Муранское стекло. История красоты
На одном из крупнейших
островов Венецианской лагуны с давних пор изготавливается
стекло, культурная ценность и стоимость которых может
сравниться с драгоценными камнями. Как вы, может быть, уже
догадались, сегодня мы поговорим о
муранском стекле –
материале уважаемом и даже культовом.
Чего только не
изготавливали талантливые мастера! Бусы и бисер, кубки и
вазы, блюда и стаканы, а позже - зеркала и украшенные
стеклянными гирляндами люстры. Все это поражало и поражает
тонкостью и виртуозностью техники, разнообразием красок и
приемов украшения изделий.
История венецианского стекла
совсем не похожа на сказку об уютном национальном промысле.
Скорее это драма, замешанная на единоборстве творческих
самолюбий, на упорном стремлении венецианцев добиться
монополии в европейском стеклоделии.
Первые свои творения
венецианские стеклодувы изготовили почти тысячу лет назад.
За долгие десять веков существования стеклоделие Венеции
пережило бурную эволюцию, громкую славу, темное забвение и
новый яркий расцвет.
А начиналось все за глухими стенами
монастыря, где бенедиктинские монахи тысячу лет тому назад
решили делать стеклянные фляги для своего ликера. Их опыты
по выплавке стекла, обогащенные знаниями беглых византийских
стеклоделов, привели к невиданному расцвету ремесла. Приютив
стеклоделов, Венеция не прогадала, изделия мастеров стали
цениться на вес золота и приносить немалый доход в казну.
Вначале мастерские находились в самой Венеции, но так как
город состоял, в основном, из деревянных построек, то всякое
производство, связанное с огнем, угрожало ему пожаром.
Поэтому в XIII веке правительство решило перенести все
стекольные мастерские на отдельный остров - Мурано.
Венецианские правители ни с кем не хотели делиться доходами
и наложили монополию на его производство. Конечно, в Европе
нашлось немало охотников за секретом производства. Мастеров
из Мурано переманивали в другие страны, обещая высокие
заработки. В Венеции за разглашение секрета его производства
полагалась смертная казнь, многие мастера, которым удалось
уехать с острова в другие страны, таинственным образом
погибали в дороге, унося с собой в могилу тайны ремесла.
Конец этой монополии был положен изданием книги
"Искусство стекла", в которой полностью
описывалась технология его производства. Теперь во всей
Европе стало возможно производить изделия в
"венецианской манере". Дальнейшая история
показала, что для производства уникальных по красоте изделий
одних знаний недостаточно. Многие знают ноты, но лишь
избранные сочиняют музыку.
Уникальность изделий заключается
в их необычном способе производства. Современная технология
изготовления стекла в упрощенном виде выглядит следующим
образом: расплавленный кварцевый песок льют на слой
зеркально гладкого олова. Весь процесс от начала и до конца
автоматизирован и протекает в специально созданных условиях.
Конечный результат - идеально гладкое, привычное для нашего
взгляда стекло.
Муранское стекло, несмотря на развитие
технологий, изготавливается исключительно ручным способом.
Дыхание - вот тот компонент, который его оживляет, придает
ощущение воздушности и легкости. Мастер вооружается железной
трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки)
и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом -
грушевидным утолщением для набирания стекла.
Нагретый на
огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную
стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя
горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно
начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном
коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере
того, как в него вдувается воздух... Таким способом
изготовляются любые вещи: и мелкая стеклянная посуда, и
большие зеркальные стекла.
За две тысячи лет железная трубка
стеклодела не претерпела никаких изменений и не подвергалась
никаким усовершенствованиям. Возможно, потому так
притягательны, так эмоциональны творения муранских
художников, что в каждом предмете - след живого
человеческого дыхания. Отсюда уникальность и неповторимость
поверхности и формы каждого изделия, а, кроме того, огромное
разнообразие оттенков и техники декорирования стекла.
Славу
муранцам принесла, прежде всего, стеклянная вить -
филигрань. Изделия в такой технике получаются путем введения
в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые
представляют собой хаотичное плетение, либо правильную
сеточку. С помощью некоторых технологических тонкостей после
выдувания изделие приобретает уникальную окраску и сетчатую
фактуру.
Отличала муранские изделия и техника миллефиори
(тысячи цветов), тонкие прутки слоеного разноцветного
стекла, в поперечном сечении имеющие форму цветочка, звезды,
круга или другой геометрической фигуры, нарезались на
миллиметровые ломтики и вплавлялись в другие стеклянные
формы. Производство этого необыкновенно красивого стекла
было окружено тайной.
Для изготовления цветного стекла
применяются окиси цветных металлов. Зеленый цвет дает окись
железа, зеленый или красный тон - окись меди. Синий цвет
получают при помощи кобальта, рубиновый оттенок дает примесь
золота. Прозрачное венецианское стекло, знаменитое
cristallo, поражает хрустальной радужной игрой света и
особой легкостью. С помощью окиси олова получают
непрозрачное белое стекло молочного оттенка. Большое
разнообразие окраски и узора свойственно агатовому стеклу,
состоящему из различно расположенных и различно окрашенных
слоев.
В начале XVII века мастера из рода Миотти изобрели
стекло, на отшлифованной поверхности которого мерцали
бесчисленные блестящие точки, производя ни с чем не
сравнимый световой эффект. Это стекло стали называть
авантюриновым . Его получают путем добавления в стеклянную
массу медной, крошки, которая кристаллизуясь при высокой
температуре дает своеобразный эффект.
Обращают на себя
внимание изделия, украшенные узором, который называют
"кракелаж" . А делают его так: выдуваемый предмет,
внутри которого поддерживается высокая температура, опускают
в холодную воду, от чего внешний слой стекла покрывается
мелкими трещинками. Трещины остаются на поверхности, украшая
изделия своеобразным узором.
Огромное впечатление производят
вазы, изготовленные в технике "пулегозо" . Если
погрузить раскаленное стекло в воду, а затем немедленно
возвратить его в печь, внутри образуются пузырьки воздуха.
Кажется, что застывшее стекло чудесным образом
"закипело".
Агатовое стекло - стекло из
разноцветных слоев, расположенных в разных плоскостях,
выглядящее на подобие агата.
Самые ранние из дошедших до нас
изделий относятся к середине XV века. В это время сложились
устойчивые художественные формы стеклянных сосудов, ставшие
эталоном для многих поколений мастеров Мурано: большие
вместительные чаши и блюда, стоящие на крепких ножках;
яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно
изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие
позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на
низкой конической ножке.
Все это изготовлялось в Мурано в
огромном количестве. Предметы из прозрачного бесцветного
стекла так же, как и цветные стеклянные изделия, украшались
обыкновенно наваренными бесцветными или окрашенными
деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель и
пузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми.
В
XVI столетии слава муранского стекла стала поистине мировой.
Изделия средневековых мастеров достигали невероятной
тонкости, порой смущая своей невесомостью, а стеклянная
масса поражала чистотой и прозрачностью. В России изделия из
муранского стекла появились еще в допетровские времена.
Стеклянные сосуды и зеркала были на Руси в большой чести.
Сегодня, как и много лет назад, на острове Мурано
открываются новые фабрики и мастерские. Есть немало заводов,
выпускающих недорогие сувенирные вещицы, которые часто
привозятся к нам под видом эксклюзивного муранского стекла и
продаются по сумасшедшим ценам.
Чтобы не стать жертвой
мошенничества, необходимо знать, что эксклюзивное стекло
изготавливают лишь несколько заводов острова. Все работы
муранских мастеров подписаны, пронумерованы и снабжены
сертификатом. Цены на такие предметы не имеют предела.
Коментарі