Антипасха.Неделя о Фоме."Мир православия".
- 10.04.10, 19:32
- Торжество православия
Антипасха. Неделя о Фоме
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.
Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.
Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).
Система Orphus+
Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.
Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.
Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).
Система Orphus+
Красная горка — время свадеб. Почему-то считается, что венчаться на Красную горку — особо благодатно для дальнейшей супружеской жизни…
Разговевшиеся радостные певчие, потихоньку приходя в себя после Страстной и Пасхи, к Фоминой неделе уже вспоминают венчальные песнопения, регенту удается раздобыть и кое-что еще ни разу не петое; разучили и… заработал конвейер: пять-семь венчаний за день. Это, конечно, подправляет финансовое положение певчих, но — увы! — вводит в состояние автоматического пропевания. Совесть мучает — таинство же, мы сослужим, — а немощное «все остальное» ноет — поспать бы. И вот уже излечиваются клирошане от болезни разглядывать вновь прибывающие пары и обсуждать наряды невест, и впадают в оцепенение усталости, — с утра ведь на клиросе. Батюшка, проходя мимо, бросает на нас утомленный взгляд, вздыхает: «Живы еще? До следующей пары минут десять: может, успеете чайку попить?» Только собрались — ан не судьба: молодые уже прибыли, ждать не могут, и так уже дело к вечеру.
Наконец-то! Последняя на сегодня пара. А вечернюю службу, к счастью, поет другой хор. Регент пытается взбодрить дремлющих певчих, впрочем, без особого успеха. Ноты сложных и красивых песнопений, с таким энтузиазмом разученных и спетых на первых двух венчаниях, убраны в папку, поем просто, по требнику. Венчание подходит к концу, батюшка ведет молодых к Царским вратам — благословлять. А это что за дама встает с ними рядом на солее?! Сурдопереводчик. Необыкновенно красивая пара — глухонемых…
Вдруг регент быстро достает ноты самых торжественных многолетий: «А теперь, братцы, мы поем так, как никогда еще не пели!» Взмах — и грянул хор «Многая лета», и мороз по коже, и усталость как рукой сняло, и пусть молодые нас не слышат: Ты, Господи, услыши нас, грешных — и сохрани их на многая лета!+
Разговевшиеся радостные певчие, потихоньку приходя в себя после Страстной и Пасхи, к Фоминой неделе уже вспоминают венчальные песнопения, регенту удается раздобыть и кое-что еще ни разу не петое; разучили и… заработал конвейер: пять-семь венчаний за день. Это, конечно, подправляет финансовое положение певчих, но — увы! — вводит в состояние автоматического пропевания. Совесть мучает — таинство же, мы сослужим, — а немощное «все остальное» ноет — поспать бы. И вот уже излечиваются клирошане от болезни разглядывать вновь прибывающие пары и обсуждать наряды невест, и впадают в оцепенение усталости, — с утра ведь на клиросе. Батюшка, проходя мимо, бросает на нас утомленный взгляд, вздыхает: «Живы еще? До следующей пары минут десять: может, успеете чайку попить?» Только собрались — ан не судьба: молодые уже прибыли, ждать не могут, и так уже дело к вечеру.
Наконец-то! Последняя на сегодня пара. А вечернюю службу, к счастью, поет другой хор. Регент пытается взбодрить дремлющих певчих, впрочем, без особого успеха. Ноты сложных и красивых песнопений, с таким энтузиазмом разученных и спетых на первых двух венчаниях, убраны в папку, поем просто, по требнику. Венчание подходит к концу, батюшка ведет молодых к Царским вратам — благословлять. А это что за дама встает с ними рядом на солее?! Сурдопереводчик. Необыкновенно красивая пара — глухонемых…
Вдруг регент быстро достает ноты самых торжественных многолетий: «А теперь, братцы, мы поем так, как никогда еще не пели!» Взмах — и грянул хор «Многая лета», и мороз по коже, и усталость как рукой сняло, и пусть молодые нас не слышат: Ты, Господи, услыши нас, грешных — и сохрани их на многая лета!+
1
Коментарі