С Масленицей!
- 25.02.14, 22:23
- Нынешняя масленица не имеет того ритуального значения, какое она имела прежде, когда это был всенародный праздник, связанный с проводами зимы.
Общество «защиты старины», членом которого я состою, пытается, как вам известно, возродить старые балаганы. Может быть, что-нибудь из этого и выйдет. Я лично убеждён, что это будет красивое зрелище.
(Н. К. Рерих Петербургская газета. 1914. 16 февраля. № 46. Воскресенье. С. 4.)
"Расписание")
Понедельник - ВСТРЕЧА
Вторник - ЗАИГРЫШ
Среда - ЛАКОМКА
Четверг - РАЗГУЛЯЙ
Пятница - ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ
Суббота - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ/ ПРОВОДЫ
ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
В этот день утром дети в деревнях собирались вместе, делали куклу из соломы - Масленицу - и наряжали её, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!» Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Те, кто побогаче,начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Хозяйки угощали детей блинами. Это продолжалось до обеда, а после обеда девушки и парни брали соломенное чучело - Масленицу - и ходили с ним по деревне, распевая песни:
***
Ой да Масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает!
Ой да Масленица,
Широкая, погости недельку,
Недельку!
***
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.
Первый день катания с гор был детским, взрослые присоединялись к катанию только в середине недели.Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.
ЗАИГРЫШ
Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю-две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы.
А также с утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.
Самым любимым делом на Масленицу было покататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало. Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем - конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) - это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.
В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». В этот день молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых.
ЛАКОМКА
***
Тетушка Варвара,
меня матушка послала:
Дай сковороды да сковородничка,
мучки да подмазочки.
Вода в печи, хочет блины печи.
Где блины, тут и мы.
В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».
В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. Даже есть выражение в русском языке «к тёще на блины». Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе. В этот же день молодые неженатые парни и незамужние девушки катались с гор.
Интересно, что над парнями, которым в этом году не повезло, и они не успели жениться, вся деревня подшучивала, придумывала разного рода «наказания», от которых молодые парни откупались угощениями - блинами и конфетами. Но самым главным событием этого дня был всё-таки визит зятя - « к тёще на блины».
РАЗГУЛЯЙ
На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. Его часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собиралось всё общество, гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и засыпали их по самую шею... Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку». Также популярной была такая народная забава как взятие снежных городков.
С этим днём Масленицы связаны сюжеты картин, например, Сурикова и Кустодиева «Взятие снежного городка» и «Масленица». В этот день часто деревенские жители обряжались кто как хотел. Само же чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.
ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ
Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тёщь угощают на Масленую зятьки». В этот день наступала очередь тёщь навещать зятя: для тёщи пеклись блины. Приглашения тёщь были почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. Зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем тёще более оказывалось почестей. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть - мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
В полдень этого же дня девушки выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.
ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ/ ПРОВОДЫ
Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.
Как правило, в этот же день наряженную Масленицу - чучело из соломы - окружали почётом и на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Так прощались с Масленицей и серьёзно, и шутя, потому что эту весёлую неделю нужно было ждать целый год.
ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Седьмой день Масленицы - прощеное воскресенье - проводы, целовник. С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою», «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. А в ответ слышали знакомое: «Бог простит». Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном.
***
Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: «Не будьте к ближним строги.
Вас всё равно всех примирит земля»...
(Андрей Дементьев)
Коментарі