Украину погубит ксенофобия
- 04.12.10, 17:59
Отношение к евреям на заре независимости можно охарактеризовать как достаточно толерантное: почти треть респондентов были готовы принять их как членов семьи или же близких людей. Но в то же время 6—8% опрошенных считали, что их не стоит допускать в Украину.
Однако во втором десятилетии, особенно начиная с 2002 г., межэтническая толерантность начинает резко падать. Увы, с течением времени тема развития межэтнических отношений в Украине из практической, организационно-правовой плоскости переходит преимущественно в политическую, становится предметом спекуляций политических партий национально-демократической и националистической направленности. Любая тенденция в культуре и языке, которая отражала родственность культур, клеймится как русификация. Обществу пытаются привить стереотип отношения к русскому языку как к «мові сусідньої держави». Не меньше усилий прилагалось для создания образа Украинской православной церкви как «московської церкви». Всех, кто отстаивает позиции исторического единства восточнославянских народов, выступает за их союз, тесное политическое и экономическое сотрудничество, относят к «пятой колонне».Возможно, высокий ксенофобский скачок 2002 г. так бы и остался разовым, если бы в обществе не продолжали складываться условия, благоприятные для сохранения атмосферы ксенофобии. Все более откровенными стали публичные заявления лидеров ряда политических партий и объединений в отношении сограждан неукраинцев. Особенно возрастает частота таких заявлений в период выборных кампаний. Подобные позиции занимают лидеры отнюдь не только маргинальных организаций, но и более респектабельных партий, чьи представители заседали в Верховной Раде. Лидер УНП Ю. Костенко летом 2006 г. утверждал, что действовавший в то время состав парламента был наиболее неукраинский за весь период независимости. («Костенко образився на Ющенка і ледь не пішов», ). Л. Лукьяненко советовал «українському народові подумати, чому досі керують ним інородці».
Конечно же, дело не в примерах, а в тенденциях. А они просматриваются четко. Как ни печально, мы должны признать, что в «нулевые» годы в украинском обществе ксенофобия прижилась. Определенным индикатором ее распространенности можно считать интернет — а именно уровень толерантности на сайтах, специализирующихся в языковой, этнической, культурологической, конфессиональной проблематике. Особенно тревожит то, что пользователи интернета — преимущественно молодые люди.
Способствовали утверждению ксенофобии и отдельные идеологические проекты, и государственная политика, проповедовавшая обиженность украинской нации всеми соседями и тем самым внедрявшая в общественное сознание «комплекс жертвы».
Не меньшую роль играли и социальные причины — бедность, безработица, коррупция, недоверие к государственным институтам, в том числе к судам, милиции и прокуратуре и т. д.
Недавно состоявшиеся выборы лишь подтвердили остроту и масштабность проблемы.
Мне могут возразить, мол, 5% избирателей из принявших участие в голосовании, которые отдали голоса «Свободе», это показатель вполне на уровне поддержки националистических партий в западноевропейских странах. Но в данном случае равняться на Европу опасно. Ведь наша ситуация усложнена тем, что ультранационалистов поддерживают только в одном регионе страны — на западе. Тем самым выборы зафиксировали и региональную ценностно-нормативную разобщенность Украины.
Нельзя обойти еще одну «региональную» проблему — огромный вклад в популяризацию «Свободы» внесли ток-шоу на общенациональных телеканалах. Причем на фоне тогдашней маргинальности «Свободы» зрительская аудитория разного рода «Свобод слова» отнюдь не региональная.
Мы обратили внимание только на некоторые стороны трудной, острой и болезненной темы ксенофобии в Украине. Но и они показывают, что украинское общество приблизилось к опасной черте. Непродуманная политика политических элит, стремившихся, казалось бы, к благой цели — возрождению украинской культуры, — без учета всех факторов, влияющих на атмосферу многонационального общества, привела к падению межэтнической толерантности и всплеску ксенофобии. Чтобы поднять межэтническую толерантность до уровня хотя бы первых лет независимости, потребуется не один год и ряд шагов на государственном уровне: от принятия новых законов для практического применения международных обязательств Украины до внесения изменений в концепцию системы образования и работы СМИ.
Не меньшая, а возможно, даже большая, ответственность лежит на лидерах общественного мнения, на журналистах и ученых, писателях и политиках, священнослужителях и деятелях искусства, на всех, кто взращивает ростки гражданского общества. Ведь разжечь ксенофобию, мобилизовать старые этнические предрассудки и стереотипы или же добавить новые намного проще, чем настроить межэтнические отношения на конструктивный лад.
Доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии НАНУ
Николай ШУЛЬГА
Коментарі
анонім
14.12.10, 18:19
Україну губить москальський язик
Гість: Agad
24.12.10, 18:24
губит людей не пиво, губит людей вода
Гість: Пейсик
34.12.10, 18:33Відповідь на 1 від анонім
Украину таки губит галицкий новояз
Коринфянин
44.12.10, 18:37Відповідь на 3 від Гість: Пейсик
Не могу не согласиться.
eksi
54.12.10, 18:38Відповідь на 2 від Гість: Agad
В западной Украине таки да.
анонім
64.12.10, 18:40
Україну гублять толерасти! А ксенофобія-здорова реакція на окупантів та паразитів!
eksi
74.12.10, 18:42Відповідь на 6 від анонім
Это про вас, значит - Как ни печально, мы должны признать, что в «нулевые» годы в украинском обществе ксенофобия прижилась. Определенным индикатором ее
распространенности можно считать интернет — а именно уровень толерантности на сайтах, специализирующихся в языковой, этнической, культурологической, конфессиональной проблематике. Особенно тревожит то, что пользователи интернета — преимущественно молодые люди.
Гість: Эхинопс
84.12.10, 18:50Відповідь на 7 від eksi
Пришли два трусливых гнидёнка - оба прячутся от меня в игноре.
Гість: Agad
94.12.10, 18:51Відповідь на 5 від eksi
мда
даже как то не смешно получилось
eksi
104.12.10, 18:52Відповідь на 9 від Гість: Agad
И не пытался. Просто констатация.