хочу сюди!
 

Вікторія

38 років, скорпіон, познайомиться з хлопцем у віці 34-46 років

Ситуация с телевидением в оккупированном Крыму

  • 07.09.21, 13:19

Вечером 9 марта 2014 года вещание украинских телеканалов на территории оккупированного Крыма было полностью прекращено. Вместо них начали вещать российские телеканалы [1]. Какие телестудии сейчас формируют медийный контент для жителей Крыма, и стоит ли верить словам «автономное» или «независимое» в названиях крымских телеканалов, попробует выяснить кандидат юридических наук Андрей Чвалюк.

«Лицензии на телевизионное эфирное вещание» в городе Симферополе, согласно размещенному на сайте «Роскомнадзора» реестру [2], имеют пять российских телекомпаний. Данные предприятия, зарегистрированные в Москве и Санкт-Петербурге, ведут вещание на девяти телеканалах и держат в своих руках 100 % рынка бесплатного беспроводного телевидения. В частности это «Первый канал» (акционерное общество, АО «Первый канал», Москва, ул. Академика Королева, дом 19); «Петербург – 5 канал» (АО «Телерадиокомпания «Петербург», Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, дом 6, литер А); «Матч ТВ» (общество с ограниченной ответственностью, ООО «Национальный спортивный телеканал», Москва, ул. Трифоновская, дом 57А, этаж 4, офис 4-11); «Телекомпания НТВ» (АО «Телекомпания НТВ», г. Москва, Тверской бульвар, дом 9, строение 1); «ТВ ЦЕНТР – Москва» (АО «ТВ Центр», Москва, ул. Большая Татарская, дом 33, строение 1); «Телеканал «Россия» (Россия – 1)», «Российский Информационный Канал «Россия – 24» (Россия – 24)» и «Телеканал «Россия – Культура» (Россия – К)» (все от федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», ФГУП «ВГТРК» Москва, 5-я ул. Ямского Поля, дом 19-21);

Украинские телеканалы, по понятным причинам, в список компаний, получивших «лицензию» на вещание в оккупированном Крыму, не вошли. Однако, еще недавно жители близлежащих к админгранице населенных пунктов Крыма, сохранившие старые аналоговые антенны, могли принимать несколько украинских телеканалов. Правда в плохом качестве, потому, что радиус вещания радиотрансляционной станции «Чонгар» не превышает 60 километров [3].Также на качество приема влияет то, что в непосредственной близости от админграницы с Херсонской областью регулярно курсируют мобильные телерадиовещательные комплексы оккупантов, которые глушат чонгарскую вышку, блокируя украинские радио- и телесигналы [4].

Как сообщает российское «Федеральное агентство новостей» – в Севастополе, на Южном берегу Крыма и в Симферополе сложно уловить аналоговый сигнал с материковой Украины. Но те, кто хотят смотреть украинские каналы, могут это осуществить при помощи спутниковой тарелки. Однако, без оборудования сейчас можно смотреть только бесплатные каналы, а их не так много. Украина год назад «закодировала» сигнал ведущих телеканалов, поэтому чтобы их смотреть, нужно купить украинский ресивер и оплачивать просмотр. В оккупированном Крыму такая техника не продается, да и оплату, наверняка, будет проблематично осуществить [5].

Заместитель министра культуры и информационной политики Украины Тарас Шевченко на недавней пресс-конференции обратил внимание на необходимость учитывать заинтересованность в украинском телевидении жителей близких к оккупированным территориям населенных пунктов. Их спутниковые антенны направлены в сторону оккупантов. И это тоже проблема. Также «неправильным было решение кодировать украинские телеканалы. С точки зрения бизнеса это был плюс. Но с точки зрения доступности их сигнала для украинских граждан, это решение пошло, безусловно, в минус» – прокомментировал Тарас Шевченко [6]. У нас часто интересы бизнеса расходятся с национальными интересами, и поэтому Украина часто терпит на фронтах информационной войны неудачи, которые можно было бы избежать. Недавно Министерство культуры и информационной политики Украины подготовило постановление об уменьшении лицензионных платежей для кабельного телевидения. Однако решение коснется только кабельных операторов Донбасса и про Крым почему-то снова забыли.

Кабельное вещание в Симферополе сейчас представлено якобы 88-ю каналами. Но по факту их количество меньше, потому что многие из них дублируются. Например, кабельный канал «Ювелирочка» внесен в реестр 4 раза (под номерами 24, 25, 27 и 40). Вещатель и оператор связи совпадают, это ООО «ВЕС-Медиа», Москва, ул. Веткина, дом 4, этаж 4, помещение XIII, комната 18. В то время как канал «ShoppingLive» занимает сразу восемь выделенных линий, а последующее распределение сигнала осуществляют четыре разных оператора связи: ООО «Шоппинг Лайв»; индивидуальный предприниматель Расулов Расул Ахлиман-Оглы; ООО Телерадиокомпания «Крымский кабельный канал»; ООО Телерадиокомпания «Симферопольское кабельное альтернативное телевидение». Перекрестное дублирование может быть создано как для обеспечения надежности работы крымского интернет-магазина, а может иметь под собой и какие-то другие, более значимые для оккупационной «власти» цели.

В большинстве своем услуги по кабельному вещанию на территории оккупированного Крыма предоставляют предприятия из Москвы и Санкт-Петербурга. Отдельные лицензии выданы захватчиками для ООО из Смоленска, Казани, Нижнего-Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска, Уфы и города Лермонтова, что в Ставропольском крае. Каналов с крымской регистрацией единицы, это «Славянскiй МIPЪ» (вещатель ООО «Славянский мир», Белогорский район, село Кривцово, ул. Кольцевая, дом 3, операторы связи ООО «КРЭЛКОМ» и уже упомянутый ИП Расулов Расул Ахлиман-Оглы); «Первый Крымский» (вещатель «автономная некоммерческая организация» «Телерадиокомпания «Крым», Симферополь, ул. Студенческая, дом 14, оператор связи ООО «Трител-Крым»). Толи новостей по Крыму не так много, то ли мощностей не хватает, но факт остается фактом. «Свято-Симеоновское Архиерейское подворье» как религиозная организация из Екатеринбурга, относящаяся к Русской Православной Церкви Московского Патриархата, имеет на полуострове такое же количество кабельного эфирного времени, как все симферопольское телевидение вместе взятое.

Как мы уже писали ранее [7], «подпрограммой № 2» «Развитие республиканского государственного телерадиовещания» «Государственной программы Республики Крым» «Информационное общество» на 2016-2018 года, 15% всего радио- и 25% всего телеэфира «на законодательном уровне» планировалось выделить на поддержку культа личности крымских коллаборантов. В 2018 году «программу» продлили и выделили еще почти 2 миллиарда рублей «бюджетных средств» на увеличение в общем эфирном времени вещания «Телерадиокомпании «Крым» «доли теле- и радиопрограмм о деятельности Главы Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, событиях общественно-политической жизни, а также социально-экономическом, культурном, общественно-политическом развитии Республики Крым». Эта цитата означает, что надменные лица коллаборантов будут мелькать на экранах крымских телевизоров еще чаще, а те, кому они приелись, всегда могут переключиться на «Православный телеканал «МузСоюз» «Свято-Симеоновского Архиерейского подворья».

В числе медиа, осуществляющих вещание на территорию оккупированного Крыма, часто упоминают телеканал «Дом», созданный на базе государственного телеканала иновещания Украины UATV. «После того как «Дом» начал вещать на Крым и оккупированные территории Донбасса, телеканал стал мишенью для российских дезинформационных кампаний, а также столкнулся с фактами блокирования сигнала», – рассказывает редактор канала Алексей Мацука [8]. С 1 марта 2021 года выйдя на спутник ASTRA-4A и включив 10 новых передатчиков «Дом» расширил свое вещание. Благодаря чему его видят практически все города оккупированных территорий, как Донбасса, так и Крыма [9]. Однако российские медиа [5] продолжают опровергать тот факт, что сигнал телеканала «Дом» принимается спутниковыми антеннами в Симферополе.

Сложной остается ситуация с телевещанием на языке коренных народов Крыма. Ранее на полуострове работали частный крымскотатарский телеканал «ATR» и радиостанция «Meydan», которые прекратили вещание, так как не прошли «перерегистрацию согласно российскому законодательству». Сразу же после закрытия «ATR» на территории полуострова стал вещать другой телеканал, «Миллет», только уже не крымскотатарский, а «для крымских татар», созданный на деньги из российского бюджета. Редакционная политика канала направлена не на объективное освещение ситуации в Крыму, а на пропагандирование лояльности к оккупационным «властям» и сглаживание градуса их непринятия в крымскотатарским народом. «Генеральный директор» телеканала «Миллет» и радио «Ватанседасы» Лиля Веджатова, открыто призывала крымских татар прийти голосовать на «выборы» в Государственную Думу РФ и поддержать действующую российскую «власть» [10].

Владельцем телеканала «Миллет» является «автономная некоммерческая организация» «Общественная крымско-татарская телерадиокомпания», учрежденная «Министерством внутренней политики, информации и связи Республики Крым». Основанная 21 июля 2015 года организация сразу же начала показывать признаки упадка. Выручка уменьшалась с каждым годом, а в отдельные налоговые периоды (2016, 2017, 2020 года) баланс вообще сводился с убытком [11]. Все это указывает на то, что телерадиокомпания не является самостоятельной организацией, а выступает одним из винтиков пропагандистской машины оккупационных «органов власти».

Оператором связи для телеканала «Миллет» выступает ООО «ИТВ и К+», его учредитель московский бизнесмен Евгений Иванович Попов. Начиная с 2015 года эта компания также терпела спад доходов и в 2020 году была реорганизована в форме присоединения [12]. Однако фирма сохранила и свое название, и учредителя, и даже руководящий состав [13], а ее финансовые дела резко пошли вверх. Что наводит нас на мысль, что фирме просто выделили средства и технические мощности для продолжения той деятельности для которой она была создана – распространять сигнал «карманного» телеканала «Миллет». Так же ООО «ИТВ и К+» предоставляет техническую поддержку еще двум крымским телеканалам, «Sci-Fi» и «Оружие» [2]. Интересная подборка: российский телеканал «для крымских татар», научная фантастика и оружие. Мы не смогли разгадать этот ребус, но возможно это получится у наших читателей.

Помощь в осуществлении вещания телеканалу «Миллет» оказывает также ООО «Трител-Крым». Один из его учредителей, Алексей Григорьевич Гейнер, одновременно является основателем «Ассоциации потребителей услуг связи Крыма» и «Ассоциации кабельных операторов связи Крыма».

Участниками и партнерами «Ассоциации кабельных операторов связи Крыма» являются 14 крымских интернет-провайдеров [14]. Но сейчас наше внимание привлек другой факт. Кроме своей общественной деятельности Алексей Гейнер является частным предпринимателем с зарегистрированным основным видом деятельности «73.20 Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения» [15]. Куда и кому предприниматель передает результаты мониторинга общественного мнения, полученные им в качестве поставщика услуг интернета и кабельного телевидения, мы, кажется, догадываемся. По крайней мере, «внеплановую проверку» на «предмет соблюдения обязательных требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий» ООО «Трител-Крым» в 2020 году пережило без замечаний [16].

Впрочем ознакомление с биографией Алексея Гейнера до 2014 года свидетельствует, что его коммерческая деятельность в Джанкойском районе по снабжению компьютерными комплектующими неоднократно приводила к скандалам и обвинениям в мошенничестве, где обманутыми клиентами «много интересного» высказывалось как в адрес «бизнесмена», так и относительно его супруги, Гейнер Светланы Александровны [17], [18]. Но после того, как господин Гейнер получил «полное доверие» от оккупационных «властей», в соответствующей системе «информатизации полуострова» нашлось место и для Светланы, которая в 2017 году стала соучредителем ООО «Кримсвязь», успешно работающей в оккупированном полуострове по предоставлению услуг «передачи сведений для передачи голосовой информации (IP-телефонии)» [19]. Примечательно, что среди основателей «Кримсвязи», помимо Светланы Гейнер, является Денис Александрович Касаткин.

К 2014 году господин Касаткин вместе с родителями стал основателем такой интересной структуры как ООО «Школа информационных технологий «Регион»» [20], действующей с 2003 года и не прекратившей работы в условиях оккупации. Бессменный директор «Региона», Славная Александра Юрьевна примечательна сейчас тем, что с 2014 года работает в оккупированном Крыму как индивидуальный предприниматель, поставляя фармацевтическую продукцию. Ключевым контрагентом Александры сейчас выступает «управление по вопросам миграции» образованного оккупантами «МВД Республики Крым», а также основные подконтрольные оккупантам учреждения здравоохранения Крыма «по странному стечению обстоятельств» сотрудничают именно с ней [21], [22], и следовательно человеком она с 2014 года оказалась для российских захватчиков отнюдь не случайным.

При таких условиях сообщения о том, что Денис Касаткин к 2014 году в Крыму работал на команду господина Сергея Левочкина и распространял на полуострове идеологию «русского мира» [23], совсем не удивляют. Как не удивляет, к сожалению, и тот факт, что при этом Денис Касаткин явно не задумывался над материальными проблемами, ведь «по совместительству» с антиукраинской работой он возглавлял созданное городским советом симферопольское коммунальное предприятие «Инфо-Сервис» [24] с широкими возможностями для коррупционных злоупотреблений.

Поэтому тот факт, что именно Денис Касаткин сейчас возглавляет в условиях оккупации уже упомянутую «Ассоциацию потребителей услуг связи Крыма», одним из основателей которой является Алексей Гейнер, и что эти две специфические персоны, совместно с Губским Тарасом Юрьевичем, владеют вышеуказанным ООО «Трител-Крым», – уже ничего, кроме саркастической улыбки, вызвать не может. Добавим, что Алексей Гейнер среди прочего был вовлечен оккупантами к работе «постоянного комитета Симферопольского городского совета по вопросам обеспечения жизнедеятельности и безопасности» [25], а в 2016 году эта «могучая группа» симферопольских коллаборантов устроила небольшую межведомственную «войну» с их севастопольскимм «коллегами». Тогда оператор кабельной связи ООО «Севтелеком» попыталось «подвинуть» «Трител-Крым» в обслуживании нескольких симферопольских новостроек, возведенных для российских колонизаторов [26]. В последующем господин Гейнер «воевал», путем публичных жалоб «вышестоящим коллегам», с такими подконтрольными захватчикам структурами, как «Крымэнерго» и «Крымтроллейбус», которые явно посмели требовать от «связистов» какие-то средства за «пользование их столбами» [27], [28].

К слову, ситуация с телевидением в городе Севастополе аналогичная. Разве что к эфирным телеканалам добавился «Детско-юношеский телеканал «Карусель», а по кабельному вещает собственное местное телевидение («Севастопольское телевидение», «Севастополь 24», «Независимое телевидение Севастополя» и так далее). Примечательно, что «Независимое телевидение Севастополя» явно не такое уж и «независимое». Это частная компания основанная Еленой Баженовой, сестрой супруги бывшего «народного мера» Севастополя Алексея Чалого [29]. За две недели до начала оккупации Крыма Алексей Чалый, обычно сторонившийся публичности, выступил в эфире «Независимого телевидения Севастополя», со своим видением «событий и опасностей», которые ждут Украину, Крым и Севастополь [30]. Российские медиа сделали из него героя, который «возглавил город русской славы и привел его в Россию». Правда после этого сам Алексей Чалый, его свита и родственники были вынуждены прятать активы в офшорах [31], но это уже совсем другая история.

Пока же можем констатировать, что ситуация с обеспечением населения Крыма информацией, переданной каналами эфирного, кабельного и спутникового телевидения, полностью контролируется местными «администрациями» и федеральными новостными корпорациями. Единственный выход обеспечить жителей оккупированного полуострова объективной информацией и моральной поддержкой – продолжать наращивать технические мощности передающих устройств с материковой Украины и со спутника. И хотя некоторые общественные деятели считают это «войной с ветряными мельницами», локальные победы на информационном фронте будут способствовать деоккупационным процессам и приближать восстановление эффективной реализации права крымчан на информацию.

Источник

0

Коментарі