Одним из наиболеераспространенных символов цивилизации является такназываемый знак триединства, представляющий собой три кругаили три полусферы, соединенные в виде треугольника.Присутсвует этот знак повсеместно от Древнего Египта иархаичной Греции до классической Японии. Этому символув свое время пристальное внимание уделил художник имыслитель Николай Рерих. Удивляясь его распространенности вразличных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ«Знаменем Мира» и отметил: «Символ этотимеет огромную древность и встречается во всем Мире, потомуон не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповымиинтересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех еефазах» . Также он отмечает неопределенность символикиэтого знака: «в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры, символиказнака не поддается однозначной трактовке Несомненно одно:три точки не являются просто орнаментальным мотивом, онипредставляют собой священный символ, точно определитькоторый уже невозможно» [1].
[cut Читать дальше...]В 1929 году знак в виде трёх красных кругов заключённых вбольшую окружность по инициативе Рериха утверждается вкачестве символа Пакта Культуры (Международного Соглашенияоб Охране Памятников Культуры).
Ораспространенности этого знака можно судить уже из статьиРериха.
Реpих Н.К.«ЗНАМЯ МИРА»
Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединостиоказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют егоразно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее ибудущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближепояснение, что это религия, знание и искусство в кольцекультуры. Вероятно, и среди многочисленных подобныхизображений в древности также имелись всевозможныеобъяснения, но при всем этом разнообразии толкований знаккак таковой утвердился по всему миру. Чинтамани – древнейшеепредставление Индии о счастье мира – содержит в себеэтот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то жеизображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят отом же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясновиден этот же знак. Он же имеется на изображенииСтрасбургской Мадонны. Тот же знак – на щитахкрестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитыеклинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве неразличаем его же на символах философских? Он же наизображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на ТамгеТамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найтии на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Онже на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак настаринном изображении Преподобного Сергия. Он же наизображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и вЭфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалахМонголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья наГималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий впламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всехГималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуяв глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот жезнак. Вот почему для Знаменивсеобъединяющего был избран знак, прошедший через многиевека – вернее, через тысячелетия. При этом повсюдузнак употреблялся не просто в виде орнаментальногоукрашения, но с особым значением. Если собрать вместе всеотпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажетсясамым распространенным и древнейшим среди символовчеловеческих. Никто не может утверждать, что этот знакпринадлежит лишь одному верованию или основан на одномфольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюциючеловеческого сознания в самых разных его проявлениях. Там, где должны быть охраняемывсе человеческие сокровища, – там должно быть такоеизображение, которое откроет тайники всех сердец людских.Распространенность знака Знамени Мира настолько велика инеожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этотзнак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Намприходилось видеть искреннейшее изумление, когда мыдоказывали распространенность этого знака с древнейшихвремен. Теперь человечество в ужасе обращается ктроглодитному мышлению и предполагает спасать в подземныххранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именноговорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должносогласиться о всемирности и всенародности достиженийчеловеческого гения. Знамя говорит: «noli metangere» – не прикасайся – не оскорбиразрушительным прикосновением сокровища мира.
24 мая 1939г. [2].
Впоследствии, в1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опятьвстречает знакомое изображение и отмечает «Скаламонастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками ЗнамениМира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот жезнак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамгеТамерлана. На старинных английских монетах и на монгольскихпечатях - везде тот же знак. Не значит ли этаповсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значитли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живутобъединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядетьих и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить -одинаково нужны» [3].
В дальнейшемнаходились все новые и новые проявления этого символа вкультурах разных времен и народов. Причем, помимо«классического» знака в виде композиции из трехкругов, встречается и множество стилизаций, например, слитное изображение кругов в виде трилистника. (Со многимипримерами употребления этого знака, зафиксированныхисследователями, можно ознакомиться в обзорной статьеЕ.Маточкина «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии итворчестве Н.К.Рериха» , выдержки из которой приведенына сайте)
Ниже приведенынекоторые иллюстрации, позволяющие составить впечатление овсеохватности и стилистическом многообразии «знакатрех кругов».
Илл. Трикруга на каменной пластине периода верхнего палеолита (около30 тыс. лет до н.э.), найденной на территории Хакасии (1), на петроглифах из Ирландии (2) и Пуэрто-Рико (3)
Илл. Знактрех кругов на керамике из Древней Греции (1, 2) и Китая (3)
Илл. Трикруга на шумерской табличке
Илл. Трикруга на украшениях из Древнего Египта, Крита и Хакасии
Илл.Изделия, найденные на территории Древней Руси (1), Мордовии(2), Хакасии (3)
Илл.Орнаменты на кельтском кресте, японском кимоно и одеяниижреца из древней (доарийской) Индии
Илл.Орнаменты, украшающие европейские соборы
Илл.Орнаменты на Каирской мечети, Шаолиньском храме (Китай) имавзолее династии Токугава (Япония)
Илл.Фламандский художник Ганс Мемлинг (XV век) изобразил символтрех кругов на груди Христа
Илл. Символтрех кругов из бисера в иконографии
Таким образом, изприведенных примеров со всей очевидностью следует«ностратическая» родословная «знака трехкругов», который распространился впоследствии по всемумиру. Остается вопрос – что же символизирует этотзнак, и каков его прототип? Версии о неких архетипических«возвышенно духовных» свойствах самого этогознака, которые проявились независимо друг от друга в разныхкультурах, на мой взгляд, совершенно несостоятельны.Напротив, этот знак (как и многие другие символы), несомненно, пришел из общей «матричной»ностратической протокультуры. (об этом планируемый вперспективе материал)
Copyright© Леонов А.А. 2010.
Коментарі
Гість: Манго
128.01.13, 11:55
А можете своими словами пересказать основную мысль вот этого всего вышеизложенного?
Gollka
228.01.13, 12:09Відповідь на 1 від Гість: Манго
не я излагала-автор Леонов А.А.
Гість: Манго
328.01.13, 12:20Відповідь на 2 від Gollka
Просто интересно о чем, а читать некогда