«Магдалина» традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима — «башня», и поскольку башня является феодальным,
рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты.
В древнегреческом языке средневековых писателей «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т. п.
Но женщины, особенно Мария Магдалина, были главными свидетелями воскресения Христа. Заметная роль женщин-учеников явилась ранней и крепко укоренившейся частью традиции, которая быстро стала помехой мужчинам - лидерам зарождающихся церковных институтов.
Иисус учил учеников на своем примере тому, как обращаться со всеми с равным достоинством и уважением, включая больных, бедных, угнетенных, изгоев и женщин. Иисус несомненно не возражал против мужчин и женщин, разделяющих власть и положение лидеров. Некоторые из его последователей были, однако, недостаточно храбры, чтобы быть столь радикальными. Так, в случае Евангелия от Иоанна, любимому ученику женского пола пришлось стать мужчиной.
Карло Кривелли.
«Мария Магдалина»,
ок. 1480 г.,
Боннефантенмузеум, Маастрихт.
Сегодня большинство ученых-библиологов, как католики, так и протестанты, утверждают, что Святой Иоанн Зеведеев не писал Евангелие, которое носит его имя. Они приписывают авторство анонимному "любимому ученику".
Нет никаких сомнений, что "любимый ученик", в канонической версии Четвертого Евангелия - это анонимный ученик мужского пола. Все же, как мы видели, писания неоднократно называющую Марию Магдалину учеником, которого любил Иисус.
Взаимоотношения между Петром и "любимым учеником" в Четвертом
Евангелии очень похожи на отношения между Петром и Марией Магдалиной
Это предполагает, что редактор Четвертого Евангелия заменил Марию Магдалину на анонимного ученика-мужчину
Установление Марии Магдалины автором Четвертого Евангелия не ставит под сомнение его апостольское происхождение.
Если Мария Магдалина была лидером и героем общины Четвертого Евангелия, то она была, вероятно, признана как Апостол внутри того сообщества.
И действительно, с учетом того факта, что она была первой, кто возвестил о Воскресение Христа, римско-католическая церковь удостоила ее титула "apostola apostolorum", что означает "апостол над апостолами".
«Мария Магдалина»,скульптура Донателло,
1455, Флоренция, музей Дуомо.
Святая изображена измождённой, в рубище, после долгих лет отшельничества.
Почему Мария Магдалина известна как самая распутная в мире женщина, тогда как Библия нигде не говорит, что она когда-либо была проституткой
Свидетельство, поддерживающее точку зрения, что Мария Магдалина является автором Четвертого Евангелия, является намного более сильным, чем то, которое утвердило Иоанна Зеведеева как его автора в течение почти двух тысяч лет.
У церкви нет никакой проблемы с господствующим знанием, которое гласит, что человек, чье имя мы даже не знаем, написал один из наиболее священных христианских документов.
Представьте себе - даже безымянный человек предпочтительнее, чем женщина. Несмотря на гностические документы и структурные
несоответствия, церковь, как сложившаяся к настоящему времени система, все же никогда, вероятно, не признает Марию Магдалину автором Нового Завета.
Легенда Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей.
Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы.
» Мария Египетская»1651
Хосе Риберы
Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей.
Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».
В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос,
сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».
Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.
«Мария Египетская со сценами жития»
(икона XVIII века)
После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».
Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.
Согласно житию, Таисия была дочерью блудницы, которая научила девочку, отличавшуюся красотой, своему ремеслу.
Таисия стала высокооплачиваемой куртинзанкой, разорявшей мужчин и игравшей с ними. Услыхав об этом, к ней пришёл преподобный Пафнутий Великий.
После беседы с ним Таисия сожгла на городской площади все заработанные ею сокровища. Затем она отправилась вслед за Пафнутием в женский монастырь,где затворилась в келье на три года, вкушая пищу лишь раз в день.
Мария Кузнецова в роли Таисии Египетской
в постановке оперы Массне 1917
Через три года Пафнутий отправился к Антонию Великому, узнать, простил Бог Таисию или нет. Антоний велел своим ученикам молиться, чтобы получить ответ, и одному из них, Павлу Препростому, явилось в видении на небе ложе, покрытое
одеяниями неподражаемой красоты и которое охраняли три дивы с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «верно, это готово для отца моего Антония». Тогда голос возвестил ему:
«Нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии». Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.
Пафнутий вернулся в монастырь и решил вывести Таисию из кельи, чему она сопротивлялась. Но он все же сказал, что Господь её простил и вывел её наружу. Через 15 дней после этого Таисия заболела, и три дня спустя скончалась
Исследователи анализируют развитие культа Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева — Дева Мария.
Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. А в XII веке праматерь Ева превратилась в объект ещё более ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»).
Древо жизни,
по обе стороны которого стоят два полярных типа женщины — праведница
(Дева) и грешница (Ева), а в центре сидит запутавшийся Адам (человек)
Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами
Магдалина начинает новую жизнь. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина?
Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению. Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и
вечным проклятием».
В следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощенная грешница и женщина-царица Небесная.
Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.
матрьял из "Mary Magdalene: Author of the Fourth Gospel?" by Ramon K.Jusino, M.A.
вышл в журнале "Knowledge of Reality" в 1998г.
«Кающаяся Мария Магдалина»,
картина Тициана около 1565
В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней.
В XX веке католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки — после реформы 1969 года в календаре Novus Ordo Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся».
Но несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.
|
Икона святых Александра Невского и Марии Магдалины.
Конец 19 века. Рыбинский музей-заповедник |
|
Александр Невский, Константин Великий и Мария Магдалина . 1861–1881 гг.
Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала.
Поступила в музей в 1930-е гг. из церкви поселка Висимо-Уткинского Нижнетагильского района.
По нижнему полю иконы надпись «В память освобождения крестьян из крепостной зависимости». |
|
Икона
Собор святых, тезоименитых семье царя Александра III: Александр
Невский, Мария Магдалина, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец,
княгиня Ольга, князь Михаил Черниговский, преподобная Ксения. 1888 г. По
нижнему полю иконы надпись: «В память чудеснаго спасения Государя
Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности
при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской
железной дороге между станциями Тарановка и Борки». Происходит из церкви
села Знаменка Ирбитского уезда. Ныне находится в в Свято-Троицкой
церкови в Ирбите. |
|
Мария Магдалина.
Виктор Михайлович Васнецов.
Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899 |
|
Мадонна с Младенцем между святыми Екатериной и Марией Магдалиной.
Джованни Беллини.Частная коллекция |
|
Мария Магдалина при Распятии. Уффици |
|
Явление Христа Марии Магдалине
Франчабиджо, Франческо ди Кристофано Биджи. |
|
Кающаяся Мария Магдалина. 1641. |
|
Явление Христа Марии Магдалине. 1835. Русский музей
Иванов Александр Андреевич. |
|
Танец Марии Магдалины. 1519
Лука Лейденский.
|
СМОТРИТЕ ЕЩЕ
Крест — хранитель вселенной...
Владимирская икона Божией Матери
Коментарі
Гість: Лена Князева
130.01.12, 00:35
Гість: Рус с kija
230.01.12, 08:31
Гість: Wtug
330.01.12, 09:09
Logic_man
430.01.12, 12:24
Гість: lastcowboy
530.01.12, 13:34
ставлю плюсик Донателло
fontain
630.01.12, 14:21
Есть много исследований гностических текстов, где Марию Магдалину считают женой и ближайшей сподвижнецей Иисуса и матерью ребенка от него от которого и пошла династия Меревингов... .. Мои личные впечатления. .будучи в Милане (не читая ещё Дэна Брауна) и посетив базилику доминиканцев с фреской Тайной вечери, Леонардо да Винчи..была очень заинтересована, кто же изображён справа от Иисуса? . с прекрасными лицом, белыми локонами, в описании значилось..Джованни, но образ несомненно женский Стала интересоваться этим вопросом,знакомилась с комментами к гностич. текстам, а позже прочла "Код да Винчи" и всё стало на свои места
Galin
730.01.12, 15:51
спасибо, заметка чудесная! Интересно что на русских иконах Мария Магдалина изображается в обществе русских князей, причисленных к лику святых. Почему именно она? Хотя общество приятное. Женщина, написавшая одно из Евангелий. вот в этом я точно не сомневаюсь.
niyole
86.02.12, 19:18
Очень интересно. Часто на картинах как атрибут присутствует чаща с миррой.