Эпоху, породившую его, называют Высоким Возрождением. После средневековья - "охоты на ведьм" и костров инквизиции - человечество словно вдруг ужаснулось своему невежеству и жестокости. А ужаснувшись, дерзнуло поверить в себя. "То была эпоха, которая нуждалась в титанах, - скажет мыслитель, - и которая породила титанов, ошеломивших мир свершениями человеческого духа". Один из них - Рафаэль, подаривший людям в образе Мадонны бессмертную надежду.
Первый из трех
Ему было девять лет, когда Колумб открыл Новый Свет. И только через десять лет после его смерти в далекой России родится царь Иван Грозный. Он жил в одном веке и в одной стране с гениями гениев - Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти, не прожил и половины их лет, а в искусстве и того меньше. Но в сердцах людей он останется Первым среди Трех. Легенды, сочиненные о нем и его "Сикстинской Мадонне", до сих пор множатся по всему миру. Вот одна из них, самая простая.
Рафаэль шел мимо храма, когда увидел молодую крестьянку, кормившую грудью младенца. Пораженный ее красотой, очарованием и святостью материнства, он захотел ее написать, но под рукой не оказалось ни бумаги, ни картона. Недолго думая, он выбил дно из валявшейся рядом бочки - и...
Другая легенда. "Сикстинская Мадонна" погружена на корабль, который должен доставить ее в Палермо. Внезапная буря разбила корабль о скалы, все люди и товары погибли, и... только ящик с картиной, целый и невредимый, выброшен на берег!..
Вернемся, однако, в реальную жизнь. И приглядимся поближе к юноше, входящему в славный город Флоренцию. Почему именно в этот момент? Да потому что до той поры о Рафаэле Санти почти ничего не известно. Кроме того, что во Флоренцию пришел из родного Урбино, где, оставшись с одиннадцати лет сиротой, учился в мастерской у известного художника Пьетро Перуджино.
Мадонна на троне с Младенцем и святыми. 1504-05
Мадонна Грандука. 1504
Дама с единорогом. 1505
Восхищенный юноша на улицах Флоренции. Потрясенный, стоит перед "Давидом" Микеланджело. Не может оторвать глаз от собора Санта-Мария дель Фьоре, воздвигнутого Бунеллески. А вокруг только и разговоров, что о загадочной "Джоконде" Леонардо, о его же удивительном картоне "Битва при Ангиари" и о бросившем ему вызов Микеланджело, только что явившем городу свою "Битву при Кашине".
Рафаэлю указывают, как пройти к дому маэстро Микеланджело. Через полчаса он входит в мастерскую хмурого человека, заваленную глыбами мрамора, называет себя, просит показать картон, "о котором все говорят". Скульптор раздражен неудачами, он в бешенстве от "неблагодарной Флоренции", которая платит ему на порядок меньше, чем Леонардо. Ему не до гостей... Но Рафаэль - ученик уважаемого Перуджино, к тому же явно нравится Микеланджело: учтив и деликатен, невысок и хрупок, миловиден, как девушка, с длинными густыми волосами до плеч, прекрасными глазами. И, разрешив ему копировать картон "Битва при Кашине", спустя несколько часов отмечает, что рука Рафаэля решительна, вынослива и искусна.
Сам же молодой провинциал столь же восхищен мастерством Микеланджело, который старше его на восемь лет, сколь и растерян: оказывается, то, что он умеет, - здесь, во Флоренции, уже давно пройдено и пережито. Надо учиться заново! А ведь он уже знает себе цену. Когда не копирует Перуджино, пишет самостоятельно, его работы куда нежнее и лиричнее вещей наставника. Он обогнал учителя. Но природный гений подсказывает, у кого и чему теперь надо учиться, чтобы не потерять в ученичестве самого себя.
В те дни Рафаэлю исполнился 21 год. Шел 1504-й...
Человек гармонии
Для того чтобы через четыре года въехать в Рим, а еще через год стать его живой легендой, надо было превзойти самого себя. И Рафаэлю это удалось. Ибо уже через два года он пишет свой "Автопортрет", равного которому не знает мировая живопись. Глядя на это чистое, нежное и светлое лицо - лик Ангела, понимаешь Папу Юлия, любившего Рафаэля, как родного сына. Иные возразят: мол, это художник всего-навсего любовался собой. А вот современники Рафаэля думали иначе, не сомневаясь, что "его рукой водил сам Господь". И в самом деле: лицо это поражает не красотой, а одухотворенностью. Той, которая выдает главную тайну Рафаэля: он человек гармонии.
Мадонна Бельведерская. 1506
Святая Катерина. 1507
Портрет кардинала. 1510-12
Портрет Биндо Альтовити(1512-1513)
Портрет Балдасаре Кастильоне. 1514-15
Мадонна. 1515
Папа Лев 10 с кардиналами. 1518
Можно опускать богов на землю - так поступали древние греки. Можно поднимать людей до идеальной мечты - так поступал Рафаэль. Всю жизнь он писал Мадонн. И всегда они были не столько красивы, сколько прекрасны.
Были ли они вполне земными - эти цветущие женщины? Прямой ответ на этот вопрос не имеет смысла. Несомненно одно: это великие женщины, в образе которых слилось все лучшее - от земли и неба. Да, они земные - с рдеющим на щеках румянцем, с нежной кожей, высокой девичьей грудью. Да, они небесные, ибо взгляд их кроток и тепл, а во всем облике разлито глубокое целомудрие. Что же до "Сикстинской Мадонны", то в окружении изумленных ее божественной красотой ангелов и святых, она как бы спускается к нам с неба, становясь все ближе и ближе...
Сикстинская Мадонна. 1515
Он напишет ее в 1514 году, в самый пик своей славы. Но мало кто знает, что прототип "Сикстинской" был найден Рафаэлем гораздо раньше. Среди картин, с которыми художник явился в Рим, была и "Донна Велата", написанная с некой Маргариты из Сиены. Необычайная таинственность, присущая Рафаэлю, так и не позволила узнать, почему именно к ней вновь обратился Мастер, готовясь к созданию главной своей Мадонны.
Донна Велата. 1514
Князь живописи
В те дни, когда Микеланджело, прогнав дюжину заурядных помощников, взялся один (!) расписывать Сикстинскую капеллу, в Риме появился молодой Рафаэль. Но если во время первой их встречи во Флоренции он чувствовал себя учеником, то теперь и сам стал несравненным мастером. Помня, однако, прежние уроки, заходил в Сикстинскую капеллу понаблюдать за работой маэстро. Микеланджело крутился на лестницах под высоченным потолком, выписывая на плафонах суровые библейские сюжеты. То был немыслимый труд. Один только "Потоп" потребовал 32 дня почти беспрерывной работы. Другого художника такое зрелище, вероятно, испугало бы раз и навсегда, но на Рафаэля действовало иначе. Он шел в свою мастерскую и, забыв обо всем, работал весь день и всю ночь напролет.
От изящества и обаяния его картин Папа Юлий пришел в неописуемый восторг и вскоре поручил Рафаэлю украсить фресками Станци - комнаты в новых своих апартаментах в Ватикане. Одна из этих фресок - "Афинская школа", ставшая наряду с сикстинскими росписями Микеланджело вершиной монументальной живописи всех времен и народов.
О жизни Рафаэля - человека, художника и творца, написаны целые библиотеки. Что ж, это понятно: ведь именно он, как никто другой, воспел духовную жажду человека, его трепетную близость к Богу. Но...
У каждого явления есть обратная сторона. Ибо, отложив кисть, а вместе с ней и свой сокровенный разговор со Всевышним, художник превращался в смертного, которому не чужды земные наслаждения. Получая от Папы Юлия щедрое содержание, Рафаэль снял роскошную виллу, поселив там красивую любовницу и штат слуг. Его можно было видеть в Риме повсюду - весь город говорил о его немыслимых туалетах.
Однажды вечером, когда Микеланджело, закончив работу в Сикстинской капелле, шел по площади Святого Петра в блузе, забрызганной краской и штукатуркой, он увидел Рафаэля. Тот шагал ему навстречу празднично одетый, в модных высоких ботинках с серебряными пряжками, в белоснежной батистовой рубашке и голубом кафтане, окруженный поклонниками. Микеланджело остановил его:
- Куда ты идешь, разодетый, будто князь?
- Я и есть князь. Князь живописи, - парировал Рафаэль. И, в свою очередь, поинтересовался:
- А куда идете вы, в одиночестве, будто палач?..
Из писем художника своему другу Кастальоне узнаем, каким смертельным грешником ощущал себя Рафаэль. И понимаем, что все его Мадонны - это его великое покаяние. А самая горячая из этих молитв - "Сикстинская Мадонна".
Письма к Кастальоне - чуть ли не единственное прямое свидетельство о терзаниях души Рафаэля. Граф как-то обмолвился: "Рафаэль умел хранить свои тайны. Он был из тех людей, которые жгут документы перед смертью".
Впрочем, главные документы жизни Рафаэля - его произведения, которые век от века все ярче сияют человечеству.
Коментарі
Гість: Сангам
124.09.10, 07:41
ЛанаМ
224.09.10, 11:13
ВАУ!!!
Galin
324.09.10, 12:54
K-ATRIN
424.09.10, 17:30Відповідь на 1 від Гість: Сангам
спасибо--
K-ATRIN
524.09.10, 17:38Відповідь на 2 від ЛанаМ
ой!!!!Спасибо Лана!!!, я всю ночь над ним просидела--налюбоваться не могла--мужские портреты просто очаровали. О мадоннах молчу)))***************************
Поставила Оперу--намучилась)))--может пока возможностей не знаю?--но переставить в нужное по тексту место,закачанные в пост картинки не могла никак--не копируются. не вырезаются(((--пришлось всё это делать со старым браузером--с ним это просто. И кроме всего прочего--с Оперой не могу мышкой скопировать в сети и перенести сюда картинки--нужно сначала их сохранять на рабочем столе. а потом закачивать сюда по новой. Может я не знаю каких-то возможностей Оперы??--попробую ещё разобраться--если не понравиться--поищу и поэкспериментирую с другим браузером--что нам терять??
ЛанаМ
624.09.10, 17:48Відповідь на 5 від K-ATRIN
я делаю проще-)) оперой создаю заметку, пишу-)) а потом заканчиваю в старом браузере-)) сложнее, но пока иначе не получается-)) Ну еще Мозилла есть-))) я не пробовала ее-)))
но как видишь конфликта не было-)) обычно браузеры с ОС не конфликтуют-))))) Кстати, активность приятно увеличилась-)))заметила?-)))
K-ATRIN
724.09.10, 18:23Відповідь на 6 від ЛанаМ
активность?--ну чуть-чуть заметила малавата!!!))))******************
Я хочу попробовать Експлорер 8 --это улучшенная модификация моего старого браузера--
хотя,обычно всё улучшенное оказывается хуже старого хорошего.)))
K-ATRIN
824.09.10, 18:24Відповідь на 3 від Galin
ЙЕС!! !-ТИТАН!!!!
СПАСИБО ОГРОМНОЕ в ответ!!!
sfera@
924.09.10, 20:03
K-ATRIN
1024.09.10, 21:14Відповідь на 9 від sfera@
и я :
-*