Как Господь достоинствами наделял

  • 15.02.14, 22:25
Господь бог, наделяя гениев тремя качествами -- талантом, волей и порядочностью, -- в последний момент раздумал и решил, что хватит и двух. С пой поры в большинстве случаев если человек талантлив и порядочен, то ему не хватает воли. Волевой и порядочный без таланта. Талантливый и волевой непорядочен.
                                                                                                                                                     Притча.

Вставайте, граф...

  • 15.02.14, 22:02
"Вставайте, граф, вас ждут великие дела!" -- так ежедневно слуга будил графа Сен-Симона, знаменитого французского философа-утописта.

"Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда" -- из рассказа А.Чехова "Письмо к ученому соседу".

"Отсутствие всякого присутствия" -- шуточное выражение из античной литературы.

"Элегантный, как рояль" -- шутливо-ироничная фраза из студенческой песенки 50-60 гг. ХХ в.

"Медовый месяц" --  выражение пришло из персидского фольклора.

"Любовный треугольник" -- выражение из драмы Г.Ибсена "Гедда Габлер" (1890 г.)

Любовь, любовь -- такое государство...

"Любовь... стоит ровно столько, сколько стоит человек, который ее испытывает" (Ромен Роллан).

"Все мы любим так же, как понимаем мир. История любви каждого человека -- слепок и история его отношения к миру..." (Федор Сологуб).

"Любовь -- это главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни" (Бертран Рассел).

"Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя" (Фридрих Ницше).
 

Любовь, любовь -- такое государство,
где нет ни бед, ни радостей твоих,
где пламень сердца
и души богатства --
все ровно пополам,
все на двоих.
                                            Булат Окуджава       

Когда верх берет правый...

  • 06.02.14, 22:54
"Когда верх берет правый, он распинает левого, но прежде -- того, кто посередине. Когда верх берет левый, он распинает правого, но того, кто посередине, в первую голову. Бывает, конечно, что возникают смуты и кровавые схватки; тогда правый и левый сообща распинают того, кто посередине, -- потому что он не решил, против которого из двух бороться" (Карел Чапек).

Истинный показатель цивилизации

  • 05.02.14, 23:18
"Истинный показатель цивилизации -- не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной" (Ралф Уолдо Эмерсон).

Чувство меры и чувство ответственности...

  • 04.02.14, 20:53
Чувство меры и чувство ответственности
не присущи унылой посредственности.
Сладость жертвы и горечь вины
ей несвойственны и не даны.

                                      Булат Окуджава

Памятный календарь: С.Кржижановский, "прозеванный гений"

30 января 1887 года в городе Киеве появился на свет Сигизмунд Кржижановский.

     Возможно, родись он в другое время или в другом месте, жизнь его была бы и счастливее, и продолжительнее. Но, как сказал поэт, "времена не выбирают, в них живут и умирают". И история не знает сослагательного наклонения. При жизни самобытного писателя печатали мало, после смерти не издавали почти полвека. А издавать было что. Однако это литература "не для всех". Специалисты сравнивают его с Ф.Кафкой, Эдгаром По, Борхесом, Гофманом, Камю... Один из собратьев по перу определил творческую манеру Кржижановского как "фигурное катание на коньках парадоксов". Достаточно пробежать глазами по названиям повестей, новелл и сборников, и становится понятно: это не социалистический реализм. Ну вот, к примеру: "Странствующее Странно", "Мухослон", "Сбежавшие пальцы", "Клуб убийц букв", "Сказки для вундеркиндов", "Возвращение Мюнхгаузена", "Чуть-чути"... 
Большая часть произведений Кржижановского написана в 1920--30 годах. С 1940 г. художественную прозу уже не писал, на жизнь зарабатывал очерками и переводами. Еще он автор сценариев -- к фильму Я.Протазанова "Праздник Святого Йоргена" и мультфильму "Новый Гулливер" (в титрах не указан), автор инсценировки "Евгений Онегин" (на музыку Прокофьева) и либретто двух опер. Одним из первых в России занимался вопросами психологии творчества. Был блестящим лектором по истории и теории литературы, театра, музыки. Обладал феноменальной памятью, оперным голосом, знал с десяток европейских языков...
     Среди его знакомых --  М.Булгаков, А.Грин, Ю.Олеша, Таиров, Мейерхольд, А.Дейч... М.Волошин, в гостях у которого в Коктебеле Кржижановский провел отпуск летом 1926 г., подарил ему свою акварель и подписал: "Дорогому Сигизмунду Доминиковичу, собирателю изысканнейших щелей нашего растрескавшегося космоса". Георгий Шенгели назвал Кржижановского прозеванным гением. Павел Антокольский  посвятил ему  стихотворение "Гулливер". Вот несколько строф из него:

Подходит ночь. Разит вином от сборищ.
Желтеют окна. Слеп людской поток.
У слов, летящих к людям, -- та же горечь
И нежность, оклеветанная так.

Вот час, когда, смешав и перепутав
Стук пульса, дождь и чей-то разговор,
Является в сознанье лилипутов
С неоспоримым правом Гулливер.

   Спасибо людям, которые возвращали из небытия этого Гулливера.

 

 

Цель и средства

  • 27.01.14, 17:46
"Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства ее достижения" (А.Эйнштейн).

"Цель не может оправдывать средства по той лишь простой и очевидной причине, что средства определяют природу цели" (О.Хаксли).

"Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее" (Ж.-Ж.Руссо).

"Можно ли оправдать саму цель, если средства для ее достижения нуждаются в ее оправдании?" (К.Прайс)

Стремился к цели я проворно,
Хрипя, как скаковая лошадь,
Пока не понял, что невольно
Я был лишь средством...
И не больше.
                       Акакий Швейк

Откуда дровишки...

  • 23.01.14, 17:36
"Откуда дровишки?" -- фраза из стихотворения Н.Некрасова "Крестьянские дети".

"Прекрасный пол". Оборот приписывают английскому ученому Роберту Бойлю.

"Мы пахали" -- из басни И.Дмитриева "Муха" (1803 г.).

"Кому это выгодно?" -- из речи Цицерона "В защиту Милона".

"Меньшее из двух зол" -- сокращенный вариант изречения Аристотеля.

"Комплекс неполноценности" -- медицинский термин, введенный А.Адлером.

"Золотая середина" -- калька с латинского, принадлежит Горацию.

"Место под солнцем" -- впервые отмечают в "Мыслях" Б.Паскаля.

"Звездный час" -- выражение Стефана Цвейга из предисловия к сборнику новелл "Звездные часы человечества" (1927 г.).

"Процесс пошел" -- ставшая крылатой фраза Михаила Горбачева.  

Стихи Антонина Ладинского

Прислушайтесь к органу мирозданья,
К хрустальной музыке небесных сфер.
Пищит комар, и голосок созданья
Вливается в божественный размер.


Пчела гудит гитарною струною,
Поет на виадуке паровоз,
И в небе над счастливою землею
Мильоны птиц, кузнечиков и ос!

Как раковину розовую, к уху
Прижмите горсть руки -- о, шум какой!
Старайтесь уловить вдали по слуху,
Как бьется мира целого прибой.

Нельзя ли, кумушки, хоть на мгновенье
О маленьких делишках помолчать:
Мы ангела в эфире ловим пенье,
А музыке небес нельзя мешать.

                                             1936 г. 

Когда средь бури сравниваю я
Свою победу с пушкинскою славой,
Мне кажется ничтожной жизнь моя,
А сочинение стихов -- забавой.

Зима? Воспета русская зима.
Кавказ? Воспето гор прекрасных зданье,
И в тех стихах, где "розы и чума",
Мы как бы слышим вечности дыханье.

Горам подобна высота стола,
И утешеньем служит за горами,
Что ты слезу с волненьем пролила
И над моими темными стихами.

                                              1946 г.