Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Святые Пётр и Феврония. С праздником семьи, любви и верности!

Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.
Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.
Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.

С праздником Владимирской иконы Божией Матери

 

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ 
пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем 
празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто 
Неневестная.




Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю 
солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы 
притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ 
Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады 
и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко 
Милосерд.

 

 

С началом Петрова поста

1 июля. ПРАВМИР. Православные отмечают начало Петрова поста. Он продлится до 12 июля — дня памяти святых апостолов Петра и Павла.

Основная цель поста заключается в подготовке к торжествам во имя двух первоверховных апостолов.

Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы, дата которого, в свою очередь, зависит от даты празднования Воскресения Христова (Пасхи), поэтому продолжительность поста год от года варьируется. В этом году поститься верующим придется недолго — чуть больше 10 дней.

Петров пост считается нестрогим — постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.

Петр и Павел более других апостолов потрудились в проповеди христианства среди иудеев и язычников, поэтому Церковь называет их «первоверховными».

Иисус Христос призвал рыбака Симона (Петра) с братом Андреем в ученики. Симон стал самым ревностным последователем Иисуса и за свою крепкую веру в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, получил от него имя «Петр», что в переводе с греческого означает «камень». Как повествует Евангелие от Матфея, Спаситель обещал основать на этом камне Свою Церковь. Петр первым начал проповедовать в Иерусалиме о воскресшем Христе и много пострадал за веру.

Павел же прежде носил имя Савл и был жестоким гонителем христиан. Он даже участвовал в убийстве первого христианского мученика архидиакона Стефана, однако был чудесным образом обращен к вере Самим Богом.

В 67 году в Риме во время жестоких гонений на христиан со стороны императора Нерона апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а апостол Павел — обезглавлен мечом.

 

C праздником - Днём всех святых!



Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, 
безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без 
чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века 
угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это 
тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые 
соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого 
Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями 
и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом 
является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы 
идти вслед святых Божиих. Как это делать - учит нынешнее Евангелие: оно требует 
небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, 
поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же 
начало по этому указанию.



Икона Всех святых

Три этапа покаяния

  • 26.06.13, 10:00

Не приходится говорить о том, насколько насущно покаяние. Без него христианская жизнь немыслима. Даже начаться она не может без покаяния.
Оттого к покаянию все время возвращается православный человек. И не только мыслью, но и поступками – обязательно. Иначе получится, что наша вера без дел мертва.

Покаяние сопровождает христианина всю его жизнь, какая бы долгая, какая одухотворенная она бы ни была. Потеря покаянного духа означает попросту уход человека с духовного пути, уход на путь погибели.

Вот почему подвижники стремятся к непрестанному покаянию (назовем его так, по аналогии с непрестанной молитвой).

Само собой понятно, что к непрестанному покаянию любому человеку путь длинный и нелегкий. Можно ли на этом пути наметить какие-либо отдельные шаги? Можно ли описать способы, благодаря которым человек способен по нему двигаться? Несомненно.

Обратимся к огромному пастырскому опыту Православной Церкви. Замечательный духовник первой волны русской эмиграции, архимандрит Сергий (Шевич), отмечал, что мы каемся в грехе три раза: сразу по осознании греха, в конце дня, на исповеди.

* * *

Первый раз: я каюсь в тот момент, когда понял, что совершил грех, даже если осознание греха пришло сразу по его совершению. Не стоит медлить с покаянной молитвой к Богу (и просьбой о прощении к человеку, если я совершил грех против ближнего). Большая ошибка – отложить покаяние «на потом», под предлогом, что «неудобно как-то сейчас» и т. п. Грех подобен болезни, – чем раньше принялись за лечение, тем успешнее оно будет. Чем раньше начато покаяние, тем меньше грех успеет повредить мне. Коснеть в грехе опасно.

Стыд за свершенный грех не должен остановить меня на пути покаяния. Напротив, стыд надо использовать для борьбы с грехом. Стыдно мне, потому и каюсь. Если отложу покаяние на потом, то болезнь будет загнана на глубину, бороться с ней будет значительно труднее.

* * *

Второй раз каюсь: в конце дня я мысленно перебираю его события и вновь возвращаюсь к своему греху. Немного размышляю о нем (в чем его причины, каковы его последствия, как с ним бороться), прошу Бога о прощении.

Это настоящее ежедневное духовное упражнение.

В русской православной традиции оно ясно прописано в некоторых молитвословах после вечернего правила: «Положи слово с самем тобою, и испытание сотвори совести твоея, преходя и подробну исчитая вся часы дневныя, начен от времени, когда восстал еси от одра твоего… вся твоя деяния, словеса и помышления… Аще что лукавое соделал еси… кайся и моли Человеколюбца».

Как всякое регулярное духовное упражнение, ежевечернее покаяние требует от христианина волевых усилий. Каждодневное покаяние не займет слишком много времени, если я не «утону в деталях», если днем буду каяться, как только замечу, что не прав перед Богом и людьми.

Ежевечернее покаяние помогает человеку наладить внимательную христианскую жизнь.

* * *

Третий раз каюсь: на Таинстве исповеди перед невидимо присутствующим Спасителем я прошу прощения, и священник произносит разрешительную молитву, свидетельствуя перед Богом мое покаяние в грехе, я целую Крест и Евангелие.

В грехе я каялся первый раз, преодолевая ложный стыд, каялся после вечерних молитв, преодолевая лень. Все это содействует тому, чтобы на исповеди я принес покаяние живое, неформальное и не поверхностное.

Слова архимандрита Сергия о покаянии дорогого стоят. Они побуждают нас каяться чаще. Они исходят из сокровищницы пастырского опыта. В них ощутимо горячее желание, чтобы покаянные труды облагораживали нашу жизнь, приближали нас к Христу.


Диякон Павло Сержантов

Троица — праздник любви

  • 23.06.13, 19:01

Пятидесятница, день рождения Церкви — наш ли это праздник? Таковы ли мы, чтобы его праздновать? Готовы ли принять в свои сердца «огнедохновенную Духа росу» и жить нараспашку — или всё ещё боимся этого? Размышляет священник Константин Камышанов.

«Православие, сестра, — это когда делаешь то, что тебе не нравится. Нравится говорить, а ты молчи. Нравится спать, а ты не спи. Нравится кушать, а ты не ешь. Особенно конфеты. И телевизор смотреть нельзя — он от Зверя».

Так монастырская трудница поучала пожилую паломницу. А та стояла и слушала, открыв рот. Я прошел мимо и подумал: «А ведь она права. Вера для многих труд, мука, искушения и скука. А Христос сильный, но не любимый».

Я в конце исповеди часто спрашиваю, как мне кажется, главное:

— Любишь ли ты Христа?

А иные батюшки про это говорят, что это неприлично. А один дьякон вообще пригвоздил:

— Есть такие вещи, которые не говорят священнику даже на исповеди!

Любить как бы стыдно и спросить о любви стало неприлично. О том, что украл, убил, солгал — прилично, а об этом — нет. Без позитива. А может быть, слово «любовь» просто пугает? Ведь каяться — это стать не таким, как Каин. Это взгляд в прошлое. А слово «любить» обращено в будущее. Оно очень значимо для русского человека. Им не бросаются. Сказать «люблю» — это принять на себя жизнь и судьбу любимого. Сказать «люблю» Богу — это значит, как с головой в омут, жить нараспашку, любя Бога, людей и зверей. А это страшно. И невыгодно.

Зачем же апостолы разошлись по лицу земли на верную смерть и муку? Потому что они, как сказала прицерковная бабушка, любили делать назло судьбе то, что не нравится? Может, они были мазохитсты, и им нравились страдания? Нет!

Из Деяний апостолов:

И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?

А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Сионская горница

Сионская горница

Почему они были как пьяные? Вино — это костыль радости. А в них вошла сама радость. Радость эта была небывалой силы. Сила этой радости потрясла их. Они пошли во все концы вселенной на голос этой радости, имея только одну цель — преумножить ее и поделиться. Ей нельзя не поделиться. Она давит душу, когда принимается только в одно лицо. Она умножается, когда ей делятся.

Это про эту радость любви говорил Христос самарянке.

Евангелие:

— Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Имеется в виду, что из нашего сердца потекут потоки живой воды, которые напоят и наше сердце, и сердца ближних.

Потекли ли? Правда ли, что из нашего сердца рекой льется счастье, которого хватает нам настолько, что нам просто необходимо поделиться Его избытком?

Это неправда. Мы вечно недовольны собой, семьей, работой. Осуждать друзей — любимое занятие. Пророчествовать о судьбах правительства, мира — любимый недостаток. Нас можно узнать, потому что большинство из нас — скрытые психи.

Мне иногда очень жаль детей, которые крестятся в младенчестве. Они не узнают, как Дух Святой приходит в бурном дыхании и наполняет сердце вином любви. Дары останутся, но не будет этого дня, который так остро переживали апостолы. Потому что крестные делают вид, что учат Символ веры, а родители обманывают, что они христиане. Я заношу после крещения мальчиков-младенцев в алтарь и говорю им:

— Ну, брат, здорово! Хотел бы я знать, что видит твоя душа в алтаре. Может Силы небесные, а может самого Христа. Да жалко, все ты это забудешь. Но говорю твоей душе и ангелу-хранителю: «Христос воскресе!»

Думаю, наши ангелы-хранители улыбаются.

«Если на сердце нет радости», — говорит праведный Иоанн Кронштадский, — «значит, там прилег дьявол». Мы получили, при крещении все сокровища вечного мира. Благодаря дарам Святого Духа, принимаемым человеком при крещении, каждый может стать Царем и пророком. Любой мальчик может стать священником и принять через наложение рук на главу благодать, непрерывно передаваемую от самих апостолов. Чего же больше? Что, нам нужно, чтобы разверзлись небеса и ангелы продудели в трубы, но не будет ли это чересчур?

Если в ветхозаветные времена елеопомазание принимали только избранники Бога, такие, как молодой Давид или Моисей, то теперь не меньшую благодать принимает каждый христианин. У Духа нет меры. Он не может быть больше или меньше. Его не может быть сто грамм или Вселенная. Он бесконечен в любой Его капле. И каждый из нас, приняв с миропомазанием дары Духа Святого получил столько, сколько может вынести наша душа. Можно было бы взять и больше, да не умеем.

Добро, если не умеем. А то ведь бросаем в пыль. Как так? Как можем мы быть несчастливы, безрадостны и унылы, если мы приняли Духа? Разве только оттолкнули Его прочь? Разве это проблема в Духе? Нет. Она в нас и нашем сердце. Сердце сухое и грязное не только не принимает святые Дары, оно боится их и бежит от них.

Апостол Павел сказал следующие слова: «Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Мой друг сдает квартиру студентам. Студенты как студенты. Живут в складчину. Он их спрашивает:

— Куда поедете на каникулы? По домам?

— Нет.

— В Крым?

— Нет.

— А куда?

— В Ярославскую область.

— А что там такое?

— Дом престарелых. Мы уже много лет ездим туда на все лето.

— !!!!!!!!!!!!!

— Да, брат они ездят не в Ярославскую область. Они ездят в гости к Богу.

С виду не православные. Девушки без длинных темно-синих юбок, без платков. Ребята без бород и черных рубах. У них нет на груди иерусалимских крестов и иконостаса из ладанок и медальонов, но они узнали эту радость, которая вошла в мир благодаря Богу и апостолам. Они приняли и узнали это вино любви. Они влюбились в Бога. Они узнали эту радость, и они уже никогда с ней не расстанутся.

То, что произошло в Сионской горнице с апостолами, имело вселенское значение. Они не просто были приемниками Святого Духа или медиумами. Они стали свидетелями того, что Бог обновил естество человека. Человек раньше был неразвит и спасался в общине и народе, силой всего народа. Так было проще спастись, но труднее лично послужить Богу. Меньше личных возможностей — меньше личных достижений.

Но вот произошло перформатирование природы человека, обновление программы и «железа». То, что раньше давалось как штучный дар великим избранникам: пророку Илии, Давиду, Аврааму — ради народа, дается теперь каждому христианину лично. Любому. Если только он захочет взять.

В Троицу произошло событие вселенского масштаба уже не с отдельным народом, а с каждым любящим Бога — была изменена природа человека. Бог поставил людей перед дверьми Рая другими, чем они были до Христа. И особенно этот дар велик в Православной Церкви, где не только священникам, но и все мирянам преподается Тело и Кровь Христова. Какое доверие!

Но потекли ли из нашего сердца реки живой воды? Говорим ли мы как апостолы о Христе на языке тех людей, с которыми нас сводит жизнь? Или мы, как называют нас мусульмане, «люди книги» — читаем, молчим и покупаем свечи?

Приняли ли мы дары Духа Святого и узнали ли вино радости? Или все время канючим и жалуемся? Если так, то Праздник Троицы — не наш праздник. Он праздник апостолов, этих московских студентов, живущих на квартире, христиан, живущих на всю катушку ради Христа и своих ближних.

Возможно, смерть еще далеко от нас. Но что смерть! Пустое — закрыл глаза и через мгновение вновь откроются очи души. И скажет Бог:

— Вот я тебе дал праздничную одежду, где она.? Как ты вошел на брачный пир в одежде, испачканной злобой, жадностью, блудом, лицемерием, убийством, воровством? Зачем ты порвал ее? Зачем ты ее выбросил?

Не потому так спросит, что Ему жалко даров. А ради удивления о нашем счастье. Он не только дары, самого Сына принес в жертву. Потому что любит. И праздник Пятидесятницы — праздник Его любви к нам, милующей и глубокой.


Духовна лінь "древніх богів"...

  • 22.06.13, 21:29
Святкування 1025-річчя Хрещення Русі - подія неординарна, багатогранна і в історичному плані цілком сучасна, оскільки торкається питань, які й сьогодні злободенні. Глибина століть не перетворила факт прийняття нашим народом християнства в простий літописний рядок, де всі крапки над «і» розставлені і проблеми старовини глибокої остаточно вирішені. Наявність язичницьких вкраплень у так званому «народному православ'ї» - не пережиток, на який не слід звертати увагу, а цілком реальна об'єктивність. Будь який священнослужитель сьогодні стикається з прикладами, коли духовну проблему намагаються вирішити методами, що не мають до нашої віри ніякого відношення.


«Змови», «порчі», «таємне хресне ім'я» укупі з «наговореною водою», «десятьма акафістами» і літургіями в «семи храмах» - далеко не повний перелік язичницьких вкраплень, що мають місце бути серед народу православного. Говорити ж про окультні прикмети і стародавніх безбожні «правила» під час похорону можна нескінченно довго, причому вони мають властивість пристосовуватися до сучасності і навіть стверджувати свою традиційність.

Лякатися немає сенсу, це природний стан сучасної людини, що поставила ціллю в своєму житті не проблему особистого порятунку в Бозі, а рішення суто особистих тілесних і матеріальних проблем тимчасового земного перебування. Потрібна постійна місіонерська та просвітницька робота не тільки для «зовнішніх», а й для тих, кого ми вважаємо воцерковленими християнами. На жаль, і донині за господарськими та будівельними роботами на парафіях основне завдання настоятелів і кліриків, викладена в їх священницькій Присязі - часто йде на другий план.

Немає сенсу і постійно шкодувати про те, що «раніше народ був більш побожний», що дуже часто можна почути в проповідях або прочитати в статтях і міркуваннях. Невірно це. Язичництво і окультизм в будь якій історичній епосі існували й існують. Навіть загальне відвідування недільних служб, що спостерігається сьогодні в сільських районах Західної України, не є ознакою відсутності віри в чаклунів і в привороти. Згадаймо, що і весь біблійний Старий Завіт постійно бореться з многобожиєм і забобонами.

У ці ж дні урочистих богослужінь, церковних і церковно-громадських заходів, що підкреслюють велике значення Хрещення Русі, язичництво, вірніше, неоязичництво особливо стурбувався. Використовуючи всі сучасні засоби комунікацій, неоязичники намагаються не тільки довести насильницьке привнесення на нашу землю християнства, а й затвердити у шукаючих віру і Бога свою перевагу і традиційність.

Аргументи прихильників «древніх богів» старі, як і їх «боги». Вони незмінні, однакові у всіх поколіннях. Для наших слов'янських народів стала винятком лише поява порівняно недавно так званої «Велесової книги». Її люблять цитувати і приводити в приклад, але ніхто, ніде і ніколи її не бачив. Ті ж фотографії текстів, які сучасні шанувальники ідолів публікують на сторінках інтернету або в своїх виданнях, більшість академічних дослідників - як істориків, так і лінгвістів - вважають фальсифікацією, написаної в XIX або (більш імовірно) XX столітті. Мені ж особисто дана «священна книга» нагадує знамениті золоті злитки мормонів, яких також ніхто наяву ніколи не бачив.

Прикриваючись декораціями давньоруського пантеону - Перуном, Сварогом, Даждьбогом та ін, - неоязичники сповідують чисто окультну доктрину, видаючи її за «істину». Коли знайомишся з даної «вірою», то перед тобою постає дивовижне поєднання теософських штудій, зороастрийського дуалізму, древніх магій і культів примітивних народів. Все це розфарбоване різнобарв'ям одягу, закликами пізнати таємне в кожному явищі природи і обожнювання всього, що росте, живе, літає або плаває. Природно залучається екстрасенсорика і навіть НЛО, укупі з Нессі і сніговою людиною.

Саме таким є обличчя «гіперборейської Русі», родовід якої неоязичнікі виводять із сивої Атлантиди часів всесвітнього потопу та будівництва пірамід.

Головний же удар сучасних волхвів націлений в тисячолітнє Православ'я, тобто в нашу віру - не тільки культурнообразуючу основу нашого народу, але віру, визначившу шлях нашого історичного розвитку. Неоязичництво припускає (і намагається реально реалізувати) зречення від вікової історії, від месіанської ідеї Православ'я.

Читаючи нескінченний перелік претензій неоязичнков до православ'я і Церкви, знайти що-небудь нове в пунктах звинувачень неможливо. Мимоволі Еклезіаст згадується: «Буває таке, що про нього говорять:" Дивись, це нове "; але це було вже у віках, що були перед нами» (Еккл., 1, 10).

Не буду робити аналіз всіх обвинувачень і тверджень (вони абсолютно ідентичні), звернуся до одного лише світському інтернет-форуму нашого єпархіального центру. Отже, ось стандартний перелік «головних злочинів» християнства (беру ті, які найбільш зустрічаються ):

Ісус - звичайна людина з пророчими нахилами та етичною поведінкою;
Ісус Христос тільки посередник, а не Бог;
слов'янські веди написані до Біблії та Корану;
в Біблії лише кілька справжніх книг, все інше апокрифи, вставлені набагато пізніше;
Церкву створив не Господь, а попи для власного збагачення;
Русь хрестили насильно;
Володимир хрестив Русь, щоб зробити народ рабами;
Церква боїться «рідної віри» через конкуренцію ...
... І так далі, і тому подібне.


Вести серйозний діалог з представниками «старої віри» практично неможливо не тільки з причини їх слабких, поверхневих знань, а й властивою більшості їх громад агресивностіюі тісної спаяності на основі ненависті до християнства.

Дискусія з неоязичниками може відбутися лише за умови, що буде розбиратися яке небудь одне конкретне питання, але вони зазвичай на подібні правила не погоджуються. Після двох-трьох аргументів з їх боку послідує черговий град звинувачень з відвертими образами і лайками.

Природно хочеться зрозуміти, з якої причини сьогодні став можливий відвертий язичницький шабаш? Чому в країні, що має великі християнські традиції,  не тільки не переможена віра в окультизм, а й проявляється чітко організований язичницький світогляд?

Як не прикро, але сучасне суспільство, протягом останніх двох десятиліть затверджує, що воно живе в часі, коли треба «збирати каміння», насправді змітає лише сміття. Та й інакше бути не може. Адже каміння збирати - тяжко, трудиться треба. Назвіть сучасний твір мистецтва, всіх його напрямів, де про працю говориться як про основу людської діяльності? Немає таких. Згадайте, коли ви в новинних випусках чули добру розповідь про людину праці або трудовий подвиг? Навряд чи згадається.

Усе спрямовано на задоволення тіла, черева і того, що нижче черева. Повсюдно, починаючи з дитинства, втлумачується поняття, що мета життя - отримання задоволення і не більше того. Але навіть при такому, відверто гедоністичному розумінні людського існування, тяга до духовності не заглушається. Вічні питання залишаються в силі, а совість все єдино навіть у різнобарвному карнавалі «свята життя» душу гризе. Відповідно з пристрастями і вибираються релігійні системи, що мають такі ж потворні форми, як і сам образ проведення земного часу.

Монотеїстичні релігії, християнство в першу чергу - це серйозна духовна праця. Це аскеза, молитовний подвиг, приборкання в собі гріха і розуміння, що вказівка «треба» перевершує дієслово «хочу».

Саме духовна ліньі вибирає примітивну релігійну систему, де обов'язково повинен бути матеріальний ворог і відсутнє поняття «перетворення людини». Неоязичництво в повній мірі і є тим світоглядом, де звівши в ранг «богів» весь навколишній світ, людина міцно прив'язує себе до земного і тлінного.

Ці ж причини - джерело нашої безперервної «любові» до різних видів побутової магії і окультизму. Саме вони вибудовують черги до знахарок і знахарів, змушують вірити в прикмети і передбачення, створюють «народних цілителів», а також привносять у церковну дійсність «правила» і «досвід», що не мають до православної віри ніякого відношення.

Не можна вважати, що нинішнє захоплення «переказами давнини глибокої» - лише етнографічний «заскок» або спроба надання стародавнім міфам сучасного звучання. Занадто агресивні і непримиренні прихильники «старих богів», як і ворожі до викриття ті, хто вставши вранці не "з тієї ноги», вже знають, що у них буде невдалий день. Між першими і другими відстань невелика, і лукавий, позбавлення від якого ми щодня Бога просимо, дуже швидко дану відстань скорочує.

Не дай Бог почути в свій час питання: «ти хвалив богів срібних та золотих, мідних, залізних, дерев'яних та кам'яних, що не бачать, і не чують та не думають, а Бога, що в руці Його душа твоя й що в Нього всі дороги твої, ти не прославив »? (Дан. 5:23).

C праздником Вознесение Господне!



После воскресения Иисус еще в продолжение сорока "дней являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием.

Наконец Он, собрав их, сказал им: "Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли... Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им. Возложат руки на больных, и они будут здоровы".

После этой беседы с учениками Иисус Христос поднялся у них на глазах на небо, и облако скрыло Его от их взоров. И когда они смотрели на небо во время Его вознесения, вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде и сказали им: "Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".

(Евангелие от Марка16, 15-19; Деяния Апостолов 1, 3-11)