хочу сюди!
 

Наталия

49 років, рак, познайомиться з хлопцем у віці 35-55 років

Прибыли от нашего воспитания и обучения

  • 02.07.12, 15:55
Сегодня актуально заботиться о прибылях — собственных и своих детей. Но прибыли материальные хотелось бы совместить с прибылями психологическими — получать удовольствие от жизни. А как этому способствуют семейный и образовательный контексты в современном украинском обществе?

Прибыли от нашего воспитания и обучения — разве это реально? Пройдет много лет, прежде чем повзрослеют школьники и, закончив вузы, начнут работать (начнут ли?). Кто-то уедет за границу. Тех, кто останется, настигнет проблема затребованности собственных знаний — окажется, что рынок в них не нуждается. Сколько таких «битых» судьбой целыми днями сидят дома, постепенно деградируя в ссорах с родителями, а их «корочки» — синие и красные — пылятся в ящиках рядом с фотографиями счастливого многообещающего детства. В задачке спрашивается: прибыли или убытки получают государство и конкретные семьи выпускников учебных заведений, какова в этом роль семейных сценариев?

Куда исчезают ресурсные дети?

Удовлетворение жизнью и вдохновение действовать прямо зависит от смысла и сложности дел. Ресурсные дети или ужасно перегружены (участие во всех возможных олимпиадах и конкурсах), или недогружены (примитивность учебного материала и методик проведения занятий). Потому к школьному финишу они приходят уставшими и демотивированными даже при наличии высоких баллов. Они знают, что в нашем обществе обычному человеку, даже отличнику, будет очень сложно. Пессимизм и негодование разъедают и незаурядные таланты.

Часть тех, кто в результате школьного обучения не сломался (может, со школой повезло?), кто способен анализировать рыночную и политическую ситуацию в Украине, «оттягивают» иностранные программы обучения и трудоустройства. Нашим умникам рады и в Израиле, и в Германии, и в Швеции, и других странах Европы. А недавно наметилась новая тенденция: на обучение или на работу за рубеж едут уже не только и не столько те, кто в совершенстве изучил язык, имеет преимущества в знаниях и креативе или на конкурсной основе получил статус лучшего. Перспективу заграницы теперь имеют те, кто, даже при среднем уровне знаний, способен оплатить обучение или молодежные программы за пределами Родины. В этом году шквал предложений из Польши значительно разнообразил образовательное меню абитуриентов. С каждым годом таких предложений становится все больше. Наши предприимчивые соседи предлагают стоимость обучения, ниже, чем контрактная в наших государственных и частных учебных заведениях. А сертификат обещают международного образца плюс возможность или остаться в Польше, или двигаться, при желании, на Запад, куда потихоньку мигрирует и часть польской молодежи. Недобор в украинских вузах при таких обстоятельствах — закономерность, особенно на фоне бесперспективности социально-экономического роста ближайших лет. Лозунг «спасайся, кто может» давно вытеснило «вставай, хто живий, в кого думка повстала…». Встают — только не на борьбу с коррумпированным обществом, а чтобы как можно быстрее переместиться в условно прибыльное пространство. Почему условно? Потому что можно, имея все, никогда не преисполниться энергией любви и радости.

Когда «халява» не проходит

Однако в материально привлекательном мире за все надо платить — там некому поплакаться в жилетку, там, оказывается, все стоит дорого, а наши дети привыкли к «халяве», точнее — за счет папы и мамы. Конечно, родные оплачивают обучение, но ведь так хочется пользоваться всеми благами развитого общества. Потому надо работать. И не за счет обучения, как это принято у нас, а исключительно в свободное время. Усталость дает о себе знать очень быстро, а пожалеть некому. Вот тогда и открываются истины: хорошо там, где нас нет; в гостях хорошо, а дома лучше.

Позиция досады является убыточной. Для неудачника это самое удобное оправдание: досадно, что не в той семье и не в той стране родился, не в ту школу пошел, не те материальные возможности для удовлетворения амбиций.

Досада — жизненная позиция, стиль а не просто эмоция. По христианским канонам тоска, гнев, аморфность в приоритетах являются греховными состояниями. Находясь в них, человек не получает энергетической подпитки, потому что не генерирует питательного отношения к миру, а следовательно, и от мира, им осуждаемого, ему нечего взять. Неудивительно, что, уехав из одной «ненавистной» среды, которая не воспринималась как дом (хочется иметь что-то радикально другое), человек попадает на «чужбину», которая опять-таки не является домом, — повсюду трудности, приходится напрягаться, ждать случайных «улучшений» (может, наконец-то с кем-то нормальным познакомлюсь? Может, предложат хорошую работу? Может, снизят квартплату, подешевеют проезд, продукты?).

На самом деле прибыльная позиция — везде чувствовать себя как дома. Дом — это не крепость от врагов (у мудрого нет врагов), не спальное и отхожее место, как случается у невротизированных жителей мегаполиса. И, конечно, это не ад, который превращается в рай, когда остаешься в нем один. Дом — это место-источник, который его жителям нравится подпитывать энергией. Таким домом может быть съемная или собственная квартира, учебное заведение, место работы. Это не только стены и земля под ногами, это и история, и культура, искусство, природа, люди — все то, в чем нуждаешься ты и что нуждается в твоем добром отношении. И важно, чтобы край, в котором находится человек, воспринимался как дом. Философия дома является философией особого обогащения — энергией тепла, радости, интереса.

Убыточная незрелость

Сын одной знакомой поехал на обучение в Польшу вместе с одноклассниками. По всему видно, они рассчитывали там беспрепятственно «тусить», потому что избрали специальность, которая и у нас вполне доступна: «международный экономический менеджмент». Немного чего-то международного, немного экономики, немного менеджмента. Учиться оказалось нетрудно, но только все время хочется есть. И с девушками что-то не складывается. И денег никто не дает. Вот и ездят ребята уже второй год домой раз в месяц. Сколько это стоит родителям — нечего и говорить. Но пацаны устроились! Здесь все думают, что они в шоколаде — потому что за рубежом. Родители стараются изо всех сил, чтобы дети устроили свою жизнь «как надо». А что будет с ними дальше? Здесь они всем рассказывают, как круто «за бугром», а там почему-то не очень стремятся налаживать самостоятельную жизнь — ни подработок, ни дополнительных курсов. Завели здесь девушек, поэтому родители теперь дают ребятам и на «романтику», и на дорогу…

Спрашивается, когда же они повзрослеют? Когда же образование начнет давать прибыли? Зрелость как практика самостоятельного преодоления трудностей — это прибыль и человеку, и семье, и государству. А у нас остаются незрелыми не только выпускники школ и вузов — незрелость демонстрируют родители взрослых дипломированных детей, продолжая финансировать и второе, и третье образование своих потомков, содержать их избранников, а потом и рожденных ими детей. Гиперопека — это тоже незрелость. Вместо того, чтобы развиваться самим и дать шанс своими силами прокладывать собственный путь своим детям, незрелые родители берут на себя их жизненное бремя, да еще и упрекают их за это.

Трудности и любовь делают человека сильным. Это два условия энергетически прибыльной жизни. Признаками духовно-энергетической прибыли являются радость от собственных достижений, своей нужности, уверенность в своих силах, самостоятельность выбора. О прибыльности свидетельствуют и удовлетворение от работы, умение содержательно отдыхать, любовь, в которой каждому хочется совершенствовать себя, а не партнера. Состояние прибыльности не требует утешения у экрана, за столом с сигаретой в зубах и рюмкой в руке. Прибыльное состояние порождает излишек. Тогда человек инициативный, щедрый и жизнерадостный. Тогда мир становится домом: его хочется наполнять своей одаренностью, а все дары мира тебе — в цене.

Если родители лишают ребенка трудностей — они лишают его и любви. Человеку важно любить себя. Это означает познавать свои возможности, развиваться, уважать себя за реальные достижения. А как можно себя любить, когда близкие парализуют волю? Что уже говорить об упреках и требованиях родителей, которыми сопровождаются их медвежьи услуги. Юноша, за которого платят родители, становится зависимым и неудовлетворенным. Напряжение возрастает, настроение ухудшается. Вот и спасается экраном, пивом и тому подобным. За это и получает вместо любви-уважения контроль, осуждение, упреки.

Качественное семейное воспитание и государственное образование должны способствовать самореализации гражданина ресурсами собственной личности на родной земле. Мы устали отчуждаться друг от друга, ощущаем неловкость от инородного мусора в нашей культуре. Особой задачей общества является «проведение тепла» между поколениями, восстановление духовных ценностей. Это означает, что для закладки перспектив зрелости должны тщательно пропустить педагогические аспекты сквозь фильтр духовных истин.

Должны преодолевать те убыточные ментальные закладки на уровне генетической памяти, которые мешали и мешают развитию собственного ресурса. Прежде всего — это привычка рассчитывать на внешнюю помощь. Надо наращивать духовную энергию путем осмысленных собственных действий и учить этому детей. Каждому даны одаренность и возможности. Меньшинство пользуется ими в полной мере. Человек должен каждый день выбирать: прислушиваясь, присматриваясь к лучшему в мире, противясь инерции, агрессивному нашествию случайного и хаотичного.
Второй ментальной проблемой является недоверие друг к другу, нехватка умения работать и жить по принципу общей выгоды, отвечающей индивидуальной выгоде. Создавать прибыльную среду можно только на основе любви, взаимной доброжелательности и уважения к ресурсу каждого.
2

Коментарі

Гість: Комендор

13.07.12, 22:25