Реформа СБУ: исключительно осторожный подход
- 24.02.20, 18:10
У большинства украинцев нет сомнений, что настало время для перемен в деятельности главной спецслужбы страны. Сегодня проблемные вопросы реформирования органа, призванного обеспечивать национальную безопасность, в основном, концентрируются вокруг целесообразности сохранения за СБУ задач и функций противодействия коррупции, организованной преступности и участия в обеспечении экономической безопасности.
Несмотря на призыв «сторонников» лишения Службы этих полномочий, вопрос их передачи на созданные в Украине таких антикоррупционных органов как НАБУ, НАЗКа, САП и ГБР достаточно сложно.
Последние шесть лет страна, все ее правоохранительные и специальные службы работают в условиях, в которых они никогда не работали. Особенно это касается СБУ, которая с 2014 года изменила приоритеты внешней угрозы для Украины и активно противодействует разведывательно-подрывной деятельности спецслужб России.
СБУ достаточно успешно выполняет функцию «щита и меча» государства, обеспечив надлежащее реагирование на внутренние и внешние угрозы национальной безопасности.
Многое изменилось и в направлении противодействия СБУ коррупции и организованной преступности. Прежде всего, в корне изменилась сущность организованной преступной деятельности в Украине. Международная преступность все чаще действует под «прикрытием» спецслужб, которые таким образом пытаются расшатать политическую и экономическую ситуацию в стране. Все чаще Службой фиксируются случаи проведения иноспецслужбамы спецопераций против Украины с привлечением криминальных группировок.
Спецслужбы, в частности РФ, пытаются внедрить в государственные органы и частные предприятия своих «агентов влияния» из числа криминальной среды, с использованием подкупа, запугивания и других проявлений влияния.
СБУ имеет опыт, специалистов и умеет противодействовать всем коррупционным явлениям, которые угрожают государственной безопасности.
Контрразведывательный режим на объектах экономики, который сочетает в себе экономическую и контрразведывательную составляющую, должен остаться прерогативой именно СБУ, которая имеет для этого необходимый опыт, силы и средства. Кстати, другого контрразведывательного органа с такими полномочиями в сфере экономической безопасности в Украине не существует.
Поэтому, в условиях гибридной войны, военной агрессии, диверсионных и террористических проявлений, перед СБУ стоят новые вызовы. Соответственно, вполне обоснованные изменения задач, переориентация сил и средств, и это уже идет по всем подразделениям Службы. Однако, в ходе реформирования невозможно допустить разрушения СБУ, потери им своего функционального назначения как спецслужбы, что за своими кадровым и оперативно-техническим потенциалам является сверхмощным государственным органом специального назначения, который может качественно изменить ситуацию в сфере национальной безопасности.
Это вызывает необходимость очень осторожного подхода к системной реорганизации СБУ, концепция которой и должна стать основой нового закона о СБУ.
Коментарі