хочу сюди!
 

Юля

39 років, скорпіон, познайомиться з хлопцем у віці 35-45 років

Майдан и левые: мечты и действительность

Меня как человека технического, в некотором роде даже педантичного, всегда смущало злоупотребление разного рода «красными словами» при описании серьезных событий. Нет, конечно, я не против перлов изящной словесности, однако в последний месяц дешевого пафоса стало вокруг меня слишком уж много. Я имею в виду описание Майдана-2.

Каких только эпитетов он ни удостаивается. Одни говорят, что это рождение нации, другие — революция духа, третьи — национальная революция, но с тем, что на наших глазах происходит однозначно революция, соглашаются и первые, и вторые, и третьи. И все они вопрошают левых: «Почему вы не участвуете? Ведь революция же идет, вы ее так жаждали, а теперь нос воротите? Вы против Януковича или нет?».

Что же все-таки происходит в Украине? Революция? Существует классическое определение революционной ситуации, данное Лениным: «...для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для нее требуется еще, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде» (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. т. 23, стр. 300).

Положа руку на сердце, видим ли мы такое на Украине? Нет. Системы государства, в частности аппарат принуждения, в целом функционируют нормально. Да даже в нескольких квартала от Грушевского течет абсолютно мирная жизнь. Захваты ОГА тоже не нарушили целостности власти. 

А вот что говорит о революции Маркс: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).

Цитата длинная, но зато очерчивает весь круг требований, предъявляемый к тому, чтобы некое социальное явление назвать революцией. Опять-таки спросим уже с учетом этого определения: происходящее — революция? Нет. В бывшей УССР уже более двадцати лет «строится» капитализм. Конечно, же украинский капитализм — не сахар, однако революции, свергающей капитализм в стране явно не наблюдается.

Ни революции, ни даже революционной ситуации в Украине нет. Тогда что здесь происходит? Выступление? Чье? Теперь самое время заняться классовым анализом. К настоящему времени в нашем распоряжении имеются данные двух социологических опросов, проведенных фондом «Демократические инициативы» и КМИС 7-8 и 20 декабря 2013 г., а также данные опроса экспертов. В целом вырисовывается следующая картина: основной движущей силой протестов является мелкая и средняя буржуазия. На Майдане также присутствуют безработные, сезонные строительные и сельхозрабочие, фактически примыкающие к люмпен-пролетариату. Количество же промышленных рабочих — самое минимальное. Об отсутствии поддержки рабочих свидетельствует и неудача с организацией дважды громогласно анонсированной всеукраинской забастовки.

Итак, что мы имеем? Выступление мелкой и средней буржуазии даже не всей Украины, а по большей части Запада и Центра Украины и города Киева. От левых, — а значит и от марксистов, — требуют к нему присоединиться. Можем ли мы поддержать движение мелкой буржуазии? Да, можем — но тогда и только тогда, когда такое движение выдвигает или готово поддержать общедемократическую программу, объективно служащую интересам освобождения класса наемных рабочих. За пределами такой программы наши интересы расходятся.

Была ли выдвинута Майданом общедемократическая программа? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть сложившуюся на Майдане политическую структуру. Протест мелкой буржуазии уже в который раз был оседлан «оппозицией», которая представляет интересы одной из группировок крупной олигархической буржуазии Украины. Рассказы о том, что оппозиционную «тройку» никто не слушает и что она не имеет никакого влияния на Майдане — не более чем миф: именно Яценюк, Кличко и Тягнибок ведут переговоры с Януковичем, озвучивают политические инициативы Майдана и т.д. Да, в столкновениях на улице Грушевского выявилось, что «тройка» не может повлиять на боевиков, однако параллельных руководству «оппозиции» центров управления создано не было, и значит, именно она осуществляет политический контроль над протестами и является «политическим лицом» Майдана. Соответственно, анализировать надо именно программу «оппозиции».

Ее предложения можно свести к следующему: перевыборы президента, перевыборы парламента, возврат к конституции 2004 года, изменения в судебной системе. Однако я не уверен, что изменения в судебной системе в отдельности при сегодняшнем уровне коррупции смогут привести к появлению справедливого и честного суда. В конце концов, большинство законодательных инициатив Украины нынче проходят экспертизу в Венецианской комиссии, однако это никак не меняет направленность и не уменьшает силы репрессивного аппарата государства.

Если оставить в стороне вопрос технической реализации перевыборов президента, то остается самый главный вопрос: чем отличается государство, живущее по конституции 1996 г. и 2004 г.? Только декорациями, которыми обставляет свое правление олигархическая буржуазия Украины. Мы все помним правление президента Ющенко с разгулом политических игрищ противоборствующих группировок олигархии. Вопросы полномочий президента, депутатской неприкосновенности — вот акты фарса, с завидным постоянством разыгрываемого на политической сцене страны. И как только власть и оппозиция менялись местами, менялись на противоположные и их позиции по рассматриваемым вопросам. Вот и сейчас требование возврата к конституции 2004 г. продиктовано тем, что для перевыборов президента нет технических возможностей, а значит, лучше всего ограничить его полномочия. Это общедемократическая программа? Даже предложения КПУ отменить пост президента и децентрализовать власть за счет федерализации и то звучат радикальнее.

Таким образом, о прогрессивном характере протестов говорить не приходится. Более того, после разочарования в руководстве «оппозиции» мелкая буржуазия, падкая на красивую фразу и позу, немедленно возвела в «герои» ультраправых из «Правого сектора». В целом на Майдане заправляют правые националисты всех видов и раскрасок. Левый активист может там появиться, только если не будет афишировать свои политические пристрастия и организационную принадлежность. Так же весьма четким сигналом о том, как относится «оппозиция» к «красным», является запрет деятельности КПУ в Тернопольской и Ивано-Франковской области.

Обе олигархические группировки будут продолжать свою политику, но в случае победы той, интересы которой фактически представляет Майдан, страну накроет очередная волна правого и ультраправого национализма. И в этой связи непонятны попытки заставить марксистов выбрать одну из этих сторон. Нас упрекают в том, что мы не идем на Майдан. А что там делать? Агитировать мелкую буржуазию, которая стала охвостьем «оппозиции», ее «пушечным мясом»? Или сражаться рядом с нацистами из «Правого сектора»? Помогать «тройке» загребать жар чужими руками — благодарю покорно. Именно она представила происходящее как последнюю битву между Добром и Злом. Хотя думать так, значит полностью игнорировать уроки Майдана-2004.

Да, левое движение Украины слабо, как и слабо рабочее, профсоюзное движение страны, что обусловлено сложным комплексом факторов, обсуждать которые следует в отдельной статье. Однако эта слабость не должна толкать нас на слепой «активизм». Конечно, для многих, в особенности для молодых, постоянные мало результативные с их точки зрения раздача листовок на проходных заводов и попытки организовать профсоюзы проигрывают в зрелищности и «активности» столкновениям на улице Грушевского, так похожим на то, что делают анархисты Греции, Испании, Германии или Франции. Только в европейских странах эти уличные бои являются дополнением мощного профсоюзного стачечного движения, а не его заменой. Освобождение рабочего класса есть дело самого рабочего класса, а не горстки активистов, картинно штурмующих «Беркут» совместно с неонацистами.

Место левых сегодня – не на бутафорских баррикадах среди взбесившихся мелких буржуа, а в гуще своего класса. Их задача сегодня – не помощь одним буржуа против других, не свержение одного буржуазного правительства в пользу другого, а разъяснение демократической и социалистической программы пролетариата. Их дело — защита демократии от посягательств как со стороны агрессивного правонационалистического и неонацистского меньшинства, так и от «антифашистского» лживого «национального единения», организуемого правящей партией.

Александр Конопляников

2

Коментарі

Гість: Комендор

19.02.14, 21:02

Не совсем так. Разъясняя рабочим, что ВСЕ буржуазные силы в ИТОГЕ надо отстранять от власти, партия диалектиков должна призывать рабочих на борьбу вместе с той частью буржуазии, на смену котрой стремится буржуазия ещё более реакционная. Если следовать "логике" автора статьи, то большевики и рабочие не должны были участвовать в Февральской буржуазной революции 17-го года. Но с точки зрения МАССОВОСТИ участников, эту буржуазну. революцию совершили РАБОЧИЕ. Та или иная революция определяется тем, какая партия лидирует в ней, а не тем, кто в ней участвует. Участвуют ВСЕ. Другой вопрос - ПЕРЕРАСТАНИЯ революции, когда буржуазия останавливается на полпути преобразований, а рабочие требуют их углубления. Но НАЧИНАТЬ рабочим надо всегда со ВСЕМИ теми, кому грозит ещё более реакционн

    Гість: Комендор

    29.02.14, 21:10Відповідь на 1 від Гість: Комендор

    Рассуждая как автор, коммунисты в Германии не должны были вместе с другой буржуазией бороться против прихода к власти Гитлера и ЗАЩИЩАТЬ не гитлеровскую буржуазную власть. Статья - ВРЕДНАЯ для рабочего класса, антимарксистская. Рабочие всегда должны бороться за власть того СЕГОДНЯ, кто хоть каплю демократичней вчерашнего. А если мы имеем власть буржуазную, более прогрессивную, чем та, которая желает её сменить, то рабочие должны ЗАЩИЩАТЬ и такую буржуазную власть. Это - ДИАЛЕКТИКА. История движется в реальности ШАЖКАМИ, продвигаясь постепенно, накапливая КОЛИЧЕСТВО преимущество до часа "Д". При более демократичном буржуазном режиме рабочим и их партии ЛЕГЧЕ общаться, вести пропаганду и агитацию, организовываться. Рабочим НЕ ВСЁ РАВНО - какой РЕЖИМ буржуазной власти.

      Гість: Комендор

      39.02.14, 21:18Відповідь на 2 від Гість: Комендор

      Даже просто с точки зрения УМНОЙ тактики и голого прагматизма, только ДУРЕНЬ, видя, как дерутся два его врага, не поможет сначала одному из них удушить другого, чтоб потом остаться ОДИН НА ОДИН с другим врагом. Плохо рабочему, когда оба врага живут в мире между собой. И он должен РАДОВАТЬСЯ, когда они поссорятся, и возникает возможность ПОМОЧЬ одному угробить другого. Повторяю: статья - ВРЕДНАЯ для рабочих: либо = недоумка, либо - ПРОВОКАТОРА, знающего, что если рабочие поднимутся сегодня, то в первую очередь они снесут МАЙДАН. И не потому ли это "умник" под видом " пролетарской революционности" радет как раз ЗА МАЙДАН. Статья, во всяком случае, ВЫГОДНА МАЙДАНУТЫМ.

        Гість: шестьшесть 6

        49.02.14, 21:27

        майдан еще в меньшей степени отвечает интересам рабочего класса, чем февральская революция 1917 года. Сейчас пролетариату есть что терять, а приобретет он только геморрой в виде власти очередной олигархической группировки

          Гість: Комендор

          59.02.14, 21:38Відповідь на 4 від Гість: шестьшесть 6

          Неправильно. Из двух зол ВСЕГДА одно больще, другое - меньше. Равенства нет НИКОГДА. Всегда надо бороться против большего зла. ВСЕГДА. А призыв сидеть и выжидать момента, чтоб всех, всё и сразу - ПУСТОМЕЛЬСТВО БЕЗДЕЛЬНИКА. Работа, дело в РЕАЛЬНОСТИ - это в большей части ежедневная рутина продвижения шажок за шажком вперёд. А ВНЕШНЯЯ "революционная принципиальность" - МАНИЛОВЩИНА вечно по ДЕЛУ ничего не делающих, и находящих оправдание в болтовне о том, что "наше время не пришло ещё". Наше время надо ПРИБЛИЖАТЬ, в том числе помогая КАЖДЫЙ ДЕНЬ более современной буржуазии уничтожать власть(или стремление к ней) буржуазии вчерашнего дня.

            Гість: шестьшесть 6

            69.02.14, 22:01Відповідь на 5 від Гість: Комендор

            а мне кажется правильным тезис автора о том, что рабочий класс еще не организован и ...(строго по классику) нет той партии, которая отражала бы его интересы.Будут другие баррикады, а не эти вонючие