Подавляющее большинство работ вполне можно назвать шедеврами, и созданы они были в одном городе – Одессе – на протяжении всего лишь нескольких лет: с 1914-го по 1918-й . К этому времени влияние местных передвижников из «Товарищества южнорусских художников» стало ослабевать под напором модернистов, которые объединились в «Общество независимых художников». Однако объединение стало итогом их совместной выставочной деятельности, начавшейся в 1913 году и завершившейся шесть лет спустя.
Исаак Малик, "Уличные музыканты", 1919
Теофил Фраерман, "Дафнис и Хлоя"
Натюрморт с вазой 1918__Мамичева (Нюренберг) Полина Николаевна(1894-1978)
Михаил Гершенфельд, "Улица в Понт-Авене", 1907
Наум Соболь, Натюрморт, 1918 год
Значение коллекции Перемена повышается тем, что только она сохранила для нас множество замечательных работ художников, чьи имена стерло безжалостное ХХ столетие. Кто сейчас помнит Израиля Мексина , если неизвестны даже даты его жизни? А между тем он был первоклассным художником, в том числе театральным, о чем свидетельствует портрет знаменитой танцовщицы Эльзы Крюгер. Или Исаак Ефет-Костини (1892–?). Он принял участие в последней выставке «Общества независимых художников» картинами, в которых традиционные сюжеты сочетались с кубистической манерой письма, – и исчез.
Израиль Мексин. «Эльза Крюгер» (деталь портрета). 1917 год.
Израиль Мексин. Красный фонарь, 1916.
********************************************
Старший брат Ильи Ильфа Александр (1892–1944) , которому в каталоге посвящена отдельная статья, напротив, вскоре после революции эмигрировал. Александр начинал как журнальный и книжный график, взяв нарочито легкомысленный псевдоним «Сандро Фазини» – от общей для них с Ильфом фамилии «Файнзильберг», такой длинной, что ее хватило на два псевдонима. Поработав в «ЮгРОСТА», он предпочел заграницу: «К сожалению, сейчас нельзя делать выбора, и выбирать Россию сейчас как поприще – значит выбрать смерть , – писал он родственникам в Америку. – Вам, за отдаленностью от России, это, я думаю, трудно себе представить <…> Это нужно увидеть собственными глазами, и только тогда можно понять» . Однако жизнь Сандро Фазини складывалась как античная трагедия, герой которой тщетно пытается обмануть рок. Двадцать лет прожил он в Париже – женился, выставлялся, занялся художественной фотографией, к нему приезжал брат Илья, уже знаменитый советский прозаик… И все для того, чтобы в 1942 году его с женой арестовала вишистская полиция и депортировала в Освенцим, где спустя два года их казнили.
Жаннета с собачкой. Сандро Фазини (1893 - 1942)
Le Golem__Alexander FASINI (1893 - 1942)
Alexander FASINI (1893 - 1942)__Cubistic still life. Watercolor, paper, signed and dated 1924
Рисунки Сандро Фазини
Сандро Фазини (1893 - 1942), LES ARCHITECTES, 1930 год
************************************
Теофил Борисович Фраерман , у которого Яков Перемен купил 12 картин, родился в 1883 году в богатой еврейской семье в Бердичеве. Когда-то Илья Ильф шутил , что после смерти обязательно напишут: «Родился в бедной еврейской семье». Теофил ломал стереотипы сызмальства.Родился в богатой семье. Добился, чтоб его в 14 лет отпустили в Одессу, где с 1897 по 1902 год учился у К. К. Костанди. Казалось бы, после такой выучки бери кисть и иди пиши сирень – её на Большом Фонтане было предостаточно. Но 19-летний юноша едет в Мюнхен в школу Ашбе, затем в Париж
Фраерман Т.Б._Жираф_1918
Послушай, далёко, далёко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Фраерман Теофил Борисович ( 1883 -1957).__Парижанки
Теофил Фраерман, Вечер, 1918 год
Фраерман Теофил Борисович ( 1883 -1957)__Натюрморт с вазой Ок. 1918...
Изысканным жирафом, попавшим из «далёко, далёко» в наше безумное революционное лихолетье, многим видится и Фраерман (в Париже он подписывал картоны монограммой «TeoFra», в Одессе вновь без изысков – «Фраерман»). Но очень быстро он находит свое место – преподает, создает Музей западного и восточного искусства, устраивает первую в Украине выставку Нико Пиросманишвили. Бесконечные упреки в формализме в 1949 году сменились упреками в космополитизме. Ему запрещают преподавать… Евгений Голубовский попал в дом Теофила Борисовича Фраермана в 1958 году, через год после смерти мастера. На стенах в квартире висели его последние гуаши 1956 года, под кроватью – большие холсты, натюрморты и пейзажи, сделанные в эвакуации. Первое впечатление, оставшееся на всю жизнь, – присутствие большого Мастера. ( подробнее )
Теофил Фраерман. «Пророк». 1919 год.
*****************************************************************
Наиболее полно представлен в коллекции Якова Перемена был Амшей Нюренберг – восемнадцатью работами. Художник дружил с коллекционером почти десять лет.
Амшей Нюренберг. Дружеский шарж на Якова Перемена. 1918 год
Так и образовалось это собрание, в котором самая ранняя работа, «Алые паруса», датирована 1910 годом
А. М. Нюренберг. 1910. Алые паруса. (название использовано А. Грином для одноименной повести «Алые паруса», 1923 )
В 1910 году Амшей Нюренберг исповедует принципы фовистов. Он осознал завоевания Поля Гогена, он знает заветы Сезанна.. Чувственность его Саломеи (в коллекции две работы: «Завтрак Саломеи» и «Пир Саломеи») – вызов пуританской живописи южнорусских.
Амшей Нюренберг. "Пир Саломеи", 1915 год
.А. М. Нюренберг. 1912. Охота. Античный мотив.
АМШЕЙ НЮРЕНБЕРГ__ Белые паруса. 1916..
Амшей Маркович Нюренберг родился в 1887 году в Елисаветграде, опять-таки в богатой еврейской семье. В 1904 году приехал в Одессу и поступил в училище, учился у того же Костанди. Окончив училище, уехал в Париж, жил в знаменитом «Улье» в одной комнатке с Марком Шагалом. В 1912 году Амшей Нюренберг возвращается в Одессу. Он возмутитель спокойствия, участник всех выставок «левого» искусства, организатор Народной выставки, руководитель оформления города к 1 Мая 1919 года. Тогда же уезжает в Москву. Знакомится с Владимиром Маяковским, работает в «Окнах РОСТА».
А. М. Нюренберг. 1923. Мечеть с мужской фигурой.
В1922 году он организует объединение «НОЖ» («Новая живопись»). В 1924 году открыл выставку акварелей совместно с Р. Фальком и А. Шевченко. А дальше – постепенно засасывающая трясина соцреализма... Амшей Нюренберг умер в Москве в 1979 году
Амшей Нюренберг, Инвалид войны, 1926 год
Амшей Нюренберг__ Буржуазная сволочь_1929–1930 годы
Ташкент. Праздничный день_ Амшей Маркович Нюренберг. Во время Второй мировой войны (1941—1943гг) находился в эвакуации в Ташкенте
*****************************************************
Исаак Малик (1884–1975) родился в Одессе в еврейской семье. С 1907 по 1913 годы жил в Париже и учился живописи в Национальной школе изящных искусств. Из Парижа посылал картины на выставки в Одессу. Участник знаменитых весенних выставок в Одессе 1913 и 1914 годов. Исаак Малик был одним из активных членов и участником всех выставок Общества независимых художников в Одессе. С середины 1920-х годов его имя практически не встречается. В 1933 году Исаак Малик уехал в Москву. Он дожил до 91 года и умер в 1975 году, а художника Исаака Малика не стало в 1933 году , а может и раньше.
Фейерверк в Версале, Малик Исаак Ефимович.
Исаак Малик. Кафе в день карнавала. 1917г.
Исаак Малик. Городок Круты. 1913г.
Исаак Малик Городок Круты
Цветущие деревья, Малик Исаак Ефимович.
Исаак Малик, Адам и Ева
.
Исаак Малик. Базарный день в Крутах. 1919 год.
В его доме никогда не было ни одного рисунка, ни одной картины . В 1963 году двенадцатилетний внук Миша (сын дочери Елизаветы) пришел к нему и сказал, что он поступил в художественную школу и будет художником. Исаак Ефимович на это сказал одну только фразу - "В этой стране нельзя быть художником " . Он никогда никому не рассказывал ничего о годах учебы в Париже и годах успеха в Одессе.
*****************************************
Первый одесский авангард, благодаря Якову Перемену, предстал перед нами во многих творческих ипостасях. Не спутаешь, один раз увидев, И. Малика и И. Мексина, Н. Соболя и М. Гершенфельда. В каждом из них были заключены дрожжи, на которых и должно было расти высокое искусство. Так не случилось. И вина здесь не художников, а общественно-политической ситуации, которая на сорок лет отделила первый авангард от второго одесского авангарда. Но, хотела или не хотела того власть, передача эстафетной палочки произошла: ( вся статья Знакомьтесь: первый одесский авангард )
Все материалы для заметки собраны в сети. В частности : текст
Живопись собрана в инете - моя папка ( в заметку вошло не всё и не всё здесь представленное из коллекции Перемена ) :: Одесские парижане
ПЫ.СЫ . Как вы сами понимаете, здесь далеко не все одесские художники того периода, о которых стоит рассказать. Причины понятны: я не профи , формат у нас не тот, в сети не так уж много о них можно найти , качество репродукций и их размер оставляют желать лучшего..... Пока всё, что смогла собрать, "скроила, сшила " и принесла сюда. Если кого-то заинтересует и захочется узнать больше , вперёд. на покорение инета! )) Удачи вам! и можете принести найденное новое ) сюда-- чтобы дополнить меня. Буду только рада.
Коментарі
рapiллon
120.07.14, 09:45
Нюренберг понравился
Иривика
220.07.14, 09:51
Какой интересный материал! спасибо!
Гість: Стази
320.07.14, 10:39
интересная подборка. понравился Голем.
только не разобрала - кто там дафнис, а кто - хлоя
Гість: Gold62
420.07.14, 22:10
*ros e*
анонім
520.07.14, 22:14
Stihiya
620.07.14, 22:33
Spectatrix
720.07.14, 22:51
Спасибо, Катя, интересный материал.
Ириша Лазур
821.07.14, 11:13
ой... не моё...
с любовью
921.07.14, 11:27
Умничка и трудяжка
Aleks*N
1021.07.14, 11:30