Сергей Гавриленко. "Мы работаем по дневникам человека"
- 17.03.20, 09:54
27 июня 2009 года исполняется 300 лет со дня Полтавской битвы, которая положила конец затяжной Северной войне между Российской империей и королевством Швеции за властвование над Балтикой. И сейчас, по прошествии 300 лет, эта битва волнует мысли наших сограждан, вызывает споры и широкую палитру трактовок хода тех далеких событий. Не остаются в стороне от изображения Полтавского сражения и кинематографисты. Можно вспомнить кинопостановку Владимира Петрова “Петр Первый”, 1937 г., с Николаем Симоновым в главной роли, грандиозное полотно Юрия Ілленка “Молитва за гетмана Мазепу”, 2001 г., демонстрация которого на экранах вызвала не одну бурю эмоций у зрителей. И вот, в 2009 году свою точку зрения предлагает творческая группа "Летопись". В данный момент участники группы проводят съемки документального фильма, посвященного 300-летию Полтавской эпопеи "Комендант Полтавы. Дневник обороны крепости" (рабочее название). Пользуясь тем, что в «Моем мире» я общаюсь с режиссером будущей картины Сергеем Гавриленком, я спросила у него, о чем фильм «Комендант Полтавы. Дневник обороны крепости»? Сергей Гавриленко на на сторожевой башне крепости Полтава. Апрель 2009 – Этот фильм расскажет о героизме защитников крепости и о личности ее коменданта - полковника А.С. Келина. Фильм снимается по дневникам Алексея Степановича Келина, которые он вел в осажденной крепости Полтава, в период ее осады, с 1 апреля по 25 июня 1709 года. Картина выйдет 10 июня этого года, и будет распространяться на DVD-дисках в музеях и культурных центрах, а также в храмах русской Православной церкви, в Москве, С-Петербурге и Полтаве... – Знаете, Сергей, Вы рисковый человек. И Полтавская битва, и сами главные участники этой битвы – Петр, Карл, Мазепа – имеют сегодня неоднозначную историческую оценку... Мне кажется, очень трудно сегодня удержаться на грани фола в трактовке всех этих событий... Я, например, не решилась бы на такой шаг, как снять фильм об этом. Пожалуйста, скажите немного о своей позиции в трактовке Полтавской битвы. – Моя позиция в трактовке Полтавской битвы однозначная: я документалист и работаю с документами. Нам приходиться очень глубоко погружаться в материал периода, о котором мы снимаем фильмы, и в данном случае мы работаем по дневникам человека, который возглавлял оборону крепости Полтава и то, что он писал о шведах и о запорожцах, которые перешли на сторону Мазепы, – это исторический факт. Полтавская битва, это не только победа русского оружия, это победа славян над завоевателями. У нас, в фильме, есть небольшой эпизод с Мазепой и он, увы, говорит не в его пользу... – Интересная информация. Но меня интересует, каким же будет эпизод о Мазепе??? Оговорюсь, моя позиция относительно этой исторической личности неоднозначная, я считаю, что роль этого человека в истории и сам факт его перехода на сторону Карла ХІІ еще не оценен надлежащим образом, мало того, в Украине сейчас одно только воспоминание о Мазепе вызывает много полярных точек зрения, противоречивых, неоднозначных. - Чтобы не было разных кривотолков, даю фрагмент о Мазепе из текста сценария: “В этом году шведский король Карл XII вторгнулся в Россию с войсками; император Петр I готовил ему отпор и, дабы укрепить себя и свое войско надеждою на небесную помощь, вызвал в Харьков священника Иоанна с Каплуновскою иконою Богородицы; он там пробыл две недели. В это время Карл XII дошел уже до Каплуновки и тут расположил свои войска; сам же с гетманом Мазепою поместился в доме священника Иоанна. Некоторые из его буйных воинов хотели поджечь церковь; но солома и дрова, которыми они обложили церковь, не загорались. Карл смотрел на это из окна и с удивлением спросил Мазепу, что это за чудо: почему церковь не загорается? Мазепа вынужден был сказать, что, вероятно, потому, что в церкви находится икона Богородицы, признаваемая чудотворною. По приказанию Карла отыскали в лесу одного из жителей, Григория Жиравля, и привели к королю. На вопрос Карла: «Где теперь ваш царь?» — Григорий отвечал: «Слышно, что стоит с войском в Харькове». Карл спросил: «А икона Богородицы в церкви ли стоит?» — «Нет ее здесь, — отвечал Григорий, — по царскому указу священник с нею в Харькове при армии». Тогда Карл обратился к Мазепе и сказал: «Смотри, церковь и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там нам очень ненадежно будет». В этом эпизоде речь идет об истории Казанской-Каплуновской Божьей Матери, которая благословила войска Петра перед битвой. Это маленькое воспоминание о Мазепе, но достаточно много говорящее о его сотрудничестве с Карлом. – Пользуетесь ли Вы в фильме архивными документами другой стороны, например, запорожскими грамотами, документами, которые свидетельствуют переход Мазепы на сторону Карла ХІІ, устными свидетельствами очевидцев? – Мы просто констатируем один из моментов сотрудничества Мазепы и Карла, в контексте сюжета фильма и не более. – То есть в фильме вы прямо не касаетесь вопроса перехода Мазепы на сторону шведов? – – Нет...У нас фильм об обороне Полтавы. Крепость Полтава, на тот момент не представляла План Полтавской крепости в 1709 году. Экспонат Музея "Поле Полтавской битвы" из себя серьезную преграду для более чем 30-тысячной армии шведов. Для того чтобы понять, какими ресурсами обладала Полтава на момент ее осады? хочу привести еще один отрывок из сценария нашего фильма: «То, что я увидел, не дает мне покоя... Наше положение более сложное, чем даже я мог предположить: несерьезный этот городок Полтава расположен на весьма высоком и крутом правом берегу болотистой реки Ворсклы, близь устья реки Коломак. Левый же берег реки и низинная долина за ним, тянущаяся и переходящая в страшное Дикое поле, покрыты непроходимыми плавнями, осокой и болотом. Укрепления городка, устроенные для отражения набегов крымских татар - слабые: рвы и валы облицованы от осыпания земли дерном, хворостом, плетнями, палисад на валах состоял из ряда вертикально поставленных один возле другого брусьев или бревен с заостренными вершинами и проделанными по высоте человеческого роста бойницами для стрельбы из ружей.» Главным преимуществом гарнизона Полтавской крепости были ее защитники – люди, наделенные силой духа и верой в Бога, царя и Отечество. – А каким образом Вы пытаетесь воспроизвести на экране документальные события? Как Вы работаете с документами? Для экранизации документов мы вводим в фильм постановочные кадры с актерами. Также используем оригинальные рисунки, специально подготовленные для фильма художником-постановщиком Евгением Путрей – Народным художником Украины, соавтором музея Полтавской битвы, Почетным гражданином Полтавы. Кроме того, в фильме используются съемки упоминаемых объектов, которые сохранились до настоящего времени. Например, валы крепости, реконструированная сторожевая башня, окрестности города. – Скажите, Сергей, на какого зрителя вы ориентируетесь? – Мы ориентируемся на аудиторию разной возрастной категории, на тех, кому интересна история Полтавской баталии. – Вы сказали, что картина будет распространятся в Москве, Санкт- Петербурге и Полтаве. Но кроме Полтавы, есть еще другие города, регионы Украины, планируете ли Вы показывать фильм там? – Кроме Полтавы, мы будем рады предоставить фильм в любой из городов или регионов Украины, если у таковых будет на то желание. Пока мы ориентируемся на Полтаву. – Какой же оценки Вы ждете на фильм, если не секрет? – Оценка фильма меня беспокоит как автора, но особенно я на этом моменте не зацикливаюсь, так как для меня и всей творческой группы, прежде всего, важно, чтобы люди узнали о таковом важном событии, как оборона крепости Полтава в 1709 году, без которой Полтавского сражения могло и не быть. – Не боитесь ли Вы критики со стороны, скажем так, оппонентов? - Критики мы не боимся, ибо все, что мы снимаем, снимается по подлинным документам.
Биографическая справка: Гавриленко Сергей Дмитриевич Историк киноискусства, кандидат искусствоведения, режиссер документальных фильмов Автор монографий: «Полтава кинематографическая» и «Третий Рейх: игровое кино – идеологическое оружие власти. Германия 1933 – 1945 гг.» Автор ряда статей по истории кино в прессе Украины и России Автор и организатор выставок по темам истории кинорекламы и кинопроекционной техники в Полтаве и Киеве Соавтор Музея истории кинофототехники мира при НСКУ Режиссер документальных телепередач и фильмов: «Полтава известная и неизвестная», ТРК «Лтава», 1998 – 1999 г.г. «Иконы святой обители», ТРК «Лтава», 1999 г. «Мастера», ТРК «Лтава», 1997 – 1998 г.г. «Н.В.Гоголь. Истоки», ТО «Летопись», 2002 г.
Записала Татьяна Рыженко
Украинский вариант читайте на ХайВей http://h.ua/story/194212/
Источник: https://gloss.ua/
© https://gloss.ua/
Источник: https://gloss.ua/
© https://gloss.ua/
1
Коментарі