Вид:
короткий
повний

Торжество православия

26 октября - Иверской иконы Богородицы. С праздником!

Молитва
Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

С праздником Покров Пресвятой Богородицы!

Покров Пресвятой Богородицы

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь. 


Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 4
Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

9 октября - Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Любимый ученик Христа

 
9 октября - Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II)Человек, малознакомый с церковной традицией, впервые увидев фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»,  может немного смутиться: на знаменитой картине по правую руку от Христа изображена фигура с юным лицом и длинными волосами. У неискушенного зрителя почти всегда возникает мысль, что рядом с Иисусом сидит женщина. По интернету даже бродит целая история о том, что это — Мария Магдалина, бывшая якобы женой Проповедника из Галилеи. Но все гораздо проще. Длинноволосый молодой человек — никто иной, как Иоанн Зеведеев, любимый ученик Христа.
На момент евангельских событий он едва достиг совершеннолетия, поэтому весьма часто художники и изображают этого апостола с женоподобными чертами. Однако за молодой внешностью скрывался очень живой пытливый ум и пламенная вера. Зная это, Господь почти сразу после выхода на проповедь призвал Иоанна следовать за Собою, поскольку видел в нем огромный духовный потенциал. И действительно, именно самому молодому ученику Иисуса впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения. Примечательно, что среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них — Иоанн.

TV Любимый ученик Христа

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря». Фреска (фрагмент)

По преданию, матерью Иоанна была Саломия — родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.
Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде — небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера. Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам — что называется оптом. Во время одного из таких занятий — починки сетей и сортировки улова — и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:
- Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих…

chu 520x420 Любимый ученик Христа


Рафаэль, «Чудесный лов рыбы»

Молодые люди оставили все — промысел, дом, родителей — и пошли за Христом. Это уже был подвиг с их стороны, ведь зачастую людям бывает очень тяжело увидеть в своем родственнике нечто большее, чем просто родича. Наверняка они привыкли к тому, что их сводный Дядя занимался плотничеством и кормил Свою одинокую Мать. И тут вдруг — такие перемены. Но у братьев были горячие сердца, которые говорили им: «Идите!». И будущие апостолы, доверившись этому зову, пошли вслед за Учителем.
Правда, один из братьев — Иоанн — еще раньше понял, что Иисус — Мессия. За несколько месяцев до своего призвания он ходил на Иордан слушать другого проповедника — Иоанна Предтечу. Как-то раз сыну Зеведея выпало присутствовать при встрече Крестителя и Христа. Когда Спаситель ушел, Предтеча обратился к своим последователям и сказал: «Вот Он — Агнец Божий, который возьмет на Себя грехи всего мира». После таких слов юный Иоанн стал все чаще смотреть в сторону Христа, и когда Тот, наконец, позвал его, без колебаний сделался учеником Господа.
Очень скоро Спаситель стал доверять Иоанну самые сокровенные мысли о Царстве Небесном. Юноша — почти ребенок — Иоанн на тот момент единственный из апостолов до конца понимал и принимал речи Учителя. Другие ученики обладали не меньшими способностями, но их рассудок все еще был засорен тем опытом, который они приобрели до своего призвания. А душа юного Иоанна, по сути, была чистым листом бумаги, на которой Господь писал самые важные слова. Потом, когда отошли в Вечность почти все,  кто видел Господа во плоти, Иоанн — уже глубокий старец — повторит эти слова: «Бог есть Любовь!». Но это — потом, а пока он ходит со Спасителем и жадно впитывает все, что видят его глаза и слышат его уши.

13 12 1 Любимый ученик Христа

За пылкий нрав Господь прозвал сыновей Зеведея «воанергес», то есть «сыновья грома». Братья вместе с апостолом Петром очень часто становились свидетелями событий, которые не могли видеть прочие апостолы. Например, воскрешение дочери Иаира, Преображение и моление в Гефсиманском саду — очевидцами всего этого Христос позволил быть только Иоанну, Иакову и Петру, как людям, которые были готовы осознать происходящее. А на Тайной вечере один только юный ученик сподобился сидеть к Господу настолько близко, что ощущал биение Его пречистого сердца и слышал, как тот с горечью сказал Иуде: «Иди, заверши начатое…».
Когда настало время страдания и смерти Иисуса, Иоанн неотлучно был рядом с Учителем и остался верен Ему даже в минуту Его предательства всеми остальными. Побоявшись мести законников, Христа покинули практически все ученики кроме Иоанна и нескольких женщин, мужественно следовавших за Спасителем до самой Голгофы. Видя чистоту души и верность Своего племянника, Господь поручает Иоанну заботу о самом дорогом человеке — Пресвятой Богородице — и усыновляет Ей любимого ученика. С тех пор вплоть до момента Успения молодой человек был Ее вторым сыном и неотступным спутником, Она же стала для него второй Матерью, которую он всегда нежно любил всем своим сердцем.
По преданию, Дева Мария и Ее названый сын почти безвыездно жили в Иерусалиме, покидая город лишь несколько раз. Похоронив Пречистую, Иоанн отправился на проповедь, как и прочие апостолы. Местом миссионерского труда молодого евангелиста стала Малая Азия — территория современной Турции.

6440 27 Любимый ученик Христа


Апостол Иоанн ведет Богородицу домой. Уильям Дайс, 1840.

С его благовестническим служением связано много скорбей и испытаний. Так, однажды, направляясь в Эфес морем, вместе со своим учеником Прохором Иоанн попал в страшную бурю и провел в воде целых две недели, пока волны не выбросили его на берег. Затем он долгое время работал у одной  хозяйки, которая хитростью заставила апостола топить принадлежавшую ей баню. Но этот случай послужил к славе Божьей — по молитве Иоанна воскрес один из умерших в парилке юношей, после чего началась целая череда чудес и знамений, обративших многих жителей Эфеса к вере во Христа.

В городе Иоанн проповедовал довольно долгое время, и кто знает, как много людей ему удалось бы крестить, если бы не донос на него императору Домициану. Проповедь христианства подрывала бизнес жрецов Артемиды, которые имели огромные барыши от культа этой богини, считавшейся покровительницей Эфеса. Они, по-видимому, и написали в Рим жалобу. Ответ не заставил себя долго ждать — кесарь приказал умертвить Иоанна, дав ему выпить чашу с ядом. Отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и его в конечном итоге отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море. Но заставить арестанта замолчать властям не удалось, и по пути было совершено много чудес, которые почти всех Иоанновых спутников подтолкнули к принятию святого Крещения. Видя, что пленник невиновен, сопровождающие хотели отпустить его, но апостол решил перенести все испытания до конца и попросил не сбиваться в намеченного пути.
На Патмосе Иоанн написал самые известные свои писания — Евангелие и Апокалипсис. Составлены они были Прохором, неотлучным спутником Иоанна, под диктовку последнего. Предание повествует, что апостол почувствовал особую важность момента и приказал своему ученику писать все, что он будет говорить. Всего диктовка заняла два дня и шесть часов — именно столько понадобилось времени на создание четвертого Евангелия. Примерно тогда же Господь сподобил апостола другого видения — после десятидневного поста и молитвы Иоанну открылись судьбы всего мира и знания о конечной участи человечества. Увиденное апостол записал в Откровении — самой загадочной книге Нового завета.

zagruzhennoe Любимый ученик Христа


Отбыв ссылку, апостол вернулся в Эфес, где продолжил свои труды. Здесь он привел в порядок свои патмосские записи и завершил Евангелие и Апокалипсис. В городе Иоанн пользовался огромным уважением и снискал прозвище «апостол любви», потому что никогда не переставал призывать всех христиан к взаимному уважению и любви. И сам он неоднократно доказывал делом верность своим словам.
Например, сохранился трогательный рассказ, как апостол, будучи уже глубоким стариком, узнал, что один из его учеников стал главарем шайки разбойников. Рискуя жизнью, Иоанн отправился в горы, встретил там грабителей и отдал себя в их руки, попросив их отвести к своему вожаку. Когда бывший ученик увидел старца, то устыдился и побежал прочь, чтобы избежать разговора с учителем. Но Иоанн, позабыв о своих преклонных летах, бежал вслед и, задыхаясь, кричал:
- Сынок! Остановись! Вернись ко мне и не отчаивайся в падении своем! Я возьму на себя твои грехи, ты только подожди меня!
Этот поступок до глубины души тронул молодого человека. Он встал как вкопанный и, дождавшись, когда Иоанн добежал до него, упал к нему в ноги и долго горько плакал о своих грехах. Иоанн же ничего не говорил — он только гладил своего ученика по голове, благодаря Бога за возвращение еще одной заблудшей овцы.
Апостол Христов прожил более 90 лет, и умер в начале II века. Похоронить себя он просил живьем, и как это не казалось странным, ученики не посмели нарушить волю учителя. Они выкопали яму, Иоанн стал в нее. Сначала он приказал засыпать себя до колен, затем — по шею. Потом, простившись с присутствующими, апостол попросил накинуть ему на голову полотно и засыпать землей полностью. С великим плачем ученики выполнили и эту просьбу. Вернувшись в город, они рассказали о произошедшем другим христианам, но те возмутились этим поступком и решили срочно откопать учителя, который, возможно, был еще живой. Прибежав к месту погребения, они нашли свежий холмик, разрыли его, но тела там уже не было. Тщательные поиски результата не дали. И тогда ученики поняли, что апостол сознательно выбрал такой способ своего погребения, не желая, чтобы кто-либо знал о его дальнейшей участи. Существует благочестивое предание, что старец был взят на небо живым, дабы в дни царствования антихриста непосредственно перед Вторым пришествием Спасителя вернуться на землю. Он будет свидетельствовать о Христе и примет за Него мученическую смерть от слуг сатаны.
metastasi Любимый ученик Христа

Иоанн Богослов отошел в Вечность 8 (21) мая. И еще долгое время могила славного апостола из года в год именно в этот день покрывалась слоем ароматного масла — мира, которое приносило исцеление болящим. Как и при земной жизни, так и после кончины великий ученик Христа продолжал исцелять всех, кто с верою обращался к нему.
Александр Моисеенков

Тропарь апостола и евангелиста Иоанна Богослова
глас 2
Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны:/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси Приемый,/ Егоже моли, Богослове,/ и належащую мглу языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.
 

Кондак апостола и евангелиста Иоанна Богослова
глас 2
Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

8 октября - Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского



Тропарь преподобного Сергия
глас 4
Иже добродетелей подвижник,/ яко истинный воин Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/ в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен еси;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудрe,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,// Сергие, преподобне отче наш.
 

Притча "Трудись и молись"

Рыбак перевозил на лодке одного человека.
Пассажир торопил рыбака: 
— Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись».
— Зачем это? — спросил он.
— Для памяти — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.
— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды
весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте...
Вот видишь, какой труд без молитвы.
На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться..

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.



Тропарь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы 
вражия.



Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаСвт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

Среди Великого поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца; а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устраивающей, нет случаев. Вот это для чего: в сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!", а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо.

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.С праздником!


Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Богородицы произошло так: когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание), - если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. 

В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос. 

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия, ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа, Надежда". 

Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия. Спасителя мира. Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 8-го сентября (21 сент. н. ст.).

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий

Этот праздник – великое утешение для бездетных супругов. Это день открывает новый церковный год – вся история нового завета начинается появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос.


Тропарь праздника
глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак праздника
глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим святых Твоих родителей,/ и всеславное славим// рождество Твое.

19сентябряВоспоминание чуда Архистратига Михаила,бывшего в Хонех

 72534538 520x367 Архангел Михаил
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV).
Чудо Архистратига Михаила произошло в IV веке. Архистратиг Михаил явился в сонном видении отцу немой девушки и открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника.
Архангел Михаил — ангел, который имеет особое место перед лицом Бога. Иерархическое положение Архангела Михаила среди небесных сил определено в приставке «арх» (древнегр. ) которая указывает на его абсолютное старшинство в мире ангелов. В имени ангела дается характеристика его предназначения, в переводе Михаил ( ивр. ) означает вопросительное «Кто как Бог?», что принято интерпретировать как «никто не равен Богу».
В Старом Завете практически отсутствуют указания имен ангелов, но в книге Иисуса Навина, ученика и последователя Моисея, Архангел Михаил появляется перед Иисусом накануне битвы за Иерихон: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал».
Имя Архангела Михаила упоминается в старозаветной книге пророка Даниила, который описывает свое видение образа будущей войны персидского царя и указывает на участие в ней Архангела Михаила, который одержит над ним победу. В тексте книги пророка Даниила Архангел Михаил называется князем. Старый Завет также указывает на участие Архангела Михаила в войне против ассирийского царя Синаххериба и в описании чуда — спасении трех отроков из огненной печи.
Также, Архангел Михаил присутствует в самом кратком произведении Нового Завета — Соборном послании от Иуды, в котором впервые Михаил получает имя Архангела и является образцом смирения, а не только воинской доблести и главного защитника иудейского народа, как свидетельствовал Старый Завет: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“.

 555838 543069505759575 282720679 n 520x622 Архангел Михаил

В последней книге Нового Завета, Откровении Иоанна Богослова, Михаил предстает как предводитель небесного воинства в войне с силами Апокалипсиса: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
Архангел Михаил является одной из центральных фигур в борьбе добра со злом, ангелом милосердия, который находится у трона Бога, вместе с Архангелом Гавриилом. Именно ему предание отводит роль проводника душ по дороге в Небесный Иерусалим. По преданию, тело Бородицы было перенесено на Небеса самим Архангелом Михаилом.
Кроме указаний о заступничестве Архангела Михаила в ратных подвигах, существует большое количество преданий о совершенных чудесах. Одним из наиболее известных событий, связанных с Архангелом Михаилом, является история о чуде в Хонех, которая происходила возле города Иераполя. В местности под названием Херотопа находился храм Архангела Михаила и целебный источник. История сотворения храма и источника рассказывает о немой девушке и ее отце, которому появился во сне Архангел Михаил. Предводитель небесного воинства указал отцу, что испив воды из источника, его дочь обретет речь. После чуда, явленного Архангелом Михаилом, вся семья приняла крещение, а благодарный отец девушки построил храм в честь небесного заступника.
В храме Архангела Михаила более 60 лет служил пономарь Архип, который прославился своей верой и обращением в христианство многих язычников. Его проповеди и активная деятельность вызвали гнев язычников, которые решили уничтожить храм и Архипа, направив русла двух горных рек к церкви. Увидев это, Архип обратился с молитвой к Архангелу Михаилу и тот, явившись перед храмом, ударом жезла открыл расселину в горе, в которую устремились воды рек. Храм и Архипп были спасены. Место, в котором произошло чудо, получило название Хоны, что в переводе означает «отверстие» или «расселина».
Также Архангел Михаил упоминается как спаситель Рима от чумы, которая свирепствовала в 590 году. Во время торжественного молебна об избавлении города от болезни, папа Григорий Великий увидел на вершине мавзолея Архангела Михаила, который вкладывал меч в ножны. После этих событий чума пошла на спад, а мавзолей получил название замка святого Ангела.
«Афонский патерик», который содержит жизнеописания святых, живших на горе Афон приводит историю чудесного спасения отрока, которого грабители бросили в море с камнем на шее у берегов Афона.

d34fc 0000000000 Архангел Михаил

В начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, который происходил за несколько лет до Первого Вселенского Собора, было установлено празднованиеСобора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Практически с этого времени начинается почитание ангелов как посланников Господа и отрицается еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.
С этого периода начинается почитание Архангела Михаила в Малой Азии и Византии. Византийские императоры почитали Архангела Михаила как личного наставника и защитника столицы империи — Константинополя. Император Михаил III Палеолог после освобождения Константинополя от крестоносцев в 1261 году приказал изобразить в бронзе Архангела Михаила и императора, который преподносит ему модель столицы Византии. В различное время в Константинополе и его окрестностях находилось около 40 храмов, посвященных Архангелу Михаилу. Считается, что крестоносцы захватившие Константинополь, принесли в Европу почитание Архангела Михаила.
Почитание Архангела Михаила в Киевской Руси началось с момента принятия христианства, а к XII веку на территории современного Киева были построены Выдубицкий и Михайловский Златоверхий монастыри, посвященные Архангелу Михаилу. Как и в Византии, на Руси Архангел Михаил воспринимался как заступник княжеских родов, практически каждая вторая построенная церковь Архангела Михаила была придворным княжеским храмом. 

ib303 Архангел Михаил

Одним из наиболее распространенных иконографических образов Архангела Михаила стало изображение сюжета «Чудо в Хонех», который сложился в византийской традиции к Х веку и практически без изменений распространился по территории Киевской Руси. Самой древней иконой «Чудо в Хонех» на территории Руси считается икона, написанная на обороте Богоматери Грузинской, которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Считается, что прообразом данной иконы является икона «Чудо в Хонех» из афонского монастыря Хиландар, сохраненная в Национальном музее в Белграде.
Традиционным является и изображение Архангела Михаила с тростью-копьем в одной руке и сферой-зерцалом, как символом предвидения в другой. В более поздней иконографии Архангела Михаила, встречается изображение в котором руки архангела держат щит и меч. Нашли свое отражение в иконописании и библейские мотивы — «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», сюжеты чудесных явлений архангела Михаила, например преданию о мучениках Фроле и Лавре, которых он обучил искусству управления лошадьми. Широкое распространение в иконографии получил образ «Собор архангела Михаила», в котором центральное место среди небесных сил занимает предводитель небесного воинства.

Тропарь Архангела Михаила
глас 4
Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.
 

Кондак Архангела Михаила
глас 2
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.

14 сентября - начало Индикта - церковное новолетие



Богослужебный
церковный год начинается 1 сентября по новому стилю 14 сентября. 
Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над 
Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. 
Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили
начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был началом "свободы 
христианской". На Руси в 1492 году Московский Собор принял считать 
летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта в честь этого великого 
события.

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей 
Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам 
милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения - их всех 
богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным 
обедом. Постой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали 
заключенных в темницах.

Новолетие праздновалось в день 1 сентября
до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести
день новолетия на 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового 
лета остается за 1 сентября.

Первым праздником в богослужебном церковном году является Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября.



Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.

Гражданское новолетие – 1-го января, начало нового календарного года. 


11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи



Тропарь Предтечи
глас 2
Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.
Кондак Предтечи
глас 5
Предтечево славное усекновение/ смотрение бысть некое Божественное,/ да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./ Да рыдает убо Иродия,/ беззаконное убийство испросивши:/ не закон бо Божий, ни живый век возлюби,// но притворный, привременный.
Величание
Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// усекновение.