В 1936 основана артель (с
1960 фабрика «Городецкая роспись»),
изготовляющая сувениры.Городецкая роспись держит свое начало
от резных городецких прялок, имевших свою особенность:
гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера
пользовались своеобразной техникой — инкрустацией:
фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в
соответствующее по форме углубление. Располагая всего двумя
оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы
превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Позже мастера для изобразительного богатства стали
применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным
дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало
донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером
инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.
Со
второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника
инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а
с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная
манера украшения.
Городецкий стиль отличается прежде всего
содержательностью. В росписях основное впечатление дают
жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру,
очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с
шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный
парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы
— пышные «розаны», писанные широко и
декоративно.
Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в
городецких росписях живут и идеализированные, декоративные
образы птиц и животных.
Встречаются экзотические львы и
барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня
или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это
парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.
Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны
на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где
позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного
занавеса, подхваченного шнуром с кистями.
Любимые фоны
— ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий
синий, иногда черный, на котором особенно сочно
расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В
характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки
цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без
предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.
Коментарі