хочу сюди!
 

Людмила

56 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 44-57 років

Киеву нужно смотреть на восток.

  • 25.12.10, 11:23
21 декабря в Киеве выступал профессор, доктор социологических наук ОСКАР КРЕЙЧИ - в 1989—1990 гг. Крейчи был советником премьер-министров Чехословакии Ладислава Адамца и Мариана Чалфы. Сейчас профессор преподает в пражском  Институте международных отношений, а также работает в Институте политических наук Академии наук Словакии. Т. е. он в некотором смысле и сегодня воплощает единство бывшей ЧССР, поскольку проблемы и Чехии, и Словакии одинаково близки этом ученому.

Свою речь Крейчи начал с извинений. Он попросил прощения за то, что плохо говорит по-русски. На самом деле русский автора «Геополитики Центральной Европы» был совсем неплох. Но поскольку язык этот для него не родной, то в его выступлении периодически возникали интересные речевые обороты. Например, вот такой: «Со своими социальными проблемами Украина в Евросоюзе не поместится». О том, что ей делать в таком случае, чешский гость не умолчал, но об этом ниже, а пока о главном предмете его выступления — Чехии, Словакии и их месте в нынешнем мире.

Многим жителям Украины оно представляется достаточно завидным: живется чехам и словакам в общем-то сытно, поэтому немало «заробітчан», имеющих паспорта с трезубцем, сегодня трудятся в этих странах. Привлекательны они и для граждан других стран. Так, в Праге за рулем такси часто можно встретить албанца.

Но у профессора Крейчи своя точка зрения. Две части бывшей ЧССР — это слабые государства, полностью зависимые от соседей. Их экономика, к примеру, крепко пристегнута к экономике Германии. Поэтому недавний глобальный кризис оказался чувствительным для Чехии и Словакии. То же и во внешней политике — военным обеих стран уже не первый год приходится служить под чужими (в т. ч. и натовскими) знаменами на Балканах и в Афганистане.

К слову, о том, что самостоятельное государство, занимающее пространство от Саксонии до Закарпатья, будет слабым, предупреждали еще в XIX в., когда оба народа находились под скипетром австрийского монарха. И делал это не кто иной, как Франтишек Палацкий, крупный чешский политик середины позапрошлого столетия. Так и вышло. В XX в., как отметил Оскар Крейчи, в Чехии и Словакии восемь раз менялись государственное устройство и политический режим. И все под воздействием в первую очередь внешних факторов. Одним словом, будущее Праги и Братиславы всегда зависело от великих держав.

Сегодня, когда от единой ЧССР остались только воспоминания, оба государства еще более слабы и зависимы от основных геополитических игроков. Спрашивается, зачем же было устраивать в 1993 г. «бархатный развод» Чехии и Словакии?

Об этом профессор Крейчи также рассказал в своем выступлении. По его словам, никакой дискуссии в обществе на этот счет не велось. Просто элиты взяли и решили разделить страну. И все. Интересно, что главным инициатором «развода» был Ян Черногурский, премьер-министр Словакии в 1991—1992 гг. Его отец, Павел, в свое время был видным деятелем Первой Словацкой республики — марионеточного профашистского государства, которым руководил президент Йозеф Тисо.

Кстати, накануне ликвидации Чехословакии был проведен опрос населения. В Словакии за разделение страны были 37%, против — 63%. В Чехии цифры практически те же: «за» — 36%, «против» — 64%. Но политическое руководство этими результатами пренебрегло.

Сегодня обе страны на перепутье. Их благополучное будущее Оскар Крейчи видит в большой Европе, основанной на федеративных началах и обязательно находящейся в дружественных отношениях с Россией. Но любые, даже самые прекрасные идеи, напоминает ученый, воплощают в жизнь люди, создания несовершенные. Кому придется строить новое будущее? На представителей старшего поколения чешского общества у Крейчи особой надежды нет. Он считает, что оно слишком подвержено русофобии и чересчур концентрируется на призраке русских танков на улицах Праги. А вот молодежь — другое дело, слова «Москва» и «русский» для нее не звучат угрожающе, к Российской Федерации она относится спокойно. Зато совсем не хочет видеть у себя дома американские радары и ракеты. Поэтому несколько лет назад в массовых протестах против их размещения в основном участвовали молодые люди.

Будем надеяться, что они, в отличие от отцов и дедов (в XX ст. чехословацкая армия три раза оказалась неспособна защитить свою родину и практически не сделала по врагам ни одного выстрела), сумеют отстоять подлинный суверенитет своей страны.

А теперь об Украине. Много ли общего в ее ситуации с Чехией и Словакией? Г-н Крейчи так не считает. Слишком уж выгодное геополитическое положение у бывшей советской республики, и если в Киеве наконец осознают это и смогут извлечь выгоду, то стране гарантировано процветание. Правда, при условии тесных отношений с соседями. Перспективы Украины в ЕС, как уже было сказано, вызывают у Оскара Крейчи скепсис, а вот сотрудничество с Россией, Беларусью и Казахстаном, напротив, выглядит более оптимистично. При этом чешский профессор подчеркивает: «плохо остаться одной в этом диком экономическом мире». И с этим не согласиться нельзя.

Николай БИРЮКОВ

Не правда ли - у нас всё с точностью наоборот? Я об отношениях разных поколений к русским и перспективах Украины в отношениях с ЕС и СНГ.

1

Коментарі

126.12.10, 16:30

Браво профессору. Но жаль, что молодёжь чешская более свободна от влияния обиженного старшего поколения, нежели наша. Наши даже на голом месте обиды придумают, а если уж было, то ...ховайсь.