Война по ошибке. Есть ли план у Путина


Автор: http://www.liga.net/opinion/181544_voyna-po-oshibke-est-li-plan-u-putina.htm?utm_source=newsliganet&utm_medium=site&utm_term=top_block&utm_campaign=usability

Виталий Портников, журналист

 Вчерашняя встреча президента России Владимира Путина с представителями правительства относительно поставок газа в Украину завершилась угрозой перевести соседнюю страну на предоплату за газ - и одновременным предложением не применять это правило до проведения дополнительных консультаций с Киевом и Европейским Союзом. То есть, как и в случае с разрешением Совета Федерации о вводе войск в Украину мы имеем дело с отложенной угрозой - только теперь не военной, а экономической.

В каком случае угроза будет введена в действие, неясно: сам Путин выразил надежду, что “временно исполняющие обязанности различных уровней в Киеве не наделают там ничего такого, чего нельзя было бы исправить”. Эта фраза - один из типичных путинских сигналов, но намеренно нечетких: чего именно делать нельзя российский президент не поясняет, чтобы в любой момент объявить неприемлемым любое действие украинской стороны.

Это и есть суть украинского кризиса. Многие в Украине, в мире, да и в самой России убеждены, что у Путина есть конкретный, четко осуществляемый план - но на самом деле мы имеем дело с ежедневно, если не ежечасно изменяющейся тактикой, за которой не прослеживается никакой стратегии. Да, общие задачи у “плана Путина” есть - чтобы Запад считался с Россией как с супердержавой и признал постсоветское пространство зоной ее непосредственного влияния, чтобы украинское руководство отказалось от каких бы то ни было претензий на самостоятельную политику, чтобы в России никогда не произошло народных выступлений, схожих с украинскими. Но точного понимания того, как этого следует достичь, не существует. Не случайно дестабилизация ситуации на юго-востоке началась с пророссийских выступлений и вывешивания российских флагов на захваченных административных зданиях. Но затем сменилась митингами с требованиями возвратить “легитимного президента” Виктора Януковича - а сейчас вновь звучат российские лозунги. Завтра диверсанты могут выйти на манифестацию против НАТО, через три дня вновь вспомнить о Януковиче - и так до бесконечности, пока Путин не решит, что требуемый уровень нестабильности в Украине достигнут  или не решится на большую войну.

Для того, чтобы понять смысл выполнения этих задач, нужно уяснить себе их цель. Любая агрессия, любое расширение территории, любое подчинение соседней страны должно быть обоснованно политически и экономически. Последний перед Путиным оккупант Украины - Адольф Гитлер -  стремился к расширению жизненного пространства немцев, созданию новой империи, воплощению в жизнь постулатов национал-социализма. Чего хочет Путин? Попасть в учебник истории? Выступить новым собирателем земель? Обеспечить своему окружению новое пространство для заработка? Показать Западу где раки зимуют?

Проблема в том, что желания российского президента изменяются точно также, как и его планы. Именно поэтому можно констатировать, что государственный аппарат Российской Федерации в последние месяцы оказался в крайне деморализованном и разобранном состоянии. Силовики сочиняют планы, которые должны понравится главе государства - Путин - в точном соответствии со своим характером принимает на вооружение наиболее радикальные предложения, но затем откладывает их исполнение до неопределенного момента. Экономические ведомства призывают к принятию срочных решений по оздоровлению ситуации, ухудшающейся из-за начала санкций - но президент занят глобальными задачами и не хочет замечать возможных последствий российской изоляции. Дипломаты заняты в основном сочинением зубодробительных ответов на все новые и новые решения о прекращении контактов с Москвой - но реальная работа российского МИДа на западном направлении фактически остановилась. Высокопоставленные чиновники в Москве затаились и стараются не предвосхищать президентских заявлений - тем более, что они лишились возможности их предвидеть…

Что произошло за последние месяцы и почему путинских режим стремительно превращается из авторитарного в маргинальную диктатуру? Ответ на этот вопрос прост: Путин ищет оптимальную форму сохранения власти, причем власти именно своей, не клановой.

Став президентом в 2000 году, Путин был естественно зависим от семьи своего предшественника Бориса Ельцина и от олигархического баланса. Олигархический баланс был нарушен арестом Ходорковского, тогда же уменьшилось влияние семьи, которое удалось восстановить только с приходом в Кремль Дмитрия Медведева. Эта рокировка оставила у Путина и его собственных выдвиженцев острое ощущение нестабильности власти и доходов, которое они попытались преодолеть после возвращения Путина в президентское кресло. Причем не трудно заметить, что вначале преодоление осуществлялось с помощью конструкции милостивого и готового к диалогу с Западом монарха - вспомним хотя бы о помиловании Ходорковского, поиске взаимопонимания со Штатами по Сирии и миролюбивому тону накануне Олимпиады в Сочи. Майдан изменил путинский образ мышления кардинально - и уже не впервые: на место милостивого “короля-солнца” пришел неумолимый, но все еще не до конца уверенный в своих силах Бонапарт.

Каждый вечер Путин засыпает с уверенностью, что он - Наполеон, каждое утро просыпается с вопросом - Наполеон ли он - и хватит ли у него сил по-настоящему противостоять Западу. Российскому президенту необходимо получить как можно больше с как можно меньшими потерями - потому что он понимает, что экономический крах и большое количество жертв сведет крымскую эйфорию в России на нет. Его два шага вперед и шаг назад - настоящие политические качели - ежедневный поиск “золотого сечения”, который Путин вынужден вести практически в одиночку, вместе с несколькими верными соратниками, прошедших ту же чекистскую школу и оттого также не готовых к кавалерийским броскам.

То, с чем столкнулся мир в Украине - это не война, потому что Путин - не полководец. Это спецоперация, потому что Путин - чекист. Но, учитывая неустойчивое психологическое состояние авторов спецоперации и меняющиеся день ото дня планы эта спецоперация может перерасти в войну - просто по ошибке.

Интервью с адмиралом Кабаненком

  • 29.03.14, 10:26
 Адмирал Кабаненко: У Украины достаточно сил противостоять России

Источник: Лигабизнесинформ - http://news.liga.net/interview/politics/1155344-admiral_kabanenko_u_ukrainy_dostatochno_sil_protivostoyat_rossii.htm

 

О тактических ошибках в Крыму, руководстве Минобороны, перспективах полномасштабной интервенции РФ и вариантах выхода из военно-политического кризиса

 

Адмирал Кабаненко: У Украины достаточно сил противостоять России

Игорь Кабаненко

Адмирал Военно-морских сил Украины, в прошлом - первый заместитель командующего ВМС и заместитель Генштаба Вооруженных Сил Игорь Кабаненко рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ о том, как стоило бы противостоять российской агрессии.

В декабре 2013-го Кабаненко был уволен президентом Виктором Януковичем с военной службы. Министром обороны на тот момент был Павел Лебедев. Поводом для решения президента послужило лишение в конце октября Службой безопасности Украины допуска адмирала к государственной тайне с формулировкой "допущение грубых нарушений действующего законодательства в сфере государственной тайны". Свое отстранение Кабаненко назвал политически мотивированным. Сегодня адмирал Кабаненко выступает в качестве военного эксперта.

- Прокомментируйте перестановки в руководстве Минобороны - Михаил Коваль вместо Игоря Тенюха?

- Мы должны оценивать государственных служащих по результатам их работы. За прошедшие три недели руководство Минобороны совершило ряд серьезных ошибок. Принимались половинчатые решения, которые только провоцировали противника идти дальше.

Новому министру я желаю успехов и адекватных шагов в работе, но оценивать надо будет по результатам. Ситуация, в которой он назначен - тяжелая.

Хочу сказать, что много задач стоит перед Укроборонпромом. В последние годы эта структура работала в основном на экспорт, но сегодня этот подход должен быть изменен - она должна усиливать нашу армию и обороноспособность страны.

- Какие именно ошибки были совершены Министерством обороны в предыдущие три недели?

- Была упущена инициатива и время на первых этапах крымского кризиса. Можно было блокировать границы, перекрыть паромную переправу, можно было перекрыть действия российских войск в пунктах базирования соответствующим наращиванием наших войск на нашей территории. Между прочим, такие планы были. Почему они не реализованы - это для меня секрет.

- Есть мнение, что Крым просто сдали.

- Это мнение должно быть предметом серьезного расследования. Оно важно и для того, чтобы не допустить промахов в будущем.

- Допускаете полноценную интервенцию со стороны России?

- Такая опасность существует - это мнение разделяют все серьезные военные эксперты. Это не догадки, а выводы, основанные на фактах. Индикаторы, которые мы анализируем, имеют тенденцию к нарастанию. Это активизация наступательных компонентов российских войск - 3-я и 20-я армии, 4-я Кантемировская дивизия, переброс систем "Ураган" и фронтовых бомбардировщиков СУ-24 с полной загрузкой.

Временное затишье не должно нас расслаблять, потому что России верить нельзя. Мы должны помнить опыт Чечни, Грузии и Приднестровья. Также нужно понимать, что удар в таком случае придется на центр управления страной - столицу.

- Непротивление при захватах в Крыму - верное решение?

- С одной стороны, формы и способы, которые использовали российские войска - действуя из-за спин мирного населения, не позволили нашим военным действовать жестко. С другой стороны, руководство Минобороны, кроме команды "Стоять!" и моральной поддержки "Тримайтеся!", не сделало для военных ничего. Руководство пошло по пути минимизации рисков любой ценой, а это неприемлемо. В сегодняшней ситуации минимизация рисков стоила Украине фактической капитуляции в Крыму.

- Какова ситуация на границе с Приднестровьем, есть угроза нападения?

- Есть опасность. Ближайшая задача российского вторжения - это юго-восточная полоса Украины. Приднестровье россияне рассматривают как вспомогательный плацдарм в случае полной интервенции.

Стоит отметить, что анализируя ситуацию и строя прогнозы, большинство экспертов пытаются рассматривать действия Путина с точки зрения логики и здравого смысла. Но нам стоит смириться с тем, что у него одна логика - все средства хороши. Военные действия со стороны России - это не только сила, но и обман, предательство, вероломство, шантаж. Потому верить обещаниям и заявлениям России нельзя, и готовиться нужно ко всему, а это значит - к худшему.

Многие образованные и трезвомыслящие российские военнослужащие и военные эксперты понимают преступность действий войск РФ, но принимают правила игры, играя в имперских офицеров 

- Украинское руководство способно адекватно отреагировать на вызовы?

- Способно, но я бы рекомендовал делать это оперативнее, чем в прошлые недели, более эффективно и результативно.

- Вы консультируете кого-то из руководства страны?

- В последние дни такой контакт появился. До этого он тоже был, но не на уровне людей, принимающих решения. Конкретизировать я бы не хотел.

- Что конкретно вы предлагаете делать сегодня?

- Я считаю, что Рада должна принять решение о том, что все происходящее - это военная агрессия. Некоторые называют ее "странной войной", но странная она не потому, что это не война, а потому что ведется с использованием нестандартных форм и способов, на которые Украина не смогла вовремя отреагировать.

Во время конфликта на Тузле, в 2003-м, Украина действовала гораздо эффективнее. Опыт у нас есть, почему мы его не используем?

Далее - необходима полная мобилизация. Не тотальная - к ружью все мужское население от 18 до 60 лет, а полная в том смысле, что необходимо полностью укомплектовать и усилить все действующие воинские части, наши силы обороны. А также создать части территориальной обороны. У нас колоссальный мобилизационный потенциал - более 700 тысяч людей с опытом военной подготовки.

Должна быть, наконец, создана ставка верховного главнокомандующего.

Армия должна стать профессиональной. В Украине необходимо поставить на вооружение ракетное оружие - на это нужно время, но такие возможности есть. Если бы мы имели в распоряжении системы с дальностью действия в 2,5 или хотя бы 1,5 тысячи километров, Владимир Путин трижды бы подумал перед аннексией Крыма.

Также необходимо ввести режим чрезвычайного положения, организовать бесполетные зоны в отдельных регионах юго-востока. Я понимаю все риски, но это необходимо делать.

Экономика тоже должна быть ориентирована на оборону. Это должно понять не только правительство, но также общество и бизнес.

Понимаю, что многие могут не понимать необходимость таких жестких мер - ведь за окном вроде бы мирно, люди ходят в рестораны, принимают гостей, вообще - кругом весна. Но важно понять, что над Украиной сегодня нависла реальная угроза тотальной оккупации - российским войскам для этого нужно несколько часов.

- Запад нам поможет?

- В случае, если Украина продемонстрирует готовность оборонятся, реализуя возможности, о которых я сказал, западное сообщество может помочь техникой, вооружением, ужесточением санкций против агрессора, дипломатическим и политическим содействием. Но никто не будет помогать тому, кто сам себя не защищает. Никто за нас воевать тоже не будет - не нужно питать иллюзий.

- Какой бюджет нужен армии?

- Семи миллиардов, которые уже выделены, достаточно для обеспечения указанных мер. Конечно, в том случае, если не воровать и разумно использовать.

Чтобы не было таких безумных поступков, как в прошлом году, когда Минобороны при министре Лебедеве якобы вернуло государству 1,8 млрд. Во-первых, не понятно, куда ушли эти деньги, во-вторых, что значит "вернули"? У нас что, армия не нуждается в деньгах? Этот факт нужно серьезно расследовать.

- Какой вариант оборонной стратегии ближе Украине - польский, швейцарский или израильский?

- Такие дискуссии происходят, они не очень активны, так как вопросы перспективы менее актуальны, чем отражение сегодняшней угрозы. Тем не менее, лично я склоняюсь к польской модели. Она ближе и реалистичнее для реализации в украинских условиях (главный критерий - качество лучше количества; в состав боевых соединений входят всего три тысячи человек, но укомплектованы они самой современной техникой, - ред.). В то время как швейцарский вариант у нас не реалистичен в силу геополитических особенностей региона.

Кроме того, уверен, что Украина должна быть элементом коллективной безопасности. Если бы мы были в системе коллективной безопасности уже сегодня, то проблема Крыма даже не возникла бы.

- Вы общаетесь с коллегами из России? Как российские офицеры в приватных беседах расценивают происходящее?

- С недавних пор общение прекратилось - слишком сказывается влияние российской пропаганды. Причем, многие образованные и трезвомыслящие военнослужащие и военные эксперты понимают преступность действий российских войск, но при этом принимают правила игры, играя в имперских офицеров. Это их осознанный выбор.

Конец интервью.

 

От себя: согласен с тем, что над Украиной нависла реальная угроза военной агрессии, а поэтому нужно думать и готовиться к худшему, иначе в начало войны мы поверим тогда, когда за окном начнёт грохотать.