Ricky Gervais:Почему я атеист. Перевод с The Wall Street Journal
- 11.03.13, 20:37
Почему ты не веришь в Бога? Я слышу этот вопрос постоянно. И я всегда стараюсь дать очень деликатный, обоснованный ответ. Но, обычно, это неловкая и бесцельная трата времени. Верующие люди не нуждаются в доказательствах существования Бога, как и в доказательствах обратного. Они счастливы со своими убеждениями. Они обычно говорят такие вещи как «это истина для меня» и «это вера». Но я продолжаю давать свои логичные ответы потому, как считаю, что не быть честным - это снисходительно и невежливо. Как это ни парадоксально, но говорить, «Я не верю в бога потому, что нет абсолютно ни одного научного доказательства его существования, и само его определение логически невозможно в нашей вселенной,» также снисходительно и невежливо.
Меня обвиняют в высокомерии. Это выглядит особенно несправедливым. Наука ищет правду. И это не дискриминация. Хорошо это или плохо, но она открывает новые вещи. Наука скромна. Она знает, что она знает и она знает, что она еще не знает. Она основывает свои выводы и убеждения на веских доказательствах – доказательства постоянно обновляются и совершенствуются. Науку не оскорбляют новые факты. Она включает в себя совокупность знаний. Она не придерживается средневековых практик из за того, что они являются традициями. Если бы это было так, то вместо укола пенициллина вы бы протирали штаны в молитвах. Во что бы вы ни верили — это не эффективная медицина. Опять же вы можете сказать, «Это помогает мне,» но это эффект плацебо. Моя точка зрения — Бога не существует. Я не говорю о том, что не существует веры. Я знаю, что вера существует. Я наблюдаю это везде. Но вера во что-то, не делает это самое «что-то» истиной. Надежда, что нечто истинно, не делает это истинным. Вера в бога не является субъективностью, он либо есть, либо его нет. И дело тут вовсе не во мнениях. У вас может быть свое собственное мнение, но вы не можете иметь свои собственные факты.
Почему ты не веришь в Бога? Нет, нет, нет, почему ВЫ верите в Бога? Безусловно бремя доказывания лежит на верующих. Вы затеяли все это. Если бы я подошел к вам и сказал, «Почему бы тебе не поверить, что я могу летать?» Вы бы сказали, «С какой стати?» Я бы ответил, «Потому, что это вопрос веры.» Если бы я тогда сказал, «Докажи, что я не могу летать. Видишь, вот видишь, ты не можешь это доказать, не так ли?» Вы, возможно, ушли бы, позвали бы охрану или выбросили бы меня из окна с возгласом, «Лети отсюда долбаный псих.»
Это, конечно, вопрос духовности. Как атеист, я не вижу ничего плохого в том, чтобы верить в Бога. Я не думаю, что Бог есть, но вера в него не приносит вреда. Если она помогает вам каким-либо образом, меня это устраивает. Но если вера начинает нарушать человеческие права, то это тревожит меня. Я никогда не буду отрицать ваше право верить в бога. Но я бы предпочел, чтобы вы не убивали людей, которые верят в других богов, скажем. Или не забивали кого-нибудь до смерти камнями, потому, что ваша книга правил гласит о том, что сексуальность это аморально. Это странно, что кто-либо, кто верит во всемогущего всезнающего, всевластвующего и ответственного за все, что происходит, также хочет судить и наказывать людей за то, какие они есть. Из всего, что я смог узнать — самый наихудший тип человека, который может быть, это атеист. Первые четыре заповеди так и намекают на это. Есть бог, ты его, ничей более, ты не так хорош и не забывай это. («Не убивай» упоминается лишь в 6 пункте.)
Когда я сталкиваюсь с кем-то, кто презирает меня за мое неверие, я говорю, «Таким меня создал Бог.»
Но в чем атеисты обвиняются в действительности?
Словарное определение Бога — это «сверхъестественный творец и смотритель мира.» Под это понятие попадают все божества, богини и сверхъестественные существа. С начала документированной истории человечества, которое определяется изобретением письменности Шумерами около 6000 лет назад, историки насчитывают более 3700 сверхъестественных существ, из которых 2870 можно считать божествами.
Поэтому, когда кто-то скажет мне, что он верит в Бога, я спрошу, “В какого? Зевс? Аид? Юпитер? Марс? Один? Тор? Кришна? Вишну? Ра?...” Если он ответит, “Просто в Бога. Я верю только в одного Бога”, я укажу на то, что он почти такой же атеист, как я. Я не верю в 2870 богов, а он не верит в 2869.
Я верил в Бога. Был Христианином.
Я любил Иисуса. Он был моим героем. Больше чем поп-звезды. Больше чем футболисты. Больше чем Бог. Бог определяется как всемогущий и безупречный. Иисус был человеком, и должен был работать на него. Он был подвержен соблазну, но грехи одержали верх. Он был честным и мужественным. Но Он был моим героем, так как Он был добрым. Он был добр к каждому человеку. Он не преклонился перед давлением, теранией и жестокостью. Ему было все равно кто ты. Он любил тебя. Что за парень, я хотел быть похожим на Него.
В какой-то день, мне было 8 лет, я рисовал распятие на кресте, как часть моей домашней работы по изучению Библии. Я также любил искусство. И природу. Я любил то, какими Бог создал всех животных. Они были идеальны. Безусловно прекрасны. Это был удивительный мир.
Я жил в бедности, в имениях рабочего класса, в застройках растянувшихся за городом под названием Рэдин. Около 40 миль к западу от Лондона. Мой отец был чернорабочим, а мать — домохозяйкой. Я никогда не стыдился бедности. Это было почти благородным. К тому же, все, кого я знал, были в той же ситуации, и у меня было все, в чем я нуждался. Школа была бесплатной. Моя одежда была дешевой, но всегда чистой и выглаженной. И мама всегда что-то готовила. Она готовила в тот день, когда я рисовал крест.
Я сидел за кухонным столом, когда мой брат вернулся домой. Он был на 11 лет старше меня, стало быть, ему было 19. Он был самым умным из всех, кого я знал, но слишком нахальным. Он всегда огрызался и поэтому попадал в неприятности. Я был хорошим мальчиком. Я ходил в церковь и верил в Бога – что было утешением для матери рабочего класса. Видите ли, в том месте, где я рос, мамы не расчитывали на то, что их сыновья, повзрослев, станут докторами; они просто надеялись, что их сыновья не попадут в тюрьму. Поэтому, приведи их к вере в Бога и они станут хорошими и законопослушными. Это совершенная система. Ну, почти. 75 процентов Американцев - богобоязненные Христиане, 75 процентов заключенных - также богобоязненные Христиане. 10 процентов Американцев - атеисты; 0.2 процента заключенных - атеисты.
В общем, я счастливо рисовал моего героя, когда мой брат Боб спросил, «Почему ты веришь в Бога?» Всего-лишь простой вопрос. Но моя мама испугалась. «Боб,» сказала она таким тоном, что обычно означало «Заткнись.» Чем же был плох этот вопрос? Если Бог есть и моя вера сильна, то не важно, что говорят люди.
Оу.. подождите-ка. Бога нет. Мой брат знает это, и мама в глубине души тоже знает это. Все было так просто. Я стал думать об этом и задавать все больше вопросов, и, где-то примерно через час, я уже был атеистом.
Ух ты. Бога нет. Если мама врала мне о Боге, значит она врала мне и про Санту? Да, конечно, но кому какое дело? Подарки продолжали поступать. Так же как и дары моего обретенного атеизма. Дары правды, науки, природы. Настоящей красоты этого мира. Я узнал об эволюции растений, животных и нас. Мне больше не нужна была причина моего существования, лишь причина жить. И воображение, свобода воли, любовь, юмор, веселье, музыка, спорт, пиво и пицца — это достаточные причины для жизни.
Но чтобы жить честной жизнью — для этого нужна правда. Это еще одна вещь, которую я узнал в тот день, правда, какой бы шокирующей и неудобной она ни была, в конце концов именно она приводит к освобождению и чувству собственного достоинства.
Что же все-таки означает вопрос «Почему ты не веришь в Бога?». Я думаю, когда кто-нибудь спрашивает у меня об этом, на самом деле подвергает сомнению свою веру. В какой-то степени они спрашивают «Что делает тебя таким особенным? Как тебе удалось удержаться от промывания мозгов, в отличие от нас?», «Как ты смеешь говорить, что я дурак и не попаду в рай, пошел ты!» Давайте будем честны, если бы только один человек верил в Бога, он бы считался очень странным. Но вера в Бога — очень распространненное явление. Почему это так? Это же очевидно. Верь в меня и живи вечно. Повторюсь, если бы дело было просто в духовности, это было бы отлично.
«Относись к другим так...» - это хорошее правило. Я живу им. Прощение - вероятно, лучшая добродетель из всех. Именно добродетель, это не только Христианское приемущество. Быть хорошим - это не навык, которым обладают. Я хороший. Я просто не верю в то, что буду возногражден за это на небесах. Моя награда — здесь и сейчас. Зная это, я стараюсь делать правильные вещи, прожить хорошую жизнь. А вот где духовность действительно теряет свой путь — это когда людьми движет убеждение «Делай так или будешь гореть в аду.»
Вы не будете гореть в аду, но в любом случае будьте милыми.