www.zarvanycia.cc.ua Житие и страдание святого мученика Фоки, им
- 05.10.14, 16:48
www.zarvanycia.cc.ua Житие и страдание святого мученика Фоки, именуемого вертоградарем
В том же городе Синопе, но в другое время, жил иной Фока; он устроил себе сад близ моря и, посадив в нем различную зелень, продавал ее, доставая таким образом пропитание и самому себе, и нищим. Часть зелени из своего сада он клал при дороге, чтоб ее могли брать все прохожие; ибо он отличался великой любовью к ближним и страннолюбием, и более благоустроил вертоград духовный, чем вещественный: процветая благочестием и питая в своем сердце чистые мысли, он приносил плоды добродетелей, так что его святая душа могла назваться вертоградом Святого Духа, как говорится в Писании: "Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник" (Песн 4:12); и еще: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал 5:22).
Блаженный Фока был так огражден добродетелями, что древний тать - диавол, похитивший блаженство в райском вертограде у праматери нашей, не мог похитить добродетели у святого Фоки. Святой ревностно стремился к своему спасению, со страхом внимая словам апостола: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев. Ища кого поглотить" (1 Пет 5:8). Так подвизался святой, и слух о благочестивой его жизни прошел между людьми. Добродетель, как горящая свеча, не может утаиться, но и в темноте ночной сияет издалека; так и святой Фока, как бы среди тьмы, сиял своим благочестием среди людей неверующих и развращенных, приводя многих к познанию света. Слух о святом дошел и до нечестивого князя этой страны. Князю рассказали, что Фока не только сам верует в Распятого, но и других обращает к Нему вслед за собой. Тогда князь послал своих слуг, чтобы они убили раба Христова; те немедленно отправились, и стали искать Фоку, чтобы предать его смерти.
Их встретил сам Фока и спросил:
- Кого вы ищете?
Они отвечали:
- Мы отыскиваем Фоку.
Тогда Фока сказал:
- Ступайте ко мне, господа мои, я вам расскажу о нем.
С этими словами он привел их к себе в дом и угостил их, ибо так подобает поступать с врагами своими, согласно словам Писания: "Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водой" (Притч 25:22).
Когда же слуги вкусили вина, Фока спросил их:
- Для чего вы ищете этого человека?
Тогда они рассказали ему тайну:
- Мы ищем его, чтобы предать на мучение, ибо князь послал нас убить его за то, что он не поклоняется богам нашим, а почитает Распятого.
Фока стал просить их:
- Прошу вас, господа мои, подождите до утра в моем доме, угощайтесь и пейте, а завтра я предам его вам: ибо никто не знает его лучше меня. Он живет недалеко отсюда; теперь же куда-то ушел, но скоро вернется, и завтра я предам его в ваши руки.
Посланные согласились и стали пировать в доме святого Фоки. Он же в это время устроил в своем саду гроб, приготовил все необходимое для погребения, раздал нищим свое имение и всю ночь пребывал в молитве, приготовляясь к смерти. Когда наступило утро, посланные князем
слуги встали и спросили его:
- Здесь ли Фока, которого ты хотел передать в наши руки?
Святой же с радостью отвечал им:
- Здесь, господа мои, - делайте с ним, что хотите.
Тогда слуги спросили:
- Где же он?
Блаженный отвечал:
- Я - Фока, которого вы ищете, я раб Иисуса Христа... Я отрекаюсь от ваших мерзких богов, умертвите меня.
Услыхав это, посланные удивились: они почувствовали стыд и не хотели обагрить рук своих кровью этого человека, ибо он так радушно принял их и угостил; они хотели уйти и сказали ему:
- Мы скажем князю, что всюду искали Фоку, но нигде не нашли.
Но он стал просить их, схватил их за ноги и умолял, чтобы они исполнили то, что им велено.
- Ничем вы меня так не вознаградите за мое гостеприимство, - говорил святой Фока, как тем, о чем я прошу вас; ибо через это вы избавите меня от уз плоти, и я могу соединиться с желанным Христом.
Так святой Фока стремился освободиться от уз тела и жить со Христом. Так сильно желал он пролить свою кровь за Христа; столь великую он имел любовь к Богу, что говорил: "Лучше мне милость твоя, нежели жизнь эта временная" (Пс 62:4).
Итак он умолил слуг и принял венец мученический; будучи усечен в голову мечом, он перешел от земли к небу5. Его святые мощи были погребены в приготовленном им самим гробе. Впоследствии, когда еще более просияло в тех странах благочестие, над гробницей мученика была выстроена церковь во имя его. И многие верующие почерпали благодать от святых мощей Христова страдальца: одни получали исцеление от болезней, другие - утешение в печалях, иные же получили помощь в бедах молитвами святого мученика Фоки. Не только в городе Синопе, но и по всей вселенной, на земле и на море, всем с верою призывающим его имя и вручающим себя его молитвам, святой являлся великим благодетелем в нуждах и скорым помощником. У мореплавателей было обыкновение призывать на помощь святого Фоку; ибо много раз он являлся им: то ночью, когда поднималось волнение, он будил спящего рулевого, то видели, что он сам поднимал паруса; иногда его замечали на носу корабля; иногда он являлся ходящим по морю.
Имя святого Фоки прославляли на многих кораблях, плававших по Черному и Адриатическому морям и по океану; вместо обычных своих песен моряки стали воспевать похвальные песнопения в честь святого Фоки, так что всякий час его имя было на устах мореплавателей. Не только в бедствиях, но и среди удовольствий они вспоминали святого Фоку. У них был такой обычай: когда они сидели за трапезой или за каким-либо угощением, то отделяли часть пищи или питья в честь святого Фоки. Кто-нибудь из присутствовавших за трапезой покупал эту часть, и вырученные от продажи деньги собирались в особую кружку. Так каждый день уделяли часть своей трапезы святому, и один после другого покупал эту часть: сегодня один, завтра другой, потом третий, - начиная с первого и до последнего, все по очереди покупали ту часть и собирали за нее деньги. Когда же они выходили на берег, то деньги, собранные от продажи этих частей, раздавали убогим, недужным, сиротам и странникам.
Этот обычай хранился много лет до того времени, пока враги святого Креста, попущением Божиим за наши грехи, не взяли все эти страны6; они весьма сильно стали притеснять святую веру и уменьшили число христиан. Однако же и теперь святой Фока, общий заступник всех, не перестает помогать плавающим в море мира этого; он приводит нас к небесному пристанищу, усердно молясь за нас Господу. Да избавимся же мы молитвами этого мученика Христова от всякого потопления, волнения и бури, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.
Примечания
4 Вертоградарь - содержатель сада или огорода, садовник.
5 Это было около 320 года.
6 Здесь разумеются магометане - турки. В 1214 г. Синоп подпал власти сельджукских турок, а спустя 2,5 столетия он снова был завоеван (в 1461 г.) магометанами (османскими турками), именно Магометом II, завоевавшим Константинополь и основавшим на развалинах Византийской империи Турецкую (магометанскую).
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать второй день (05.10), С. 36. Жития святых, С. 10736 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 188)]
Розповіді про святи та новини:
http://www.zarvanycia.cc.ua/
Зарваниця в соціальних мережах:
http://vk.com/zarvanycia ,
https://www.facebook.com/zarvanycia.net ,
http://www.odnoklassniki.ru/profile/533438398557 ,
https://twitter.com/Zarvanycia ,
http://blog.i.ua/user/6200557/ ,
www.zarvanycia.cc.ua Житие и страдание святого мученика Фоки, именуемого вертоградарем
В том же городе Синопе, но в другое время, жил иной Фока; он устроил себе сад близ моря и, посадив в нем различную зелень, продавал ее, доставая таким образом пропитание и самому себе, и нищим. Часть зелени из своего сада он клал при дороге, чтоб ее могли брать все прохожие; ибо он отличался великой любовью к ближним и страннолюбием, и более благоустроил вертоград духовный, чем вещественный: процветая благочестием и питая в своем сердце чистые мысли, он приносил плоды добродетелей, так что его святая душа могла назваться вертоградом Святого Духа, как говорится в Писании: "Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник" (Песн 4:12); и еще: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал 5:22).
Блаженный Фока был так огражден добродетелями, что древний тать - диавол, похитивший блаженство в райском вертограде у праматери нашей, не мог похитить добродетели у святого Фоки. Святой ревностно стремился к своему спасению, со страхом внимая словам апостола: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев. Ища кого поглотить" (1 Пет 5:8). Так подвизался святой, и слух о благочестивой его жизни прошел между людьми. Добродетель, как горящая свеча, не может утаиться, но и в темноте ночной сияет издалека; так и святой Фока, как бы среди тьмы, сиял своим благочестием среди людей неверующих и развращенных, приводя многих к познанию света. Слух о святом дошел и до нечестивого князя этой страны. Князю рассказали, что Фока не только сам верует в Распятого, но и других обращает к Нему вслед за собой. Тогда князь послал своих слуг, чтобы они убили раба Христова; те немедленно отправились, и стали искать Фоку, чтобы предать его смерти.
Их встретил сам Фока и спросил:
- Кого вы ищете?
Они отвечали:
- Мы отыскиваем Фоку.
Тогда Фока сказал:
- Ступайте ко мне, господа мои, я вам расскажу о нем.
С этими словами он привел их к себе в дом и угостил их, ибо так подобает поступать с врагами своими, согласно словам Писания: "Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водой" (Притч 25:22).
Когда же слуги вкусили вина, Фока спросил их:
- Для чего вы ищете этого человека?
Тогда они рассказали ему тайну:
- Мы ищем его, чтобы предать на мучение, ибо князь послал нас убить его за то, что он не поклоняется богам нашим, а почитает Распятого.
Фока стал просить их:
- Прошу вас, господа мои, подождите до утра в моем доме, угощайтесь и пейте, а завтра я предам его вам: ибо никто не знает его лучше меня. Он живет недалеко отсюда; теперь же куда-то ушел, но скоро вернется, и завтра я предам его в ваши руки.
Посланные согласились и стали пировать в доме святого Фоки. Он же в это время устроил в своем саду гроб, приготовил все необходимое для погребения, раздал нищим свое имение и всю ночь пребывал в молитве, приготовляясь к смерти. Когда наступило утро, посланные князем
слуги встали и спросили его:
- Здесь ли Фока, которого ты хотел передать в наши руки?
Святой же с радостью отвечал им:
- Здесь, господа мои, - делайте с ним, что хотите.
Тогда слуги спросили:
- Где же он?
Блаженный отвечал:
- Я - Фока, которого вы ищете, я раб Иисуса Христа... Я отрекаюсь от ваших мерзких богов, умертвите меня.
Услыхав это, посланные удивились: они почувствовали стыд и не хотели обагрить рук своих кровью этого человека, ибо он так радушно принял их и угостил; они хотели уйти и сказали ему:
- Мы скажем князю, что всюду искали Фоку, но нигде не нашли.
Но он стал просить их, схватил их за ноги и умолял, чтобы они исполнили то, что им велено.
- Ничем вы меня так не вознаградите за мое гостеприимство, - говорил святой Фока, как тем, о чем я прошу вас; ибо через это вы избавите меня от уз плоти, и я могу соединиться с желанным Христом.
Так святой Фока стремился освободиться от уз тела и жить со Христом. Так сильно желал он пролить свою кровь за Христа; столь великую он имел любовь к Богу, что говорил: "Лучше мне милость твоя, нежели жизнь эта временная" (Пс 62:4).
Итак он умолил слуг и принял венец мученический; будучи усечен в голову мечом, он перешел от земли к небу5. Его святые мощи были погребены в приготовленном им самим гробе. Впоследствии, когда еще более просияло в тех странах благочестие, над гробницей мученика была выстроена церковь во имя его. И многие верующие почерпали благодать от святых мощей Христова страдальца: одни получали исцеление от болезней, другие - утешение в печалях, иные же получили помощь в бедах молитвами святого мученика Фоки. Не только в городе Синопе, но и по всей вселенной, на земле и на море, всем с верою призывающим его имя и вручающим себя его молитвам, святой являлся великим благодетелем в нуждах и скорым помощником. У мореплавателей было обыкновение призывать на помощь святого Фоку; ибо много раз он являлся им: то ночью, когда поднималось волнение, он будил спящего рулевого, то видели, что он сам поднимал паруса; иногда его замечали на носу корабля; иногда он являлся ходящим по морю.
Имя святого Фоки прославляли на многих кораблях, плававших по Черному и Адриатическому морям и по океану; вместо обычных своих песен моряки стали воспевать похвальные песнопения в честь святого Фоки, так что всякий час его имя было на устах мореплавателей. Не только в бедствиях, но и среди удовольствий они вспоминали святого Фоку. У них был такой обычай: когда они сидели за трапезой или за каким-либо угощением, то отделяли часть пищи или питья в честь святого Фоки. Кто-нибудь из присутствовавших за трапезой покупал эту часть, и вырученные от продажи деньги собирались в особую кружку. Так каждый день уделяли часть своей трапезы святому, и один после другого покупал эту часть: сегодня один, завтра другой, потом третий, - начиная с первого и до последнего, все по очереди покупали ту часть и собирали за нее деньги. Когда же они выходили на берег, то деньги, собранные от продажи этих частей, раздавали убогим, недужным, сиротам и странникам.
Этот обычай хранился много лет до того времени, пока враги святого Креста, попущением Божиим за наши грехи, не взяли все эти страны6; они весьма сильно стали притеснять святую веру и уменьшили число христиан. Однако же и теперь святой Фока, общий заступник всех, не перестает помогать плавающим в море мира этого; он приводит нас к небесному пристанищу, усердно молясь за нас Господу. Да избавимся же мы молитвами этого мученика Христова от всякого потопления, волнения и бури, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.
Примечания
4 Вертоградарь - содержатель сада или огорода, садовник.
5 Это было около 320 года.
6 Здесь разумеются магометане - турки. В 1214 г. Синоп подпал власти сельджукских турок, а спустя 2,5 столетия он снова был завоеван (в 1461 г.) магометанами (османскими турками), именно Магометом II, завоевавшим Константинополь и основавшим на развалинах Византийской империи Турецкую (магометанскую).
[Жития святых Димитрия Ростовского: Двадцать второй день (05.10), С. 36. Жития святых, С. 10736 (ср. Жития святых Димитрия Ростовского, С. 188)]
Розповіді про святи та новини:
http://www.zarvanycia.cc.ua/
Зарваниця в соціальних мережах:
http://vk.com/zarvanycia ,
https://www.facebook.com/zarvanycia.net ,
http://www.odnoklassniki.ru/profile/533438398557 ,
https://twitter.com/Zarvanycia ,
http://blog.i.ua/user/6200557/ ,
https://www.youtube.com/embed/t5gbROmnH7o
4
Коментарі
Lzarichna
17.10.14, 16:31