Андрей Рогозин О стиле в фотографии.

  • 02.09.12, 12:36
Из чего складывается стиль и к чему это приводит. 

Для начала давайте разберемся с тем, что же, собственно, такое - стиль. Вот вам классическое такое определение: СТИЛЬ в изобразительном искусстве (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма) – единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д. Ну, в целом есть неточности, но для отправной точки рассуждений сойдет, только я перефразирую чуть-чуть для легкости рассуждения в рамках сегодняшней статьи: стиль - это совокупность признаков, делающих работу мастера узнаваемой. Вот, так проще. Совокупность признаков все же как-то легче крутить и рассматривать со всех сторон, чем единство морфологических особенностей. Надо сказать, что далеко не все признаки из тех, о которых мы говорим,обязательно должны быть постоянны и неизменны в рамках одного стиля - это не так. Совокупность их должна быть узнаваемой - это да. Но частности могут и "плавать". Итак, что же это за признаки? Очевидным образом, их можно разделить на несколько групп, некоторые из которых я перечислю: технические, эстетические, этические и социальные, интенционные. 
    • Технические - ну, тут все просто. К этому классу признаков относится все, что касается физической стороны созданного артефакта. Способ демонстрации - классический или мультимедийный. Размер отпечатка. Технология печати. Цветность работы. Технологические особенности съемки: фокусное расстояние, формат, носитель, ГРИП, дистанция съемки, ракурс и т.п.. Технологические особенности обработки: способ проявки пленки или ковертации RAW, цифровая пост-обработка во всем своем богатстве - от технической до художественной ретуши и т.п.. Ну, я надеюсь, вы поняли мою мысль. Однако, зачастую это самые слабые и, как это ни парадоксально, самые маловажные стилевые признаки.

    • Эстетические - тут уже все чуть сложнее. Эстетизирует ли автор свои работы или нет? Если да, то какие приемы он применяет для этого? Какой системы представлений о теории гармонии автор придерживается и насколько жестко он позволяет ей регламентировать рамки возможных решений? Принадлежит ли автор к какому-нибудь более обширному стилю, или его работы абсолютно уникальны и не вписываются в рамки ни одного из существующих эстетических императивов? Конечно, можно было бы долго и занудно перечислять конкретные признаки: трети или золотое сечение? квадрат или 2:3? собранная гамма или контрастная? приглушенные тона или яркие? линейный или живописный стиль заполнения изобразительной плоскости? плотное или разряженное заполнение изобразительной плоскости? открытая или закрытая форма? Но это может занять не один десяток страниц, так что бог с ними, с частностями, давайте все же будем рассуждать более общо.

    • Этические и социальные. Ооо! здесь уже все становится гораздо, гораздо интереснее. Дело в том, что именно в этом сегменте признаков лежит фундамент стиля. Технические и эстетические признаки - лишь следствие мировоззрения автора, его отношения к жизни со всеми ее сложностями за рамками фотографии. Что важно для автора? Волнует ли его добро и зло? Важно ли ему, в каком государстве он живет, за что он борется и против чего - или для него социальная борьба как таковая просто пшик и нечто настолько неважное и незаметное, что он даже не поймет о чем вообще речь? Он провокатор или консерватор? Он думает о вечном и старается отринуть повседневное или он ищет красоту в каждом мгновении, пытаясь и в уличной грязи увидеть Бога? Или он пытается доказать, что Бога нет? Какую форму имеет душа нашего автора, если можно так сказать? И какие комплексы, мании, фобии и детские травмы управляют им? (Вспомните, например, Диану Арбус и подумайте о том, что ответ именно на этот вопрос является основой для описания и расшифровки ее стиля).

  • Интенционные. А это - еще одна основа возникновения стилевых признаков из первой и второй групп. Зачем автор снимает? Принципиально, только и исключительно для себя или под заказ? Чье мение важно автору, на кого он ориентируется в первую очередь при работе над своими произведениями? (На самом деле, нет более дурацкого вопроса, чем "что вы хотели этим сказать?" - постановка этого вопроса во главу угла говорит о глубочайшем непонимании искусства как такового. Для чего вы это сделали - вот вопрос, из ответа на который должно исходить. Когда есть ответ на него, когда понятна мотивация автора, когда фактически выстроена система координат, в рамках которой он творит, можно уже задавать вопрос "что вы хотели этим сказать" - и то, в первую очередь такая постановка вопроса говорить лишь о том, что спрашивающий не понимает языка, на котором говорит автор. Но я отвлекся.) Что заставило автора взять и нажать на кнопку? А потом продемонстрировать свою работу - вот вопрос, честный ответ на который может раскрыть и обосновать все остальные принаки, вплоть до того, на какой машине напечатана та или иная фотография.

Хм. Давайте будем чуть более конкретны и рассмотрим как и почему формируются стилевые особенности у автора, создающего прикладные фотографии.

Прикладная фотография.
    1. Срочность выхода на рынок. Это один из очень сильных интенционных факторов, влияющих на все остальное. Представьте себе две ситуации: одному автору нужно начать зарабатывать за год (до этого он всерьез никогда не снимал), а у другого есть 8-10 лет на то, чтобы найти для себя подходящую рыночную нишу. У первого автора нет шансов на выход на рынок со своим стилем - за год стиль не формируется. Год нужен на элементарное освоение технологии до уровня "на троечку". В результате, если автор и пытается искать стиль, это будет лишь имитация и грубый, корявый синтез из работ других авторов, этакая химера ужасного вида. Но, что важнее всего, ни технические, ни эстетические признаки не могут за столь короткий срок прийти в согласие с этическими и социальными. За такое время связь не устанавливается, а обеспечить ее в командо-приказном порядке просто невозможно. Результат - низкая узнаваемость работ, отсутствие цельности видения, вынужденное копирование чисто технических и слабых эстетических признаков работ более состоявшихся авторов. У второго же автора все в этом смысле гораздо лучше - он успеет перепробовать массу всего, понять и отказаться от всего, что ему чуждо, профильтровать тонны материала и найти свой собственный сплав технологии и внутренней правды. Стиль в этом случае будет органичен, узнаваем, целостен и внутренне гармоничен, каким бы жестким или мягим он ни был по простым формальным признакам.

    1. Область приложения сил. Чем уже область приложения сил автора, тем четче его стиль. Чем больше талант автора, тем большее количество тем он может затронуть, не разрушив целостности своего видения. Если автор вынужден выходить на рынок быстро, то для обеспечения необходимого уровня заработка на сегодняшний день в России он вынужден работать в широком поле, что крайне негативно влияет на формирование целостных связей внутри стиля.

    1. Широта рынка в данной тематике. Чем шире рынок, скажем, съемки людей, тем меньше искусственных ограничений, которые могут исказить стиль или вообще не дать ему сформироваться. Представим себе простую ситуацию - нет спроса ни на что, кроме портрета на доску почета. Вообще. У скольких людей получится органично создавать портрет, оснвой этики которого является гордость за профессиональную состоятельность? И скольким авторам это будет все это ужасно мерзко, противно и вообще вызывать тошноту? Но ведь другого спроса нет (в нашей гипотетической ситуации), а зарабатывать приходится именно этим - или бросать фотографию вообще. Процент состоявшихся авторов будет крайне низкий, все остальное будет полной бездушной халтурой (вспомним черепушников и наши детсадовские и школьны альбомы…). Если же рынок широкий, если есть спрос на моду разного толка - от гламура до треша, если есть лайфстайл и хипстерство, если есть парадный лубочный московский портрет и колосовский монокль, если есть свадьбы разного толка, детская фотография - от рублевки до Ницы, найти свою картинку, которую ты будешь любить и верить в нее (т.е. социальные и этические принципы не будут вступать в противоречие с техническими и эстетическими) будет намного, намного проще. Иными словами, чем шире рынок в рамках какой-то конкретной тематики, тем при том же количестве игроков будет больше успешных авторов с узнаваемым стилем и раскрывшимся талантом.

    1. Есть или нет формальное обучение. Формальное обучение - это не хорошо и не плохо. Это по-другому. Формальное обучение - это некий гарантированный (при условии желания студента) объем знаний по технологии (что расширяет возможность выбора "своего", а не "по-другому не умею"); более широкая культурная платформа, которая позволяет уйти (если есть внутренняя необходимость) от стереотипов среды общения, которой принадлежит автор (т.е. тоже расширение границ возможных стилевых решений); вхождение в определенную среду/тусовку, внутренний язык которой сильно влияет на формирование стиля; облегчение поиска работы - за счет контактов в своей профессиональной среде. В условиях сформировавшегося рынка формальное обучение зачастую является необходимым условием выхода на рынок (замечу - не достаточным, а необходимым!), на диком рынке, вроде нашего, таковым не является. Минусом формального обучения является как высокая его стоимость, так и увеличение срока выхода на рынок. Также минусом является возможный контакт с плохими педагогами, который приводит не к расширению возможностей по формированию своего стиля, а к его радикальному сужению.

    1. Что входит в стиль коммерческого фотографа? Формальных признаков очень много, поскольку очень уж разные бывают профессиональные фотографы - от военных репортеров до рекламщиков. Тем не менее, вот небольшой список тех стилевых особенностей, которые встречаются сегодня довольно часто: 
        • Поэтизация или брутализация действительности.

        • Стремление к созданию обобщенных дидактических знаков или поиск выразительной случайности.

        • Дидактичность или отстраненность видения.

        • Акцентирование света как самостоятельного эстетического объекта.

        • Акцентирование формы как ценностной основы работы.

        • Эскапизм, выраженный средствами пост-модерна.

        • Выраженная линейность основных изобразительных инструментов, отказ от живописности в пользу плакатности.

        • Идеализация лица и фигуры, даже вопреки физиологии и здравому смыслу.

        • Применение приемов, характерных для живописи - например, сведение реального колорита снимка к практически монохромной гамме, например неполное тонирование под сепию или модный сейчас "янтарь".

        • Смешение фотоснимка и 3D-графики.

      • Компьютерный сюррелизм как стиль обработки (я бы только не относил это дело к фотографии, это уже просто другое искусство.)

    1. К чему приводит наличие стиля съемки?
    2. Тут все просто, на самом деле. Стиль - это отсутствие внутреннего протеста и конфликта при создании кадра (у постоянно снимающего автора) при наличии того самого единства морфологических признаков (если понимать под ним технические и эстетические признаки). Нет внутреннего дискомфорта - есть пространство для развития, есть удовлетворение от картинок, есть стабильный предсказуемый результат. Если стиля нет… каждый следующий кадр - как выстрел из нового оружия. Вроде уже и привык, что бабахает, но все равно никуда не попадаешь. Для того, кто учится - это супер состояние, можно попробовать и найти конкретно свою "пушку". Для работающего автора это невозможность сформировать пул клиентов и вывести ремесленный навык на приемлемый уровень. В рамках маленького, дикого рынка, с нетребовательным клиентом и малым объемом съемок в каждом поле работы наличие стиля никакого выигрыша не дает, скорее наоборот. В рамках широкого, цивилизованного высокоуровневого рынка отсутствие стиля означает прозябание в самом нижнем ценовом сегменте. 


      Сформировать стиль искуственно практически невозможно. Вернее, это будет явная, повторюсь, химера - создание негармоничное, угловатое, нежизнеспособное и ядовитое в своих плодах. Стиль требует времени и внутренней честности. Стремиться все снимать под углом или моноклем или на пленку потому что "это круто, у нее есть воздух" - это не работа по формированию стиля, это в лучшем случае подражание чьим-то работам, а в худшем - просто попугайство и оппортунизм. Стиль складывается из съемки "без оглядки", в идеале при отсутствии технических ограничений (что практически невероятно, но более-менее прибилижено к правде в условиях длительного формального обучения). На практике же стиль у совсем молодых фотографов в 99% случаев формируется под влиянием той среды, к которой они принадлежат (субкультурные стили); у людей, вошедших в это искусство позже - под влиянием более академических источников информации (обучение у конкретных педагогов или источники самообучения + фоновый уровень культуры). 


Что же со всем этим делать? Ну... ответ простой - расширять свои возможности, навыки, понимание культуры (и чем вы моложе - тем активнее) и при этом сужать этические и эстетические критерии, ориентируясь чем дальше, тем больше на свой талант и видение мира. Как-то так.

Скучные фотографии

СКУЧНЫЕ ФОТОГРАФИИ
http://www.info-cam.ru/index.php?go=Content&id=161

Petteri Sulonen, Helsinki                                                                                  

                                                                                                                                                                      "Сторонись клише" (Michael Johnston)

Одна из самых смешных книг про фотографию, встречавшихся мне в последние несколько лет — очень маленький, коричневый, неброский томик от Phaidon. Он называется "Скучные открытки". Мне кажется, что немецкое название "Langweilige Postkarten" даже более вызывающее. .

Это коллекция скрупулёзно подобранных, тщательно отпечатанных... скучных открыток. И всё же парад бензоколонок, вагонов-ресторанов, супермаркетов, автомагистралей, аэропортов, и прочих исключительно нефотогеничных объектов, часто сфотографированных без малейшей доли старания, невероятно веселит, будучи представлен в виде коллекции.

Скучная фотография из "Скучных открыток". Типа концептуальное искусство? Подписи гласят "Вирджинский ресторан, Виллиамсбург, Вирджиния", и "Знаменитый Блю Гриль на U.S. 40, Св. Эльм, Илл." (Нет, это не нарушение авторских прав; это "производная работа". Между прочим, авторское право на открытки уже истекло, и сама книжка даже не имеет упоминания об авторских правах.)

Но всё же, из большинства скучных фотографий книжки не получится, даже если их собрать вместе. Они просто слишком скучные. Настолько скучные, что даже толстый слой иронии в публикации не дал бы достаточного контекста, чтобы сделать их интересными. Анатомия скучной фотографии Скучные фотографии — не те, о которых вы могли сначала подумать. Фото из домашнего альбома не скучные. Наоборот, они — одни из самых интересных фотографий, особенно если альбом принадлежит вам или вашему знакомому. Ни с чем не сравнимо ощущение перелистывания страниц альбома, карточки постепенно желтеют и блекнут с каждым визитом. Фотоальбом — это сгущённая память: как "кипу", узелковое письмо инков, он понятен только в присутствии человеческой памяти, заполняющей пустоты, но мистически пробуждает воспоминания даже в её отсутствие. Я скорее буду листать чей-то семейный альбом, чем пойду на выставку, полную претенциозных, больших... скучных фотографий.

Скучные фото? Никогда в жизни! Вы говорите о моих друзьях. И обо мне. Полузакрытые страницей — молодожёны Коссу и Оути, на странице слева, в дурацких кроссовках и смешной шляпе — я, возможно в один из моих заездов в Санкт-Петербург, пьющий сразу две банки Невского, чтобы сэкономить время (ну и денёчки были!), и справа — Энди, Санна, Ярмо и я. Энди мой лучший друг, он скоро женится, и я по случаю съезжу в Монтану.

Фотография стоит одной ногой в искусстве, а другой в утилитарности. Большинство фотографий строго утилитарны — у того, кто сделал снимок, было совершенно определённое намерение, будь то сохранение памяти, документирование новостей, или продажа зубной пасты. Этот вид фотографий редко бывает по-настоящему скучным. Им это не позволено, иначе они не смогут служить своей цели. Скучная фотография процветает в царстве так называемого "изящного искусства" — то есть фотографии, чья основная причина существования есть "вещь в себе". "Dinge an sich", добавили бы люди, которые дали нам Langweilige Postkarten.

Закат, волны разбиваются о камни, низкие облака, что ещё нужно? Хотя, нет гор.

Что-то ужасное происходит с людьми, когда они вдруг осознают, что камера в их руках может воспроизводить вещи, которые существуют сами в себе. Они вдруг перестают снимать интересные фото — фото, которые заполняют их альбомы, рассказывают истории, пробуждают эмоции, сохраняют память. Они начинают делать бесконечные макро цветов и портреты уток. В конце концов, по мере того как они прогрессируют в том, что они считают искусством фотографии, они могут дойти до мягких, дымчатых портретов жеманных женщин (одежда по желанию), чёрно-белых, уныло освещённых и тщательно облагороженных обнаженных моделей с совершенными телами на чёрном фоне, орлов, распахивающих крылья в зоопарках или диких заповедниках, мотобайков, закладывающих крутой поворот на трассе, пейзажей "золотого часа" с горами и водой, или макро букашек. В конце концов кто-то из них может понять тщетность всего этого и стать бунтовщиком, снимая злые серии плохо экспонированных, зернистых и мутных изображений ни о чём, или одевая жеманных девиц в винил и штукатуря их косметикой, и называя это "фетишной фотографией". Зайдите на Photosig, и вы гарантированно увидите тонны таких картинок и на странице "Featured Photos", и на странице "Photos". И, конечно, откройте любой форум на DPReview, и почти наверняка там будет как минимум один тред с цветочным макро на первой странице. Жвачка для глаз. Я только что посмотрел: на странице Featured Photos — четыре дымчатых жеманных женщины, включая одну в свадебном платье, одна уныло освещённая обнажённая модель, два горных пейзажа "золотого часа", одна утка (из заповедника), одно макро (с двумя букашками), один раллийный автомобиль, мчащийся по дороге, и одно какое-то мутное фото ни о чём. Также один кривляющийся ребёнок, который смотрелся бы очень интересно в домашнем альбоме, два штормовых пейзажа... и одна действительно хорошая сцена в книжной лавке, с леди, погружённой в раздумья и интересным светом из окна.

Букашка и цветок в одном кадре, ну и ну!

Скука и больше камер Ничего особенно плохого в скучной фотографии нет. Это даже может быть весело; технические сложности делают процесс съёмки интересным (хотя бы временно), и всегда есть удовлетворение от знания трюка — глядя на скучные фотографии других людей, можно сказать, "Ага! Я знаю, как он это сделал!" Но всё же, с течением времени это становится всё менее выносимо. Большинство фотографов-любителей являются технолюбами в большей или меньшей степени. Я знаю нескольких, кто не такие, кто годы и годы использует один и тот же старый потёртый Никон и единственный объектив. Я бы хотел думать о себе как о попадающем в ту категорию, но увы, это не так — я такой технолюб, какой только бывает. Я бы потратил весь свой доход на камеры, если бы у меня не было жены, чтобы напоминать о более важных вещах в жизни. Вопрос, почему? Я считаю, что подспудной причиной является неосознанное неудовлетворение, которое приходит после того, как вы перестаёте делать хобби для себя и начинате делать его для других. Без разницы, сколько цветочных макро или дымчатых девушек вы сняли, после первого толчка, как только вы получили их именно такими резкими, или дымчатыми или жеманными, как хотели, вы заканчиваете тем, что смотрите на них и ощущаете смутную пустоту внутри. И тогда естественный импульс — заполнить эту пустоту покупкой большего количества восхитительного оборудования, которое предлагают нам со всех сторон. Что нам взять для заполнения пустот, В которых грохочут голодные волны? Выйдем в плавание по морю лиц В поисках новых аплодисментов? Купим новую гитару? Заведём машину помощнее? Из "Пустоты", Roger Waters Что плохо в покупке новых камер (или объективов, вспышек, чего угодно) — это работает. Во всяком случае, недолго. Пока вы играете с этим, вы идёте и снимаете. Так как ваша новая игрушка отличается от старых, вы делаете всё по-другому, и получаете кое-что, не оставляющее у вас пустоты внутри. Потом вы опять начинаете думать про других людей, возвращаетесь в колею, и начинаете выдавать ещё цветочные макро и дымчатых девушек, и пустота внутри начинает расти снова, и вы начинаете хотеть ещё какую-нибудь часть оборудования, и в один прекрасный день ваш кошелёк оказывается достаточно толст, и вы, более не в силах себя сдерживать, идёте и покупаете, и получаете ещё один толчок, от которого в следующий раз лишь легче поддаться. Где-то посреди пути пустота может превратиться в горечь, и вы начнёте делать ехидные комментарии к размытым изящным картинкам, или плохо сфокусированным технически плохим картинкам, или людям с неправильной маркой камеры. И всё это время — ещё цветочные макро и дымчатые девушки.

Плохо экспонированное и размытое изображение ни о чём. Ну, разве что о потрескавшихся бетонных плитках. Наверно, если бы я назвал его "Конкретная абстракция", это должно было стать аллегорическом описанием урбанистического разложения и долгой дороги к дому...

Когда-нибудь вы можете подумать "да пошло оно всё!" и начать производить мутные, зернистые, уродливые картинки ни о чём, и получить временную энергию от свержения всех идолов, которых вы так упорно создавали, пока не осознаете, что теперь вы следуете просто другому набору соглашений, чтобы понравиться другой толпе, только теперь это меньшая толпа, которой нравится носить чёрное, много курить и отвисать в кафе. И всё это время маленький креативный вы, который первоначально и затянул вас в хобби, хнычет в каком-нибудь сыром, пыльном, затянутом паутиной углу вашей души, отверженный и забытый, не имеющий другого способа быть услышанным, кроме как посредством этого чувства пустоты, тишины, которую вы отчаянно пытаетесь заполнить щелчками затворов и мегапикселами и объективами с флюоритовыми элементами и принтерами формата А3+, и осветителями Alien Bee и старыми потёртыми Лейками. Оно нам надо? Главный Вопрос. Вопрос, с которым многие из нас столкнутся, рано или поздно, возможно после того, как пустота вытянется в иголку разочарования, замаскированного под злость, в ту ночь, когда мы слишком много выпьем и устроим костёр из наших негативов или компакт-дисков или на чём там мы храним наши драгоценные "работы". Зачем? Зачем мы тратим такое непомерное количество времени и усилий, думая о камерах, обсуждая камеры, оперируя камерами, покупая камеры, продавая камеры? Это ли завлекло нас в фотографию сначала? Обычно причины не назывались или не формировались сознательно; чаще они просто забывались. Моё первое ощущение фотографии как чего-то в себе случилось, когда мне было 10 лет и мой отец сделал несколько отпечатков с чёрно-белой плёнки, отснятой во время его путешествия в Америку. На этих кадрах были косатки. Я был вместе с ним в тёмной комнате, и наблюдал, как медленно появлялись чёрно-белые силуэты. Я до сих помню восхищение и чувство, что я должен этому научиться.

Это я снял в 12 лет. Мы были на школьной экскурсии на ферме. Я позаимствовал родительскую Минольту и делал снимки как сумасшедший. Правую линзу на моих очках пришлось заменить, потому что она была исцарапана видоискателем так, что я не мог сквозь неё смотреть. Потом я потратил все выходные на печать, потому что я продавал отпечатки всему классу, где-то по 25 центов за карточку. Это мой одноклассник Томми на картинке, а девочку зовут Оути... или нет? Не могу сказать по фотографии; имя просто всплыло в моей голове. Может быть, негативы ещё где-то лежат; это фотография фотографии...

Вначале фотография инстинктивна. Некоторые люди так талантливы, что им больше ничего не нужно; только талант и опыт. Остальным нам придётся когда-нибудь начать сознательно работать над тем, что мы делаем, будь то внимание к композиции "по правилам", препарирование работ наших любимых фотографов, назначение заданий самим себе ("одно фото в день, каждый день, с одним объективом и одним типом плёнки; ни больше, ни меньше"), вступление в фотоклубы по камерам, или отправка наших работ на Photosig. Всё это начинает тянуть в сторону лести. Большинство из нас поддаётся ей в один момент или другой. Некоторым никогда не удаётся высвободиться из обманчивых оков цветочных макро и дымчатых девушек. А другие превращают свою страсть в профессию, и начинают снимать цветочные макро и дымчатых девушек за деньги, для клиентов, так же закованных в невидимые цепи общих соглашений. И с каждым щелчком затвора наш маленький персонаж отступает всё дальше в паутинные закоулки души. Но так или иначе, многим удаётся освободиться. Они подходят к точке, где задают себе Главный Вопрос. Тогда они или находят какие-то ответы и снова начинают делать интересные фотографии, или бросают фотографию совсем, или находят вдохновение в его поисках. Задать вопрос — вот в чём ключ. Ответы потом не имеют особого значения. Форма искусства для всех остальных нас Очень немногие из нас обладают способностью приставить карандаш к бумаге и изобразить что-нибудь хотя бы отдалённо интересное. Моя сестра умеет это. Её парень умеет это даже лучше. Он из Австралии, Hin Chua. Искра прометеева огня ярко горит в них обоих. Им не нужна фотография, хотя они на самом деле бывают в ней весьма хороши. Для настоящего, ревностного художника, фотография — это носитель среди других носителей. Для остальных это один из немногих путей, которым мы можем получить объект художественной ценности. Даже полностью случайный снимок может быть интересен, а технологии так просты, что требуется лишь несколько дней для тренировки и инструктажа, чтобы получить базовые навыки сознательного получения изображений. Даже этот уровень технической осведомлённости совсем необязателен — с современными камерами простое "навёл и щёлкнул" может создать произведение искусства, такое же ценное до последнего кусочка, как и Давид, кропотливо высеченный из мраморной глыбы. Фотография — форма искусства, наиболее подходящая для нас, некреативных людей. Она из всех искусств производит свои работы в прямом, физическом соединении с внешним миром — а мир сам по себе интересен. Фотографу не нужно быть креативным гением, чтобы сделать интересные или художественно ценные объекты — он просто должен замечать всё интересное, что происходит в мире. Чего ему не хватает в гениальности, восполнят его субъекты. Всё, что вам надо для получения интересных фотографий — это выйти в мир и снять их.

2005 © Petteri Sulonen (текст, фото) 2006 © www.x3photo.ru (перевод на русский язык)

Материал размещен по рекомендации участника Zebra

www.x3photo.ru, www.photo-element.ru