отстоит от времени Страбона так же, как время начала династии Романо¬вых от нашего времени.
Астерий писал на латинском языке. Епископ Амасий¬ский отрицательно относился к античной культуре. Для него Элевсинские празднества, связанные с культом языческих богинь Деметры и Персефоны, центром кото¬рых был Элевсин (город к северо-западу от Афин),— «позорные остатки язычества».
Особенно интересны и актуальны для нас сейчас высказывания Астерия Амасийского против алчности и корыстолюбия (этого джина мы недавно выпустили из бутылки, наивно связывая с ним наше благополучие). Для Астерия Амасийского корыстолюбие всегда играло, играет и будет играть печальную и трагическую роль как в обыденной жизни, так и в историческом масштабе.
«Отрицая этот корень зла (подчеркнуто мною.— А. Ч.), св. Астерий не мирится и с его следствиями: богатством, неравенством состояний, собственностью. Астерий сомневается в возможности честного обогаще¬ния (подчеркнуто мною.— А. Ч.). Он не допускает неравенства как нормального состояния человека. Он порицает право на собственность, как право быть жесто¬ким и немилостивым. В противовес алчности он выдви¬гает необходимость как единственный закон, регулирующий потребление предметов», т. е. каждый должен довольствоваться только тем, что совершенно необходи¬мо для жизни.
Так проповедовал Астерий в понтийском городе Амасии, что на реке Ирис, впадающей в Понт Эвксинский (Черное море).
«Каппадокийцы». Василий и оба Григория происхо¬дили из самой восточной, граничившей с Арменией, малоазийской римской провинции Каппадокия, а пото¬му их иногда называют «каппадокийцами».
Эти «каппадокийцы» были неплохо знакомы с антич¬ной философией, особенно с неоплатонизмом. Интересно отметить, что их жизнь, как и жизнь Иоанна Златоуста, приходится на время после смерти неоплатоника Ямбли-ха ок. 330 г. и до рождения неоплатоника Прокла ок. 410г. Они пытались использовать неоплатонизм для модернизации библейского мифологического креацио¬низма, не впадая при этом в ересь. Они сыграли боль¬шую роль в формулировке Никео-константинопольского символа веры. Они занимали высокие посты в церкви: Василий Кесарийский и Григорий Нисский были еписко¬пами, а Григорий Назианский был одно время даже константинопольским патриархом.
Григорий Назианский (ок. 330—ок. 390 гг.), ро¬дившийся вблизи города Назианза, отсюда его прозви¬ще «Назианский», обучался светским наукам сперва у себя дома у своего дяди Амфиплохия, а затем в Алек¬сандрии и в Афинах. Это обучение позволило ему переносить в христианскую теологию методы неоплато¬новской идеалистической диалектики. Вернувшись на родину, Григорий Назианский принял христианство, крестился в пустыни. Затем он стал константинополь¬ским патриархом. Он пытался примирить арианство и никейство (афанасьевство) и был за это отстранен от патриаршества. Григорий Назианский снова возвраща¬ется на родину. Он был плодовитым писателем, как прозаиком, так и поэтом. От его трудов сохранились 45 речей, в том числе «Пять слов о богословии» в защиту никейства от ариан, 243 письма и 507 поэм и стихотворе¬ний, Б том числе автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе», «О страданиях моей души».
Василий Кесарийский (ок. 330—379 гг.) родился в Кесарии Каппадокийской. Он учился в Константино¬поле и в Афинах у ритора Либания и у других языческих учителей, после чего вернулся на родину и крестился. В 370 г. он стал епископом Кесарийским. Он был плодо¬витым писателем, и многие его сочинения сохранились, в том числе «Девять бесед на шестоднев» (шесть дней творения). Василий Кесарийский выступал против об¬мирщения церкви и поощрял монашество. Он создал два устава монашеской жизни. Проповедуя христианское отречение от мира, Василий Кесарийский писал, что, пока человек развлечен земными заботами, он не может познать ясно истину, что единственное средство изба¬виться от забот — это отречение от мира. Он учил, что надо быть без дома, без родины, без товарищей, без имений и поместий, без собственности, без торговых занятий, без промысла, без знания человеческих наук. Только так можно быть всегда готовым к восприятию в своем сердце божественного учения. У истинного христианина должны быть печальные и опущенные в землю глаза, небрежная походка, нечесаные волосы и грязная одежда. Василий Кесарийский подорвал свое здоровье аскетизмом и умер в возрасте сорока девяти лет.
Младший брат Василия и друг Григория Богослова Григорий родился в Кесарии, но был прозван Нисским, так как в 372 г. стал епископом в Нисе. До этого он изучал философию и риторику, после чего, крестившись, ушел в монастырь. Григорий Нисский выступал против ариан, но положительно относился к античной филосо¬фии, разумеется, к идеалистической, к Платону и Плоти¬ну. В теологии он испытал влияние Оригена, разделяя его осужденное ортодоксией эсхатологическое учение о временности, а не о вечности адских мук, о конечном просветлении всех согрешивших душ и самого Сатаны. В своих сочинениях Григорий Нисский ярко выразил принцип «ты мне, я тебе» как принцип отношений чело¬века и бога, сказав: «...не просить чего-либо у бога прежде, нежели что-либо угодное ему принесем ему в дар», а также самоуничижительно-просительную по¬зицию человека в его отношении к богу, чем религия и отличается от повелительного принципа магии, сказав, что «молитва есть прошение благ, уничиженно обра¬щенное к богу».
Иоанн Златоуст. Иоанн Златоуст родился в 347 г. в главном городе Сирии Антиохии в семье богатых и знат¬ных христиан. Его мать в двадцать лет потеряла мужа, вскоре умерла и ее дочь — сестра Иоанна. Отроческие годы Иоанна пришлись на юлиановы гонения на христи¬ан. Он учился у ритора Ливания, изучал философию у Андрагафия. Свою деятельность он начал в качестве адвоката. Он крестился в 369 г. двадцати двух лет отро¬ду. В 398 г. он стал константинопольским патриархом. Иоанн был прозван «Златоустом» (по древнегреч. «хризостомом», вспомните киника Диона Хрисостома!) за свои выдающиеся ораторские способности. Сохранились его 804 проповеди, записанные за ним скорописцами. Иоанн Златоуст видел главное средство оздоровления гибнущей империи в нравственной монополии христиан¬ской церкви, он пытался установить монополию церкви во всех сферах частной и общественной жизни. В его проповедях определялись обязанности христианина в отношениях между человеком и богом, господином и ра¬бом, богатым и бедным, мужем и женой, родителями и детьми. Он проповедовал аскетизм. Пост он называл «пищей души».
Нравственная реформа Иоанна не пришлась по вкусу константинопольской знати во главе с женой малодушного императора Аркадия императрицей Евдоксией. По ее проискам Иоанн в 404 г. был отстранен от патриаршества и сослан в Пицунду, куда его гнали пешком, и он скончался по дороге 14 сентября 407 г. в 60-летнем возрасте между Понтом и Колхидой. Его мощи были перенесены в Константинополь в 438 г.
И «каппадокийцы», и Иоанн Златоуст были младши¬ми современниками выдающегося христианского теоло¬га поздней античности Августина (354—430 гг.).