Мой сегодняшний рассказ будет чуть длиннее обычного. Поскольку хочу дать отдельные, связанные между
собой, информационные блоки о некоторых терминах водного туризма…Двинулись дальше.
Мой северный рыболовный опыт не пригодился на Китое. Поймал я на удочку в проводку на червяка несколько
маленьких хариусов, хотя, уверен, рыбы в реке много. Нужно было осваивать новые методы ловли и новые насадки. Я
прихватил с собой элементы для постройки так называемого «кораблика» - довольно уловистой и не сложной снасти
для ловли хариуса.
«Строить» кораблик меня очень давно научили бывшие ЗэКи на Северном Урале. На реке Вишера-Алмазная.
Снасть довольно незатейливая и уловистая. Эдакий маленький катамаран,
размером с книгу, в котором одна часть –
плоская деревянная дощечка - выполняет роль киля и руля, а вторая – круглый, заостренный на конус с двух краев,
деревянный брусок – роль противовеса. Обе части соединены двумя проволочными дугами. К кораблику, специальным
образом, привязывают толстую леску, на которую вешают поводки с искусственными мушками. Мушки делают просто -
прикрепляя к крючку-тройнику
маленький клочок медвежей шерсти, который обвязывают цветными (если есть, а нет – черными или белыми) нитками.
Тогда, на Урале, медвежей шерсти у нас под рукой не оказалось, потому, как научили
аборигены,
обошлись «человечей». Но только не с головы, разумеется. Волосы с головы быстро намокают и мушка
плохо «играет». Кусок медвежей шерсти мне позже подарили встретившиеся охотники.
Ну а в Саяны мушки я
заготовил заранее. Еще дома.
Кораблик запускается против течения реки и заводится подальше к ее середине за счет его киля. Подвешаные
мушки прыгают на течении и привлекают хариуса, который любит кормиться у поверхности воды. Такой вот кораблик я
соорудил и оснастил для будущей ловли. И он нас не подвел потом.
Наутро, как и было намечено – погрузили и привязали на катамараны рюкзаки, уселись сами и отчалили в
долгий путь по Китою. Поход начался. Сейчас, спустя годы после того похода и многих других походов по Саянским
рекам вряд ли удастся точно воспроизвести хронологию нашего движения. Да я эту цель перед собой и не ставлю.
Китойские перекаты, шиверы и пороги хорошо и подробно описаны в туристических отчетах. Я же просто буду
выхватывать из памяти самые интересные и яркие впечатления моего первого путешествия по Саянам. Что
запомнилось лучше остального.
Ну, и специально для тех блоггеров, кто не очень хорошо разбирается в тонкостях сплава, я коротенько
попробую классифицировать
препятствия, которые можно при этом встретить.
Пока расскажу только о главных. Это
перекаты, шиверы и пороги.
Существует еще не мало разных «штучек» мОгущих доставить неприятности водному
туристу. Но о них я упомяну, когда на то будет случай.
«Перекат». О таком участке реки, уверен,
многие слышали и прекрасно представляют себе, что сие такое. Для
рек горных это обычно мелкий и часто широкий участок
со средним или быстрым течением и обилием гальки или не
крупных камней в русле. Перекаты, вообще-то и не считаются за серьезные препятствия, но могут доставить заботы,
когда камни крупные или острые, а течение быстрое. Приходится то и дело соскакивать с ката в воду, что бы не сесть
на острый камень и не пропороть баллон. Соскакивает обычно сразу весь экипаж и «на руках» проводит судно до
участка, где можно снова идти сплавом. Потом опять соскок и снова сплав. И так далее. Иногда между камнями
бывают глубокие вымоины, куда вполне можно провалиться и с головой. Да и не всегда легко удержать кат на сильном
течении, стоя по пояс в воде на скользких камнях. Перекаты обычно очень шумные. Потому и не опасные. В общем и
тут - все как и в жизни.
«ШивЕра». Она шумит тише. Скорее – просто низко ворчит. Это тот же перекат, но с более сильным уклоном
русла, а значит более быстрым течением. Глубже. И в русле часты крупные и опасные камни. Тут уже не выскочить на
ходу. Но и «сесть» на камень – сложнее. Шиверы бывают по несколько километров длиной. Пристать к берегу в них
обычно сложно, потому их приходится проходить одним заходом.
Если сходу сесть на камень – вполне реально
пропороть баллон или сломать раму. Оверкили(перевороты)
в шиверах редки.
Главный способ прохождения – слалом.
При хорошей сработанности экипажа – проходить шиверы – одно удовольствие. На впадении реки Жомболок в реку
Ока Саянская есть трехкилометровая шивера, которая так и называется – «Восторг водника».Очень красивое,
увлекательное и приятное место.
Ну и наконец, «пороги». Это самое серьезное препятствие на воде и именно они определяют сложность реки и
категорийность похода. Порог – это обычно резкий уклон или излом русла реки с наличием в русле больших камней или
скал, высокой скоростью, а чаще - навалом воды. Иногда перепады на коротком участке могут достигать до 10-ти
метров. И более.
Конфигурации и особенности порогов весьма разнообразны. Часто порогам дают названия. Они так и
называются - "именные".
Эти имена могут означать что угодно – от фамилии первопроходца, до особенностей
конфигурации скал,
чьих-то впечатлений от увиденного или совсем не понятного слова.
На Китое насчитывается до сотни категорийных препятствий, в основном – порогов. Большинство из них в
лоциях обозначены номерами. Но не мало и именных порогов.
Некоторые из них весьма впечатлили мое не
подготовленное воображение. В 2000 году цифровые фотоаппараты еще были в большую диковинку и цену, потому
фотографировали мы на пленку.
Качество моих оцифрованных фотографий далеко не лучшее, потому тут я выложил
несколько не своих фоток Китоя.
(продолжение следует)