А нужна ли Ливии европейская калька?
- 23.03.11, 18:52
В свете последних событий в Ливии меня заинтересовало - почему при таких, как у нас модно говорить, соцстандартах в Ливии произошло то, что произошло? Отставив на время внешние факторы решил узнать - почему часть населения поддержала Каддафи, а часть выступила против него? Попалась на глаза статья за 2007г. Всегда интересно читать прошлые материалы и сравнивать с тем, что случилось через какое-то время. Итак, сравним анализ внутреннего устройства Ливии, сделанный в 2007г. и как это сказалось на нынешних событиях в стране. Напомню - форпостом противников Каддафи сейчас является Киренаика.
В течение многих веков племена играли весьма заметную роль в общественно-политической жизни Триполитании, Киренаики и Феззана. Не только у бедуинов, но и у оседлого населения на первом месте находилась верность роду и племени, оттесняя на второй план верность местным правителям и османскому султану-халифу. Вплоть до получения Ливией в
1951 г. независимости племена выступали как автономные политические, военные и экономические единицы, сообщается на официальном сайте Института Ближнего Востока.
Закреплению их роли способствовало и распространение во второй половине XIX в. сенусизма: в каждом племени создавалась своя завия, которая становилась религиозно-культурным центром, объединявшим приверженцев новой доктрины. Но при этом сам основатель братства М. ас-Сенуси не принадлежал ни к одной из местных племенных группировок – он родился в Алжире, получил образование в Каире и Мекке и только в 1856 г. появился в Киренаике, обосновавшись в оазисе Джагбуб. В силу этого М. ас-Сенуси как бы стоял над племенами, выступая в качестве духовного руководителя ордена в целом. Сенуситам удалось объединить в основанную на теократических принципах организацию ранее враждовавшие друг с другом племена и распространить свое влияние на Триполитанию, Феззан и даже Западный Судан.
После получения Ливией в 1951 г. независимости в межплеменных отношениях возникла новая ситуация. Ставший королем религиозный и военно-политический лидер братства Идрис ас-Сенуси опирался на ведущие кланы Киренаики, что привело к обострению отношений с племенами Триполитании, Феззана и Сиртики и стало одной из причин недовольства населения его политикой.
Положение вновь изменилось после Сентябрьской революции 1969 г. Совершившая переворот Организация свободных офицеров юнионистов-социалистов объединяла в своих рядах в основном выходцев из небольших кланов. Возглавлявший Центральный комитет ОСОЮС капитан М. Каддафи происходил из небольшого, кочевавшего в районе Сирта племени Аль-Каддафа.
Не допускать выхода из-под контроля ситуации в межклановых отношениях М.Каддафи удается и потому, что, принадлежа к небольшому племени, он имеет возможность стоять над крупными племенными группировками, не отдавая предпочтения ни одной из них, играя на соперничестве между ними и выступая в случае необходимости в качестве беспристрастного арбитра.
При этом ключевые посты в армии, а также в революционных комитетах еще в конце 70-х гг. были отданы ливийским лидером в руки выходцев из Аль-Каддафы.
Поддержание межплеменного баланса в значительной мере зависит от отношений руководства страны с двумя крупнейшими племенами – Магарха и Варфалла и от их взаимоотношений друг с другом.
Так или иначе, существующая в Ливии система поддержания межплеменного баланса действует достаточно эффективно. Опасения ливийцев, что в случае отхода от нее господствующие позиции и в госаппарате, и в экономике будут захвачены каким-либо крупным племенем, которое оттеснит на задний план все остальные, стали одной из причин сохранения в течение 40 лет джамахирийской политической системы и отсутствия серьезных внутренних потрясений даже в неблагоприятных для режима внешних условиях.
Не следует упускать из виду, что гражданское общество в СНЛАД только формируется, что племенные и клановые представления продолжают накладывать заметный отпечаток на массовое сознание. В этом контексте представляет интерес точка зрения президента Ливийской академии наук С. Ибрагима, считающего, что, «если бы в Ливии были партии, то партийная система выстраивалась бы на основе племенных связей и в обществе нарастала бы напряженность в борьбе за власть. Тот факт, что племенные и религиозные различия между ливийцами нивелируются в народных конгрессах, а партии запрещены, и есть основа стабильности в стране». Более того, нельзя, видимо, исключать, что выход из-под контроля
борьбы племен за влияние, особенно в случае, если она наслоится на традиционное соперничество между Триполитанией и Киренаикой, может создать угрозу территориальной целостности СНЛАД. В свете этого становятся понятными настороженное отношение М. Каддафи к проектам радикальных политических преобразований и его заявления, что система «власти народа» реформироваться не будет. http://www.press-uz.info/index.php?title=home&nid=3624&my=122007&st=12&date=20071231
Вот такие пироги. Я думаю, демократоносцам надо было не переносить стандартный шаблон демократии с Европы на Ливию, а учитывать многие факторы, присущие только этой стране.
В течение многих веков племена играли весьма заметную роль в общественно-политической жизни Триполитании, Киренаики и Феззана. Не только у бедуинов, но и у оседлого населения на первом месте находилась верность роду и племени, оттесняя на второй план верность местным правителям и османскому султану-халифу. Вплоть до получения Ливией в
1951 г. независимости племена выступали как автономные политические, военные и экономические единицы, сообщается на официальном сайте Института Ближнего Востока.
Закреплению их роли способствовало и распространение во второй половине XIX в. сенусизма: в каждом племени создавалась своя завия, которая становилась религиозно-культурным центром, объединявшим приверженцев новой доктрины. Но при этом сам основатель братства М. ас-Сенуси не принадлежал ни к одной из местных племенных группировок – он родился в Алжире, получил образование в Каире и Мекке и только в 1856 г. появился в Киренаике, обосновавшись в оазисе Джагбуб. В силу этого М. ас-Сенуси как бы стоял над племенами, выступая в качестве духовного руководителя ордена в целом. Сенуситам удалось объединить в основанную на теократических принципах организацию ранее враждовавшие друг с другом племена и распространить свое влияние на Триполитанию, Феззан и даже Западный Судан.
После получения Ливией в 1951 г. независимости в межплеменных отношениях возникла новая ситуация. Ставший королем религиозный и военно-политический лидер братства Идрис ас-Сенуси опирался на ведущие кланы Киренаики, что привело к обострению отношений с племенами Триполитании, Феззана и Сиртики и стало одной из причин недовольства населения его политикой.
Положение вновь изменилось после Сентябрьской революции 1969 г. Совершившая переворот Организация свободных офицеров юнионистов-социалистов объединяла в своих рядах в основном выходцев из небольших кланов. Возглавлявший Центральный комитет ОСОЮС капитан М. Каддафи происходил из небольшого, кочевавшего в районе Сирта племени Аль-Каддафа.
Не допускать выхода из-под контроля ситуации в межклановых отношениях М.Каддафи удается и потому, что, принадлежа к небольшому племени, он имеет возможность стоять над крупными племенными группировками, не отдавая предпочтения ни одной из них, играя на соперничестве между ними и выступая в случае необходимости в качестве беспристрастного арбитра.
При этом ключевые посты в армии, а также в революционных комитетах еще в конце 70-х гг. были отданы ливийским лидером в руки выходцев из Аль-Каддафы.
Поддержание межплеменного баланса в значительной мере зависит от отношений руководства страны с двумя крупнейшими племенами – Магарха и Варфалла и от их взаимоотношений друг с другом.
Так или иначе, существующая в Ливии система поддержания межплеменного баланса действует достаточно эффективно. Опасения ливийцев, что в случае отхода от нее господствующие позиции и в госаппарате, и в экономике будут захвачены каким-либо крупным племенем, которое оттеснит на задний план все остальные, стали одной из причин сохранения в течение 40 лет джамахирийской политической системы и отсутствия серьезных внутренних потрясений даже в неблагоприятных для режима внешних условиях.
Не следует упускать из виду, что гражданское общество в СНЛАД только формируется, что племенные и клановые представления продолжают накладывать заметный отпечаток на массовое сознание. В этом контексте представляет интерес точка зрения президента Ливийской академии наук С. Ибрагима, считающего, что, «если бы в Ливии были партии, то партийная система выстраивалась бы на основе племенных связей и в обществе нарастала бы напряженность в борьбе за власть. Тот факт, что племенные и религиозные различия между ливийцами нивелируются в народных конгрессах, а партии запрещены, и есть основа стабильности в стране». Более того, нельзя, видимо, исключать, что выход из-под контроля
борьбы племен за влияние, особенно в случае, если она наслоится на традиционное соперничество между Триполитанией и Киренаикой, может создать угрозу территориальной целостности СНЛАД. В свете этого становятся понятными настороженное отношение М. Каддафи к проектам радикальных политических преобразований и его заявления, что система «власти народа» реформироваться не будет. http://www.press-uz.info/index.php?title=home&nid=3624&my=122007&st=12&date=20071231
Вот такие пироги. Я думаю, демократоносцам надо было не переносить стандартный шаблон демократии с Европы на Ливию, а учитывать многие факторы, присущие только этой стране.
11
Коментарі
анонім
123.03.11, 19:13
Вы ещё верите в демократию?Мне кажется первопричина всё же в нефти и газе.
eksi
223.03.11, 19:19Відповідь на 1 від анонім
Конечно не верю. Во всяком случае такую, о которой поёт Европарламент. И нефть с газом тоже понятно. Но вот почему с такими доходами на душу населения то же самое население сбрасывает того, кто это обеспечил - не понятно.
анонім
323.03.11, 19:22Відповідь на 2 від eksi
Думаю те,которым досталось меньше,решили перераспределить доходы.Как в Союзе в 1991.
eksi
423.03.11, 19:26Відповідь на 3 від анонім
Скорее всего. Каддафи создал за 40 лет большой пирог (ВВП). Он стареет. Вот и испугались, что от этого пирога им мало достанется и с его уходом.
анонім
523.03.11, 19:28Відповідь на 4 від eksi
Да,и не только в Ливии.
eksi
623.03.11, 19:32Відповідь на 5 від анонім
Остаётся только сожалеть. Как и о мощи бывшего СССР.
Гість: Комендор
723.03.11, 20:47
БФ
823.03.11, 22:51
Попу гармонь таки нужнее будет...
eksi
924.03.11, 07:36Відповідь на 8 від БФ
Доходчиво.
Черный плащ
1024.03.11, 12:57
Они и Беларусь хотят сьесть и Кубу и Венесуэлу