"Нужно привыкать к мысли, что люди беспрестанно
творят. Каждым взглядом, каждым вздохом, каждым
движением они меняют течение космических волн...
Но мы забываем, что мы оставляем форму каждого
движения нашего..."
( "Иерархия", § 75 "Учение Живой Этики" )
направлению творчества Рериха и его взглядам на искусство. И все же мотив суровой кары, отражая несогласие художника с существующим строем жизни, органически вошел в его живопись.
"... Еще в 1912 году он начал одну из наиболее значительных живописных серий – так называемую Предвоенную или, как о ней иногда пишут, Пророческую. Картины этой серии представляют собой апокалипсические видения, своеобразные вещие сны. Образы их многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой."
...Яркое воображение и предчувствие художника иногда выражаются в его творчестве как символические пророческие картины будущего. В 1912—1914 гг. он создал так называемый пророческий цикл картин, предрекающий страшную катастрофу человечества — первую мировую войну.
...«Ангел Последний» — грозная кара небес, вестник судного дня держит в руке копье среди пламенеющих облаков и земли, охваченной огненной стихией.
"... В работе «Ангел последний» (1912) в полную силу звучит мотив возмездия. Над землей, объятой пожаром, — ангел, окруженный огненными клубящимися облаками."
. ..Искания философские тревожат дух мастера, он углубляется в себя, душа ведет его все выше и выше, все таинственней и таинственней ее прозрения. Он обращается к самодовлеющим большим полотнам... Ему предстают видения грозные и неведомые доселе...
...В начале ХХ века в творчестве Николая Рериха появляются символические образы Града Небесного (Белого города), а затем града обречённого.
...Белые стены и башни — в огненных клубах и языках пожарищ — возникают в 1912 году и на картине «Ангел Последний»4. И тот же ангел, что и в «Сокровище ангелов», стоит с копьём и щитом, только одежды его из белых стали алыми.
4 Повтор сделан в 1942 г.
Источник: http://voshod.sibro.ru/
...«Ангел Последний» — грозная кара небес, вестник судного дня держит в руке копье среди пламенеющих облаков и земли, охваченной огненной стихией. ...и «Ангел последний» — непреклонно стоящий среди клубящихся огненных облаков, над землей, пылающей последним пламенем:
...И пролетит над землею
Ангел конца,
Грозный, прегрозный!
Красный, прекрасный!
Ангел последний.
Так грезилось художнику еще в 1912 году.
Рерих не случайно в самом начале 30-х годов XX столетия обратился к нравоучительному сюжету о гибели платоновского континента. «Плоды» механической цивилизации, разрушение природы, культ золотого тельца, духовное одичание, становление фашизма, разгул воинствующего атеизма – всё это тёмное и низменное, расцветая махровым цветом, привело к такому обострению ситуации на планете, что давало достаточно оснований приравнять наше время к последним дням Атлантиды. Казалось, всё говорило о приближении Армагеддона – предуказанной древнейшими пророчествами и писаниями всех народов конечной битвы между силами Света и Тьмы, о наступлении «Великого Дня Суда Божьего». И Рерих в некоторых своих произведениях языком живописи воплощает известные апокалиптические видения Иоанна Богослова. Это картины «Ангел последний» (1912) и «Последний ангел» (1942) и «Армагеддон», созданные в 1936, 1940 и 1941 годах.
Как говорится в Апокалипсисе, Святой Иоанн увидел «Ангела сильнаго, сходящаго съ неба, облеченнаго облакомъ; надъ головою его была радуга, и лице его какъ солнце, и ноги его какъ столпы огненные» (Апок., 10–1). Таким же сияющим и воинственным предстаёт иконописный Архистратиг в раннем произведении Рериха 1912 года. Художник будто поднялся над землёй и прямо перед собой узрел Ангела, вставшего во всё небо. В руках у него копьё и щит. Светящееся облако с закрученными клубами Рерих рисует по-восточному, так же, как это делал Леонардо, в виде зубчатых декоративных завитков. Огонь, повергнутый на землю Ангелом, произвёл мировой пожар, землетрясения, громы и молнии. Объяты пламенем города со скопищем людей, но по-прежнему цветут девственные луга и стоят высокие горы. Копьё Архистратига поднято вверх, указывая на небо. Пока это только высшее предупреждение. Его необходимость для человечества остро осознавал художник в преддверии Первой мировой войны.
«"Армагеддон" - апокалипсический сюжет, трактуется так же как и "Ангел Последний". Своего рода предупреждение о катастрофах, которые неизбежны в том случае, если человечество не пойдет по правильному пути».
Коментарі
Гість: SerrGor
111.09.13, 01:35
Ариаднынити
211.09.13, 19:10Відповідь на 1 від Гість: SerrGor
Гість: Dorra
311.09.13, 19:45
*spasibo * Я читала где-то,что действительно,картины Николая Рериха были пророческими.
Ариаднынити
411.09.13, 20:00Відповідь на 3 від Гість: Dorra
Так и есть. Творческие люди имеют тонкую структуру души, интуицию, часто обладают развитым ясно-пониманием, ясно-чувствованием, ясно-видением и иными "ясно-".Vivyenn
512.09.13, 01:14
Рушат больше....
Спасибо за экскурс.
Vivyenn
612.09.13, 01:18
Мне сон снился о конце света. Там такое небо было....красок не хватит описать. И не только мне.
Гість: Комендор
712.09.13, 20:38
Ариаднынити
813.09.13, 13:46Відповідь на 5 від Vivyenn
Люди, действительно, занимаются больше саморазрушением...Спасибо!