Зачем ЕС нужна Украина "дублировано"
- 15.10.13, 13:30
1. Старая Европа: хорошая украинская альтернатива
«Сколько нужно заплатить Меркель, чтобы она смягчила свое отношение к Украине?» Этот вопрос еще недавно муссировался в узких кругах украинской элиты. Однако немцы и так знают, чего они хотят. Украина — это большой рынок сбыта для немецких автомобилей, оборудования, машин и механизмов. В отличие от Франции, в Германии мало кто боится конкуренции с украинской сельхозпродукцией или опасается наплыва трудовых мигрантов. Немецкий АПК все равно не обеспечивает всех потребностей страны. Растущей экономике нужны рабочие руки, а эффективно действующие полиция и миграционная служба успешно справляются с проблемой нелегалов. Но самое главное — все возможные потери с лихвой компенсируются расширенным доступом немецких промышленных товаров на украинский рынок.
Если оставить за скобками важный лично для Ангелы Меркель вопрос о Юлии Тимошенко, то немцы являются естественными сторонниками постепенного включения Украины в общий рынок ЕС. Именно они, наряду с поляками и литовцами, сегодня наиболее последовательно отстаивают и временное применение (не дожидаясь ратификации) около 90% статей Соглашения, регулирующего вопросы зоны свободной торговли.
Похожей позиции придерживается и Великобритания. Известная последовательной борьбой с протекционизмом, британская элита стремится устранять торговые барьеры, где это только возможно. Важна ей Украина и в стратегическом смысле. Лондон видит ЕС в виде торгового блока. И точка. Любые попытки усилить наднациональные элементы в Союзе страшат британцев. Loser Union (более свободный, рыхлый Союз) — та концепция, которой придерживаются на берегах Темзы. Для англичан не только Украина, но и Турция — желанные будущие члены ЕС. Принципы свободной торговли и свободного перемещения капиталов и технологий можно распространить и на 40 стран. А обеспечить высокую степень централизованного управления в формате федерации — нет. Только торговля нужна Британии. Единственное, к чему сейчас с опаской относятся в Лондоне, так это к перспективе введения в действие Статьи 17 Соглашения об ассоциации, предусматривающей недопущение дискриминации в вопросах оплаты и других условий труда для украинских легальных трудовых мигрантов. Для Британии, во многом строящей сферу услуг и сельское хозяйство на использовании дешевого труда сезонных рабочих из Восточной Европы, приравнивание украинцев к местным трудовым ресурсам не выглядит заманчивой перспективой.
Франция и другие романоязычные члены ЕС в последние годы слишком заняты своими экономическими проблемами и вопросом наплыва беженцев из Северной Африки, чтобы уделять много внимания востоку Европы. Французский бизнес в ходе переговоров с украинскими дипломатами и экономистами добился и защиты географических названий (Коньяк, Шампанское и т. д.), и детального установления квот на беспошлинный ввоз разных видов аграрной продукции, что должно спасти Францию от чрезмерной конкуренции. Кроме того, французы не могут не видеть, насколько востребованными являются их технологии и инвестиции в бурно растущем АПК Украины. В отличие от субсидируемых индивидуальных фермеров, живущих по правилам XIX века, все крупные французские аграрные холдинги с нетерпением ждут введения свободной торговли с Украиной. Для итальянцев Украина тоже в первую очередь является привлекательным рынком сбыта мебели, обуви, одежды и предметов роскоши, на которые все труднее найти покупателей в беднеющей Европе. Политические расхождения с Киевом их волнуют менее всего. «Мы, потомки римлян, в отличие от наших более северных партнеров, уже много тысяч лет знаем, что политику нельзя воспринимать исключительно в белых и черных тонах», — заявил в беседе с украинскими дипломатами советник по внешнеэкономическим вопросам бывшего премьера Италии Монти. Его шеф в июне 2012 года прилетел на финал Евро-2012 в Киев вопреки громким требованиям Берлина бойкотировать чемпионат в знак солидарности с Тимошенко. Испанский премьер тоже не отказался от посещения триумфального для национальной сборной матча.
«Государства так называемой Старой Европы сейчас рады любому расширению рынков сбыта. И перспектива установления свободной торговли со страной с 45-миллионным населением все больше перевешивает для них прежние аргументы против сближения с Киевом», — отметила в комментарии «Репортеру» юрист-междуна-родник Надежда Бородий. Тем более что в отличие от Москвы, и в Берлине, и в Риме, и в Париже Соглашение об ассоциации рассматривают как альтернативу членству Украины в ЕС, а не шаг к его скорому получению. Для западных европейцев это сугубо прагматичный вопрос, из-за которого они не хотят ссориться с Россией, но и подыгрывать геополитическим фобиям Кремля при этом они тоже не желают.
2. Новая Европа: больше гарантий безопасности
«Отстаивая интересы Украины в ЕС, мы отстаиваем интересы Польши. В Варшаве нет сомнений в том, что, если Украина окажется в сфере влияния России, то следующими будем мы», — откровенно говорил еще в 2011 году на ланче с одним из украинских министров Радослав Сикорский. Странам — бывшим членам соцлагеря и государствам Балтии успех идеи Евразийского союза представляется прямой угрозой их национальной безопасности и даже выживанию в долгосрочной перспективе. Российские политики сами слишком громко стали заявлять о создании альтернативного центра мировой политики под эгидой Москвы, чтобы Польша, Литва, Латвия, Эстония, Чехия и другие не увидели здесь вызова себе. Именно так же нервная реакция России на сближение Украины с ЕС указала Сикорскому и его единомышленникам наиболее верный путь помешать планам Кремля. Чрезмерная идеологизация обстановки вокруг Украины с обеих сторон будто оживила позабытую максиму Збигнева Бжезинского: «Без Украины Россия перестает быть империей.
С Украиной же, подкупленной, а затем и подчиненной, Россия автоматически превращается в империю».
Но не только генетический страх перед «русским медведем» заставляет страны Центральной и Восточной Европы выступать в роли главных лоббистов интеграции Украины в ЕС. Есть и внутренний расчет. Уже сегодня Польша благодаря активности ее политиков и дипломатов, а также экономическим успехам играет в Евросоюзе довольно значимую роль. Но тягаться с Германией или даже Францией ей не под силу. «50 польских депутатов ставят на уши весь Европарламент. Если к ним прибавить 60–65 украинцев, они там революцию могут сделать», — рисовал в разговоре с «Репортером» радужные перспективы один из членов Европейского парламента от Латвии.
Добейся Варшава вхождения Украины в состав ЕС в качестве благодарного союзника и партнера — и реальностью станет блок восточноевропейских наций, которому западным соседям в силу их разобщенности непросто будет противостоять. Вместе с Украиной Польша, страны Балтии, Венгрия, Румыния, Болгария могут добиться большего равноправия для восточной части Союза. Сегодняшнее тотальное доминирование Германии пугает эти страны не меньше амбициозных проектов России. Причем в этом их всегда готовы поддержать Соединенные Штаты, давно доверяющие Варшаве или Праге значительно больше, чем Парижу или Берлину.
3. Америка: за корпорации, против России
Для американцев в игре вокруг Украины ставки тоже довольно высоки. Но если европейцы думают кто об экономике, а кто о геополитике, то для Вашингтона на первом плане энергетика. Впервые за 22 года украинской независимости оформилась устойчивая тенденция к радикальному снижению зависимости от поставок газа из России. Причем, что еще важнее для американцев, стремительно рушатся прежние теневые схемы, ставившие украинскую элиту в коррупционную подвластность Москве. В США понимают, что если Россия перестанет платить, то перестанет и заказывать музыку в украинской политике. А это на долгую перспективу гарантирует выпадение Украины из сферы влияния Кремля. Пока Соединенные Штаты слишком заняты проблемами в других регионах, чтобы взяться за Евразию, как это было при Джордже Буше в середине прошлого десятилетия. Но американцы предпочитают готовить площадку для будущих дел. Задача минимум — не дать России воспользоваться вынужденным отвлечением Белого дома на Ближний и Средний Восток, чтобы построить под шумок устойчивый блок сателлитов под своей эгидой.
После 2015 года ответственность за Афганистан американцы снимут со своих плеч и обременят тамошней безопасностью россиян. Сейчас они хотят увидеть в Восточной Европе приятную для себя ситуацию постепенного размывания сферы влияния России и интеграции бывших союзных республик в западные структуры. 10 лет назад в авангарде шли Международный республиканский институт и Национальный демократический институт, готовившие почву для победы Виктора Ющенко. Сегодня «Шеврон» и «ЭксонМобил» в сотрудничестве с украинской властью создают более надежную, чем взгляды президента, основу для движения Украины на Запад.
Коментарі
Гість: NeManul
115.10.13, 13:46
Більш цікавіше, що українці з того приводу думають. Бо як відомо, кожен відстоює свої інтереси
Вискарион
215.10.13, 13:58
Россия своими поступками, раз за разом. всё больше и больше, дискредитирует себя как дружественная для Украины страна. Да и во внутренних делах России не всё благополучно и не соответствует тем идеалам и ценностям к которым стремятся украинцы. Поэтому наш вектор интеграции с Европой определился сам собой. В этом я вижу позитивную перспективу нашего развития.
Vlad Backwood
315.10.13, 14:05Відповідь на 2 від Вискарион
Поддерживаю Вас