Мартышкина грамота
- 15.07.13, 23:44
Пока наблюдала за детворой в парке в канатном городке, вспомнилось видео про людей и обезьян, сравнение их способности к обучению и наследованию.
Суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью определенного набора действий извлечь из ящика (сначала черного, затем прозрачного) лакомство (вознаграждение). Ведущий демонстрировал эти действия, подопытные повторяли, получая в итоге извлеченное вознаграждение. В первом случае (ящик черный, непрозрачный) и дети и обезьяны выполняли действия послушно и последовательно копируя действия ведущего. Во втором же (ящик прозрачный) обезьяны шли по пути наименьшего сопротивления, игнорируя бесполезный, по сути, ритуал, забирая лакомство сразу же. Дети же упорно повторяли все действия, показанные инструктором, хотя было очевидно, что они бессмысленны и на результат не влияют ни коим образом.
Но не это ли наполняет нашу жизнь и бесчисленным количеством обременяющих бесполезных ритуалов, отнимающих силы, время, но не дающих ничего полезного взамен?
Не это ли мешает человеку творить, создавать нечто новое, не робея перед смелыми открытиями под грузом предрекаемых чужим опытом неудач?
С пеленок нам закладывают определенную программу, модель поведения, обусловленную требованиями общества (конкретного общества), его моралью и принципами существования.
Так и получается, что рожденный чистым листом бумаги к подростковому возрасту становится средней потертости тетрадкой с конспектом жизненно необходимых лекций и чужими заметками на полях; к тридцати все это оформляется и издается в виде небольшой методички, а к старости и вовсе превращается в пыльную энциклопедию, которой вроде как не пользуешься, но и выбросить жаль, все же труд всей жизни. В итоге весь этот талмуд зачитывают и настойчиво предлагают законспектировать обладателям тонких еще и не потрепанных тетрадок с выведенным красивым почерком именем на глянцевой обложке.
И все по кругу.
Важно отметить, что не смотря на все старания учителей (и я не о школьно-вузовских говорю сейчас, но о ежесекундных, встречающихся нам на каждом шагу), главная роль все же принадлежит вам. Только вы вправе решать, как жить, что принимать в свою жизнь, а что нет, радоваться всему окружающему или ныть о несовершенстве мира и о том, как тяжко жить. Вы сами выбираете, о чем думать, мечтать, жалеть ли, какому настроению преобладать, чем развлекать себя в свободные минуты, какими людьми окружить, во что верить, за что бороться. Почему же большинство предпочитает сдаться, ворчливо поглядывая по сторонам, изощренно отыскивая новые поводы для своей неудовлетворенности миром?
Да, бывает трудно. Но бывает же и легко. Радугу без дождя не увидишь, счастья без печали не заметишь.
Позвольте себе взглянуть на мир чуточку добрее, наивнее и позитивнее, тогда вы увидите, что он и впрямь окажется таким - добрым, открытым, дружелюбным прекрасным садом.
Коментарі
punk-Kuzya
116.07.13, 07:50
Как говорится "Как на мир ты смотришь, таким ты эго и видишь "
Гість: Grusome
217.07.13, 22:07
Ага, всё так.
Вот только у "незамутненного стереотипами и правилами" разума обезъян че-то всё никак не выходит написать "Войну и мир"
Logray
318.07.13, 00:40Відповідь на 2 від Гість: Grusome
Почему-то из людей это тоже получилось только у одного Толстого.
Гість: Grusome
418.07.13, 02:00Відповідь на 3 від Logray
Угу, как и "Бородино" только у Лермонтова, "Мертвые души" у Гоголя и т.д. При этом - ни один из них не был мартышкой-обезъяной.
Суть в другом - противоречии пары параграфов: то что позволяет приспосабливаться - не мешает создавать-придумывать чего-нового, а совсем даже наоборот.
У ритуалов, стереотипов, шаблонов и прочих испорченных слов - несколько иная функция и тут уже вокуг правильного вектора.