Новозаветная Пасха - Светлое Христово Воскресенье - как главное событие в
духовной жизни христианина получила название Праздник праздников, царь
дней или Велик день. Пасха является также самым первым христианским
праздником.
История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5
тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела
скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев
из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в
связи с воскресением Христа.
На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.)
было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского.
Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое
воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего
равноденствия. Таким образом, праздник "кочует" во времени и выпадает
каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому
стилю.
Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал
празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято
называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной
недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия
таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях
Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое
Воскресение Христово.
У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов,
приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно
называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый
православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять
таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко
распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке,
озере или обливание в бане до восхода солнца.
В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в
Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви
можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный
можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней.
Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца,
съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в
землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой
напасти. Еще один обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на
стол с хлебом.
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца.
По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень
овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки
кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С
Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины,
мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков,
барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые
пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.
В Чистый же четверг варили овсяный кисель для
"ублажения" мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху его
ели даже раньше кулича. К праздничному столу готовили много снеди,
запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали.
Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным,
обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных
блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными
цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц,
некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы
из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах
зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.
Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной
символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и
мясных блюд (кости) закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли
до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был
богатым
Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым,
приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой
возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай
вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или
несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в
честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и
одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами