Коты заключили с людьми такое соглашение: они охотятся на грызунов в домах, но забирают добычу себе. Так и живём рядом уже почти 10000 лет. Но наши отношения не всегда были безоблачными.
Самое древнее изображение кота в Египте! Древнее царство, 5-я династия, примерно 2500 лет до нашей эры – а кот уже лезет разорять птичье гнездо в зарослях лотоса!
Жертвоприношение в храме Баст. ( Бастет ) - богиня кошек, Нижнего Египта, солнца и луны, радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, рождаемости и домашнего очага, защиты от заразных болезней, злых духов и войны
В Древнем Египте кошек держали в храмах как священных животных. Богиня света Баст всегда представала в виде кошки, а верховный бог Ра на нескольких найденных барельефах в кошачьем обличьи борется с силами тьмы. Логично, что убийство кошки приравнивалось к убийству человека.
The_Obsequies_of_an_Egyptian_Cat_-_Дж. Р. Вегелин. Погребальный обряд кошки в древнем Египте (1886).
По легенде, этим культом в 525 году до нашей эры воспользовались персидские завоеватели, когда персидский царь Камбис II атаковал войска фараона Псамметиха III. Персы поместили этих животных перед своим войском в виде живого щита , из-за чего египтяне, чтобы не причинить вред этим священным животным, не стали обстреливать из луков персидское войско. Сражение завершилось полным поражением египтян.
Paul-Marie Lenoir __Cambyses at Pelusium 1872 Private Collection
Считается, что римляне узнали о кошках от египтян, однако кошки оставались в Древнем Риме довольно редкими домашними животными и ценились прежде всего как ловцы мышей. Впоследствии римляне распространили кошек по всей Европе.
Римская мозаика конца II века до н.э. из Дома Фавна в Помпеях, Италия
В раннем средневековье люди вполне сознавали, как необходимы в быту эти полезные и достаточно неприхотливые животные.
Кельтские монахи кошек любили и холили; в своде законов 936 г. валлийского короля Хоуэла Доброго существовали положения, свидетельствующие о том, сколь велико было значение кошки в то время. За убийство кошки виновный должен был расплатиться целым ворохом пшеницы; особенно сурово карался вред, причиненный кошкам из королевских амбаров – за убийство такой кошки можно было поплатиться жизнью.
Кошки были единственными домашними питомцами, которых дозволялось держать в женских монастырях.
ugly-medieval-cats-art- _Kissing A Cat
Правда, иногда случались мелкие неприятности :
from the late 13C Bruges, Stadsbibliotheek hs. 251, f.299v.
Мы видим немного подавленную монахиню, пытающуюся подкупить супер-симпатичного котенка рыбой в обмен на пенис, с которым бегает кошка. На заднем плане изображен веселый Шут, переживающий все испытания. Цитата внизу: «Flaisch match Flaisch» переводится как «плоть дает плоть» или «плоть равна плоти». Этот образ - явно сатира, направленная на критику безбрачия внутри церкви.
Исследователи называют несколько причин , которые могли повлечь ненависть к кошкам в средневековой Европе . Кошки, смышленые и самостоятельные, всегда считались животными сомнительными и недостойными доверия. В отличие от собак, они не «прислуживали» людям, и это считалось неестественным, поскольку противоречило библейской идее о том, что человек господствует над животными.
ugly-medieval-cats-art- Кошачья мята
Cats in Medieval Manuscripts __ Knowledge Centre The British Library 96 Euston Road London _Кошачьи привычки_
Из-за ночного образа жизни, фосфоресцирующих глаз и склонности издавать громкие зловещие звуки в брачный период , на кошек тем более смотрели как на загадочных сверхъестественных существ , связанных с силами тьмы. В конце концов, кошек любили мусульмане, а христиане не хотели иметь с ними ничего общего.
Кошки высоко почитаются в исламе, так как главного мусульманского пророка Мухаммеда кошка его сподвижника Абу Хурайры (его имя дословно переводится как «Отец кошек») спасла от укуса змеи.
Персидский историк Ат-Табари записал легенду, согласно которой, Творец, создавая Вселенную, создал крыс, но забыл создать кошек. Но ему пришлось исправить это, когда во время Всемирного потопа крысы начали прогрызать отверстие в днище Ноева ковчега. Ной погладил спину льва, лев чихнул, и пара кошек выскочила из его ноздрей. Кошка единственное животное,которому позволено заходить в мечеть. Впрочем как и в православный храм,кроме алтарной части.
В те времена любовь к кошкам могла привлечь к вам подозрения соседей, внимание церковных соглядатаев или слепую ярость толпы. Все это грозило смертью.
ГОРИ В АДУ, УСАТАЯ СВОЛОЧЬ !
Одним из первых официальных нападений на котов считают послание Vox in Rama папы Григория ИХ от 1233 года. В нем осуждалось люцеферианство и подробно описывался ритуал посвящения в общины еретиков, во время которого статую черного кота вроде бы целовали под хвост, а сам дьявол появлялся в виде получеловека-полукота.
Святой Доминик (Доминик де Гусман Гарсес) видит дьявола в образе черной кошки. источник: Medieval Illuminated Manuscripts / Koninklijke Bibliotheek | Nationale Bibliotheek van Nederland
Adoration du bouc cat devil
Ритуал целования кота под хвост, то есть присяга дьяволу. Источник: Jean Tinctor, Traitе du crime de vauderie. Le Maitre de Marguerite d*York, enlumineur, Bruges, vers 1470-1480. Parchemin, 120 f., 249 180 mm, 1 miniature. Provenance: Louis de Gruuthuse. Paris, Bibliothеque nationale de France, Mss, Franсais 961, f. 1
Жители города Мец сжигают котов . Рисунок Жюльена Фурне. Источник: Pieter Bruegel
. — Das gesamte graphische Werk. Wien-Mиnchen: Schroll [o. J.], Abb. Nr. 124 / ac-toulouse.fr
https://was.media/uk/2017-12-25-cats/
С тех пор кошек, особенно черных, повсеместно топят в мешках, сжигают, замуровывают живьём в фундаменты домов на счастье , удачу и для охраны от злых духов , бросают из башен и даже вешают.
Высохший труп кота, которого замуровали в 16 веке при возведении дома на Боро-Хай-стрит в Лондоне. источник: Illustrated London News
Также кошки, наряду с прочими мелкими животными, в Средние века нередко становились жертвой людей из низших сословий, желавших подбить мехом одежду, одеяло или перчатки. Некоторые даже носили кошачьи шубки, на которые шло не менее двадцати четырех шкурок.
Рисунок пером и тушью кота на дереве, которого преследуют мужчина и его собаки. С рукописи конца 15 века н.э., сделанной в Германии (вероятно, в Трире).
По городам и деревням начали ходить бродячие скорняки и «кошкодавы», скупавшие у местных жителей кошачьи, барсучьи и кроличьи шкурки. Но, во всяком случае, англичане были достаточно консервативны и не истребили у себя окончательно прежнюю любовь к кошкам: хотя в период массовой охоты на ведьм они гибли в большом количестве и в Англии, все же до тотального истребления не доходило .
В Средние века кошки считались, скорее, «домашним скотом», который держали ради приносимой пользы и меха, нежели домашними любимцами
Известно, что Элеонора де Монфор, графиня Лестер и сестра Генриха III, любила кошек, хоть и не вполне ясно, по практическим причинам или исключительно по душевному расположению; во всяком случае, известно, что в 1265 г. для нее по прибытии в Олдэм была куплена кошка, и еще одна – когда Элеонора переехала в Дувр.
Элеонора Плантагенет, или Элеонора Английская (1215 -1275) - английская принцесса из дома Плантагенетов. В первом браке - графиня Пембрук, во втором - графиня Лестер .
В Англии в Эксетерском соборе обитала целая династия кошек: в записях с 1305 по 1467 г. регулярно упоминаются custoribus et cato, то есть, «хранители и кошка», а также pro cato (т.е., «для кошки»). Судя по записям, на ее содержание отводился пенни в неделю. До сих пор в одной из дверей собора сохранилась специальная прорезь, через которую состоящая на официальном жалованье соборная кошка могла входить и выходить, когда вздумается.
The cat door in the North Tower of Exeter Cathedral. By Richard Gillin. CC BY-SA 2.0 via flickr.
Пик антикошачей кампании в Европе в 14 веке совпал с эпохой великих эпидемий, что неудивительно. Поедая крыс, коты берегли не только продуктовые запасы, но и здоровье хозяев. Без них коллективная защита от болезней существенно ослабела.
В средневековой Франции кошек ритуально приносили в жертву, чтобы обеспечить успешный урожай, после чего ели их мясо.
А согласно Гийому Овернскому , епископу Парижа, в 1233 году: «Люциферу разрешено [Богом] явиться своим поклонникам в виде черной кошки или жабы и требовать от них поцелуев; будь то кошка, отвратительно под хвостом, или как жаба, ужасно в рот »
В начале 14 века король Франции Филипп IV Красивый распустил орден тамплиеров, приписав им связь с Сатаной. От некоторых рыцарей во время пыток требовали признания в поклонении котоголовым идолам.
Cats thrown into the bonfire in the Place de Greve Paris during the night of the summer solstice by Jacques Onfray de Breville
Казнь кошек в 16 веке, картинка к книге "Добрый король Генрих"
По записям французских хронистов: «На летней ярмарке в середине шестнадцатого столетия в Париже сожжение кошек было регулярной забавой. Специальная сцена была построена так, чтобы большая сеть, содержащая несколько дюжин кошек, могла быть сброшена в костер под ней. Зрители, включая королей и королев, хохотали до упаду, когда животные, воя от боли, подпаливались, поджаривались и, наконец, обугливались. Жестокость тогда считалась забавой»
Страшилки о котиках-демонах
В просвещенной Франции эпохи Барокко , где сохранялась традиция сжигать кошек , кардинал Ришелье все годы своей власти разрушал стереотипы.
Armand Jean du Plessis, Cardinal de Richelieu (1585-1642) et ses chats
Четкий политик Ришелье говорил, что у него нет друзей . Единственными друзьями кардинала стали его питомцы. По разным данным во дворце кардинала жило 12-20 кошек различных пород и окрасов. Самыми любимыми питомцами Ришелье были черный кот Люцифер (его Высокопреосвященство любил посмеяться над суевериями) и белая кошка Мириам. Кардинал Ришелье завещал пожизненное содержание своим питомцам, но суеверные придворные не послушали его. Кошки кардинала были брошены в костер согласно давней традиции…
В конце семнадцатого века на площади Греве в Париже Людовик XIV присутствовал и лично зажег ритуальный костер, в котором на шесте над огнем висела корзина из двадцати четырех кошек. Эта церемония была проведена, чтобы «очистить город от злых влияний», и последующие кошачьи останки были собраны толпой из тлеющих углей и сохранены в качестве талисманов удачи.
И всё же , несмотря на такое тотальное наступление , почти в каждом художественном манускрипте, если это не Псалтырь или другая каноническая книга (хотя и туда проникли), полно котиков! ,
Они умудрились появляться почти в каждой средневековой рукописи . Любовь к ним была неистребима
creation of the animals Bestiary, England ca. 1200 Aberdeen University Library, MS 24, fol. 2v
Кот выступает как персонаж в баснях монаха-педагога Алкуина; еще один кот-персонаж ловит мышей в келье ирландского монаха, который, глядя на кота, отвлекается от божественного, чтобы на полях пергамента написать, что у них с котом схожие задачи: у кота – ловить мышей, у него – уловлять слова.
London Rothschild Hours - Hours of Joanna I of Castile, Ghent ca. 1500
Кошки проникли повсюду и властвуют. Вон, даже в короне и с королями
Hans Vintler, Die pluemen der tugent, Vienna 1450.Wien, sterreichische Nationalbibliothek, cod. s. n. 12819, fol. 130r
ugly-medieval-cats-art- Bishop Cat
Наверное тот самый Чеширский кот.
Cats in Medieval Manuscripts __ Knowledge Centre The British Library 96 Euston Road London
И моя любимая гравюра - Задумчивый кот или кот-философ : Мммда...И как мы до такой жизни докатились?"
Несколько меняться отношение к кошкам стало лишь в эпоху Возрождения, в первую очередь в странах Южной Европы, вероятно, под влиянием мусульманской культуры, традиционно терпимой к этим животным.
«Женщина-ткачиха и её гость»,Israhel van Meckenem the Younger (Germany Mechenem, circa 1440 1445-1503) between circa 1495 and circa 1503
Israhel_van_Meckenem_-_Garden_of_Love_-,Israhel van Meckenem the Younger (Germany Mechenem, circa 1440 1445-1503)Фрагмент
KULMBACH, Hans Suss von (1480-1522)__Girl Making a Garland_c. 1508
Metropolitan Museum of Art, New York
Francesco Ubertini, il Bacchiacca (1494 – 1557) __Portrait of a young lady holding a cat__Франческо Убертини. «Дама с кошкой». 1525 г.
И вершина всего : :
The Madonna and Child with Saint Joseph and the Infant Baptist - La Madonna del Gatto- " Мадонна кошек"
Federico Barocci (1535–1612) ))circa 1574-1577__National Gallery of London
Из всех домашних животных кошка — самое загадочное. Это таинственное существо за многие века соседства с человеком успело побывать почитаемой миллионами людей богиней, таинственным призраком, демоном, помощницей ведьмы и счастливым талисманом, приносящим удачу в дом.
Материалы для заметки собраны в сети. Ссылки в комменте - наш сайт не все пропускает в заметке.
Коментарі
K-ATRIN
122.02.21, 01:33
Источники :
https://was.media/uk/2017-12-25-cats/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0
https://zen.yandex.ru/media/leonardo/manuskripty-kotiki-leonardo-5fefd6dad1a90641cabf155c
https://www.maximonline.ru/guide/maximir/_article/umoritelno-urodlivyie-kotyi-srednevekovya/
https://www.thegreatcat.org/history-of-the-cat-in-middle-ages-part-11/
http://www.all-art.org/Cats/MYSTERIOUS1.htm
https://www.boredpanda.com/ugly-medieval-cats-art/?fbclid=IwAR3uhU9nbah_f5E-GzSR4ZZcyT1z1PK24Z0kK3b7VFij88b6AGPByFyd4CE
И ещё инет - то тут то там картинка
Taly
21.03.21, 09:29
Спасибо большое!!! Бедные животные...столько всего натерпелись!!!
kettlebell
31.03.21, 10:22
замечательная заметка... это ж надо котов жечь.
disu
41.03.21, 10:32
якась сволота обстукала твій перший кам-певно за купу посилань,в т.ч.-на ru
disu
51.03.21, 10:35
дивно, практично жодна кішка не зображена більш менш схожою до реальних
єдина картинка - "И моя любимая гравюра - Задумчивый кот или кот-философ"(с) - мені схожа на сфінкса-можна ідентифікувати сміливо,як кішку
K-ATRIN
61.03.21, 11:04Відповідь на 4 від disu
ой - а я не вижу - у меня все як було. А где это видно? Может потому что у меня старый браузер и винда хр?В заметку эти ссылки сайт не пропускает пока "сайтовская полиция" замечания не сделала убирать первый коммент не буду.
K-ATRIN
71.03.21, 11:17Відповідь на 5 від disu
таки похожа на сфинкса )) есть версия , что сфинкс - котолак- кагбэ оборотень в образе получеловека-полульваДолго гуляла по сети в поисках материала для заметки -собрала немного кошек 16 и 17 ст в живописи- там вообще страх и ужас полный - именитые художники пишут сказочный натюрморт с котиком , но такое впечатление что котов в жизни не видели - одни уродцы -котолаки
K-ATRIN
81.03.21, 11:20Відповідь на 3 від kettlebell
если пачками жгли людей....Спасибо за внимание и я рада . что вам глянулось!
K-ATRIN
91.03.21, 11:21Відповідь на 2 від Taly
какое счастье. что у кошки девять жизней и что они выжилии Вам спасибо большое за внимание !
Соната
101.03.21, 11:34
Очень интересная подборка, и подача
Это ж надо было додуматься замуровывать живое существо "на удачу"