Очень понравилась заметка, поэтому привожу текст без изменений
http://community.livejournal.com/chtoby_pomnili/343223.html
Ирландский художник, работавший над иллюстрированием книг Чарльза Диккенса, Томаса Мура и Уильяма Шекспира, автор целой серии портретов литературных деятелей, карикатурист и мастер исторического жанра.
На его художественный стиль значительное влияние оказали идеи прерафаэлитов, да и самого автора часто
относят к этому течению в искусстве. Родился художник в Корке, Ирландия, в скромной семье пресвитериан шотландского происхождения. Отец DM был бывшим солдатом и владел небольшой обувной мастерской. Амбициозные и трудолюбивые, Maclise и его братья, несмотря на бедность, смогли получить хорошее образование и достичь высокого положения в обществе (Уильям и Джозеф стали известными врачами). Одна из сестер художника, Анна, вышла замуж за преуспевающего юриста Percival Banks, другая же, Изабелла, посвятила себя брату.
Первоначальное образование DM получил в Корке и мог быть принят в известную школу Dr Maginn'а, однако школьная скамья не очень-то привлекала мальчика. Большую часть времени он делал наброски в тетрадях и
блокнотах и обожал физические упражнения. Сохранились истории о том, с какой легкостью DM проплывал расстояние от Blackrock Castle до Little Island и обратно без передышки. Смелый поступок, если учесть каким быстрым было течение в реке. Одновременно с плаванием, DM пел в пресвитерианском хоре, занимался фехтованием и игрой на гитаре и флейте.
Очень часто он бывал в книжных лавках состоятельных районов Корка. Когда ему было 14, на талант юноши обратила внимание некая пожилая дама мисс Спрэт. Она порекомендовала его банкиру и знатоку искусства Джорджу Ньюэнхэму, а тот, в свою очередь, - торговцу Ричарду Сэйнтхиллу. Так DM был посвящен в тонкости геральдики и приглашен для иллюстрирования каталога монет.
В 1825 году художественные амбиции DM резко возросли. В этот год он сделал портретный набросок сэра Вальтера Скотта. Литографированный, набросок разошелся большим тиражем и принес DM определенную
известность. Именно с 1825 года началось становление DM как художника.
В возрасте 21 года Maclise уехал в Лондон, где и провел всю последующую жизнь. Хотя и продолжая изредка наведываться в родные края, он все же предпочитал прелестный дом в Cheyne Walk, Лондон, где жил с сестрой Изабеллой, и квартиру в Брайтоне.
В 1828 году Maclise поступил в Королевскую Академию живописи и уже через год, впервые выставляясь на Royal Academy summer exhibition, выиграл серебряную медаль по античной живописи. Незадолго до этого художник дебютировал в Лондоне с литографическими портретами актера Charles Kean из Drury Lane и
скрипача Николло Паганини:
В 1831 году, заканчивая академию, он получил уже золотую медаль за полотно "Геркулес на распутье". Историческая тематика заняла прочное место в творчестве художника. По словам историка искусств Джона Терпина, Maclise "был одним из немногих художников в истории английского и ирландского искусства, кто мог творить
монументальные эпические полотна, не боясь провала".
Вдохновленный поэмой "Лалла Рук" Т. Мура, он написал работу, принесшую ему приз в 80 гиней и членство
в Королевской Академии.
Shakespear's King Lear and Cordelia
Благодаря личному обаянию, добродушному нраву и приятной внешности, Maclise с легкостью располагал к себе людей. С первых дней в Лондоне он был окружен литературной и художественной элитой Корка.
Для довольно изнеженного и избалованного вниманием юноши так называемый Fraserian Circle был наиболее подходящей компанией, способной направить начинающего автора в нужное русло.
The Fraserian Circle
В 1830-1836 годах DM работал над серией саркастических зарисовок из ирландской жизни, портретами литераторов и историческими полотнами.
Под псевдонимом Alfred Croquis он издавался в популярном журнале Fraser's Magazine.
Но время его славы было еще впереди.
Snap Apple Night
К концу 1830-х начался новый отрезок в жизни художника. Для него это было время абсолютной занятости, когда ни на что, кроме искусства, не оставалось сил. Одно за другим в печать выходили книги ирландских авторов С.С. Холла, Фрэнсиса Махоуни, Лорда Теннисона и Томаса Мура, щедро иллюстрированные DM. В обществе же широко обсуждалась его весьма меткая карикатура на сотрудников Fraser's Magazine.
D середине 1840-х DM совершил путешествие по Европе. Во время короткого пребывания в Париже, где художник
встречался с братом Джозефом и Чарльзом Диккенсом, он успел познакомиться с французской живопиcью. Увиденное оказало огромное влияние на творчество DM
Вернувшись в Лондон, он, полный новых масштабных идей, представил Художественному кометету Вестминстерского дворца ряд набросков и фресок и получил заказ на написание "Духа Рыцарства" для Палаты Лордов. Спустя год, в 1849, была готова вторая фреска - "Дух Справедливости".
The Spirit of Chivalry The Spirit of Justice
В 1858 году Maclise был приглашен для создания двух масштабных фресок для Королевской Галереи Вестминстерского дворца. Он посвятил картинам семь изнурительных лет, изучал исторические
материалы, опробовал новую технику фресковой живописи. И, в конечном итоге, лишился здоровья.
Благодаря дружбе и покровительству Принца-консорта Альберта, DM продолжал работать в Вестминстере. Однако смерть Принца в 1861 году оборвала планы декораторской и иллюстративной работы во дворце.
Потеря друга, неосуществленные задумки, разорение и смерть любимой сестры Изабеллы
окончательно подорвали здоровье художника. Он практически перестал писать, лишившись своего неиссякаемого оптимизма.
В 1865 DM отказался от чести принять пост Президента Королевской Академии. Свою последнюю работу - The
Earls of Ormond and Desmond - он представил в 1870-м, незадолго до смерти.
25 апреля 1870 года Daniel Maclise скончался в своем доме на Cheyne Walk в Лондоне от острой пневмонии.
После себя он оставил богатое художественное наследие. Его творения полны интеллектуальной и образной
силы, но стать шедеврами большинству из них не позволила некоторая театральность фигур, излишняя красочность, смешение текстур и форм - излюбленные приметы викторианского искусства.
Shakespear's Rosalind and Celia
Неоднократно Maclise обращался к религиозной тематике:
Madeline After Prayer
... и к сказочным сюжетам, миру фэйри, напоминавшему о родной Ирландии:
The Scene From Undine
Вместе с тем, DM были написаны превосходные портреты, среди которых особенно выделяются изображение жены писателя Чарльза Диккенса:
Catherine Dickens
Самой известной работой в данном жанре является портрет самого Диккенса, знакомство художника с которым состоялось в 1842 году:
Групповой портрет: Ч. Диккенс, его супруга (в центре) и ее младшая сестра
Иллюстративные работы Miclise'а - великолепный образец викторианской книжной графики.
Лист из "Ирландских баллад" Томаса Мура, приведенный выше, первоначально (в 1842 г.) был
создан в цвете:
The Origin of the Harp
Работа, изображающая плачущую Эрин, эпонимную богиню Ирландии, символизировала тоску ирландского народа по своим истокам, по вольным песням родного края.
Прожив всю жизнь в Лондоне, DM всем сердцем болел за судьбу Ирландии. В 1854 году он вновь обратился к теме ее скорбного поражения и покорности . Он написал масштабное полотно "The Marriage of Strongbow and Aoife", рассказывающее о бракосочетании нормандского завоевателя Ирландии Стронгбоу и дочери его гаэльского союзника, короля Дермота МакМорро.
The Marriage of Strongbow and Aoife
Это истинно ирландское полотно, наиболее ценимое на родине художника, полно изумительных деталей и передает
настроение покоренного народа. На переднем плане картины изображены распростертые тела ирландских воинов и арфа - символ Ирландии - с разорванными струнами.
Тяжелой ступней Стронбоу топчет кельтский крест, а умирающая дева указывает пальцем на рунические письмена, которым никогда уже не быть разгаданными.
Эта работа, передающая бедствия ирландского народа и его единство, стала громогласным гимном, повествующем о долгих годах покорства и о необходимости бороться. Ее политический подтекст в контексте ирландской истории
потрясает - в особенности при сравнении с прочими скрупулезно выписанными историческими полотнами художника - и позволяет отнести Daniel Maclise к лучшим представителям ирландского искусства.
Коментарі
Panya
113.09.10, 09:47
отлично
Гість: Лена Князева
213.09.10, 16:49
Mariva
314.09.10, 11:08
K-ATRIN
414.09.10, 19:17
кое-что знакомо из книг--было время в туманной юности. когда "переболела" Диккенсом