Николай - 2, предыстория предательства!
- 21.10.13, 10:32
Народ, который не знает своего прошлого - у того не может быть будущего.
Народ, который не знает своего прошлого - у того не может быть будущего.
1. Понятно, что голова современного школьника и так переполнена – так много вокруг всего нового и интересного. Можно ли выделить что-то одно, но самое главное – что именно следует непременно знать ребёнку о событиях 400-летней давности?
Невозможно понять прошлое и извлечь из него уроки, не зная основных событий и причинно-следственных связей между ними, не вникая в судьбы основных героев. Но, все-таки, самое главное в осмыслении Смуты – это прочувствовать всю глубину падения и чудо воскресения.
Наша страна тогда почти была уничтожена. И спасти ее удалось только благодаря тому, что все – богатые и бедные, простые и знатные, сильные и слабые, взрослые и юные – осознали, что они суть одна семья, а Россия – общий дом, и другого дома не будет никогда. Поэтому перед общей угрозой нужно отставить на задний план все наши внутренние споры и ссоры, и помогать друг другу всеми силами.
И ныне во всех жизненных ситуациях мы должны искать, прежде всего, не то, что нас разобщает, а то, что сближает, уметь видеть добро и радоваться ему, ценить дружбу, учиться прощать и просить прощения.
2. Что могло бы произойти, если бы Минину и Пожарскому не удалось бы тогда собрать ополчение и изгнать врага?
Это было просто невозможно. Если бы не удалось Минину и Пожарскому, удалось бы кому-то еще. Вся история нашего народа показывает, что он не смиряется с порабощением и рано или поздно побеждает. Роль личностей в истории очень важна, но ведь и каждый народ является коллективной личностью общемировой истории. Минин и Пожарский, Патриарх Гермоген, Скопин-Шуйский, архимандрит Дионисий, игумен Авраамий и другие герои и святые внесли огромный вклад в победу, но сама победа стала подвигом всего нашего народа, и, прежде всего, самых простых людей.
3. Насколько закономерным явилось воцарение на русский Престол в 1613 году именно Михаила Фёдоровича Романова? Будь избран кто-то другой – как могла бы измениться российская история?
После угасания Дома Рюриковичей и гибели Дома Годуновых наш род стал законным наследником царского служения. У 16-летнего Михаила Феодоровича Романова еще не было и не могло быть каких-то личных заслуг, за которые его могли бы «избрать» на престол в современном понимании этого слова. Но он являлся сыном двоюродного брата последнего царя династии Рюриковичей Феодора Иоанновича. Более близких родственников не было.
Только наследственность царской власти дает ей главное преимущество – независимость от любых партийных и групповых интересов. Если бы Великий собор 1613 года не призвал законную династию Романовых, как продолжательницу 700-летнего правления Рюриковичей, а выбрал бы какую-нибудь яркую личность, то нашлись бы другие яркие личности, не согласные с этим, и Смута возобновилась бы. Наличие у Михаила Феодоровича законных прав примирила всех, в том числе и тех, кто был старше, опытнее и сильнее юного царя. Все понимали, что на трон взошел не просто лично Михаил Феодорович Романов, а законный преемник великих князей и царей прошлого, и в его лице, целая династия наследственных отцов и матерей единой российской семьи.
4. Можно ли особо выделить кого-то из русских Государей, можно ли сказать – кто сделал больше всех остальных для России?
Наверное, сразу приходит на ум имя Петра Великого. Он преобразовал Россию, усилил ее, сделал полноправной участницей мировой политики. Не всё в его царствование однозначно, но он заложил прочный фундамент, на котором можно было строить дальше.
В жизни каждого государя и каждой государыни были победы и достижения, и были ошибки и грехи. Ничего нельзя ни забывать, ни замалчивать. Но я могу с уверенностью сказать, что среди моих предков не было ни одного, кто бы не любил Россию и не служил бы ей всем сердцем.
5. Можете ли Вы обозначить несколько самых важных для России деяний Романовых?
Я хотела бы уточнить: не деяний Романовых, а деяний эпохи Романовых. Государи ничего не смогли бы сделать без служения всех сословий: без трудов крестьян и горожан, без воинской отваги и государственной службы дворян и казаков, без молитв священников, без предприимчивости заводчиков и купцов…
Я бы выделила преодоление последствий Смутного времени при Михаиле I и Алексее I, прочный выход на мировую арену при Петре I, приобретение статуса великой державы при Екатерине II, отражение агрессии армии Н. Бонапарта и освобождение всей Европы от его безграничных амбиций при Александре I, подготовку отмены и отмену крепостного права при Павле I, Александре I, Николае I и Александре II, стабилизирующую роль России в мировой политике при Александре III, интенсивное развитие (несмотря на все беды и неурядицы начала XX века) при Николае II.
Отдельно стоит мученический подвиг Николая II и членов его семьи, прославленных Церковью в лике святых. Продолжением этой линии является и исповедническое сохранение в изгнании идеалов и духовных ценностей исторической России моими дедушкой Кириллом I и отцом Владимиром III. В этих деяниях уже больше действительно личного, на первый взгляд, частного. Но духовное и культурное значение их служения еще принесет свои плоды.
6. Какое влияние имеет сегодня Дом Романовых в мире? Находит ли понимание и уважение в глазах мировой общественности?
Наше влияние имеет ныне не политический, а общественный и культурный характер. Мы не отрекаемся от нашего идеала монархии как Государства-Семьи, и верим, что он может быть востребован в будущем. Но никому ничего не навязываем и стараемся быть полезными России, независимо от того, какой в ней государственный строй. В основном, в России и в мире к нашей миссии относятся с пониманием и уважением, даже те люди, которые далеко не во всем разделяют наши верования и убеждения.
7. В чём лично Вы, как Глава Императорского Дома, видите свою главную задачу?
На первое место я ставлю благотворительную, просветительскую и миротворческую миссии. Я и мой сын цесаревич Георгий Михайлович стремимся восстановить хотя бы часть системы благотворительных учреждений и организаций, созданной нашими предками. Мы участвуем в возрождении национальных традиций, помогаем Русской Православной Церкви в укреплении духовных и моральных устоев, плодотворно сотрудничаем с другими традиционными вероисповеданиями России, прилагаем усилия к увековечиванию славных сынов и дочерей Отечества, к сохранению и реставрации памятников истории и культуры, к защите природы. Постоянно напоминаем всем соотечественникам и гражданам суверенных государств, возникших на территории бывшей Российской Империи, что независимо от любых политических изменений у нас много общего, что мы живем в едином цивилизационном пространстве, и нам необходимо сохранять братские дружеские отношения.
8. Наша газета вывешивается в каждой школе Петербурга. Что пожелали бы Вы нашим читателям?
Как можно больше радости и помощи Божией во всех добрых делах. А молодым соотечественникам я хотела бы сказать, что хотя школьные годы трудные – но они самые счастливые. А все знания, весь опыт общения со сверстниками и старшими, любовь к родной стране – это тот «капитал», который навсегда остается с человеком, и который никто никогда не сможет у Вас отнять.
Опубликовано с небольшими сокращениями: «Коротко и ясно о самом интересном» № 50
Везде в мире национальный миф склонен видеть историю своего народа лучше, чем она есть – помнить о героических эпохах и забывать о фактах, неприятных для общества. Нашей же, русской особенностью, в настоящее время является то, что у нас, напротив, исторический миф представляет прошлое русского государства на много хуже, чем оно было в реальности… В 1917 г. произошел разрыв национального самосознания. Главным делом культурной политики большевиков стало создание советского мифа, частью которого стало формирование негативного облика дореволюционного прошлого . В этом большевики выступили преемниками левой интеллигенции, которая десятилетия готовила революцию, разрушая религиозные, национальные и монархические основы русской культуры.
Ниже приводится только часть наиболее распространенных в нашем обществе
мифов о прошлом, а также данные воспоминаний современников и научных
исследований – русских, американских, английских, французских по этим
темам.
Миф 1. Россия, в отличие от передовой Европы всегда была крепостнической страной.
Почти все государства Европы (кроме Норвегии и Швеции) прошли долгий
период крепостного права. Причем для стран Западной Европы характерно
его более раннее начало и соответственно и ранний конец. Так, в Англии
крепостное право установилось в VII в. и закончилось для большинства
населения к XIV в., хотя небольшая часть крестьян была зависима ещё до
середины XVII в. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы в
том числе и в России в это время большинство крестьян были свободными.
Крепостное право пришло гораздо позже и закончилось соответственно
позднее. Не была исключением из этого ряда и Россия.
Конечно, в крепостном праве было мало хорошего. Русское государство
было вынуждено установить этот порядок в конце XVI в., чтобы таким
образом содержать дворянское войско – главную военную силу государства,
без которой его бы быстро разнесли по клочкам воинственные соседи
России. Великий русский историк С. М. Соловьев видел в крепостном праве
«вопль отчаяния государства, находящегося в безвыходном экономическом
положении».
Эпоха крепостного права продолжилась в России с конца XVI в. (в науке
до сих пор идет спор о точной дате) до 1861 г, когда крестьянская
зависимость была отменена указом императора Александра II. Освобождение
произошло вскоре после отмены крепостного права в ближайших к России
государствах Центральной Европы Пруссии (50 лет) и Австрии (12 лет).
Таким образом, эпоха продолжалась в России немного больше 2,5 столетий,
в то время как история Российской государственности насчитывала свыше 1
тысячи лет 862 – 1917 гг. Крепостное право заняло не более 1/4 часть
истории старой России, что намного меньше, чем у подавляющего
большинства стран Европы.
Миф 2. Русские – рабский народ, что и неудивительно, все русские крестьяне до 1861 г. были крепостными.
Кроме дворян и крестьян в России существовали другие многочисленные сословия и группы населения. Были вольные казаки, гулящие люди, посадские люди, купцы, ясачные люди, служилые иноземцы, служилые люди по прибору и их потомки – однодворцы, ямщики, монахи, священники и т. п.
Кроме того, в России далеко не все крестьяне были крепостными. По
подсчетам русского историка Ю. В. Готье по 2 ревизии (1743 г.) в
Велико-россии было 3 443 292 душ муж. пола крепостных 53,7 % от всех
крестьян и 3 000 000 душ муж. пола государственных крестьян. 3 ревизия
(1763 г.) на-шла 3 786 771 душ муж. пола крепостных (53 %) и 3 400 000
государственных крестьян, 4 ревизия (1783 г.) 5 092 869 душ муж. пола
крепостных (53 %) и 4 470 600 государственных, 5 ревизия (1796 г.) 5 700
465 душ муж. пола крепостных (53 %) и 5 000 000 государственных.
Таким образом, на протяжении XVIII в. крепостные крестьяне составляли
чуть более половины в общей массе великорусского крестьянства. Были в
России целые провинции, по своей территории превосходившие целые
европейские госу-дарства, где крепостного права не было вообще –
Поморье, Сибирь. Характерно, что на вошедших в Российскую империю
западных территориях процент крепостного населения был гораздо выше. Так
в Прибалтике 85 % крестьянства составляли крепостные.
В XIX в. количество крепостных крестьян быстро сокращалось путем
перехода в другие сословия. Только в 1816 – 1856 гг. в другие сословия
перешло свыше 1 млн. душ муж. пола крепостных крестьян. Последняя пе-ред
крестьянской реформой 10 ревизия 1857 г. нашла в империи 62,5 млн.
человек населения, из них крепостных крестьян было 23 млн. крестьян
всего 34 % населения. Таким образом, к моменту отмены крепостного права
крепостных было меньшинство – 1/3 всего населения.
Вообще, неправильно определять всю историю через один признак –
крепостная Россия, буржуазная Англия и т.п. Например, в США отменили
рабство только через 4 года после отмены крепостного права в России и
через 1,5 века после отмены рабства (холопства) Петром I. А пережитки
этого рабства (неполноправное положение негров) были в США
ликвидированы, вообще, только в 60 гг. XX века после упорной
общественной борьбы.
Но всем понятно, что называть США рабской страной неправильно, хотя
этот институт сопровождал американцев на протяжении большей части их
истории (кстати, рабами были не только негры, имелись и белые рабы).
А вот в отношении России многие наши соотечественники считают эпитеты
рабская, крепостная вполне уместными. Но на самом деле эти определения
ничего не говорят о России, а только о нашем отношении к ней. Американцы
видимо больше любят свою страну.
Миф 3. Русские крестьяне были самыми бедными в Европе.
Это очень распространенное в нашем обществе представление, при этом
сами европейцы, долго прожившие в России и имевшие возможность сравнить
уровень жизни русских с народами Европы, дают совершенно другие сведения
о жизни русского народа.
Хорват и католик Юрий Крижанич (1618 – 1683) проживший в России более
15 лет и хорошо изучивший русскую жизнь того времени, отмечал большее
богатство и более высокий уровень жизни населения Московской Руси XVII
в. по сравнению с ее ближайшими соседями – «Русская земля богаче и лучше
Литовской, Польской и Шведской».
В то же время государства Западной и Южной Европы – Испания, Италия,
Франция, Англия превосходили в то время Русь по богатству и уровню жизни
высших классов. Однако, при этом низшие классы – крестьяне и горожане,
по словам Крижанича, «живут на Руси намного лучше и удобнее, нежели в
тех пребогатых странах».
Интересно что даже крестьяне и холопы на Руси в это время носили
рубахи, украшенные золотом и жемчугом. Крижанич, критически относясь ко
многим русским традициям, в то же время пишет, что как бедные, так и
богатые люди на Руси, в отличие от Западной Европы, мало отличаются в
своем столе «едят ржаной хлеб, и рыбу и мясо». В результате Крижанич
делает вывод – «ни в одном королевстве простые люди не живут так хорошо,
и нигде не имеют таких прав как здесь».
Реформы Петра I, который многое позаимствовал у Европы, беря её в пример, разорвали культурную связь между высшими и низшими
классами, ухужшая тем самым положение простого народа. Однако и в XVIII в. по
данным современников уровень жизни крестьян России был выше, чем во
многих странах Западной Европы. По наблюдениям французского
путешественника Жильбера Рома, проехавшего по Сибири в 1780 гг.
сибирский крестьянин жил лучше своего французского собрата. Англичанин
Джон Паркинсон отмечал, что русские крестьяне одеваются намного лучше,
чем простой народ в Италии. А во время заграничных походов русской армии
1813 – 1814 гг. офицеры были удивлены нищетой польского и французского
крестьянства по сравнению с русским.
А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую
деревню, отмечал: «Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по
Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина
показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю…
Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина
определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и
Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и
раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть
знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».
Свидетельство Пушкина подтверждается иностранцами. Капитан английского
флота Кокрейн, путешествовавший по России 4 года писал в 1824 г.
«положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в
Ирландии». Кокрейн отмечал в России «изобилие продуктов, они хороши и
дешевы», а также «огромные стада» в обычных деревнях. Другой английский
путешественник в 1839 г. писал, что русские мужики живут намного лучше,
чем низшие классы не только в Ирландии, но также в Англии и в Шотландии.
Миф 4. Крепостные крестьяне не имели никаких прав, помещики безнаказанно мучили и убивали крестьян.
Права крепостных крестьян были ограничены по сравнению с другими
группами населения, однако крепостной крестьянин мог быть истцом и
свидетелем в суде, присягал на верность царю, имел право с согласия
помещика переходить в другие сословия.
По словам одного из крупнейших современных историков Б. Н. Миронова,
«вопреки распространенному в литературе мнению, крестьяне и юридически и
фактически вплоть до 1861 г. имели право жаловаться на своих помещиков и
активно им пользовались». В 1767 г. Екатерина II запретила подавать
жалобы лично ей, «мимо учрежденных на то правительств».
В отличие от многих государств Европы (например, Польши, где убийство
крепостного вообще не считалось государственным преступлением и
подлежало только церковному наказанию) законы России защищали жизнь и
имущество крестьян от помещиков. «Убийство крепостного рассматривалось
как тяжкое уголовное преступление». Соборное Уложение 1649 г. разделяет
меру ответственности помещика за неумышленное и предумышленное убийство
крестьянина.
В случае неумышленного убийства (в драке) дворянин подвергался
тюремному заключению до специального распоряжения царя. При
предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от
социального происхождения. В правление Елизаветы Петровны, когда
смертная казнь в России была фактически отменена, дворян, виновных в
смерти своих крестьян, обычно отправляли на каторгу.
Правительство внимательно следило за отношениями помещиков и крестьян.
Екатерина II в 1775 г. уполномочила генерал – губернаторов преследовать
помещиков за жестокое обращение с крестьянами вплоть до конфискации
имений и передачи их в управление опекунским советам. Александр I в 1817
г. указал за произвол помещиков предавать их суду и брать имения под
опеку казны.
За 1834 – 1845 гг. правительство привлекло к суду 2838 дворян и осудило
из них 630 человек. В правление Николая I в опеке находилось ежегодно
около 200 имений, взятых за плохое обращение помещиков с крестьянами.
Правительство постоянно регулировало отношения помещиков и крестьян. В
1834 – 1845 гг. в России было осуждено 0,13 % крестьян за неповиновение
помещикам и 0,13 % помещиков за превышение власти над крестьянами.
К началу же 1916 года крестьяне по статистике владели 90 % пашенной земли и 94 % скота в Европейской России, а также 100 % в Азиатской России. По словам русского историка С. Г. Пушкарева «по составу землевладения Россия уже в 1905 г. была совершенно крестьянской страной (в большей степени, чем какая-либо из европейских стран)» . Когда в 1918 г. крестьяне разделили между собой 40 млн. десятин помещичьей земли, выяснилось, что крестьянские наделы выросли незначительно и большого значения эти земли не сыграли, 1 дворянская десятина к этому времени приходилась на 5,5 крестьянских.
Миф 5. Царская Россия была экономически отсталой страной.
К началу XX в. Россия входила в 5 крупнейших по уровню экономического
развития государств мира: США, Германия, Англия, Франция, Россия. По
данным американского исследователя Р. Кеннеди к 1900 г. Россия занимала 4
место в мире по уровню мирового промышленного производства, ее доля
составляла 9 %. При этом темпы роста российской экономики на протяжении
длительного периода 1890 – 1914 гг. являлись самыми высокими среди всех 5
ведущих промышленных государств мира.
К 1917 г. в России было построено 81 тыс. км железных дорог, за
последние 37 лет с 1880 г. строилось в год свыше 1,5 тыс. км. Даже в
годы войны промышленность России продолжала расти (теперь в основном за
счет военного произ-водства). После небольшого спада в 1914 г. – 1,3 %, в
1915 г. прирост составил 10,8 %, а в 1916 г. 10,2 %. Только в 1917 г.
после начала революции происходит глубокий спад в промышленности – 20,2
%. В результате только в годы правления Николая II русская
промышленность учетверила свою производительность.
Ускоренное развитие происходило не только в промышленности, но и в
сельском хозяйстве. Традиционно Россия являлась крупнейшей
сельскохозяйственной страной мира и своими продуктами снабжала
государства Европы. За 20 лет правления Николая II 1894 – 1914 гг. сбор
урожая хлебов удвоился, вырос с 2 млрд. до 4 млрд. пудов. В 1913 г.
урожай хлебов был на 1/3 выше, чем трёх других крупнейших
сельскохозяйственных стран у Аргентины, Канады и США вместе взятых.
Россия давала 1/4 мирового производства хлебов и занимала 1 место в мире
по общему объему сельскохозяй-ственной продукции.
В царствование императора Николая II быстро росло благосостояние
населения. Показателем этого стал демографический рост. За 20 лет
население увеличилось на 50 млн. чел. (на 40%). Потребление основных
продуктов выросло более чем в 2 раза. Вклады в сберегательных кассах
выросли с 300 млн. в 1894 до 2,200 млрд. в 1913 г. Английский писатель
М. Беринг, пробывший в России несколько лет, писал: «Широкие массы,
крестьянство, в лучшем экономическом положении, чем когда-либо».
В 1913 один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри по заданию
французского правительства изучил состояние русской экономики и сделал
вывод: «если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 г. идти также,
как они шли с 1900 г. по 1912 г., Россия к середине текущего века будет
господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и
финансовом отношении».
Теперь же, давайте полюбуемся крестьянками и "примитивной бедностью" их нарядов.
Hеизвестный художник первой половины XIX века
Портрет тверской крестьянки в повязке с жемчужной поднизью. 1830-е
Картон, масло. 53 х 45
ГИМ
Hеизвестный художник первой половины XIX века
Портрет крестьянки в красном головном платке. 1810 - 1820-е
Холст, масло. 89,2 х 63,6
ГИМ
Приобр. в 1892 у Веркмейстера, Москва
На изображенной народная праздничная одежда центральных губерний России (а кружева-то, серебряные!!!)
Hеизвестный художник первой половины ХIX века
Портрет новгородской крестьянки с белым платком в руке. 1830-е
Холст, масло. 76 х 62,5
ГИМ
Пост. в 1938 из Всекопромсовета
И. П. Аргунов Портрет крестьянки (заметьте, что шитье-то - золотом!)
1. Блаженный апостол Павел в послании к коринфянам, жителям, соседственным со страною Греции, которую называют Лаконией, так возвещает: «возлюбленные, премудрость мира сего есть глупость в очах Божиих» 1), и это сказал он не мимо истины. Ибо, мне кажется, премудрость эта получила начало от падения ангелов, и от сего-то философы, излагая свой учения, не согласны между собою ни в словах, ни в мыслях. Так одни из них душу человеческую признают за огонь, как Демокрит; 2)другие – за воздух, как стоики; иные за ум, иные за движение, как Гераклит; другие – за испарение; другие за силу, истекающую из звезд; другие за число одаренное силою движения, как Пифагор; иные за воду рождающую, как Гиппон; иные за стихию из стихий; иные за гармонию, как
1) 1 Кор. III, 19.
2) Думают, что названия философов, здесь приводимых, внесены в текст переписчиками с полей; по сему имя Гераклита поставлено не на месте, ибо он почитал душу за испарение (). См. Плутарха deplacit. philos. IV, 3.
7
Динарх; иные за кровь, как Критий; иные за дух; иные за единицу, как Пифагор; древние также думают различно. Сколько мнений об этом предмете! Сколько рассуждений софистов, которые больше между собою спорят, чем находят истину!
2. Но пусть были бы они несогласны между собою относительно души, – по крайней мере, согласно учили о прочих предметах? Между тем, один признает удовольствие благом души, другой – злом, иной чем-то средним между благом и злом. Далее, одни говорят, что природа души бессмертна, другие, – что она смертна, третьи, что она существует на короткое время; одни низводят ее в состояние животных, другие – разлагают в атомы; одни утверждают, что она переходит в тела трижды, другие назначают ей такое странствование в продолжение трех тысяч лет: те, которые сами не живут и ста лет, обещают душе три тысячи лет существования! Как назвать эти мнения? Не химерою ли, как мне кажется, или глупостью, или безумием, или нелепостью, или всем этим вместе? Если они нашли какую-нибудь истину, то пусть бы они одинаково мыслили, или говорили согласно друг с другом: тогда и я охотно соглашусь с ними. Но когда они разрывают, так сказать, душу, превращают ее один в такое естество, другой в другое, и подвергают различным преобразованиям вещественным, признаюсь, такие превращения порождают во мне отвращение. То я бессмертен, и радуюсь; то я смертен, и плачу; то разлагают меня на атомы: я становлюсь водою, становлюсь воздухом, становлюсь огнем; то я не воздух и не огонь, но меня делают зверем, или превращают в рыбу, и я делаюсь братом
8
дельфинов. Смотря на себя, я прихожу в ужас от своего тела, не знаю как назвать его, человеком ли, или собакой, или волком, или быком, или птицей, или змеем, или драконом, или химерою. Те любители мудрости превращают меня во всякого рода животных, в земных, водяных, летающих, многовидных, диких или домашних, немых или издающих звуки, бессловесных или разумных. Я плаваю, летаю, парю в воздухе, пресмыкаюсь, бегаю, сижу. Является, наконец, Эмпедокл, и делает из меня куст.
3. Если философы разноречат таким образом в учении о душе человека, тем более они не могли сказать истину о богах или о мире. Они так храбры, чтобы не сказать – тупы: не в состоянии будучи постигнуть собственной души, исследуют природу самих богов, и, не зная собственного тела, истощаются в усилиях познать естество мира. Относительно начал природы они чрезвычайно разногласят друг с другом. Если б я встретился с Анаксагором, он сталь бы учить меня вот чему: начало всех вещей есть ум, он виновник и владыка всего; он беспорядочное приводит в порядок, неподвижному дает движение, смешанное разделяет, нестройное устрояет. Такое учение Анаксагора нравится мне, и я вполне соглашаюсь с его мыслями. Но против него восстают Меллис и Парменид: последний в поэтических стихах возвещает, что сущее есть единое, вечное, беспредельное, недвижимое и совершенно равное себе. Я опять, не знаю почему, соглашаюсь с этим учением, и Парменид вытесняет из души моей Анаксагора. Когда же я воображаю, что утвердился в своих мыслях, выступает в свою очередь Анак-
9
симен с другою речью: я тебе говорю, кричит он, что все есть воздух; если его сгустить и сжать, то образуется вода, а если разредить и расширить, то – эфир и огонь; по возвращении в свое естественное состояние он становится чистым воздухом; а если будет сгущаться, то изменяется. Я опять перехожу на сторону этого мнения, и люблю уже Анаксимена.
4. Но восстает против этого Эмпедокл с грозным видом и из глубины Этны громко вопиет: начало всего – ненависть и любовь; последняя соединяет, а первая разделяет, и от борьбы их происходит все. По моему мнению, они сходны между собою и несходны, беспредельны и имеют предел, вечны и временны. Прекрасно, Эмпедокл, я иду за тобою до самого жерла Этны. Но на другой стороне стоить Протагор и удерживает меня, говоря: предел и мера вещей есть человек; что подлежит чувствам, то действительно существует, а что не подлежит им, того нет на самом деле. Прельщенный такою речью Протагора, я в восхищении от того, что он все, по крайней мере, наибольшую часть представляет человеку. Но с другой стороны Фалес предлагает мне истину, толкуя: начало всего есть вода, все образуется из влаги, и все превращается во влагу, самая земля плавает на воде. Отчего бы не поверить мне Фалесу, древнейшему из ионийских философов? Но соотечественник его Анаксимандр говорить, что прежде воды существует вечное движение, и чрез него – одно возникает, а другое разрушается. Итак, надобно поверить Анаксимандру.
5. С другой стороны, не пользуется ли славою Архелай, который выдает за начало всего теплоту и холод? Но с
10
ним не согласен великоречивый Платон, утверждая, что начала всех вещей суть Бог, материи и идея. Теперь я вполне убежден. Ибо могу ли не думать согласно с философом, который сочинил колесницу для Юпитера? Но позади стоит ученик его Аристотель, завидующий учителю своему за создание колесницы. Этот указывает иные начала: одно деятельное, а другое страдательное; по его мнению, начало деятельное, не подлежащее действию других вещей, есть эфир, а начало страдательное имеет четыре качества: сухость, влажность, теплота и холод, и от взаимного превращения их происходит возникновение и уничтожение вещей. Я утомился уже, волнуемый мыслями туда и сюда. Остановлюсь на мнении Аристотеля, и уже никакое другое учение не потревожит меня.
6. Но что делать мне? На мою душу нападают старики, древнейшие упомянутых философов: Ферекид, который утверждает, что начала всех вещей Зевс, Хфония и Кронос: Зевс – эфир, Хфония – земля, Кронос – время; что эфир начало деятельное, земля – страдательное, а время – то, в чем происходит все. Но и эти старики спорят между собою. Левкип почитает все это глупостью, и утверждает, что начала всех вещей беспредельны, вечно движимы и чрезвычайно малы, и что тончайшие из них поднявшись вверх, образуют огонь и воздух, а твердые спустившись вниз, составляюсь воду и землю. Доколе же буду принимать такие учения и ничему истинному не научаться? Разве освободит меня от заблуждения Демокрит, открывающий, что начало всех вещей есть сущее и несущее, что сущее есть полнота, а не-сущее – пустота, и что полнота производит все в пустоте посредством или
11
превращения, или фигуры. Пожалуй, я готов согласиться с добрым Демокритом и вместе с ним смеяться; но меня отвлекает плачущий Гераклит, утверждая: начало всего, есть огонь, который имеет два состояния: разрежение и сгущение, первое – деятельное, второе страдательное, то – соединяет, а это разделяет. Но, довольно уже для меня: мне вскружили голову столько разных начал. Но вот еще Эпикур приглашает меня не пренебрегать его прекрасного учения об атомах и пустоте, так как все происходит и уничтожается от многоразличного и многообразного соединения их.
7. Не противоречу тебе, прекраснейший Эпикур. Но над твоим учением смеется Клеанф, поднимая голову из колодезя, черпая из него истинные начала всех вещей, – Бога и материю, и утверждая, что земля превращается в воду, а вода в воздух, что воздух поднимается вверх, а огонь находится в окружности земли, что по всему миру распростерта душа, часть коей одушевляет и нас. Несмотря на многочисленность этих философов, другая толпа их прибывает ко мне из Ливии: Карнеад и Клитомах и все их последователи; попирая учения всех прочих философов, они сами утверждают, что природа вещей непостижима, и что к истине всегда примешивается некоторая ложь. Что же мне делать после столь долгих утомительных исследований? Как освободить ум мой от такого множества мнений? Если ничто не может быть постигнуто, то истина удалена от людей, а пресловутая философия более гоняется за тенью, нежели обладает знанием вещей.
8. Но вот другие философы древнего поколения, – Пифагор и единоплеменники его, важные и молчаливые, пере-
12
дают мне, как некоторые таинства, иные учения, вместе с главным и таинственным их доказательством: «сам сказал». Начало всех вещей есть единица; из ее разнообразных форм и чисел происходят стихии; число же, форма и мера стихий таковы: огонь составляется из двадцати четырех прямоугольных треугольников, и заключается в четырех равных сторонах, из коих каждая состоит из шести прямоугольных треугольников, так что он уподобляется пирамиде; воздух составляется из сорока восьми треугольников, и заключается в восьми равных сторонах; его сравнивают с восьмигранною фигурой, которая содержит восемь равносторонних треугольников, из коих каждый разделяется на шесть прямых углов; таким образом всего сорок восемь углов; вода составляется из двадцати равных и равносторонних треугольников, и сравнивают ее с фигурой о двадцати гранях, состоящей из ста двадцати равных и равносторонних треугольников, а шесть раз двадцать – сто двадцать; эфир составляется из двенадцати равносторонних пятиугольников и похож на двенадцатигранник, земля составляется из сорока восьми треугольников и заключается в шести равносторонних четырехугольниках, и имеет вид куба: ибо куб состоит из шести четырехугольников, из коих каждый имеет четыре треугольника, так что всех треугольников вместе двадцать четыре.
9. Так измеряет мир Пифагор! Я снова вдохновенный презираю дом, отечество, жену, детей и ни о чем более не забочусь, возношусь в самый эфир, и, взяв у Пифагора локоть, начинаю мерить огонь. Измерения Зевесова уже недостаточно. Если не вознесется на небо та-
13
кое важное существо, великое тело и великая душа, то есть я, и не измерит эфира, то пропадет владычество Зевса! Измерив же эфир и сообщив Зевсу сведение о том, сколько углов имеет огонь, я схожу с неба и ем оливы, смоквы, огородные овощи, потом перехожу к воде, и ее, влажную стихию, начинаю измерять локтем, пальцем и полупальцем, а с тем вместе и глубину ее, чтоб и Посидон узнал от меня, как велико море, над которым он владычествует. Я и землю всю обхожу в один день, исследуя ее число, меру и фигуру: ибо вполне уверен, что от столь великого и чудного существа, каков я, не ускользнет и одна пядень вселенной. Кроме того, я узнаю даже и сколько звезд на небе, и сколько рыб в воде, и сколько зверей на земле, и, положив мир на весы, легко могу узнать, сколько в нем весу. Напыщенная знанием таких вещей, душа моя как бы сделалась владычицею всего мира.
10. Но Эпикур наклонившись ко мне говорит: ты, друг мой, измерил только один мир, между тем миров много, и все они беспредельны. Вследствие этого, я вынужден говорить о множестве небес, о множестве различных эфиров, и, запасшись нужным продовольствием на несколько дней, ни мало не медля начинаю странствовать по мирам Эпикура: легко перелетаю пределы Фетисы и Океана, и, прибыв в другой мир, как бы в другое государство, а несколько дней измеряю все. Отсюда я снова переношусь в третий мир, потом в четвертый, в пятый, в десятый, сотый, тысячный, и куда наконец? Все это мрак невежества, черный обман, нескончаемое заблуждение, неполное разумение, непроницаемое неведение: остается, чтоб я со-
14
считал самые атомы, из которых образовалось такое множество миров, дабы ничего не упустить в своем исследовании, особенно же столь необходимые и полезные вещи, от которых зависит благосостояние домов и государств. Все это я высказал с той целью, чтобы видно было, как философы противоречат друг другу в мнениях, как исследования их теряются в бесконечности, ни на чем не останавливаясь, и как недостижима и бесполезна цель их усилий, не оправдываемая ни очевидностью, ни здравым разумом.
Государю надо было подлинно спасать Отечество и принимать для этого исключительные меры, которые могли бы изменить ход военных событий. В этот роковой час он принял на себя решение стать во главе Вооруженных сил Родины. "МОЖЕТ БЫТЬ, НУЖНА ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА, ЧТОБЫ СПАСТИ РОССИЮ? Я БУДУ ЭТОЙ ЖЕРТВОЙ. ДА СОВЕРШИТСЯ ВОЛЯ ГОСПОДНЯ!" - НИКОЛАЙ II. Более тяжелого и более ответственного времени для начала командования выбрать было невозможно.История часто видела монархов, становившихся во главе победоносных армий для легких лавров завершения побед. Но история никогда еще не встречала Венценосца, берущего на себя крест возглавлять армию, казалось, безнадежно разбитую, знающего заранее, что его могут венчать не лавры, а только тернии.
Решение Царя вызвало страстный неудержимый вопль русской общественности. "Государю не по плечу и не по знаниям непосредственное руководство войной", - заявлял ген. Ю.Данилов. Трагический разлад в правительстве произошел после известия о том, что Государь намерен встать во главе армии. Это решение, как уже говорилось, было непростым, но когда оно пришло, то стало уже окончательным. Там где вера, там где долг перед Россией, там у Николая II никогда не бывало колебаний, не существовало никаких компромиссов.
Император сообщил о своем решении двум членам кабинета: Горемыкину и Поливанову, попросив их «пока» не разглашать известие. Оба обещали, но Царскую волю исполнил лишь премьер-министр. «Прогрессивный» Поливанов разболтал свою речь на заседании правительства, чтобы преждевременно сообщить о решении Государя. Случилось это 6 августа.
Министр-трагик начал свою речь пафосно-традиционно: «Военные условия и ухудшились, и усложнились... Вера в свои силы окончательно подорвана... Ставка окончательно потеряла голову». Но членов правительства потрясли не эти, уже набившие оскомину мрачные констатации, а то, что он сказал в конце. «Я обязан предупредить правительство, что сегодня утром на докладе Его Величество объявил мне о принятом Им решении устранить великого князя и лично вступить в Верховное командование армией».
Тут началось, как записал очевидец, «сильное волнение». После этого заседание начало походить на бедлам. Все заговорили разом, повторяя одно и то же: «это великая опасность», «этого нельзя допустить». Все обращались к Горемыкину, как он мог скрыть такую опасность.
И Горемыкин сказал свое слово. Его речь - блестящий образец ясного понимания монархической преданности. В тот период Горемыкин в высших правительственных эшелонах оставался если и не последним, но одним из последних витязей Монархии, для которых воля Царя и воля России - вещи неразрывные. Вот его речь: "Я не считал для себя возможным разглашать то, что Государь повелел мне хранить в тайне. Если я сейчас говорю об этом, то лишь потому, что военный министр нашел возможным нарушить эту тайну и предать огласке без соизволения Его Величества. Я человек старой школы, для меня Высочайшее повеление - закон. Должен сказать совету министров, что все попытки отговорить Государя будут все равно без результатов. Его убеждение сложилось уже давно. Он не раз говорил мне, что никогда не простит себе, что во время японской войны он не встал во главе действующей армии. По Его словам долг Царского служения повелевает монарху быть в моменты опасности вместе с войсками, деля и радость и горе. Сейчас же, когда на фронте почти катастрофа, Его Величество считает священною обязанностью Русского Царя быть среди войск и с ними либо победить, либо погибнуть. Повторяю, в данном решении не играют никакой роли ни интриги, ни чьи-либо влияния. Оно подсказано сознанием Царского долга перед Родиной и перед измученною армией. Я тоже нахожу принятие Государем командования весьма рискованным шагом, могущим иметь тяжелые последствия, но Он, отлично понимая этот риск, тем не менее не хочет отказаться от Своей мысли о Царском долге. Остается склониться перед волей нашего Царя и помочь Ему».
М.В. Родзянко и потребовал, чтобы правительство в знак протеста в полном составе ушло в отставку!Родзянко же просто затрясся от возмущения и выпалил в лицо собеседнику: «Я начинаю верить тем, кто говорит, что у России нет правительства». А затем, как заметил Горемыкин, «с совершенно сумасшедшим видом бросился к выходу, даже не прощаясь. Он настолько впал в невменяемое состояние, что когда швейцар подал ему забытую палку (трость),он закричал — к черту палку — и вскочил в экипаж». «Общественность» не могла признать свое поражение. Обер-прокурор Синода А.Д. Самарин был уверен, что Москве «надо что-нибудь ответить о смене командования... Наш долг в критическую минуту откровенно сказать Царю, что при слагающейся обстановке мы не можем управлять страной, что мы бессильны служить по совести, что мы вредны нашей Родине». После этого Горемыкин заметил: «Т.е. говоря просто, Вы хотите предъявить Царю ультиматум». Теперь и против Горемыкина встал кабинет министров. Активнее всех его начал поносить М.В. Родзянко, который много лет относился к нему с ровным почтением. Теперь же ситуация изменилась; глава правительства (Горемыкин) вмиг стал развалиной, управляемым Распутиным. Вот в такой обстановке Николай II прибыл в Ставку и принял на свои плечи тяжкий груз командования армией.
Вступив в Верховное командование 23 августа 1915 г., Царь отдал приказ, конец которого добавил собственноручно: "С твердой верой в милость Божию и с непоколебимой уверенностью в конечной победе будем исполнять наш Священный долг защиты Родины до конца и не посрамим Земли Русской".
В конечном итоге Государь Николай II оказался прав. Его решение принять ответственность за военное руководство и возглавить армию явилось спасительным. Больше русская армия уже не отступала. Армия опять «побежала» лишь при Временном правительстве, когда Помазанник Божий уже томился под арестом. Предсказания общественных кликуш не стоили ровным счетом ничего. Но «общественность», хоть и проиграла в 1915 году битву за «министерство общественного доверия», но не сдалась. Она ждала нового «выигрышного момента» для новых безумных сражений с властью. Эти "умники-министры" давно перестали учитывать реальность духовной стороны. Все они запамятовали, что для русского народа, Царь являлся помазанником Божием. "БОГ и ЦАРЬ" - вот что знал русский народ и соединял их вместе.
Между тем ситуация на фронтах потихоньку начала стабилизироваться. Уже вскоре после прибытия Царя в Могилев случилось событие, прозвучавшее «громом средь ясного неба» для «общественности», для всей «прогрессивной публики». Русская армия в начале сентября одержала победу в Вильно-Молодечненской операции. Еще раньше под Тернополем немцы и австрийцы потерпели ощутимое поражение и вынуждены были отступать. Провалилась и операция по захвату германским фронтом Риги. Кайзер Вильгельм был в ярости и публично изрек: «Мы совершили прыжок в воздух, а русские одержали большую морскую победу». Только после этих сентябрьских боев мы получили возможность, не опасаясь дальнейшего наступления вражеских сил, готовиться к новой борьбе. Необъятная Россия стала стала повсюду формировать и обучать новые войска. На фабриках и заводах выделывались снаряды, пушки, пулеметы, ружья, патроны, военное и морское снаряжение. Все это явилось возможным только тогда, когда получилась твердая уверенность, что дальше в пределы России враг не пойдет. К весне 1917 г. создались могучие армии, готовые к наступлению. Вот первый пример распоряжения Государя как Верховного Главнокомандующего. Результаты этого мужественного указания и за ним полутрогодовой работы дали бы победу России, если бы не измена и предательство, порубившие Царя, его армию и Россию.
Император Николай II обсуждает план боевых действий с генералами Алексеевым (справа) и Пустовойтенко (слева)
Рыцарский жест Императора почти в безнадежном положении в войне был встречен с энтузиазмом простыми войнами. Война была выиграна, о чем единодушно свидетельствуют и наши враги, и наши союзники: "Весной 1917 года можно было принять только одно решение - оборону на всех фронтах", - пишет в своих мемуарах фельдмаршал и будущий президент Германии Гинденбург. "Мы накануне катастрофы", подтверждает это маршал Людендорф, начальник штаба германских армий, в своих воспоминаниях об этих днях.
Этот неожиданный и потрясающий перелом в ходе военных действий, после перехода верховного командования в руки самого Государя, красочно рисуется в воспоминаниях ген. Лохвицкого (командовавшего во Франции русскими войсками) крылатой фразой: "Чтобы нарвских побежденных обратить в полтавских победителей Петру Великому потребовалось 9 лет. Верховный Главнокомандующий Император Николай II сделал ту же работу в полтора года". В 1916 г. русские армии ответили врагу большим наступлением и нанесли противнику смертельный удар, от которого Австрия не смогла оправиться до конца войны.
Только потерявшие совесть и сознательно идущие на гнусную клевету и ложь люди могут плести такой вздор о слабости духа Николая Александровича, каким пестрели и пестрят страницы в мемуарах, политических статьях и всяческих дискуссиях по поводу и без всякого повода. Интриганы продолжали подтачивать корни, потому и противились, что боялись его победы - победы Императора - победы русского народа. Огромный риск Царя удался вопреки всем предсказаниям. Произошел самоочевидный перелом в ходе войны: от поражений к победам. Ученые генералы так и не хотели признать заслуги Николая II, что победила ЕГО вера в русский народ, победил воскресший героизм русской армии.
на фото - Император Николай II с генералами Алексеевым (справа) и Пустовойтенко (слева)
Вот как охарактеризовал генерал Алексеев Николая II, когда он стал Главнокомандующим: "С Государем гораздо спокойнее. Его Величество дает указания такие, соответствующие боевым и стратегическим задачам, что разрабатываешь эти директивы с полным убеждением в их целесообразности. Государь не волнуется, Он прекрасно знает фронт и обладает редкой памятью. С ним мы спелись. А когда уезжает Царь, не с кем и посоветоваться..." Протопресвитер Георгий Щавельский вспоминал: «Сидя за столом, Государь запросто беседовал с ближайшими своими соседями. Делились воспоминаниями, наблюдениями; реже затрагивались научные вопросы. Когда касались истории, археологии и литературы, Государь обнаруживал очень солидные познания в этих областях... В тесном кругу, за столом, Государь был чрезвычайно милым и интересным собеседником, а Его непринужденность и простота могли очаровать кого угодно. С Ним можно было говорить решительно обо всем, говорить просто, не подбирая фраз, не считаясь с этикетом. Чем прямее, проще, сердечнее, бывало, подходишь к нему, тем проще и Он относился к тебе». (материал из книги Боханов А.Н. "Николай II")
Я хочу привести здесь слова У.Черчилля, который всегда объективно оценивал жизнь с ее перипетиями, его высказывания уже занесены в сокровища мировой антологии. Уинстон Черчилль о роли Николая II:
«Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была видна. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена. Долгие отступления окончились; снарядный голод побежден; вооружение притекало широким потоком; более сильная, более многочисленная, лучше снабженная армия сторожила огромный фронт; тыловые сборные пункты переполнены людьми... Никаких трудных действий больше не оставалось: оставаться на посту; тяжелым грузом давить на широко растянувшиеся германские линии; удерживать, не проявляя особой активности, слабеющие силы противника на своем фронте; иными словами - держаться; вот все, что стояло между Россией и плодами общей победы...
В марте Царь был на престоле; Российская империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна. Согласно поверхностной моде нашего времени, Царский строй принято трактовать, как слепую, прогнившую, ни на что не способную тиранию. Но разбор тридцати месяцев войны с Германией и Австрией должен бы исправить эти легковесные представления. Силу Российской империи мы можем измерить по ударам, которые она вытерпела, по бедствиям, которые она пережила, по неисчерпаемым силам, которые она развила, и по восстановлению сил, на которое она оказалась способна.
В управлении государствами, когда творятся великие события, вождь нации, кто бы он ни был, осуждается за неудачи и прославляется за успехи. Дело не в том, кто проделывал работу, кто начертывал план борьбы; порицание или хвала за исход довлеют тому, на ком авторитет верховной ответственности. Почему отказывать Николаю II в этом суровом испытании?.. Бремя последних решений лежало на Нем. На вершине, где события превосходят разумение человека, где все неисповедимо, давать ответы приходилось Ему. Стрелкою компаса был Он.
Воевать или не воевать? Наступать или отступать? Идти вправо или влево? Согласиться на демократизацию или держаться твердо? Уйти или устоять? Вот поля сражений Николая II. Почему не воздать Ему за это честь?
Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году; преодоление мучительного безснарядного отступления; медленное восстановление сил; брусиловские победы; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо; разве во всем этом не было Его доли? Несмотря на ошибки большие и страшные, тот строй, который в Нем воплощался, которым Он руководил, которому Своими личными свойствами Он придавал жизненную искру - к этому моменту выиграл войну для России.
Вот Его сейчас сразят. Вмешивается темная рука, изначала облеченная безумием. Царь сходит со сцены. Его и всех Его любящих предают на страдания и смерть. Его усилия преуменьшают; Его действия осуждают; Его память порочат... Остановитесь и скажите: а кто же другой оказался пригодным? В людях талантливых и смелых; людях честолюбивых и гордых духом; отважных и властных - недостатка не было. Но никто не сумел ответить на те несколько простых вопросов, от которых зависела жизнь и слава России. Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древле Ирод, пожираемая червями».// У. Черчилль. Мировой кризис 1916-18. Т. 1. 1927. Лондон (англ.). Цит. по кн. С.С. Ольденбурга, стр. 643-64
материалы из
1. А.Н.Боханов "Николай II". - М.: Вече, 2008. - 528 с.: ил.
2. http://www.apocalyptism.ru/documents.htm
3. Николай II в воспоминаниях и свидетельствах.-М.: Вече, 2008. - 352с.
Не унывай, не падай духом;
Господь рассеет царство тьмы,
И вновь прилежным, чутким слухом
Наш русский гимн услышим мы.
И снова наш Отец Державный
На прародительский Свой трон
Взойдет, как встарь, Самодержавный,
Сынов сзывая на поклон.
И в жалком рубище, нагая,
К стопам великого Царя
Падет в слезах страна родная,
Стыдом раскаянья горя!
И скажет Царь, в уста лобзая
Свою предательницу-дочь:
«Я все простил тебе, родная,
И Сам пришел тебе помочь.
Не плачь, забудь былые ковы;
С тобой я буду до конца
Нести твой крест, твои оковы
И скорбь тернового венца!«
Елец, октябрь 1917 года.
«Как женщина, Ему вы изменили,
и как рабы, вы предали Его»
М.Ю. Лермонтов
В те дни, когда мы все так низко пали,
Везде мне грезится священный Образ Твой,
С глазами, полными божественной печали,
С лицом, исполненным небесной добротой.
Тебя жалеть я не могу, не смею:
Ты для меня — по-прежнему Велик!
Перед тобой, мой Царь, я вновь благоговею,
И больно мне глядеть на Твой Державный Лик.
Слепой народ, обманутый лжецами,
За чистоту души Твоей святой,
Тебя клеймил постыдными словами
И казни требовал, над кем же... над Тобой!
Не так ли пал и Царь коварной Иудеи,
Мессия истины, народная мечта,
И Бога своего преступные евреи
Распяли на доске позорного Креста.
И Царь был осужден на пытки рабской казни,
Над Божеством глумился весь народ,
И люди-изверги убили без боязни
Того, Кто создал мiр, моря и небосвод.
Но, победив в аду немые силы гроба,
Воскрес Господь и всем явился вновь;
Побеждена врагов чудовищная злоба,
И козни зла рассеяла Любовь...
Я верю в день священного возмездья!
Клятвопреступники, вас кара неба ждет!
Вас уличат в предательстве созвездья,
Над вами Солнце правды не взойдет;
И камни возопят от вашего злодейства,
Вас грозно обличит правдивая судьба
За низость ваших чувств, за гнусность фарисейства,
За клеветы восставшего раба...
Еще недавно так, пред Ним склоняя выи,
Клялися вы Его до гроба защищать
И за Царя-Вождя, Хозяина России,
Вы обещали жизнь безропотно отдать.
И что же! где слова? где громкие обеты?
Где клятвы верности, присущие войскам?
Где ваших прадедов священные заветы?
А Он, обманутый. Он твердо верил вам!
Он, ваш исконный Царь, смиреньем благородный,
В своей душе Он мог ли помышлять,
Что вы готовитесь изменой всенародной
России честь навеки запятнать!
Предатели, рожденные рабами,
Свобода лживая не даст покоя вам.
Зальете вы страну кровавыми ручьями,
И пламя пробежит по вашим городам.
Не будет мира вам в блудилище разврата,
Не будет клеветам и зависти конца;
Восстанет буйный брат на страждущего брата,
И меч поднимет сын на старого отца...