Художник-передвижник.
Биография художник Куинджи называли певцом просторов и света. Он вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира.
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света» , - писал Репин.
Архип Куинджи.
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении.
1869. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник, Смоленск, Россия.
Архип Куинджи. Осенняя распутица. 1872. Холст, масло. 70 x 110.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873.Холст, масло. 79,5 x 62,5. Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Росси
Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам.
В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872), «На острове
Валааме» (1873).
О картине «На острове Валааме» Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном».
Положение этой картины в русском пейзаже особенное. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом.
Художник остался доволен картиной. Будучи проданной с выставки частному лицу, она могла бы затеряться. Но Куинджи спустя год выкупил ее у владельца.
Полотно находилось в мастерской художника до его кончины.
С картиной "Ладожское озеро" произошла удивительная история. Через 10 лет после ее создания, художник Судковский пишет картину "Мертвый штиль", где будет повторен найденный Куинджи мотив просвечивающегося сквозь воду каменистого дна. Разгневанный Куинджи настоял, чтобы А.С. Суворин, известный журналист и издатель, написал статью о защите авторского права. Хотя в своих общественных воззрениях Куинджи и был идеалистом, мечтающим преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи, но, когда сталкивался с проявлениями несправедливости, он становился твердым и непреклонным.
Куинджи объявил ее плагиатом. Он разошелся с Судковским, с которым до тех пор дружил, и настоял на том, чтобы Суворин (в газете которого появилась статья , ставившая картину Судковского "рядом с лучшими произведениями Куинджи") написал статью в защиту авторского права на художественное открытие.
Архип Куинджи. На острове Валааме. 1873.Холст, масло. 76 x 130.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Пора, мой друг, пopa. . .
Александр Пушкин.1834.
Пора, мой друг, пopa! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Архип Куинджи. Украинская ночь. 1876.Холст, масло. 79 x 162. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
С середины семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу. В 1876 г. на передвижной выставке зрители увидели «непозволительно роскошную» «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве.
Газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
Восторженные воспоминания оставил о картине Нестеров: «Украинская ночь Куинджи, перед которой была все время густая толпа совершенно пораженных и восхищенных ею зрителей».Приведя стихи Пушкина «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут...»,Нестеров угадал в картине светлую пушкинскую поэзию и поставил куинджиевскую поэтичность на уровень пушкинской.В Украинской ночи художник победил в себе моралиста.
Тиха украинская ночь…
Александр Пушкин 1829
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
И тихо, тихо всё кругом...
«Украинская ночь» показала, что в русской живописи появился пейзажист-романтик, которого с этого времени в публикациях стали называть поэтом пейзажа и кудесником южной ночи.
Архип Куинджи. Вечер на Украине. 1878. Холст, масло. 81 x 163.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Историческая ошибка русской демократической эстетики, признававшей только тусклые серенькие пейзажи, была преодолена.
Перестав скорбеть о мрачной российской действительности, Куинджи воспринял жизнь как благо и в своих работахнаслаждался сочностью природных красок, таинственностью лунной ночи, яркостью вечереющего дня, живым дыханием грозовых стихий и слепящим солнечным светом.
Куинджи открыл новую страницу романтического искусства, начало которому было положено картинами «Вечер на Украине» (1878), «Лунная ночь на Днепре» (1880), и позднее во многих других картинах.
Архип Куинджи. Березовая роща. 1879.Холст, масло. 81 x 163. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
В «Березовой роще» художник добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов.
В 1877 г. Куинджи стал членом товарищества передвижников, но пробыл в нем всего несколько лет. Последней работой мастера, показанной на передвижной выставке, стала знаменитая «Березовая роща», выставленная в 1879 г.
А поводом послужила анонимная статья в газете, в которой
говорилось, что Куинджи не умеет правильно подбирать цветовую гамму и «перезеленяет» свои картины. Намек делался на «Украинскую ночь» и «Березовую рощу». Художник посчитал, что автором статьи является М.К.Клодт, и потребовал исключения его из членов товарищества. Естественно,что большинство представителей передвижничества не посчитали поступок
Клодта, если он и был в действительности, достойным исключения. Тогда из товарищества вышел сам Куинджи.
Выйдя из товарищества, он устроил выставку одной картины. Успех «Лунной ночи на Днепре» был небывалый. Через год снова выставка одной картины –
«Березовой рощи». И опять оглушительный успех. В следующем году прошла последняя публичная выставка работ мастера, зрители увидели всего три работы. К двум уже прославившимся полотнам добавилась картина «Днепр утром». Больше Куинджи свои работы на суд публики не выставлял, а до начала нового века даже не показывал их собратьям по творчеству.
Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880.Холст, масло. 105 x 144.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Летом и осенью 1880 года А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до
завершения произведения.
Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский,
И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников.
Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем.
Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успехпревзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Петербург полнился слухами, дескать, за громадные деньги художнику Куинджи из Японии или Китая привезли специальные краски с перламутром и теперь его
картина свет излучает.
Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение.Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
Настанет Ночь моя...
Иван Бунин.
Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая,
Тогда велит господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.-
Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик.
Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой
в мире – есть.
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Коментарі
K-ATRIN
126.01.12, 03:59
inesska
226.01.12, 08:15
Гість: Рус с kija
326.01.12, 10:11Відповідь на 1 від K-ATRIN
Logic_man
426.01.12, 14:29
Мой любимец. Берем в избранное.
Горянка
526.01.12, 17:07
Я ще в дитинсві була заворожена його картинами

Гість: Старый_лентяй
626.01.12, 18:01
Гість: VYSHIVANKA
726.01.12, 18:34
Восхитительно! В избранное!

анонім
826.01.12, 19:05
fontain
927.01.12, 16:56
Удивительный художник
Я вообще считаю, что он первый русский импрессионист, часть его работ вполне могут быть отнесены к этому направлению в живописи..например, "Берёзовая роща" "Солнечные пятна на инее", "Эффект заката", "Закат зимой, берег моря", "Восход солнца" и т.д...
