ВИД - ИНДИВИД (отрывок)
- 07.04.08, 12:45
Интересы вида, выраженные в гипертрофированной
форме, предельно ритуализованные (так лучше «всасывается»
подсознанием), глубоко зацепленные за основные рычаги человеческих
предрасположенностей. Сейчас мы коснёмся больной темы. Отношений вид -
индивид.
У общественных насекомых все отношения внутри семьи регулируются
врождёнными моделями поведения. Наблюдается своеобразная идиллия. С
появлением же «свободного сознания», с возникновением возможности
варьировать собственное поведение, отношения внутри колонии у
общественных животных становятся всё более неоднозначными. Эта
«неупорядоченность» угрожает целостности и выживанию вида. Данная
проблема решилась путём образования иерархии и регламентации отношений
внутри неё. Каждый член стаи, стада занимал определённую ступеньку на
этой лестнице сообразно собственной силе и агрессивности. Это избавляло
от излишних конфликтов со всеми членами группы, в основном борьба шла с
равными по статусу. Правила, призванные свести к минимуму
неоднозначность отношений, у большинства общественных животных
предаются от взрослых к детёнышам путём традиции. Они не являются
врождёнными, скорее, как полуфабрикаты, приобретают окончательную форму
при подражании. В основном это негласные формы общения, «язык тела»:
позы агрессии и подчинения, симпатии и угрозы, игры и брачные ритуалы.
Существуют и звуковые сигналы: издаваемые при нападении и опасности,
защите территории, звуки для привлечения полового партнёра. Вот одно
интересное наблюдение.
Гудолл (Goodall, 1968) наблюдала процесс, посредством которого навык
выуживания термитов передавался следующему поколению. Детеныши в
возрасте до двух лет следили за своей матерью и ее действиями, когда
она выуживала насекомых из термитника. Они манипулировали выброшенными
орудиями и, играя, проделывали отверстия в термитнике. Кроме того,
детеныши имитировали некоторые жесты, использовавшиеся при собирании
насекомых, например, обтирание. На прямое научение у каждого
индивидуума уходит достаточно много времени, прежде чем произойдет
успешная интеграция отдельных операций, как правило, завершающаяся
примерно к пятилетнему возрасту. Различные популяции шимпанзе
демонстрируют специфические варианты приемов выуживания термитов (когда
такое поведение имеет место), и это можно приписать существованию
различных традиций. Предполагается, что различия в приемах обусловлены
экологическими вариациями (McBeath & McGrew, 1982; Collins &
McGrew, 1987)
А вот ещё:
Немецкий этолог Николаи, воспитавший выводок снегирей, заметил, что во время критического периода его птицы
необратимо усвоили нехитрый мотив, который он постоянно насвистывал, и стали использовать эту
мелодию в качестве сигнала межвидового распознавания. Другие
снегири, которые росли бок о бок с канарейками, научились петь
по-канареечьи. Таким образом, ученому удалось вывести семейство
снегирей, которые посредством запечатления передавали из поколения в
поколение эту способность петь по-канареечьи.
Рождение и импринтинг Д.Майнарди
Следовательно, формирование традиций свойственно не только
человеческому обществу, но и любому сообществу животных, обладающих
подражательным рефлексом.
У людей язык тела, позы играют при передаче информации едва ли не
большую роль, чем сама речь. Ныне существует масса литературы, которая
освещает эти вопросы. В психотерапии язык тела – основной инструмент
воздействия и диагностики. Например, в случаях так называемой
инконгруэнтности. (Человек говорит о любви, но при этом машет кулаками
или ссутулившийся и поникший, рассказывает о том, как он счастлив).
форме, предельно ритуализованные (так лучше «всасывается»
подсознанием), глубоко зацепленные за основные рычаги человеческих
предрасположенностей. Сейчас мы коснёмся больной темы. Отношений вид -
индивид.
У общественных насекомых все отношения внутри семьи регулируются
врождёнными моделями поведения. Наблюдается своеобразная идиллия. С
появлением же «свободного сознания», с возникновением возможности
варьировать собственное поведение, отношения внутри колонии у
общественных животных становятся всё более неоднозначными. Эта
«неупорядоченность» угрожает целостности и выживанию вида. Данная
проблема решилась путём образования иерархии и регламентации отношений
внутри неё. Каждый член стаи, стада занимал определённую ступеньку на
этой лестнице сообразно собственной силе и агрессивности. Это избавляло
от излишних конфликтов со всеми членами группы, в основном борьба шла с
равными по статусу. Правила, призванные свести к минимуму
неоднозначность отношений, у большинства общественных животных
предаются от взрослых к детёнышам путём традиции. Они не являются
врождёнными, скорее, как полуфабрикаты, приобретают окончательную форму
при подражании. В основном это негласные формы общения, «язык тела»:
позы агрессии и подчинения, симпатии и угрозы, игры и брачные ритуалы.
Существуют и звуковые сигналы: издаваемые при нападении и опасности,
защите территории, звуки для привлечения полового партнёра. Вот одно
интересное наблюдение.
Гудолл (Goodall, 1968) наблюдала процесс, посредством которого навык
выуживания термитов передавался следующему поколению. Детеныши в
возрасте до двух лет следили за своей матерью и ее действиями, когда
она выуживала насекомых из термитника. Они манипулировали выброшенными
орудиями и, играя, проделывали отверстия в термитнике. Кроме того,
детеныши имитировали некоторые жесты, использовавшиеся при собирании
насекомых, например, обтирание. На прямое научение у каждого
индивидуума уходит достаточно много времени, прежде чем произойдет
успешная интеграция отдельных операций, как правило, завершающаяся
примерно к пятилетнему возрасту. Различные популяции шимпанзе
демонстрируют специфические варианты приемов выуживания термитов (когда
такое поведение имеет место), и это можно приписать существованию
различных традиций. Предполагается, что различия в приемах обусловлены
экологическими вариациями (McBeath & McGrew, 1982; Collins &
McGrew, 1987)
А вот ещё:
Немецкий этолог Николаи, воспитавший выводок снегирей, заметил, что во время критического периода его птицы
необратимо усвоили нехитрый мотив, который он постоянно насвистывал, и стали использовать эту
мелодию в качестве сигнала межвидового распознавания. Другие
снегири, которые росли бок о бок с канарейками, научились петь
по-канареечьи. Таким образом, ученому удалось вывести семейство
снегирей, которые посредством запечатления передавали из поколения в
поколение эту способность петь по-канареечьи.
Рождение и импринтинг Д.Майнарди
Следовательно, формирование традиций свойственно не только
человеческому обществу, но и любому сообществу животных, обладающих
подражательным рефлексом.
У людей язык тела, позы играют при передаче информации едва ли не
большую роль, чем сама речь. Ныне существует масса литературы, которая
освещает эти вопросы. В психотерапии язык тела – основной инструмент
воздействия и диагностики. Например, в случаях так называемой
инконгруэнтности. (Человек говорит о любви, но при этом машет кулаками
или ссутулившийся и поникший, рассказывает о том, как он счастлив).
0
Коментарі