Калиниченко Н. Н. Открытие истины Политология РУССКИЙ ПАТРИОТИЗМ
- 31.08.12, 23:30
Этот факт возмутил общественность, представителей русскоязычной и даже украиноязычной интеллигенции. Президента попросили во имя соблюдения принципа плюрализма мнений включить в эту группу и сторонников многоязычия, двуязычия на Украине. Что самое интересное, я нашел в обновленном составе группы себя вместе с другими уважаемыми людьми, которые также узнали о своем участии в группе по доработке закона лишь из СМИ. Но вчера утром (29 августа 2012 г. – Прим. KM.RU) мне, а также автору закона Колесниченко, профессору русского языка Кудрявцевой и другим в министерстве культуры сообщили, что никакого совещания не будет. А теперь мы узнаем, что группа под предводительством Богатыревой все же собралась и практически единогласно приняла данный законопроект, который, по сути, отменяет уже принятый Радой и подписанный президентом закон о региональных языках.
Я внимательно прочитал этот проект. Он не имеет перспектив принятия в Верховной раде – просто потому что прямо противоречит Европейской языковой хартии региональных языков, причем не в каких-то деталях, а в целом. И я уверен, что его, конечно же, не примут. Но самое печальное, что сейчас уже националистами подготовлена жалоба в Конституционный суд Украины, а это значит, что уже после выборов противники многоязычия не мытьем, так катаньем постараются все же отменить данный закон. Конституционный суд – единственный верный для них способ изменить нынешнее языковое законодательство.
– Но все же непонятно, почему нельзя было хотя бы попытаться инициировать поправки в Конституцию Украины?
– Для того чтобы менять Конституцию, Партии регионов потребовалось бы гораздо больше поддержки в Раде, чем есть сейчас. Если они этот закон, который нуждался в 226 голосах, с большим трудом, треском, скрипом, путем различных манипуляций все-таки протянули, то 300 голосов они в такой ситуации явно бы не набрали. Изменить Конституцию Януковичу было бы легче сразу после победы на президентских выборах. Сейчас у него такой возможности нет. Необходимо реально оценивать ситуацию.
Но самое, пожалуй, поразительное и печальное то, что сейчас многие региональные лидеры Партии регионов начинают рассказывать народу о том, что с принятием данного закона все языковые проблемы в стране будут решены. А на выборы при этом идут с все тем же лозунгом официального, по Конституции, государственного двуязычия на Украине. Но ведь закон Колесниченко совсем не об этом, увы. Налицо – противоречие, которым так легко воспользоваться противникам.
– Ряд экспертов предрекают обрушение рейтингов Партии регионов и Януковича вследствие такой неразберихи с законом...
– Если говорить о влиянии принятого закона о региональных языках на вероятный исход парламентской кампании, то очевидно, что он не принесет ни партии, ни лично Януковичу значительного роста рейтингов, если «регионалы» все-таки не удосужатся уже начать реальную работу по нему: открывать классы, школы, вузы, снимать все запреты и ограничения средств массовой информации и т. д.
Председатель общественной организации «Русская община Украины» Константин Шуров:
– Партия регионов играет в свою игру, абсолютно непонятную ни внутри партии, ни снаружи. Мы же предупреждали, что в случае принятия данного закона русские перестанут быть государствообразующим народом на Украине и станут национальным меньшинством; мы предупреждали, что русский язык перестанут изучать во всех школах Украины; мы предупреждали, что негативные последствия возможны в долгосрочной перспективе. Как видно, мы оказались правы.
Но мы не могли предугадать того, что этот закон, на котором еще не успели обсохнуть чернила подписи президента, начнут торпедировать и дезавуировать – и не только его оппоненты, усмотревшие в инициативе Колесниченко угрозу для украинского языка, хотя сам же он во время обсуждения законопроекта прямо говорил, что закон, напротив, защищает украинский язык. Таким образом, власти открыли ящик Пандоры и лихорадочно пытаются теперь вернуть джинна в бутылку, но это все уже бесполезно. Ситуация реально вышла из-под контроля властей. И, что самое страшное, мы, русские, оказались сейчас в условиях беззакония: старый закон УЖЕ не действует, а новый ЕЩЕ не действует. И когда будет действовать – неизвестно.
Этнополитика на Украине сегодня – важный фактор формирования политического поля. И вся эта неразбериха с законом о региональных языках, вся эта суета будет иметь определенные последствия еще до выборов, поскольку в результате борьбы за места в Раде ситуация с законом о региональных языках будет лишь сильнее и сильнее запутываться. Но самое страшное для Партии регионов и для всей государственности Украины наступит уже после выборов, потому что разочарование в государственной мудрости всех политических партий и сил, участвующих в этом процессе, будет настолько велико, что вопрос о самом существовании Украины и способности кого-то обеспечить это существование станет в повестку дня.
На сегодняшний день можно предполагать, что порожденная данным законом коллизия будет непременно использована националистами для того, чтобы лишь усугубить и без того не особо вольготное положение русских на Украине. И получается, что Колесниченко с Киваловым очень сильно для этого постарались. Если они, создавая и проталкивая данный закон, просто не учитывали всех возможных негативных последствий, не могли их просчитать, это говорит о том, что они более не могут быть законодателями, т. к., по сути дела, спровоцировали нестабильность в социуме. Куда хуже, если они о таких последствиях знали: в этом случае их роль вообще выглядит неприглядно. В таком случае их можно отнести к этнополитическим геростратам, которые подожгли государственность с нескольких сторон и теперь войдут в историю как люди, которые породили начало конца государственности.
– Есть ли вероятность, что данный спор выльется в предложения поправок в Конституцию Украины, чтобы раз и навсегда решить споры?
– Поправок в Конституцию не будет, потому что они захотят полностью ее изменить и вряд ли будут распылять свои силы на внесение поправок. Дело в том, что, внося некие поправки, о которых мы только можем догадываться, они, по сути дела, нарушат существующую конструкцию, пусть не совсем отвечающую сегодняшнему дню, но достаточно устойчивую.
Законопроект сохраняет за украинским языком статус государственного и содержит меры по его защите. В частности, использование государственного языка является обязательным в судо- и делопроизводстве, в деятельности органов государственной власти, вооруженных сил, в сфере науки и образования, рекламе. В области информации и СМИ документ устанавливает 75-процентную квоту вещания (сейчас - 25%) на украинском языке от общего суточного эфира. Трансляция программ и фильмов на других языках должна сопровождаться обязательным украинским дублированием или субтитрированием.
Для языков национальных меньшинств в документе не предусматривается получения регионального статуса. Указывается, что члены территориальной общины, использующие тот или иной язык национальных меньшинств, вправе инициировать "меры, направленные на его защиту", при условии, если на определенной территории (село, поселок, город) проживает не менее 30% носителей этого языка от общего числа жителей населенного пункта. Напомним, сейчас признание регионального языка разрешено там, где число носителей составляет не менее 10%. Более того, ввести в действие меры по защите языка станет гораздо сложнее. "Мы полностью изменили концепцию защиты региональных языков. Носители такого языка могут обратиться с предложением в местные органы власти, те в свою очередь - в областные советы и далее в Верховную раду, которая уже и примет закон о поддержке и защите регионального языка", - рассказал изданию один из разработчиков документа Сергей Головатый. Предполагается, что в случае принятия Радой закона о поддержке того или иного языка на определенной территории его использование будет допускаться во всех сферах наряду с государственным.
Как сообщила член рабочей группы, советник Президента Анна Герман, за предложенный вариант законопроекта вчера проголосовало подавляющее большинство участников группы. "Это рабочее предложение, проект будет представлен на экспертизу Национальной академии наук. Поэтому нельзя сказать, что цифра в 30% окончательна. На заседании Леонид Кравчук озвучил 30%, я говорила о 20%...После выводов специалистов НАН будет утвержден окончательный вариант законопроекта", - отметила Герман. По ее мнению, ограничение в 30% не уменьшит использования региональных языков, менее распространенных, чем русский. "Для поддержки языков нацменьшинств есть другие предложения. Например, по Крымской автономии предложено отдельно рассмотреть меры по защите крымско-татарского языка и включить их как отдельный пункт в законопроект", - сообщила советник Президента.
Среди тех членов группы, которых не устраивают положения законопроекта, оказался директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. По его мнению, предложенный документ "сужает возможности использования региональных языков и нарушает права граждан". "В отдельных регионах русский сможет использоваться как региональный наряду с государственным, несмотря на квоту в 30%. Однако это ограничение делает невозможным использование других региональных языков, - заявил изданию Корнилов.- К тому же процедурно добиться этого становится очень сложно - сбор подписей, обращения в местные советы... Законопроектом предлагается создавать инициативные группы и подписные листы на основе закона о местных референдумах, которого не существует в природе. Этот законопроект не имеет шансов на принятие Верховной радой".
Напомним, что закон об основах государственной языковой политики в Украине вступил в силу 10 августа. Документ предусматривает официальное использование региональных языков в работе местных органов государственной власти при проживании на подведомственных им территориях минимум 10% носителей данных языков. Отметим, русский язык получил статус регионального в Харьковской, Херсонской, Одесской, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской и Луганской областях.
МЭР НЕЖИНА ОТКАЗАЛСЯ ПРИЗНАВАТЬ УКРАИНСКИЙ ЕДИНСТВЕННЫМ ОФИЦИАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ
В Черниговской области мэр города Нежина Михаил Приходько отказался ставить подпись под решением городского совета о признании украинского языка единственным официальным на территории города. Городские депутаты обратились в Генпрокуратуру с требованием привлечь мэра к уголовной ответственности. Об этом ZN.UA сообщил депутат Нежинского городского совета Максим Багринцев (фракция "Батьківщина").
Багринцев напомнил, что 17 августа Нежинский городской совет большинством голосов принял решение об утверждении украинского языка как единственного официального. Депутаты приняли такое решение для того, чтобы сделать невозможным предоставление русскому языку регионального статуса.
Однако, по словам депутата, мэр Нежина Михаил Приходько заявил, что он категорически не будет подписывать данное решение, и будет запрещать его потому, что "у него своя позиция".
"Согласно закону о местном самоуправлении решения, принятые городским советом, должны выполняться всеми жителями и мэром также", — подчеркнул Багринцев.
В горсовете обвинили мэра в "углублении раскола Украины" и пообещали преодолеть его вето.
Нежинские депутаты уже направили депутатское обращение в Генеральную прокуратуру Украины и в областную прокуратуру с требованием разобраться в ситуации и привлечь мэра Нежина к уголовной ответственности.
По их мнению, действия Михаила Приходько подпадают под ст. 108 Уголовного кодекса Украины, в которой речь идет о действиях, направленных на свержение конституционного строя Украины, и ст. 111 Уголовного кодекса "Государственная измена".
Автор – Сергей Маркедонов, приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон
Ивано-Франковский горсовет 23 августа принял заявление к Президенту, Верховной Раде и Конституционному Суду относительно непризнаниязакона о языках.
В заявлении говорится, что депутаты выражают «категорическое непризнание и неповиновение принятому Верховной Радой Украины 3 июля 2012 года и подписанному Президентом Украины 8 августа 2012 года Закону «О принципах государственной языковой политики».
«Наше непризнание основывается на том, что грубо, в нарушение ст. 10 Конституции Украины, ныне действующая власть во главе с малорусским Президентом, мошенническими и насильственными методами принятия закона подорвала фундамент конституционного строя в государстве. - говорится в документе. - На 22-м году Независимости высший законодательный орган страны взял курс на уничтожение национальных ценностей и характерных признаков государства, замахнувшись на душу народа - украинский язык. Президент не прислушался к многочисленным обращениям общественности и подписал этот позорный закон».
По мнению депутатов, провластное большинство в ВР «демонстрирует свою антинародную деятельность, направленную на узурпацию существующей украинофобской власти, уничтожение последних признаков демократии и строительство олигархически-клановой диктатуры».
Депутаты убеждены, что принятие рядом местных советов решений о признании на их территориях исключительно русского языка в качестве регионального направлено не «на уравнивание прав разноязычного населения, а, наоборот - на утверждение единого имперского языка в регионах, а следовательно и в целом государстве».
«Мы убеждены, что этот закон является спекулятивным накануне парламентских выборов, - говорится в заявлении городского совета. - Процедура принятия и реализации этого закона является сомнительной, противоречивой и не подкрепленной другими законодательными нормами, а потому требует немедленной реакции Конституционного Суда Украины».
Депутаты Ивано-Франковского городского совета заявляют, что языковой закон на территории Ивано-Франковска не является действующим.
Напомним, ранее аналогичное решение принял Тернопольский областной совет.
Первый заместитель председателя ВР по вопросам свободы слова и информации Елена Бондаренко, комментируя разрешение Нацсовета вести передачи на любом языке, отметила, что отныне «никто телерадиокомпании за язык тянуть не будет».
«Главным цензором и главным определителем, на каком языке вещать телерадиокомпании, теперь будет зритель, а не государство и не политики. Что касается Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, он не мог поступить иначе. Это требование нового закона о принципах языковой политики в Украине, который как раз и предусматривает выбор языка телерадиокомпаниями самостоятельно, в зависимости от пожеланий аудитории. Фактически все ТРК будут разговаривать со своим зрителем и слушателям на том языке, на котором удобнее большинству их аудитории», - отметила она.
Однако, по словам Е.Бондаренко, те вещатели, которые чувствуют свою социальную ответственность за построение гражданского общества, попытаются соблюсти баланс и реально выйдут на процентное соотношение русского и украинского контента 50 на 50.
В региональных телекомпаниях Севастополя, Донецкой или Одесской областях, считает Е.Бондаренко, возможен переход больше к русскоязычному вещанию, что определено интересами, традициями и языком общения на этих территориях.
Напомним, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания утвердил новые образцы заявлений о выдаче (продлении), переоформлении и выдаче дубликата лицензий на вещание. Из образцов заявлений изъята графа «Язык(и), на котором (ых) будут вестись передачи (%)». Соответствующий приказ 20 августа подписал председатель Нацсовета Владимир Манжосов. Эти изменения внесены в связи с вступлением в силу Закона Украины «Об основах государственной языковой политики».