Дева Мария (8 сентября 20 до н. э.? — 15 августа)(арам., др.-евр, Marym/Мариам, обычно переводится как Госпожа) — в христианстве мать Иисуса Христа. В православии, католицизме и других традиционных церквях почитается как Богородица.
Согласно Евангелию она была еврейской девушкой из Назарета, обрученной Иосифу, которая, оставаясь девственницей, зачала своего сына-первенца Иисуса чудесным образом, посредством Святого Духа.
Согласно Корану Мариам чудесным образом родила Божьего посланника и пророка Ису. В исламе известна как Сеиде Мариам (Госпожа Мариам) и почитается как одна из самых праведных женщин.
Евангелист Лука и его символ, телец, на странице Остромирова евангелия
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.
Лука — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом, возможно судовым.
Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.
«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы» автор неизвестен
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке
Остромирово Евангелие — хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского старославянского языка. До обнаружения в 2000 году
Новгородского кодекса считалась древнейшей книгой, созданной на Руси,
т.е. первым памятником церковно-славянского языка.
Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом
Список с Владимирской иконы. Волоколамская икона Божией Матери. 1572 г
Список (от писать) в иконописи — копия с определённой почитаемой иконы.Так как икона считается явлением Божественной истины, а иконописец при создании образа играет роль лишь посредника — проводника этой истины, то «прототип» и «копия» абсолютно равнозначны, список имеет то же
именование, что и оригинальная икона и обладает всеми её свойствами.
«Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского». Симон Ушаков. 1668 г
Вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, так как указывает на Божественный первообраз. Этим может объясняться, к примеру, огромное количество
разнотипных икон, относимых преданием к одному источнику, — действительно, каждый список может считаться в какой-то мере подлинником.
Юрий (Георгий) Владимирович, по прозвищу Долгорукий (1090-е годы — 15 мая 1157 года, Киев) князь ростово-суздальский и великий князь киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы.
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский выкрал и вывез Вышгородскую икону Богоматери во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе
«Сретение Владимирской иконы». XV век автор неизвестен
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка (ныне эта бывшая часть Сретенки называется Большая Лубянка).. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
Икона в интерьере церкви в Толмачах
Икона стояла в Успенском соборе Московского Кремля .
Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей
В 1918 году её изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Первоначальный размер (7555 см) без нарощенных полей
Фрагмент
Фрагмент
Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.
Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
На обороте изображены
Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы
На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона ещё с самого начала была двусторонней
Престол уготованный — богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа,грядущего судить живых и мёртвых.
По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе.
На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.
Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты
Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы
Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Владимира. Прп. Андрей Рублев (?). Между 1395 и 1406
Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г.
Владимирская икона Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля. Нач. XVI в.
Владимирская икона Божией Матери из Троице-Сергиева мон-ря. Вклад боярина М. В. Образцова. 1-я треть XV в.
Владимирская икона Божией матери с клеймами Акафиста на полях из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. Посл. треть XVI в.
Владимирская икона Божией Матери. Праздники из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Вологде. 1549 г.
Владимирская икона Божией Матери из ц. Богоявления в с. Уславцеве Ростовского у. Сер. XVI в.
Владимирская икона Божией Матери из собора Св. Софии в Новгороде. 1552 или 1561 г.
Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. Иером. Даниил (Болотов)? 50-70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Валли. США)
МАТЕРИАЛ «Православная энциклопедия»
Христианская меднолитая пластика
Богоматерь Владимирская Датировка: XVII в.
Местонахождение: Частная коллекция
Богоматерь Владимирская Датировка: XVIII в.
Местонахождение: Частная коллекция
Богоматерь Владимирская Датировка: XVIII в.
Местонахождение: Частная коллекция
Владимирская икона Божией Матери : XIX в.
Местонахождение: Частная коллекция
Владимирская икона Божией Матери : XIX в.
Местонахождение: Частная коллекция
«В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале XV в.; в 1656-57 по указу патриарха Никона изготовлена золотая
риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)».
Коментарі
ЛанаМ
128.01.12, 11:38
Очень интересно! Я чуть текст подправила (строки разъезжались).
orsan11
228.01.12, 17:13
Гість: Рус с kija
329.01.12, 10:37
fontain
429.01.12, 19:53
Интересно, а я считала, что Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка , назван в честь канонического христианского праздника Сретение господне.