Основы православной культуры в Петровской школе

  • 15.08.13, 14:07
Чего только церковь не закрывает,
 То больницы, то рты, то людей,
 Но страшные муки мой разум терзают,
 Когда вижу зомби я вместо детей.


Праведник осмотрелся. Он оказался в абсолютно белой комнате...

  • 13.08.13, 18:53
...посреди которой стоял стол, а за ним расположился представительный бородач.
- Присаживайся, - указал на стул бородач.
- Вы Бог? – неуверенно спросил праведник.
- Он самый, - кивнул Бог. – А тебе чего?
- Как чего? – растерялся праведник. – Я страдал. За веру мучался. Мне, стало быть, после смерти рай положен.
Бог торопливо замахал руками.
- Не спеши. Это как ты за веру мучался? Так ты верил, что я существую, что ли?
- Верил, как же нет-то. Два храма, Господи, в твою честь построил.
- Лучше бы детей в Африке накормил, - осуждающе покачал головой Бог. – Вы там что, думаете, что в храмах ваших связь со мною лучше, так чтоли? И ты был убежден, значит, в моем существовании просто так? Потому что так в книжонке сказано? Нет, серьезно?
- Нельзя сомневаться в вере! – наставительно поднял палец праведник, но, вспомнив, с кем ведет беседу, поперхнулся и замолчал.
- И много таких там, внизу, осталось? – спросил Бог.
- Много, - ответил праведник. – Несколько миллиардов. В тебя верят... В ложных богов еще. Аллах, Шива с Кришной...
Господь схватился за голову.
- Кого я на свою голову создал! – возопил он. – Говорил же Люциферу, что его шуточки с созданием религий нам еще аукнутся! Нет, пара тысячелетий – и ухожу на пенсию. Пусть в одиночку последствия разгребает, если к тому времени люди думать еще не научатся. У пастафарианцев-то хоть чувство юмора есть, даже сатанисты делом заняты, а у вас, верующих, что? Книге поклоняетесь? Может, вы еще и атеистов в честь меня сжигаете? 
Праведник благоразумно промолчал. Ему почему-то стало неловко за предков.
- Я ведь ни разу на Землю не спускался! Ни разу! – продолжил Бог. – Повода не давал! Так нет, надо было кому-то все потопы с извержениями на мою голову сваливать. Кто знал, что в эту чушь еще и поверят?
- Но ты-то существуешь! – не вытерпел праведник. 
- А им там, внизу, откуда это знать? – резонно возразил Господь.
Он нажал на черную кнопку, и у стола возник мужчина в белом одеянии и с крыльями за спиной, держащий в руке огромную связку ключей.
- Этому пропуск не выдавать, - сказал Бог. – Два храма, говоришь, построил?
Праведник неуверенно кивнул.
- Замечательно. Люцифер давно просил отправить ему еще кого-нибудь: все никак с дачей не разберется. Петр, проводи.
Ангел убрал ключи в карман и, схватив праведника, потащил к выходу. Тот отчаянно задергался.
- Но я же всю жизнь верил! – крикнул праведник.
Бог пожал плечами.
- Лучше б ты той бабке хлеба купил в девяносто седьмом. Всяко больше толку, чем от соборов твоих.
Но праведник этого уже не услышал. Вытолкнутый ангелом, он падал в огромную черную дыру, из которой ощутимо веяло жаром.

Корреляция между уровнем интеллекта и атеизмом - есть

  • 13.08.13, 15:55
Первый в своём роде систематический анализ показал связь между высоким IQ и низкой религиозностью.

За 400 с лишним лет до рождения Иисуса из Назарета (если таковой действительно был) греческий драматург Еврипид писал в комедии «Беллерофонт»: «Говорят, что боги есть на небе? Нет! Нет! Их нет! Не позволяй дураку, увлечённому старыми баснями, обмануть тебя». 

Еврипид не был атеистом, а слово «дурак» (в русском литературном переводевыпущенное) вставил только для того, чтобы раззадорить зрителей. Тем не менееМирон Цукерман и Джордан Зильберман из Рочестерского университета, а такжеДжудит Холл из Северо-Восточного университета (все — США), обобщив исследования, проведённые за последние сто лет, пришли к выводу, что верующие в целом получают меньше баллов в тестах на интеллект.

Сознательно ли Микеланджело придал правой группе форму мозга?


Это первый систематический метаанализ всех 63 исследований, проведенных с 1928 по 2012 год. Его результат не стал неожиданностью. Как отмечает г-н Цукерман, если просто посчитать количество исследований, обнаруживших как отрицательную корреляцию между сравнительно высоким IQ и религиозностью, так и положительную, то первых будет больше. Но это неприемлемо, ибо методы у всех исследований разные. Поэтому и нужен метаанализ, когда разношёрстные работы сводятся к одному знаменателю. Кроме того, проверяется, не выдали ли учёные свои собственные предубеждения за мнение респондентов.

Итак, из 63 исследований 53 продемонстрировали отрицательную корреляцию между развитым интеллектом и религиозностью, а положительную — только десять. Значительные отрицательные корреляции были замечены в 35 работах, а значительные положительные — лишь в двух.

Авторы определяют интеллект как «способность рассуждать, планировать, решать задачи, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро учиться и учиться на собственном опыте». Короче говоря, они держатся старой теории аналитического интеллекта, не трогая такие недавно выявленные и пока ещё спорные формы интеллекта, как творческий и эмоциональный. Рассматривались самые разные виды оценки интеллекта: средний академический балл (то, что фигурирует у выпускников в аттестате), результаты вступительных экзаменов в вузы, итоги тестов на вступление в общество «самых умных» Mensa International, показатели обыкновенных IQ-тестов и др.

Религиозность определяется как участие в некоторых (или всех) аспектах религии, которая предполагает веру в сверхъестественное, дары этому сверхъестественному и ритуалы в качестве доказательства убеждений верующего. Наличие религиозности определялось с помощью опросов, наблюдений за посещаемостью церквей и фактического членства в религиозных организациях.

Исследования охватили тысячи людей. Авторы обнаружили, что пол и образование не оказывают никакого влияния на корреляцию между религиозностью и интеллектом. А вот возраст имел значение. Отрицательная корреляция между религиозностью и высоким интеллектом оказалась самой слабой среди довузовского населения. Возможно, дело в том, что только в колледже большинство подростков впервые выходит из-под влияния домашних и получает возможность выбирать мировоззрение самостоятельно, а в годы, предшествующие студенчеству, верования людей отражают точку зрения, принятую в семье.

Итак, можно ли говорить, что большой ум не позволяет верить в высшие силы? Здесь уместно вспомнить два крупных исследования.

В 1921 году стэнфордский психолог Льюис Терман установил наблюдение за когортой особо одарённых детей (оно продолжается по сей день) — всего более 1,5 тыс. ребят, у которых к десяти годам IQ превышал 135. Полученные данные анализировались в 1995 и 2005 годах — Робин Сиэрс из Колумбийского университета и Майклом Маккалоу из Университета Майами (оба — США) соответственно. Оказалось, что «термиты» (так прозвали подопечных Термана) обладали меньшей религиозной по сравнению с широкой общественностью. Самое замечательное в этих исследованиях то, что 60% «термитов» получили «очень строгое» или «серьёзное» религиозное образование, а 33% — «небольшое».

Вторая серия исследований проводилась на учащихся нью-йоркской начальной школы для интеллектуально одарённых Хантер-колледжа Нью-Йоркского городского университета. Интеллект оценивался по тестам, пройденным в детстве, а по поводу религиозности выпускников опрашивали в возрасте 38–50 лет. У всех IQ превышал 140, и только 16% признались, что получают удовольствие от религии (примерно столько же, сколько «термиты»). Корреляция налицо, хотя исследователей можно пожурить за то, что они не приняли во внимание таких факторов, как социально-экономический статус и род деятельности.

         Отношение между долей атеистов и средним IQ населения разных стран.


Другие работы не дали столь однозначных результатов. В 2009 году Ричард Линниз Ольстерского университета (Великобритания) и его коллеги сравнили данные о религиозности и уровне IQ на примере 137 стран. Только в 23 странах из этой выборки атеисты составляют более 20% (см. диаграмму выше). Как ни странно, эти государства относятся к имеющим самый высокий средний IQ населения. Но опять же не были учтены сложные социальные, экономические и исторические факторы.

В целом Цукерман, Зильберман и Холл считают возможным сделать вывод о том, что чем выше религиозность, тем меньше человек получает баллов по той или иной шкале измерения интеллекта. Корреляция особенно сильна, когда речь идёт о внутренних убеждениях, а не об исполнении ритуалов. Возможно, это связано с тем, что религиозное поведение зачастую практикуется только для того, чтобы стать членом некой социальной группы, но не вытекает из искренней веры в сверхъестественное.

Объяснить корреляцию можно тремя способами.

Во-первых, умные люди, по-видимому, не любят авторитетов и догм. В 1992 году метаанализ семи исследований показал, что интеллектуалы чаще становятся атеистами, живя среди религиозных людей, то есть попросту выбирают нонконформизм.

Во-вторых, умных людей убеждает только то, что подлежит эмпирической или логической проверке, тогда как вера принципиально от неё отказывается («верую, ибо абсурдно»). Авторы отмечают, что интеллектуалы предпочитают аналитическое мышление — контролируемое, систематическое, медленное — в противовес интуитивному — эвристическому, быстрому и, как правило, бессознательному.

В-третьих, интеллект замещает все функции религии. Иными словами, умные люди достигают того же, что и верующие, но на других основаниях. Цукерман, Зильберман и Холл выделяют четыре такие функции.

Первое. Религия дарит ощущение контроля над происходящим. Это было продемонстрировано в ряде проведенных в 2008–2010 годах исследований, которые показали, что лишение волонтёров чувства контроля повышает веру в Бога. Для верующего мир более предсказуем и, следовательно, менее опасен. («Радость оттого, что всё в надёжных руках», — пел Борис Гребенщиков.) Кроме того, вера в высший разум повышает «самоэффективность», то есть веру в возможность достижения цели. Следовательно, если у интеллектуала есть такое же чувство контроля, он нуждается в религии меньше других.

Второе. Религия повышает самоконтроль. В 2009 году было показано, что религиозность коррелирует с материальным благополучием. Это было истолковано так: верующие более дисциплинированы в достижении целей и готовы отказаться от синицы в руках сейчас ради журавля потом. Но в 2008 году метаанализ отметил, что умные люди тоже менее импульсивны. По-видимому, отсрочка вознаграждения требует более интенсивной работы оперативной памяти, и интеллектуалы могут себе это позволить без упования на вмешательство свыше.

Третье. Религия повышает самооценку. В 1997 году метаанализ сравнил людей, которые действительно верили в сверхъестественное, и тех, что оставались представителями религиозной группы, не веря в Бога. Первые относились к самим себе лучше, чем широкая публика. Но то же самое выявлено и относительно умных людей...

Четвёртое и, пожалуй, самое интересное. Благодаря вере люди не чувствуют себя одинокими в этом большом мире. Религиозные люди часто говорят, что у них с Богом личные отношения. Бог — словно якорь в момент утраты близкого человека или разрыва отношений. Для умных таким якорем становятся другие люди. Индивиды с высокими показателями интеллектуального развития чаще создают семьи и реже разводятся. Им не надо прибегать к общению с Богом, когда не хватает общения на земле.

Подчеркнём ещё раз: данный метаанализ рассматривает лишь аналитический интеллект, который всего лишь часть нашего интеллекта, как бы ни называли остальные части. Кроме того, обзор охватил только те статьи, которые были написаны на английском языке (и две переведённые на английский). На Японию и Латинскую Америку сил не хватило.

Г-н Цукерман предупреждает и о том, что более 87% участников исследований были жителями США, Великобритании и Канады, то есть представителями не только западного, но и протестантского образа жизни. Для католичества и иудаизма корреляции могут быть другими (менее отрицательными).

Не всё гладко и с объяснениями. Например, гипотеза о нонконформизме не работает в скандинавских странах, где атеисты составляют большинство.

Наконец, не стоит забывать о слове «корреляция». Речь не о том, что высокий уровень интеллекта является причиной снижения религиозности. Нельзя называть собеседника болваном только из-за того, что он верующий. Если вы, конечно, не древний драматург.

Результаты исследования опубликованы в журнале Personality and Social Psychology Review.

Подготовлено по материалам Ars Technica.

Встречался я одно время с замечательной девушкой

  • 11.08.13, 18:15
Она отличалась полным отсутствием каких-либо комплексов вкупе с ОЧЕНЬ яркой внешностью (185 см рост, 4-й бюст, несмывающийся загар, в общем - мечта бандита). Как-то под выходные, приняв лишние градусы, завели мы в койке беседу на религиозную тематику. Итогом божественного спора было решение немедленно (завтра) расквитаться с нашим октябрятско-пионерско-комсомольским прошлым и крестить подругу. 

В субботу мы, как очень ответственные люди, были в небольшой церквушке в ближнем Подмосковье. Сценарий действа ни я, ни она не знали, поэтому я отправил ее к стайке вездесущих бабулек узнать рекогносцировку и план действий. В церкви было уже полно желающих приобщиться к Богу, все они были одеты в какие-то легкомысленные простыни, но когда вышла на подиум моя мадемуазель, то мужская половина приобщающихся забыла, что они были в храме Божьем в субботу утром. 

Если бы она вышла в бикини, то такого фурора бы не было. Простынь была ей явно не по росту и прикрывала исключительно самую наглость, причем (уж не знаю какая веселая бабулька ей подсказала) из белья на ней были только легкомысленные трусики, 4-ый бюст же, лишившись оков, весело гулял под еле сдерживавшей его простыней. 
Все таинства посвящения описывать не буду, скажу лишь, что прошли они в крайне напряженной обстановке, да еще и все это дело производил совсем молоденький батюшка, по жиденькой бородке и пушку на верхней губе я бы дал ему от силы лет 20. 

Дошло дело до омовения в купели. Лучше бы этого не делали... Чтобы помочь бедному батюшке дотянуться до головы, моя мадам не нашла ничего лучше чем наклониться до всем известной позы, упершись руками в колени. При этом публике сзади нее открылся потрясающий вид и публика взревела от восторга, мужики стали требовать разливать уже наконец кагор, женщины требовали прекратить разврат. Но это было только начало. 

Перед бедным батюшкой тоже открылся незабываемый пейзаж (представляете 4-ый бюст в наклоне, даже и в простыне). Батюшка покрылся испариной, рука его предательски дрогнула и плеснула из ковшика святой воды на этот пейзаж. Видели конкурс "мокрые маечки"? Это все фигня. Думаете, моя мадам хоть чуть-чуть смутилась?! Как же!!! 

Она с чувством выполненного долга разворачивается к основной публике и.... правильно, снимает простынку и начинает ее отжимать... Батюшку уже можно было не откачивать, а отпевать. Мужики единогласно решили не пропускать ни одной выходной службы. Женщины решили уйти в мусульманство.
Когда я пытался узнать, что за мысли были в тот момент в ее прекрасной головке, она отвечала:

- Тяжелое похмелье, люди в простынях, жарко, парит, тазик с водой, мокрая простыня.... где-то здесь должен быть бассейн и холодное пиво.

Старый священник уходит на покой.На его место назначили молодого

  • 10.08.13, 21:03
В первый же день приходит к нему исповедоваться мужичок:


— Святой отец, грешен я.
— В чем грех твой? - вопрошает священник.
— Грех мой - мужеложство, святой отец.
Ну и тут поп с ужасом понимает, что не знает что назначить мужичку во искупление греха. Сколько раз помолится грешному?
Сколько свечек поставить и кому?? Не знает и все тут!
Выбегает он в церковный двор, а там мальчишка-дворник метлой машет.
Ну и поп к нему:
— Отрок! Не помнишь ли ты, что прежний батюшка давал за мужеложство??
Отрок, застенчиво:
— Ну, когда пирожок, а когда и яблочко...


Человечество, пора эволюционировать!

  • 10.08.13, 17:55
Настало время сбросить с себя оковы рабства, низвергнуть в Тартар предрассудки. Естество и sensus communis нанесут ответный удар против тысячелетий угнетения и эксплуатации человека во имя бога. Прометей сорвал свои цепи, и никакие боги не устоят пред его гневом. Только человек с его неповторимой внутренней структурой, только он с его удивительным потенциалом. Мир – игра, и эта игра должна изменить свои правила, ибо дорога в том же направлении – путь в пропасть и к рабству.

Мы, люди новой морали, должны принять на себя ответственность за этот мир. Никто не подаст тебе руку с небес, никто не прошепчет на ухо божественного совета. Мы должны искать ответы внутри, отвергая все чужеродные голоса, что осели историческим грузом у нас внутри. Переверните горы литературы, проанализируйте это, сами обдумайте – и ответ будет найден. Всегда и во всём необходимо сомневаться, ибо только сомнение порождает истинный поиск. Не верьте и мне – сомневайтесь в моих словах. Подумайте над ними, и если они покажутся вам разумными – примите их.

И я говорю вот что: этот мир, в котором мы выросли, переживает время, когда старое уже умирает, а новое еще не родилось. Умирает то, что должно было умереть, потому что оно не истинно. Вера была нужна для того, чтобы «прикрыть» дыры в нашей научной картине мира. А теперь, когда дыр осталось совсем мало и мы можем смело говорить: «Наука даст ответ, рано или поздно», - религия стала раковой опухолью, паразитирующей на здравом рассудке общества и на его материальных ресурсах.

Повторяю: сомнение – друг и помощник. Только сомнение делает возможным поиск. Вера умерщвляет его. Поэтому мы умерщвляем в себе веру во благо поиска. Вера говорит: «не ищи, вот истина, верь. Она уже найдена Иисусом/Мухаммедом/Кришной/Буддой/Махавирой и тысячей других. Не ищи, что искать? Верь им, они нашли, они от бога». Но это все ложь, сладкое зелье, усыпляющее настоящий поиск. Это политика, паразитирующая на человеческом страхе перед плёткой и жаждой поощрения. Нам это не нужно, ибо мы способны быть людьми без всяких «пряников» и без страха перед ждущими вилами в задницу. И если вера вас успокаивает – вы еще младенец, жаждущий соски. Покой для мертвых, а нам нужны вопросы и разумные, логичные на них ответы.