Минуло 400 лет со дня рождения великого испанца Диего Веласкеса. В украинских музейных собраниях хранится лишь одно полотно художника — портрет семилетней инфанты Маргариты, дочери испанского короля Филиппа IV. Портрет принадлежит музею Западного и Восточного искусства и уже много лет «кормит» этот музей, разделяющий тяжкую участь государственных учреждений культуры в Украине. .
Когда же появилась в Киеве уникальная картина? Богдан Иванович Ханенко в 1912 году в Берлине, на аукционе гамбургского собрания Вебера, приобрел это небольшое (80 на 62,5 см) полотно, о котором было известно, что Вебер купил его в 1892 году у Колнаги, которому оно годом раньше досталось из собрания инфанта дона Себастьяна в По (Франция). В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. Вплоть до 80-х годов всеми советскими искусствоведами она признавалась подлинником, а Владимир Кеменов в своем монументальном труде «Картины Веласкеса» посвятил ей несколько страниц подробнейшего сравнительного анализа, пытаясь навсегда «закрыть тему». Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными, и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла.
Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике? Почему Веласкес писал девочку, всеобщую любимицу чопорного испанского двора чаще всех остальных детей — шесть раз? Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой ( почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей, и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых — и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина).
Изображение этой юной особы буквально околдовало двух великих испанцев ХХ века: Пикассо несколько лет писал громадный цикл по мотивам «Менин»,
Пабло Пикассо: Менины (по Веласкесу) (Инфанта Маргарита Мария). 1957. Музей Пикассо, Барселона кликабельно !!!
а Дали в «Жемчужине» вместо головы Маргариты изобразил перламутровый шар.
Сальвадор Дали . Жемчужина 1981 Холст, масло.. Частная коллекция.
Уже более 70 лет очаровывает она и киевлян, для которых уже доброй традицией стало всех приезжих родственников и знакомых «сводить на Веласкеса»... В конце концов, что есть подлинность в век тиража, копии, подделки, имитации? (с) Диана КЛОЧКО, «День»
Инфанта Маргарита, 1654, Художественно-исторический музей, Вена кликабельно !!!
Инфанта Маргарита, 1654-55 , Лувр, Париж кликабельно !!!
Диего Веласкес. Инфанта Маргарита. 1656.
Las Meninas (Maids of Honor) 1656-57 Museo del Prado, Madrid
Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV (1605-1665), в окружении свиты, или так называемой "семьи", в одном из залов Алькасара в Мадриде. Самая знаменитая картина Веласкеса заключает в себе сложную композицию, построенную на основе его достойной восхищения способности к использованию перспективы, к прорисовке света и к передаче атмосферы. Существуют многочисленные интерпретации и вариации по данной теме. В большинстве их подчеркивается заявление о благородстве живописи по сравнению с кустарным ремеслом. Веласкес изображает себя самого пишущим картину в левой части холста, утверждая таким образом превосходство живописного искусства. Инфанта Маргарита (1651-1673), одетая в белое, находится в центре композиции, в окружении своих фрейлин, "менин" - Марии Августины де Сармьенто и Исабель де Веласко, двух придворных шутов – Марии Барболы и Николасито Пертусато, и охотничье-сторожевой собаки. Позади нее разговаривают телохранитель дам и дуэнья Марсела де Ульоа, а в дверях стоит дворецкий Хосе Ньето. Король и королева, Филипп IV и Марианна Австрийская (1634-1696), отражаются в зеркале в глубине картины, благодаря чему создается чрезвычайно сложная пространственная игра. (С)
ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ Художник был горяч, приветлив, чист, умен. Он знал, что розовый застенчивый ребенок Давно уж сух и желт, как выжатый лимон; Что в пульсе этих вен — сны многих погребенных; Что не брабантские бесценны кружева, А верно, ни в каких Болоньях иль Сорбоннах Не сосчитать смертей, которыми жива Десятилетняя. Тлел перед ним осколок Издерганной семьи. Ублюдок божества. Тихоня. Лакомка. Страсть карликов бесполых И бич духовников. Он видел в ней итог Истории страны. Пред ним метался полог Безжизненной души. Был пуст ее чертог. Дуэньи шли гурьбой, как овцы. И смотрелись В портрет, как в зеркало. Он услыхал поток Витиеватых фраз. Тонуло слово «прелесть» Под длинным титулом в двенадцать ступеней. У короля-отца отваливалась челюсть. Оскалив черный рот и став еще бледней, Он проскрипел: «Внизу накормят вас, Веласкец». И тот, откланявшись, пошел мечтать о ней. Дни и года его летели в адской пляске. Всё было. Золото. Забвение. Запой Бессонного труда. Не подлежит огласке Душа художника. Она была собой. Ей мало юности. Но быстро постареть ей. Ей мало зоркости. И всё же стать слепой. Потом прошли века. Один. Другой, И третий. И смотрит мимо глаз, как он ей приказал, Инфанта-девочка на пасмурном портрете. Пред ней пустынный Лувр. Седой музейный зал. Паркетный лоск. И тишь, как в дни Эскуриала. И ясно девочке по всем людским глазам, Что ничего с тех пор она не потеряла — Ни карликов, ни царств, ни кукол, ни святых; Что сделан целый мир из тех же матерьялов, От века данных ей. Мир отсветов златых, В зазубринах резьбы, в подобье звона где-то На бронзовых часах. И снова — звон затих. И в тот же тяжкий шелк безжалостно одета, Безмозгла, как божок, бесспорна, как трава Во рвах кладбищенских, старей отца и деда,— Смеется девочка. Сильна тем, что мертва. Павел Антокольский
Неизвестно какому именно портрету инфанты Маргариты посвятил свои стихи Антокольский…
Я не считаю, что именно портреты Маргариты Терезы делают имя Веласкеса знаменитым до сих пор (а при разговоре о творчестве художника именно их вспоминают в первую очередь). Скорее все наоборот. Диего Веласкес прославил девочку-инфанту, не оставившую после себя никакой другой памяти.Ну что о ней известно? Дочь испанского короля Филиппа IV и его жены Марианны. Обладала хрупким здоровьем как следствием вырождения испанских Габсбургов, спровоцированного постоянным кровосмешением. В 14 или 15 лет ее выдали замуж за близкого родственника, императора Священной Римской Империи Леопольда I, которого всю оставшуюся жизнь она называла дядюшкой. Рожала ему детей, которые умирали почти что сразу (до взрослого возраста дожила только одна дочь, но и она умерла достаточно молодой), в чем она обвинила евреев и уговорила мужа изгнать их из Вены. Придворные ее не любили и почти в открытую выражали надежду, что она скоро умрет, а Леопольд женится на другой. Надежды придворных сбылись достаточно быстро, так как Маргарита умерла в 21 год. Грустная история… Да, еще существует мнение, что именно творчество Веласкеса вдохновило Оскара Уайльда на написание известной сказки «День рождения Инфанты» . (с)
Портрет инфанты Маргариты в голубом, Веласкес, 1659, Худ.-ист. музей, Вена кликабельно !!!
Инфанта Маргарита Австрийская, 1660, Музей Прадо, Мадрид кликабельно !!!
Вепаскес несколько раз писал портреты инфанты. Эту картину он начал в год своей кончины. Завершил её Хуан Батисто Мазо де Мартинес . Он был учеником Диего Веласкеса. В 1633г. Мазо вступил в брак с дочерью севильского гения, a после смерти Веласкеса в 1660, занял его должность королевского художника
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали - Инфанта Маргарита, проявляющаяся на силуэтах некоторых кавалеров во внутреннем дворе Эскориала. 1982
инет
Коментарі
Ёлки-палки
111.05.11, 08:29
Спасибо за работу. Интересно смотреть картины когда знаешь их историю. Видела киевскую "Инфанту Маргариту" помню как меня возмутило отсутствие света в зале и всё в полумраке. Была дважды...есть что вспомнить. Пора увидеть снова. Спасибо.
Ириша Лазур
211.05.11, 11:14
бедные девочки!как они ходили в этих нарядах!!!!!!
Galin
311.05.11, 13:53
Замечательно! Киевский портрет самый лучший! А вариация Дали про лучи и тени славы супер!
ЛанаМ
411.05.11, 21:23
fontain
511.05.11, 23:38
Тяжела "шапка Мономаха", не так просто нести родословную царствующей династии Зачастую памазанники божьи были им же и прокляты
K-ATRIN
612.05.11, 01:40Відповідь на 1 від Ёлки-палки
я старалась!! мне самой было очень интересно. Киевскую инфанту живьём ))) не видела, но она здесь самая " тёплая"
K-ATRIN
712.05.11, 01:41Відповідь на 5 від fontain
это точно--полный комплектK-ATRIN
812.05.11, 01:49Відповідь на 2 від Ириша Лазур
Положение обязывало--их с пелёнок учили царственно себя нести. Но это. насколько я знаю. парадные платья. Для повседневных занятий. игр были платья простые, без кринолинов.
K-ATRIN
912.05.11, 01:50Відповідь на 3 від Galin
и мне Киевская инфанта показалась самой "тёплой "здесь
K-ATRIN
1012.05.11, 01:51Відповідь на 4 від ЛанаМ