хочу сюди!
 

Julietta

37 років, стрілець, познайомиться з хлопцем у віці 35-54 років

О том, как татары россиян одели

  • 05.09.10, 11:18
Возник у меня давеча спор с одним господином о временах татаро-монгольского ига. Он уверял меня, что князья русские чуть ли не поголовно клали жизнь свою на городских стенах, а я высказывал мнение, что правители в большинстве своем предпочитали удирать из городов, к каким приближались татары, и отсиживаться в лесных чащобах под предлогом "собирания рати"...

Аргументами моего собеседника были русские летописи, написанные много позже описываемых событий, но иных источников, кроме еще самого русского языка у нас не было. Я, зная, что история - это не что иное как иструмент в руках политиков, доверяю летописям далеко не на все сто процентов. Каждый письменный источник нужно изучать с точки зрения и личного мировоззрения автора. Мы, например, своими глазами видим, как по-разному трактуют события Майдана-2004 его современники. Так что скидка, на пристрастность или политический заказ к письменным источника вполне уместна.

Другое дело - язык. Он-то от политики не зависит. Язык - это зеркало действительности. он гибко реагирует на все изменения в жизни общества, его использующего. Поэтому любая эпоха отражается в языке целым словесным пластом, изучение которого может привести к весьма интересным выводам.

Вот я и решил обратиться к эпохе татаро-монгольского ига, чтобы понять, какое влияние имели в те времена завоеватели северорусских земель.

Итак, посмотрим на влияние татар на высшие и низшие слои тогдашнего общества через бытовую лексику.

Откроем ту же Википедию в разделе "Русский национальный костюм" и пойдем по всем словам подряд, разделив лист бумаги надвое, где слева будем размещать слова со славянской этимологией, а спарва - тюркизмы. Этимологию слов проследим по Этимологическому словарю русского языка Макса Фасмера.

Обувь

Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину. Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Татары еще да Руси тогда не дошли.

Башмак - слово заимствовано из тюркских языков, где известно с XI в. Казахско-татарское – башмак (ступня). Турецкое – pasmak (сандалия, башмак)


Чеботы - обычно считают заимств. из тюрк., ср. тат. аbаtа "лыковый лапоть", чув. sbaDa – то же, которое производится из перс. яз.

Ичиги - вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником. Ичиги были широко распространены у татар и стали неизменным элементом татарского национального костюма.

Валенки — традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу. Есть свидетельства о том, что валенки появились в начале XVIII века. Так что татары к этому виду отношения не имеют.

Онучи - длинная широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти) - укр., блр. онуча, ст.-слав. оноушта , словен. оnuа, чеш. оnuсе, слвц., польск. оnuса. Тоже явно не татарская обувь.

Сапоги - ид обуви, обычно с высокими голенищами. Получило распространение на Руси и Ближнем Востоке от тюркских кочевников, для которых мягкие сапоги были удобной обувью для верховой езды. Тем не менее, слово встречается в древнерусских источниках, очевидно, заимствовано из прабулг. *sаВаG- / *saBuG-, др.-тюрк. (печен., кыпч.) *sара-, *sарu- "обувь с голенищем" < "стебель"; ср. тюрк. sар "рукоятка, стебель". Похоже, обувь эта пришла в нам от печенегов.

Каблук - вероятно заимствовано из тюркского kabluk, которое происходит от араб. kab — «пята, пятка».

Одежда

Сарафан - заимствовано из тюркских языков.

Понева - тюркского родства не имеет.

Шуба - общеславянское слово

Сорочка - укр., блр. сорочка, др.-русск. сорочька, ст.-слав. срачица, срака, сракы, род. п. -ъве, словен. sraica, srajca.

Рубище - общеславянское слово.

Порты - восточнославянское слово

Штаны - заимств. из тюрк., ср. др.-тюрк. iton из iton "подштанники"

Кафтан - кавтан, кофтан. Длинная одежда, простирающаяся почти до полу, с пуговицами и застежками спереди. Даль трактует это слово как татарск. верхнее, долгополое мужское платье разного покроя. Слово имеет персидское происхождение.

Материи - тут засилие тюркизмов чуть ли не тотальное - киндяк, тафта, камка, парча, алтабас, аксамит, атлас, коноват, куршит, кутня, сатин и кумач... Рядом с ними сукно и лен кажутся скорее гостями на чужом празднике.

Даже калита - старинное русское название денежной сумки, мешка, кошеля происходит от тюркского kalta — карман, кожаный мешок.

Конечно же, тут не полный список терминологии, связанной с одеждой, но в целом, картина соответствует представленным здесь примерам.

И вот теперь сравните две колонки, написанные вами. И призадумайтесь, каким слоям населения какие виды одежды были доступны.

Как по мне, так тут и невооруженному взгляду видно, что одежда из правой. тюркской колонки доступна была обеспеченным слоям общества. И это дает полное право предположить, что с татаро-монгольским игом состоятельная верхушка Руси стала одеваться по-татарски, оставив рубище и портки смердам и холопам.

Почему же князья и бояре переняли и так тотально стиль одежды завоевателей?

И вот теперь я загляну в летописи, где обычно не очень заметны за геройским делами русских князей эпохи ига их сидение в Орде по десятку лет, как минимум. Этого не избежал даже сам Александр Невский...

Что же делали русские князья в стане врага по десять лет?

Проводили подрывную работу?

При этом беря в жены дочерей и внучек высокопоставленных татарских вельмож и самих ханов...

Лично для себя я сделал вывод. Я увидел в действиях российской знати неприкрытый коллаборационизм. Четко направленный на личное выживание и сохранение своих достатков за счет наговоров на других князей, за счет проведения полицейских карательных акций против неугодных земляков. Именно за счет этого коллаборационизма и вознесся маленький городок на слиянии Яузы с Москвой-рекой в город, из какого руководит Россией обиженный ростом, но очень нахрапистый президент. Именно Москва была первым и главным пособником оккупантов-татар вплоть до самого заката Золотой Орды.

Именно Москва стала законодателем новой русской моды, с епанчами и башлыками, бешметами, чекменями и казакинами. Именно Москва стала главным рынком Руси, на который поступали ордынские товары. менно Москва начала собирать вокруг себя земли сначала под негласным надзором татар, а потом уже и по традиции, почуяв свою силу и грядущие возможности.

Вот так, по языку того времени я могу представить себе картину тех времен.

Почему татары смогли поодиночке разбить русские княжества? Почему княжества не сплотились воедино на смертный бой за веру, за Русь? Почему они были разбиты поодиночке?

Да потому что они бросали города свои и людей, в них живущих, на произвол божий, а сами трусливо отсиживались в весях под предлогом сбора войска. Да увольте! Какой может быть сбор войска в глуши без оружейных мастерских и хорошо поставленной фуражирской службы? Это я о владимирском князе в 1238 году, который не ринулся вызволять из татарского полона своего младшего брата, а скрылся в муромских лесах "собирать войско"... И это после того как были сечи большие под Рязанью и Коломной... И лишь после падения Москвы этот защитник народа вдруг вздумал собирать войско...

А между тем, я рассказываю вам летописное описание событий тех лет, строки которого появились 139 годами позже. Лаврентьевская летопись была написана по заказу владимирского княза Дмитрия, который сумел «одолеть» московских бояр и в 1360 году получил у Ордынского царя Навруса ярлык на великое княжество Владимирское. А в 1382 году во время карательного похода Тохтамыша на Москву, Дмитрий Константинович "изменил Дмитрию Ивановичу Донскому", когда отправил в войско Ордынского царя своих сыновей, Василия и Симеона. Это я уже заглядываю в труд Сергея Соловьева под названием «История России с древнейших времен» (1851). Как может изменить другому князю князь с ярлыком на самостоятельность, трудно себе представить. Но соловьвская летопись уже интерпертирует фоакты в пользу московских правителей, так же как и Лаврентьевская летопись старается обелить владимирских князей-предшественников заказчика текста.

Это мы сегодня, например, знаем, что наш президент - человек безграмотный и не перегруженный интеллектом, что у него очень сомнительное прошлое. Это сегодня нам пишут его современные летописцы о его победах на пути к возрождению страны. Но давайте себе представим заказчика истории следующего столетия. И представим, что он напишет об этом человеке в будущем, если Украина под руководством, к примеру, национальных сил придет к истинному процветанию. И любой согласится со мной, что в лучшем случае его будут звать злым гением украинского народа, называть предателем, как сейчас его сторонники называют Мазепу, а то и вообще мелким правителем времен Рината Ахметова...

История легко переписывается. Кто заказывает музыку, тот и танцует женщину, говорят в народе.

А вот язык не перепишешь. Он лучше всего характеризует эпохи, через которые шагает в будущее общество.

Взгляните на цунами англоязычной технической и экономической лексики в русском языке. Лизинги, маркетинги, ребрендинги, холдинги и молдинги вкупе с такими очень русскими словами, как HR-менеджер, уже стали нормой в современном русском языке. И как бы ни писали историю современные возвеличиватели России, но на самом деле мы видим, что исключительно западные экономические модели и методики действуют в современной российской экономике (и ни одной российской - в западной экономике). Мы можем экспортировать разве что наше разгильдяйство, лень и бандитизм. Что, естественно, тут же отражается в европейских языках.

А из украинского языка уже не вычеркнешь слова Майдан, столь ненавистного заказным историкам нынешнего нашего президента.

Язык - это величайшее достояние народа. Язык никогда не лжет. Потому что язык является одной из составляющей базиса общества, а история - всего лишь элемент политики, надстройки, какая изменчива в силу изменеий базиса.

Поэтому, если хотите знать настоящую историю, анализируйте в первую очередь языковое богатство народа, и у же потом сравнивайте факты реальные с придуманными историческими фактами.
7

Коментарі

15.09.10, 11:23

Урок в школе: -Кто прочитал "Войну и мир"? -А что, ее прочитать надо было? -Да, конечно. -Б@я, а я переписал...

    Гість: магур

    25.09.10, 11:30

    согласен ! )

      Гість: ultrarays

      35.09.10, 12:40

      Не знаю, как насчёт отсиживания в лесах, но впечатление о коллаборационизме 100%ное. Выслуживались князья перед татарами, платя им дань, содранную со своего народа, а сами жили припеваючи, ещё и с прибылью в виде дополнительных земель. Точно, как сейчас.

        45.09.10, 12:49Відповідь на 3 від Гість: ultrarays

        Да Вы просто покопайтесь в истории. Князь владимирский якобы ушел собирать войско на реку Сить, до которой отряд (не вся татарская рать) а только отряд Бурундей добрался за три недели!
        3 000 ратников - цифра для рати смешная.
        Тем более, что татары имели прекрасную разведку. И именно потому, что "войско" которое больше месяца собирал беглец из Владимира, не имело такой силы, как войско Твери, на которое татары и двинули основные силы.
        А князя-труса разбил небольшой татарский отряд...

        Кстати, братья сего князя пытались сдать город Владимир, выйдя к татарам с хлебом-солью... Но именно Лаврентьевская летопись об этом умалчивает...

        Отсиживались. И не один князь.
        Бросали города на воевод и посадников, и чесали как можно дальше в леса.
        А то и сдавали свои города за ханский ярлык..

          Гість: ultrarays

          55.09.10, 13:43Відповідь на 4 від dugme

          Я как раз и имею в виду, примерно это: "А то и сдавали свои города за ханский ярлык.."

            65.09.10, 16:09Відповідь на 5 від Гість: ultrarays

            Ага...
            А потом татары даже своих гарнизонов на Руси не держали.
            Сами князья полицаями татарскими и работали...

              Гість: modus vivendi

              76.09.10, 15:54